Известные люди
»Александр Ливеровский
Рождение: Россия, 23.8.1867
Российский инженер путей сообщения, доктор технических наук, профессор.
Алекса́ндр Васи́льевич Ливеро́вский (23 августа 1867, Петербург 19 декабря 1951, Ленинград) русский инженер путей сообщения, лекарь технических наук, профессор. Министр путей сообщения Временного правительства (1917).
Родился в семье дипломированного агронома-лесничего Василия Евгеньевича Ливеровского, занимавшегося разметкой просек и делянок в лесах, размежеванием угодий и мелиорацией болот в Олонецкой губернии.
Брат Алексей Васильевич Ливеровский, морской доктор, папа докторов наук Алексея Алексеевича и Юрия Алексеевича Ливеровских.
Жена Мария Владимировна.
Окончил Кронштадтскую классическую гимназию (1885; с золотой медалью), физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1889; со степенью кандидата). Во время обучения в университете в особенности увлекался астрономией, был удостоен золотой медали за статью о двойных звёздах, защитил кандидатскую работу о солнечном затмении.
В 18891890 служил в лейб-гвардии артиллерийской бригаде. Окончил Петербургский институт путей сообщения (1894).
Летом 1891 практикант-геодезист, производил съёмку Лозово-Севастопольской железной дороги. Его отчёт был удостоен специальной премии института путей сообщения.
Летом 1892 практикант-десятник на строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги, где работал совместно с инженером и писателем Н. Г. Гариным-Михайловским.
Летом 1893 на преддипломной практике работал на сооружении железнодорожной линии от Челябинска в сторону Кургана (в начале строительства Транссибирской железной дороги), был начальником дистанции.
В 18941897 работал инженером на сооружении Транссибирской железной дороги.
В 19011905 возглавлял строительством 16-ти километрового участка Кругобайкальской железной дороги (составной части Транссибирской дороги), на котором были возведены 12 тоннелей и 4 противообвальных галереи, объём скальных выработок составил 2,5 млн кубометров. Во время строительства проявил себя квалифицированным управленцем: построил вдоль берега озера Байкал причалы для выгрузки стройматериалов и конструкций, создал флотилию для транспортировки по воде всего необходимого для работ, в середине участка построил электростанцию, которая в первый раз в стране снабжала электроэнергией железнодорожное сооружение. Во многом благодаря его усилиям движение по Кругобайкальской дороге было открыто досрочно, в 1904, что позволило снабдить по ней переброску войск на фронт русско-японской войны.
Был связан с революционным движением. В начале 1900-х годов помог бежавшему из ссылки революционеру Ф. Э. Дзержинскому, спрятав его в своём гостиничном номере. В 1905 переводил денежки забастовочным комитетам, оформлял документы находившимся на нелегальном положении и ссыльным большевикам.
В 19071908 возглавлял перестройкой Средне-Сибирской железной дороги от Ачинска до Иннокентьевской.
В 19121915 стоял во главе строительством Восточно-Амурской железной дороги, восточной части Транссибирской железной дороги. В частности, были построены немного больших тоннелей (единственный из которых пролегал в толще вечномёрзлых пород) и самый-самый громадный ж-д мост на Евроазиатском континенте. Во время строительства, как и на других объектах, уделял значительное участливость созданию нормальных бытовых условий для рабочих. В 1914 стал членом Российского географического общества.
В 1915 движение по всей Транссибирской железной дороги было открыто. На торжествах по этому случаю Ливеровский забил крайний серебряный костыль. Позднее вспоминал:
Судьбе было угодно, чтобы первостепеннный костыль, когда началась укладка пути от Челябинска, я забил как руководитель дистанции, и чтобы в 1915 году в Хабаровске, на смычке мне пришлось забивать завершающий костыль Великого Сибирского пути.
С сентября 1915 помощник начальника, после этого шеф Управления по сооружению железных дорог Министерства путей сообщения. Осуществлял общее руководство строительством ряда стратегических железных дорог, в том числе построенной за единственный год Мурманской железной дороги.
После Февральской революции 1917 его карьера существенно ускорилась. Уже 7 марта он стал товарищем (заместителем) министра путей сообщения, в том же месяце, вместе с тем, председателем Временного центрального совета Союза инженеров и техников, работающих по путям сообщения.
Во время выступления генерала Л. Г. Корнилова в августе 1917 министр путей сообщения П. П. Юренев отказался отдавать антикорниловское воззвание Временного правительства к железнодорожникам. Тогда Ливеровский способствовал передаче в Ставку этого обращения, на основе которого были прекращены перевозки корниловских войск в направлении Петрограда. Кроме того, отдал инструкция разобрать стрелочные переводы на станциях Дно и Новосокольники.
С 31 августа 1917 управляющий министерством путей сообщения, с 25 сентября 1917 министр путей сообщения. Стремился воссоздать нормальную работу железных дорог, выступал супротив забастовок технического персонала. 26 октября 1917 был арестован вкупе с другими министрами и заключён в Петропавловскую крепость об этих событиях оставил записи в дневнике, опубликованном в 1960.
Отказался от перехода на сторону большевиков и принятия на себя технического руководства народным комиссариатом путей сообщения. Был освобождён по болезни. После обещания не выступать супротив советской власти, ему было разрешено отправиться на юг на мацестинские воды.
Жил под Сочи в небольшом домике, в политической деятельности участия не принимал. Работал садовником, кухонным мужиком, сторожем, сигнальщиком на маяке. Некоторое время жил по подложному паспорту видимо, в связи с тем, что белогвардейцы могли подвергнуть его репрессиям за позицию во время корниловского выступления. В это же время, по семейному преданию, его подлинные документы оказались в распоряжении авантюриста, тот, что следом бежал за рубеж, где выдавал себя за бывшего министра Ливеровского. С этой историей связывается тот факт, что сочинитель А. Н. Толстой присвоил фамилию Ливеровский отрицательному персонажу своей книги Ибикус, или похождения Невзорова.
В 1921 работал военным инженером на Кавказе, в том числе на продолжении строительства Черноморской железной дороги сквозь Абхазию, участвовал в налаживании отношений центра с Абхазией.
В 1923 по предложению Ф. Э. Дзержинского переехал в Москву. Был техническим экспертом и членом плановой комиссии Народного комиссариата путей сообщения, членом Учёного совета при комиссии Комитета государственных сооружений, работал во Высшем совете народного хозяйства. Участвовал в заключении ряда договоров с немецкими концессиями.
В 1924 вернулся в Ленинград, преподавал в Институте инженеров путей сообщения. В 1926 создал и возглавил кафедру строительного искусства, читал новоиспеченный вектор движения лекций Постройка железных дорог, автор первого учебника по этой проблематике. Занимался вопросами сооружения транспортных объектов в особенно сложных природных условиях (вечная мерзлота, сейсмичность, болотистость и др.). Был деканом в Институте инженеров путей сообщения. Консультировал Госплан по вопросам разработки схемы строек в первой пятилетке. Некоторое время являлся главным инженером советско-германского акционерного общества Молгжелдор, возглавлял достройкой железнодорожной линии Ленинград-Рыбинск. Работал заместителем директора Института мерзлотоведения. Инициатор создания транспортной секции в Академии наук.
Был одним из ведущих консультантов в области транспортного строительства, неоднократно выезжал на консультации по вопросам мерзлоты и гидротехники на железных дорогах Сибири, Дальнего Востока, Севера. Подготовил экспертные заключения о проектах деревянных мостов узкоколейной железнодорожной линии Дудинка-Норильск, о способе организации и постройке линии Карталы-Акмолинск, о глубине заложения строившегося московского метрополитена, о пригородном трамвае Ленинграда и др.
В 1926 находился в научной командировке в Германии, Чехословакии и Франции, отказался от предложений остаться в эмиграции.
22 марта 1933 был арестован, заключён в тюрьму Ленинградского ОГПУ, обвинялся участии во вредительской организации. Его хотели применять как одного из обвиняемых в ходе организации процесса супротив социалистов-революционеров, тот, что так и не состоялся. В мае 1933 был освобождён, в сентябре того же года сызнова арестован, перевезён в Москву, где находился в заключении в Бутырской тюрьме. В марте 1934 освобождён и вернулся в Ленинград. Уже в мае 1934 возглавлял бригаду Народного комиссариата путей сообщения, выехавшую на Байкал для борьбы с оползнями. Оставил воспоминания о своём пребывании в тюрьме, которые опубликованы в 1988 под названием Показания А. В. Ливеровского.
После начала Великой Отечественной войны остался в блокадном Ленинграде, в 19411942 работал в Оборонной комиссии по технической помощи фронту Института инженеров железнодорожного транспорта. Участвовал в проектировании ледовой Дороги жизни сквозь Ладогу, давал консультации по осушению выемок, возникших от разрыва снарядов, по восстановлению земляного полотна, устройству противотанковых заграждений, оптической маскировке.
В июле 1942 был эвакуирован в Москву на врачевание. В 1944 вернулся в Ленинград, продолжил научную и педагогическую работу в Институте инженеров железнодорожного транспорта.
Был награждён медалью За оборону Ленинграда (1942), орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды (1945), орденом Ленина (1947).
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Мануилов Aleksandr Manuilov
Мануилов, Александр Аполлонович - экономист и общественный деятель. Родился в 1861 г. Среднее образование получил в Ришельевской гимназии в Одессе;..
читать далее →
Александр Меншиков Aleksandr Menshikov
Первый российский генералиссимус. Сведения о его происхождении противоречивы. По наиболее распространенной версии, его отец и сам Меншиков были из..
читать далее →
Александр Москалев Aleksandr Moskalev
Советский авиаконструктор, профессор (1941), кандидат технических наук (1950), полковник-инженер.
читать далее →
Александр Мурычев Aleksandr Murichev
Председатель совета Ассоциации региональных банков России.
читать далее →