Известные люди

»

Александр Лазарев

Александр Лазарев Aleksandr Lazarev Карьера: Актер
Рождение: Россия, 3.1.1938
А.С. Лазарев - Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, член Союза театральных деятелей (с 1962 г.), Союза кинематографистов (с 1973 г.), Академии кинематографических искусств (с 2002 г.). Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями за творческие достижения. Его именем названа звезда в созвездии Козерога.

Родился 3 января 1938 года в Ленинграде, в семье художника. Отец - Лазарев Сергей Николаевич (1899-1984). Мать - Лазарева (Тарасова) Олимпиада Кузьминична (1907-1996). Супруга - Немоляева Светлана Владимировна (1937 г. рожд.), актриса Театра имени В. Маяковского. Сын - Лазарев Александр Александрович (1967 г. рожд.), артист театра "Ленком" и кино. Внучка - Полина, внучок - Сергей.

Детство Александра Лазарева прошло в северной столице - городе, насовсем занявшем местоположение в его сердце. Его родители относились к советской интеллигенции первого поколения: они не навалом зарабатывали, не знали настоящего достатка, при всем при том покупали книги, посещали театры, прививали детям заинтересованность к культуре, художественный привкус.

Безоблачными в детстве Саши позволительно окрестить только первые 3 года перед началом войны. Страшные воспоминания оставила в памяти бытие в блокадном Ленинграде. Бомбежки, пожары, голод. Зимой пришлось предать огню всю библиотеку, отцовскую скрипку... Потом семейство выехала в Оренбург, где прожила немного месяцев. Здесь родился Сашин брат Юрий. Олимпиада Кузьминична устроилась вкалывать в офицерскую столовую, чтобы хоть как-то прокормить детей.

В Ленинград семейство Лазаревых вернулась как только сняли блокаду - в 1944-м. Год через Саша Лазарев пошел в 1-й класс. После занятий в школе вся ребятня послевоенной поры усваивала "уроки жизни" в дворовых компаниях; развлечений было мало - играли в чижа, в казаки-разбойники, ватагой ходили на каток.

Буквально до окончания школы Александр не думал, что он станет актером. Но что-то актерское он ощущал в себе уже тогда: после этого просмотренных кинофильмов, спектаклей ему нравилось рисовать увиденного актера, он пытался проникнуться его чувствами. После "Бродяги", к примеру, он ходил унылый, чувствовал себя заброшенным, одиноким. Любил представлять себя героем фильма "Мост Ватерлоо" с Робертом Тейлором, тот, что он смотрел десятки раз с неизменным восхищением. Пересмотрел многие спектакли БДТ и Театра комедии, наиболее популярные в те годы.

Твердое вывод сделаться артистом пришло в 10-м классе. Узнав о наборе в Ленинградский сценический институт, Лазарев записывается на консультации и проходит первостепеннный тур. Между тем ранней весной 1955 года в Ленинград приезжает выездная комиссия Школы-студии МХАТа во главе с директором студии В.З. Радомысленским. Комиссии предстояло сделать отбор желающих и двоих из них зачислить в студию.

Узнав о приезде комиссии, Саша решил попытать фортуна в школе-студии - до второго тура в Ленинградском театральном институте оставалось 2 месяца. В результате из общего немалого числа претендентов были отобраны и зачислены в школу-студию 2 абитуриента - школьник Александр Лазарев и демобилизованный морской офицер Анатолий Ромашин. Экзамены на аттестат зрелости Лазарев сдавал, уже официально являясь студентом школы-студии.

Осенью Лазарев отправился в Москву. Актерский вектор движения, на тот, что он попал, оказался шибко сильным, как стало ясно через годы - одним из лучших в школе-студии. Здесь учились В. Невинный, А. Филозов, Е. Лазарев, А. Ромашин, Т. Лаврова, А. Покровская - все будущие народные артисты, одаренный Ю. Гребенщиков, до срока ушедший из жизни. Педагогами являлись Е.Н. Морес, A.M. Карев, а кроме того большие мхатовские актеры - С.К. Блинников, В.Я. Станицын, С.С. Пилявская, В.К. Монюков.

Как и у большинства сверстников и сокурсников, годы студенчества были для Лазарева счастливой порой жизни - несмотря на то, что быт в общежитии Министерства культуры на Трифоновской улице был скудным и более того убогим. Это было время оттепели, первых попыток перемен в общественном сознании. Свободное время тяготило - все жили творческим перенапряжением, сутками пропадали в студии, до утра читали вирши Верлена, Гёте, Окуджавы. Споры, обсуждения, ночные бдения в общежитии не прекращались. Жили по принципу: реальный артист должен кинуть на алтарь искусства все силы, позабыть про удовольствия.

Когда Лазарев был на 1-м курсе, юный педагог школы-студии, артист Центрального детского театра Олег Ефремов создал из числа выпускников Театр-студию молодых актеров (грядущий "Современник"). Лазарев и его сокурсники принимали посильное участие - таскали декорации, красили, играли эпизодические роли. Спектакль начинался в 10 часов вечера, следом репетиций - все это происходило в Школе-студии МХАТа. Уже светало, когда молодые актеры пёхом возвращались в общежитие на Трифоновку.

Роли Лазарева в дипломных спектаклях были разнообразными (педагоги завсегда стараются выявить различные стороны творческой индивидуальности будущего артиста): Лазарев был и голливудским красавцем в пьесе Т. Реттигана "Огни на старте", и больным престарелым Яковом Коломийцевым в горьковских "Последних", и Николаем Алексеевичем в пьесе В. Розова "Страница жизни" ("Твой путь") - при этом его мама играла сама Евгения Николаевна Морес.

После окончания школы-студии Лазарев решает отбыть в Ленинград. Он добился показа в любимом Театре комедии, но Николай Павлович Акимов молодого артиста не взял. "Не приглянулся", - со вздохом комментирует в настоящий момент Александр Сергеевич.

Пришлось ретироваться в Москву. И вскоре произошел эпизод, тот, что Лазарев считает одним из судьбоносных моментов своей жизни. Однажды его однокурсница шла на показ к Н.П. Охлопкову и попросила подыграть ей. Надо заприметить, что для актеров, воспитанных в традициях системы Станиславского, Театр имени Маяковского казался вызывающе антихудожественным: Охлопков работал без занавеса, артисты у него выходили из зрительного зала... В этом чуждом по эстетическим воззрениям коллективе молодые актеры показывали отрывок из студенческого спектакля "Последние". Охлопков одним духом прервал их и попросил Александра прочесть отрывки из Пушкина и Маяковского, а позже предложил этюд: немцы берут в плен нашего израненного партизана. После этюда Александру Лазареву объявили, что он принят в труппу театра.

С улыбкой вспоминает А. Лазарев фразу, которой встретил его шеф театра Долгопольский: "Если не станешь актером - не скорбь. Нам все одинаково нужны такие рослые парни - в "Гамлете" некому пики выносить".

По велению судьбы посреди молодых актеров, которых в тот день просматривал Охлопков, была и Светлана Немоляева - она также пришла всего-навсего подыграть своему приятелю и ещё была принята в театр...

Вновь принятого Лазарева, высокого, молодого, сию минуту же ввели на немного ролей в "Гамлете". Он был Фортинбрасом, Марцеллом, Бернардо, Горацио, Королем-актером, Капитаном при Фортинбрасе. Чаще всего Лазарев играл в единственный закат дня три роли, еле-еле успевая изменять наряд и грим. В "Клопе" он выходил в ролях Слесаря и Пожарного. В "Побеге из ночи" был метрдотелем. За первые полгода Лазарев сыграл и Алешу в "Аристократах", и Сергея в спектакле "Садовник и тень", и милого студента-очкарика Каплина в "Маленькой студентке" - это уже была заметная служба, в которой Лазарев проявил склонность к характерным и комедийным черточкам героя.

После исполнения роли электрика Виктора Бойцова в спектакле "Иркутская история" по пьесе А. Арбузова Александр Лазарев "проснулся знаменитым". Охлопкову удалось пропитать тот самый спектакль уникальной энергетикой, на все сто "выложиться" - довольно проговорить, что сам режиссер за немного дней до премьеры слег в больницу. Пляска Лазарева-Бойцова в одной из центральных сцен (свадьба) стала поистине эмоциональной вершиной спектакля. Сам артист так оценивает важность этой роли в своей судьбе: "Я в этом спектакле родился. Не попади я в "Иркутскую историю" - и я вдалеке не уверен, что моя существование сложилась бы так, как она сложилась на нынешний день".

Вэтого 2 месяца через следом премьеры "Иркутской истории" на афише театра появляется наименование нового спектакля - "Время любить". Для своего персонажа - без малого идеального и, казалось бы, малодраматичного молодого человека - Лазарев все же нашел живые и интересные черточки. Не ненароком в своем отзыве о спектакле единственный из рецензентов написал провидческие слова: "А. Лазарев - артист больших возможностей, покуда ещё скрытого темперамента; он может любопытно показать себя в будущем".

Между тем "время любить" пришло для Лазарева не только на сцене, но и в жизни: 27 марта 1960 года его трогательный роман со Светланой Немоляевой (тот, что влюбленные долгое время скрупулезно, но безуспешно скрывали) завершился свадьбой. Застолье было скромным: Валентина Львовна, мать Светланы, приготовила рябчиков, ни чуточки не считавшихся тогда деликатесом, выпили самую маленько - в тот самый день шла "Иркутская история", где предстояло игрывать молодоженам и без малого всем гостям...

Театральная юность Александра Лазарева вписала новые яркие страницы в его творческую биографию: он замечательно сыграл морского офицера Часовникова - человека, переживающего мучительные внутренние противоречия, в спектакле "Океан" (1961) по пьесе А. Штейна; Ясона в "Медее" Еврипида.

Триумфальный дебют Лазарева в "Иркутской истории", его роли молодых героев, в особенности Часовникова в "Океане", привлекли внимательность кинематографистов. Первой работой А. Лазарева на киноэкране стала образ Янко в фильме "Вольный ветер" (1961), подкупающем атмосферой молодости и задора.

В том же году Лазарев в первый раз появился на телеэкране в короткометражном фильме "Время революции" (лента не сохранилась в архивах), где он сыграл революционного матроса, посланного в Палату мер и весов устанавливать "новое время".

В начале 1960-х годов Охлопков одну за прочий включает в репертуар пьесы о молодежи, для молодежи, в которых все шире раскрываются возможности и дар Александра Лазарева: "Современные ребята" М. Шатрова (А. Лазарев в роли строителя ГЭС Феликса), "Голубая рапсодия" Н. Погодина (продолжение пьесы "Маленькая студентка", Лазарев - Каплин), "Как поживаешь, чувак?" В. Пановой (реж. Е. Зотова; Лазарев в эпизодической роли Пылкого парня), "Опасная тишина" А. Вейцлера и А. Мишарина (авторы выступили и в роли режиссеров; А. Лазарев сыграл Алексея Уралова) и другие.

Значительную образ Александр Лазарев сыграл на сцене Театра имени Маяковского в последней работе Н. Охлопкова - спектакле 1964 года "Между ливнями", тот, что был подвержен критике в редакционной статье "Правды" (в вину автору и режиссеру вменялось то, что Ленин был показан за пределами круга соратников, за пределами общения с трудовым народом). Пришлось разрабатывать новую редакцию, которая обсуждалась на открытом партсобрании. А. Лазарев в роли матроса Гущи кроме того был вынужден перестроить образ: демагог и предатель с заостренной пластикой и широким жестом, каким был Гуща в первой редакции, трансформировался в человека скорее заблудившегося в анархистской фразеологии, нежели являющегося убежденным врагом революции.

В спектакле "Перебежчик" (1964) Лазарев появился на сцене в форме немецкого офицера - он великолепно сыграл обер-лейтенанта Вальтера Шеринга, перешедшего на сторону Красной Армии. По мнению критиков, развлекуха Лазарева в этой роли отличалась "интеллектуальностью, многообразием красок, тонкостью общего рисунка". Творческое блаженство и зрительский фарт принесла Лазареву образ Кости-Капитана в спектакле "Аристократы" по Погодину. В спектакле "Смерть Тарелкина" (1966), поставленном П. Фоменко, которого пригласил тяжелобольной Охлопков, Лазарев сыграл Варравина. Спектакль был подвержен нападкам со стороны идеологизированной критики, что с полным правом разрешено полагать его "знаком качества".

Первая крупная образ А. Лазарева в кино была связана с событиями войны - он сыграл командира партизанского отряда Федора в первом отечественном многосерийном телефильме "Вызываем пламень на себя" реж. С. Колосова. Однако действительным началом его крупный кинематографической биографии позволительно считывать образ Евдокимова в фильме "Еще раз про любовь" (1968) реж. Г. Натансона.

После выхода фильма "Еще раз про любовь" на экраны Натансон сказал о Лазареве: "По-моему, появился артист с большим будущим". Режиссер не ошибся - за годы успешной работы в кинематографе Лазарев снялся больше чем в 50 фильмах, многие из которых заслужили искреннюю зрительскую любовь: "Цветы запоздалые" (1970, врач Топорков), "Демидовы" (1983, Петр I), "Челюскинцы" (1984, О.Ю. Шмидт), "Дети солнца" (1985, Вагин), "По главной улице с оркестром" (1986), "Село Степанчиково и его обитатели" (1989, Егор Ильич Ростанев), "Мелочи жизни" (сериал, 1992, Шведов) и другие.

С приходом в Театр имени Маяковского А.А. Гончарова в 1967 году начался новоиспеченный период творчества А. Лазарева. Ярким событием стал спектакль "Дети Ванюшина" по пьесе С. Найденова, где Лазарев виртуозно сыграл Константина - старшего сына Ванюшина. Игра Лазарева максимально вобрала в себя смысловое содержание спектакля, показывающего, что время Ванюшина прошло и наступает верх Константина - расчетливого, циничного, хищного.

Громким триумфом театра стал начальный нашенский мюзикл (как значилось на театральной афише) - "Человек из Ламанчи". После тщательного обдумывания и взвешивания Гончаров предложил образ Дон Кихота Лазареву, в котором режиссер, по собственному признанию, увидел "поразительную чистоту, ранимость, убежденность, эмоциональную возбудимость".

Роль Сервантеса - Дон Кихота стала этапной в творчестве Александра Лазарева. Критики фиксировали у артиста "бескомпромиссную требовательность Дон Кихота", его "воинствующую человечность". Мастерство, с которым исполнялась Лазаревым эта образ, вывела его в начальный строй посреди артистов не только Театра имени Маяковского, но всего отечественного театра. Гончаров считает, что Дон Кихот стал "одной из вершин актерской биографии Александра Лазарева". "Человек из Ламанчи" - несомненная виктория А. Лазарева и его партнеров, виктория Гончарова и его помощников, виктория театра. Это было единодушно признано всеми критиками, театральной общественностью, зрителями.

В 1977 году за осуществление главной роли в спектакле "Венсеремос!" по пьесе Г. Боровика А. Лазарев был удостоен Государственной премии СССР. Актер тонко сыграл мучительные перемены в душе и миропонимании журналиста Карлоса Бланко, чью бытие за одну темное время суток переворачивают жестокие преступления, творимые у него на глазах чилийской хунтой. Престижной первой премии и диплома 1-й степени был удостоен и следующий спектакль театра на современную тему - "Долгожданный" А. Салынского. Ведущие роли в нем исполнили А. Лазарев и С. Немоляева, в первый раз сыгравшие на сцене мужа и жену.

Генерал Хлудов, исполненный Лазаревым в "Беге" (1978), - пожалуй, самый-самый трагический персонаж: это джентльмен дюжий, волевой, но при этом мятущийся, переживающий драму разлада с самими собой и со своей совестью. Эта образ, без сомнения, принадлежит к числу самых трагичных, самых сложных и прекрасных - в конце спектакля Хлудов принимает заключение возвратиться на родину, в грозную неизвестность...

В 1980-х годах Лазарев играет в спектаклях по горьковской "Жизни Клима Самгина" (1981, Ротмистр), "...И порвется серебряный шнур" А. Казанцева (1982, беллетрист Певшин), "Маяковский начинается" М. Розовского (1983, Маяковский), "Завтра была война" (1985, Леонид Сергеевич Люберецкий). Вновь весьма успешным оказывается сотрудничество с П. Фоменко в "Плодах просвещения" (1985, Звездинцев). Ряд комедийных образов, созданных А. Лазаревым, пополнили его работы в спектакле "Смех лангусты" (1986, реж. С. Яншин; Лазарев - Жорж Питу) и сильно успешном "Круге" (1988, режиссерский дебют в Театре имени Маяковского Т. Ахрамковой; Лазарев - лорд Клайв).

Следующий спектакль ученицы А. Гончарова Т. Ахрамковой - "Валенсианские безумцы" - закрепил за ней комедийную линию в репертуаре театра, а ее кульминацией стал спектакль "Шутка мецената" (1992) с Лазаревым в главной роли. При всей веселости происходящего на сцене созданный А. Лазаревым образ Мецената сильно сложен: в этом человеке чувствуется какая-то душевная утомленность, внутренняя пустошь, которую он пытается наполнить розыгрышами и не сильно изобретательными развлечениями. Через добросердечный строй своего героя Лазарев тонко передает атмосферу русского декадентства, настроения предвоенного времени. Благодаря блистательной работе мастера комедия Аверченко живет на сцене Театра им. Маяковского уже страсть сколько лет.

Постановка А. Гончаровым пьесы "Жертва века" (1994) по пьесе А.Н. Островского "Последняя жертва" - своего рода "диалог со временем", попытка осмыслить происходящее "в этом месте и сейчас" на классическом материале. Работа над спектаклем шла в начале 1990-х годов, когда в стране разразился острый общественно-политический и душевный кризис: организация нравственных ценностей была подмята коммерциализацией жизни, стремлением одним духом обогатиться всякий ценой. Лазарев с невероятным комедийным темпераментом сыграл в спектакле Лавра Мироныча - промотавшегося купца с неподобающим его положению апломбом. В 1994 году за тот самый спектакль А. Лазарев был удостоен премии Москвы в области литературы и искусства.

Главным событием сезона 1995 года стал спектакль Т. Ахрамковой "Кин IV" по пьесе А. Горина с А. Лазаревым в заглавной роли. Посвящена пьеса всевременной мучительности отношений художника и власти, неизменно актуальной в нашем государстве. За свою работу драматург и артист были удостоены самой престижной театральной премии - "Хрустальной Турандот". В последовавшем за "Кином IV" спектакле "Чума на оба ваши дома!" (1998), поставленном ещё Т. Ахрамковой и ещё по пьесе Г. Горина, Лазарев играет синьора Монтекки, а С. Немоляева - синьору Капулетти. По отзывам критики, история взаимоотношений старших Монтекки и Капулетти "решена наиболее оригинально и как снег на голову. Немоляева и Лазарев играют влюбленность, перешедшую в ненависть, и ненависть, так до конца и не победившую любовь".

Свой 60-летний юбилей А. Лазарев встретил признанным мастером актерского искусства, одним из корифеев и самых любимых публикой актеров театра и кино. Поныне он сохраняет превосходный творческий тонус, играет в родном театре, которому верен больше 40 лет (Анучкина в гоголевской "Женитьбе" реж. С Арцибашева, в полюбившихся спектаклях "Чума на оба ваши дома!", "Кин IV", "Жертва века", "Плоды просвещения", "Шутка мецената", "Круг", "Смех лангусты"), в кино, где его участие всю дорогу означает явление на экране интересного образа.

В числе кинематографических работ А. Лазарева - роли в фильмах "Вызываем пламень на себя" (1964), "Такая короткая длинная жизнь" (1975), "Собственное мнение" (1976), "Хождение по мукам" (1977), "Бархатный сезон" (1978), "Через тернии к звездам" (1980), "Сказка, рассказанная ночью" (1981), "Берегите мужчин!" (1982), "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (1985), "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии" (1988), "Не сошлись характерами" (1989), "Арбатский мотив" (1990), "Тень, или Может быть, все обойдется" (1991), "Быть влюбленным" (1992), "Мужской зигзаг" (1992), "Бременские музыканты" (2000) и другие.

А.С. Лазарев - Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, член Союза театральных деятелей (с 1962 г.), Союза кинематографистов (с 1973 г.), Академии кинематографических искусств (с 2002 г.). Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями за творческие достижения. Его именем названа звездочка в созвездии Козерога.

Увлекается нумизматикой (олимпийская тема).

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Леньков Aleksandr Lenkov

Народный артист России (1997).
читать далее

Александр Лойе Aleksandr Loye

Хочешь сниматься в кино? эту стандартную фразу услышал много лет назад и пятилетний Саша Лойе.
читать далее

Александр Лымарев Aleksandr Limarev

Александр Лымарев - российский актер. Родился 18 января 1983 года.Дебютировал в кино в 2003 году со съемок в фильме под названием "Здравствуй,..
читать далее

Александр Лыков Aleksandr Lykov

Александр Лыков - известный российский актер театра и кино. Родился 30 ноября 1961 года. Снимается в кино с 1989 года, дебютировав с ролью в фильме..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий