Известные люди
»Александр Куницын
Рождение: Россия, 1.7.1840
Куницыну дар сердца и вина!Он создал нас, он воспитал наш пламень!Заложен им краеугольный камень.Им чистая лампада вожжена!А. Пушкин.
Пушкин для нас фигура, до такой степени существенно - историческая, до того овеянная пылью веков, "умудренно - отдаленная ею", что мы без малого не воспринимаем Пушкина - мальчика, Пушкина - юношу, тот, что нуждался в наставниках, которого когда -то учили, тот, что отвечал у доски: "Разве это могло быть?! - с удивлением спросите Вы: Пушкин двести с лишним лет учит- Нас: Мудро учит, что и калякать, да иной раз оскомину набивает!
Да и какие ему Учителя?! Еще в лицейские времена сам Жуковский признал себя "побежденным!"
Стоп: Лицейские времена. Вот отседова - то все и начинается.
Здесь и есть истоки Пушкина, как личности, до того духовно -свободной, ясно - гармоничной, что порой это было жестоко и мучительно для него самого!
Лицей основался по желанию и указу Императора Александра Первого в связи с тем, что подрастали его младшие братья, Николай и Михаил Павловичи, и необходимо было продолжать их, начатое дома, воспитание. Сам ученик философа Лагарпа, Император, в начале царствования - (да и позже, как в настоящее время доказано документально - не будем проводить в этом месте исторически изысканий.) не был чужд вольных, свободолюбивых идей.
Свобода и аристократизм духа, равенство перед законом, гражданское воспитание и патриотизм не казались ему несложный игрою слов. Во всяком случае, повторю,- в начале правления.
Императорской волей громадный дворец ( рядом с ним, как бы сквозь стену был "дом", в котором жила Государыня Елизавета Алексеевна!- факт примечательный!) с переходами, потайными лестницами и флигелями, роскошными парадными залами с тысячесвечевыми люстрами и скользким, как зеркало, паркетом ( архитектурное творение К. Растрелли) был отдан в указание маленьких мальчиков из дворянских, (нередко очень обедневших) семей в синих мундирах с воротничками в золотом шитье. Был набран штат преподавателей и воспитателей, до такой степени сурово и придирчиво, что порой это казалось смешным, не только кандидатам на пост. Но таков был распоряжение министра просвещения, графа Алексея Разумовского, что поделаешь!
Через некоторое время, истина, стало известно, что "царственные отроки" в Лицее обучаться не будут- воспротивилась императрица - мамаша, вдова Павла Первого, Мария Федоровна.
Несколько ужали смету расходов, уменьшили бюджет, но французский белый хлеб с маслом, кофе к полднику, фрукты, лицейский доктор, лазарет, уроки фехтования и танцев, языков, словесности и истории, а главное - штудирование гражданских дисциплин, основ римского права и других " нравственных наук" - все осталось на своем месте...
8- 9 августа 1811 года в Императорском Лицее прошли приемные экзамены, 13 октября съехались все принятые воспитанники, принятые на пост педагоги ещё раз представили свои аттестаты, а 19 октября 1811 года началась существование Лицея, как уникальнейшего явления в истории не только русской культуры, литературы, но и педагогики, если хотите...
И началась она блистательной вступительной речью одного из профессоров на акте открытия. Настолько блистательной, что заинтересовался ею более того погано слышавший на одно ухо и очевидно скучавший Государь, и нервозно заерзал в кресле бывалый царедворец граф Разумовский, поглядывая на "царственных гостей": Чем - то обернется?: Не будет ли скандала?: Но скандала не было:Царь более того горячо похвалил оратора - профессора, штрихи к биографии которого я Вам в текущее время набросаю.
Профессором этим был Александр Петрович Куницын.
Родился Александр Петрович в селе Кой, Кашинского уезда, Тверской губернии, в 1783 году, в семье священнослужителя.
Дата рождения адъюнкт - профессора Царскосельского Лицея точь-в-точь не установлена до сих пор. Как и строй других дат в его жизни.
Первоначальное образование он получил в духовном училище того же уезда и в Тверской семинарии. Блестящие успехи в учебе были награждены зачислением в Педагогический институт в Санкт - Петербурге в 1803 году, по окончании курса которого, Куницына, как одного из лучших студентов, отправили в Геттингенский универ - внимать лекции права. Его соучеником был в то время и Николай Иванович Тургенев. Самостоятельно Александр Куницын ещё прослушал вектор движения юриспруденции и дипломатии в Парижском университете (Сорбонна) и Гейдельберге (Германия) и возвратился домой в начале 1811 года, с огромным запасом сведений, собственных мыслей, молодым жаром и энтузиазмом. После представления атестата был утвержден в должности адъюнкт - профессора " нравственных наук". Занятия Куницын начал ещё до официального открытия лицея:10 октября 1811 года, воспитанники прослушали его первую лекцию.
Новое во всех отношениях учереждение получило новой формации профессора, полного горячего стремления к действительному просвещению юношества. Когда Куницыну препоручили вымолвить вступительную речь - лекцию на открытии, то он приготовил ее по всем правилам ораторского искусства и вложил в нее весь пыл своей веры в просвещение и торжество свободной мысли, а если чуток - слегка вчитаться, то и ненависти к тирании во всех ее формах!
У молодого Куницына был "чистый, звучный и внятный голос" (Ив. Пущин. Воспоминания.) и речь его не могла не пробудить внимания воспитанников, пускай более того им и было всего по 11 - 13 лет. Но тогдашние "малыши" были немного другими. И после этого в ряду лицеистов стояли Горчаков, Дельвиг, Пушкин, Пущин, Кюхельбекер, Матюшкин, Яковлев. Будущая плеяда...
Во всяком случае, духовная искорка от "чистой лампады" была зажжена аккурат тогда:
В речи Куницына, в частности, говорилось: "Государственный джентльмен должен быть в курсе все, что только прикасается к кругу его действия; его прозорливость простирается дальше пределов останавливающих взоры частных людей. Стоя при подножии престола он обозревает состояние граждан, измеряет их нужды и недостатки, предваряет несчастия, им угрожающие, или прекращает постигнувшие их действия. Он старается пробраться в сердце человеческое, дабы исторгнуть корень пороков, ослабляющих общество; ни в жизнь не отвергает он народного вопля, потому как глас народа есть глас Божий. Соединяя частные пользы с государственными, он заставляяет каждого стараться к общественной цели Граждане с охотой следуют его мановениям, не замечая его власти."
Если откинуть некоторую витеватость слога, "яти", "ери", то звучит чрезмерно уж актуально, не истина ли, читатель?
Курс лекций Куницына охватывал двенадцать циклов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так дальше. Все это составляло некое единство, так как профессор Куницын считал, что "наука только тогда имеет безупречный обличье, когда все положения оной составляют непрерывную цепочка и одно объясняется довольно другим." Здесь были и азы политической экономии и обзор различных общественных систем, и более того разбор пороков крепостного строя! "Крепостной мужчина - фиксировал в одной из лекций Куницын,- не имеет никакой имущества, потому как сам он себе не принадлежит. Не ему принадлежит жилье, в котором он живет, скот, тот, что он содержит, одежка которую он носит, хлеб, которым он питается".
Центральной всех лекций и занятий Куницына была одна:
Человек рождается свободным и должен слушаться только воле гражданских законов, а не воле тирана.
" Граждане независимые делаются подданными и состоят над законами верховной власти: но сие подданство не есть состояние кабалы. Люди вступая в среда, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты:; они подвергаются верховной власти, но только на том условии, чтобы она избирала и употребляла средства для их безопасности и благосостояния." ( А. Куницын. Начало курса лекций "Изображение политических наук")
Вот так, мало-помалу, каждодневными трудами, внешне неулыбчивый, сурово педантичный, суховатый Александр Петрович формировал внутренний мир своих воспитанников, которым 1 февраля 1814 года им была составлена полная аттестация. О Пушкине в ней профессор категорично заявлял:
"Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а вследствие того что успехи его шибко невелики, особливо по части логики". Любопытно, не истина ли?
Такой вывод объясняется не только тем, что Куницын был крайне сдержанным и эмоционально -" прохладным" человеком, с излишней пристрастностью суждений. Вовсе нет.
П. А. Плетнев говорил о Куницыне, что он" при уме быстром и проницательном, обогащенном разнообразными познаниями, отличался характером твердым и благородным. Просто. Не подсказало своевременно сердце, занят был учительской суетой: работами, докладами, аттестациями, рецензиями. Кстати, в опровержение распостраненного мнения о том, что Поэт ни в чем не разбирался, помимо своих стихов, тот же Плетнев шибко тонко написал о Пушкине: "Природа, помимо поразительного таланта, наградила Александра изумительной памятью и проницательностью. Ни одно читка, ни единственный разговорчик, ни одна минута размышлений не пропадали для него на целую существование. Его башка, как хранилище разнообразных сокровищ, полна была материалами для предприятий всякого рода. Только с виду рассеянный и невнимательный, он из преподавания своих профессоров уносил больше, нежели товарищи."
Жаль все же, что Куницын не тотчас понял и разгадал своего ученика: Быть может, это произошло позднее, когда в строчках оды "Вольность", в стихотворении "Деревня" Александр Петрович разгадал, увидел, почувствовал след своих программных лекций в Лицее? Кто знает...
Через два года следом окончания Пушкиным Лицея А.П.Куницын и Н. И. Тургенев задумали создать вольное среда при Союзе Благоденствия Декабристов для издания журнала "Россиянин XIX века" Сохранился черновой список предполагаемых членов общества - посреди них Пушкин.
Со своим профессором, к которому "питал до самой смерти своей глубочайшее и искреннее уважение"(П. Плетнев) Пушкин виделся ещё немного раз, а 11 января 1835 года на одном из литературных вечеров Н. И Гнедича, куда был приглашен и Куницын, преподнес профессору свой работа - "Историю Пугачева" с дарственной надписью: "Александру Петровичу Куницыну от Автора в знак глубокого уважения и благодарности". Присутствующие на вечере гости вспоминали, что педагог и ученик тепло и продолжительно говорили о чем то и расстались, непреклонно пожимая товарищ другу руки. Больше им увидеться не пришлось. О гибели своего ученика Куницын говорил завсегда с горечью, что вообще тяжко было ждать при его сдержанности.
Александр Петрович Куницын, кроме преподавания и составления курса лекций, занимался кроме того и изданием учебных пособий по нравственным и гражданским наукам, так как книг не хватало. Часто ученики переписывали его же собственные тетрадки - конспекты. В 1817 году, стараниями Куницына и педагогической конференции*, ( по нынешнему педсовета - автор) было издано справочное пособие "Краткое изображение взаимной связи государственных сведений",а в 1818 и 1819 годах вышли два тома: "Право, естественное и публичное" по которым занимались все лицеисты, покуда тома эти не обветшали до неузнавемости!
В 1820 году Куницын покинул Лицей, получив кафедру при Петербургском университете и пост начальника учебного отделения в дежурстве Пажеского и Кадетского корпусов.
Но прослужил профессор в Университете кратковременно. Сменилось руководство в Министерстве,были студенческие беспорядки в Московском пансионе, и "чиновники от просвещения" поспешили обвинить в этом Александра Куницына и его книгу о праве, распостраненную во всех учебных заведениях Москвы! В 1821 году о ней появилось официальное постановление. В нем говорилось:
"По принятым за основание ложным началам и выводимому из них крайне вредному учению,противоречащему истинам христианства и клонящемся к низвержению всех связей семейственных и государственных, книгу сию, как вредную, воспретить везде к преподаванию по ней и притом принять меры к прекращению.. преподавания естественного права по началам настолько разрушительным, каковы оказались в книге Куницына!"
Весь тираж учебного пособия -1000 экземпляров - был изъят у книгопродавцев и более того частных лиц и сожжен, а сам Александр Петрович - незамедлительно уволен со всех постов в Министерстве просвещения! (Некоторое время он жил частными лекциями. Среди его слушателей были: П. И. Пестель, братья Муравьевы, А. Поджио, Федор Глинка - будущие декабристы..)
Александр Петрович несладко пережил свою ненужность, отстраненность от преподавания.
Но нашел в себе силы действовать дальше, служить на благо Отечества. Для него это все не было только высоким слогом., Это было намного проще - вся его Жизнь!
Отправив немного прошений на Высочайшее имя и получив дозволение, Александр Петрович уже с 1826 года участвовал в составлении и напечатании полного свода законов ( 2 - ю и 3 - ю книги лично составил сам!); в 30 - х годах собрал воедино все духовные узаконения.
Закончив эту работу (к 1836 году) он стал - в 1838 году - председателем комитета по надзору за печатанием Полного собрания законов.
В 1838 же году получил рослый пост Директора Департамента духовных дел иностранного вероисповедания.
Напряженная дело, без отдыха и сна, подорвала силы "пламенного профессора", как называли его и бывшие ученики и сослуживцы по департаменту. 1 июля 1840 года Александра Петровича Куницына не стало. Внезапный инсульт прервал его 30 -ю дело. У него ни при каких обстоятельствах не было крупный семьи. Только хозяйка. Но о ней в словарях и справочниках ничего не говорится. Незаметная тень. Хоронили и оплакивали профессора его ученики и друзья. Егор Антонович Энгельгардт- второй управляющий Лицея - написал в письме к воспитаннику, адмиралу Федору Матюшкину: "Куницын мог обучать и добру учил." Эти слова -одна из лучших эпитафий тому, кто считал себя нетрудно - Учителем.
17 августа 2001 года. Светлана Макаренко.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Поносов Aleksandr Ponosov
Директор сельской школы села Сепыч Верещагинского района Пермского края. В ноябре 2006 года был обвинен прокуратурой в использовании для обучения..
читать далее →
Александр Страннолюбский Aleksandr Strannoliubskij
Страннолюбский (Александр Николаевич) - известный педагог; родился в 1839 г. Первые годы детства провел в Камчатке, где отец его был начальником..
читать далее →
Александр Ященко Aleksandr Iashenko
Ященко (Александр Леонидович) - педагог и естествоиспытатель, родился в 1868 г. Окончил курс в Санкт-Петербургском университете по естественному..
читать далее →
Александр Абаза Aleksandr Abaza
Государственный деятель, министр финансов.
читать далее →