Известные люди

»

Александр Лобанов

Александр Лобанов Aleksandr Lobanov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 28.4.1917
Гвардии Старший лейтенант А. В. Лобанов совершил 376 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 12 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 28 Апреля 1917 года на станции Карамышево, сегодня Псковской области, в семье железнодорожника. С 1925 года жил в Минске. Окончил неполную среднюю школу 32. В 1934 - 1935 годах работал слесарем, после этого токарем на заводе имени А. Ф. Мясникова. В 1936 году окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году благополучно окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Воевал на Южном, 1-м Белорусском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Участник обороны Донбаса, Северного Кавказа, боёв на Кубани и Орловско - Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии, штурма Берлина.

К Июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вооруженные силы, Воронежский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. В. Лобанов совершил 376 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сшиб лично 11 и в составе группы 12 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил 811 боевых вылетов, участвуя в 83 воздушных боях, сшиб 26 вражеских самолётов лично и 14 в группе с товарищами.

После войны оставался на службе в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1953 года Гвардии Подполковник А. В. Лобанов - в запасе. Жил в Минске. Работал в первую очередь инструктором того же самого аэроклуба, где когда - то получил путевку в воздух, а с 1959 года - директором производственных мастерских при Белорусском институте механизации и электрофикации сельского хозяйства. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями. Умер 4 Апреля 1986 года.

* * *

Воевать Александр Лобанов начал в составе 40-го истребительного авиационного полка, летая на И-16. Храбрый и мужественный воздушный воин, он только за отрезок времени с 10 Августа 1941 года по 1 Сентября 1942 года 256 раз вылетал на выполнение боевых заданий командования. Участвуя в 27 воздушных боях, лично сшиб 2 самолёта противника и 12 в составе группы.

К Июлю 1943 года на счету заместителя командира эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Старшего лейтенанта А. В. Лобанов числилось 376 выполненных боевых вылетов, 52 проведённых воздушных боя, 11 самолётов сбитых лично и 12 - в составе группы. К тому времени лётчики полка летали уже на самолётах Ла-5.

В основополагающий день Курской битвы, 5 Июля 1943 года, Александр Лобанов в паре с Михаилом Семенцовым провели тяжелейший махач с 16 вражескими истребителями. В тот день им, двум молодым комэскам, поставили задачу из штаба 2-й Воздушной армии: закрыть действия штурмовика Ил-2, тот, что должен был сфотографировать артиллерийские позиции противника и известия корректировку огня нашей артиллерии. Во время полёта они подметили поднятую с соседнего аэродрома группу немецких истребителей Ме-109 и FW-190. Увидев всего только три наших самолёта, те изменили вектор движения и энергично пошли на сближение.

- Миша, атакуем в лоб ! Отсекаем фрицев от "Ила" - передал по радио Лобанов и бросился в атаку.

Боясь столкновения, вражеские истребители спешно отвернули от Ил-2, тот, что тут же с набором высоты ушёл в облака. Убедившись, что штурмовик, используя облачность, взял вектор движения на свой аэропорт, наши лётчики с ещё большим азартом продолжили махач. Завязавшаяся карусель смещалась по высоте и направлению, то опускалась к самой земле, то приближалась к шапкам облаков. Лобанов и Семенцов старались увлечь врагов на свою территорию в надежде, что там помогут наши истребители или зенитчики.

В единственный из моментов боя Лобанову удалось срезать радиус виража и выпустить прицельную очередность по летевшему спереди "Мессеру". Тот запылал и заштопорил к земле. В этой машине находился начальник вражеской группы. Лишившись ведущего, неприятель стал вылезать из боя. Воспользовавшись их замешательством, Семенцов погнался за одним из "Фоккеров". Тот пытался покинуть на пикировании, отколоться от преследования. Но не рассчитал, столкнулся с землей и взорвался...

7 Июля 1943 года Гвардии Старший лейтенант А. В. Лобанов ещё раз отличился. В тот день четвёрка истребителей Ла-5, ведомая им, взмыла в воздух и направилась в район патрулирования. Спустя некоторое время одна за прочий появились немного групп немецких бомбардировщиков. Лобанов смело повёл свою четвёрку в атаку на врага. Над посёлком Кочеток Харьковской области разгорелся ожесточённый воздушный мордобой. Один супротив десяти - так дрались наши лётчики. Разбив строй врага, Лобанов и его товарищи обратили его в бегство, не дав прицельно скинуть бомбы. В этой воздушной схватке Александр Васильевич лично сшиб 2 самолёта противника.

28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Александру Лобанову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Фотография, которую вы видете, была помещена в одной из фронтовых газет. Надпись под ней гласила:

"Лётчики - истребители Герои Советского Союза Гвардии Майор Александр Павлов ( с правой стороны ) и Гвардии Капитан Александр Лобанов, сбившие в воздушных боях 43 немецких самолёта".

К сожалению, точной даты этого снимка в то время как нет.

К концу войны отважный лётчик - истребитель довёл цифра боевых вылетов до 811 ( по другим источникам - до 480 ), участвуя в 83 воздушных боях сшиб 26 вражеских самолётов лично и 14 в группе с товарищами.

Вот что вспоминает о Александре Васильевиче Лобанове его бывший ведомый, Полковник запаса Д. А. Алексеев:

"О Лобанове, как о человеке, лётчике и командире, я шибко высокого мнения и, считаю - это подлинный Герой. Он воевал всю войну, от начала и до конца, был контужен. Сбил 26 самолётов и поверьте, все эти 26 "настоящие", без всякой "подделки". Щепетилен в этом вопросе был невероятно. Он помнил обстоятельства сбития каждого и мне нередко рассказывал, притом с такими подробностями и деталями, которые выдумать нельзя. И мы в его присутствии приврать боялись.

Лобанов был лётчиком невероятной смелости, ничего не боялся. Он был настоящим мастером воздушного боя и выводил меня, ещё "зелёного" пилота, из таких передряг, за что я до сих пор ему благодарен. Прямо скажу, спасал.

Лобанов был весьма расчётлив и притом имел "чутьё". Умел предвидеть как махач будет рскручиваться. Стрелял Лобанов мастерски - пара очередей и всё - пиши сбитого. Вот как мой начальник Лобанов, к примеру, атаковал ( я им всю дорогу восхищался ! ) - заходит на "Мессер" от солнца, метров 100 - 120 две коротенькие очереди даёт и тут же отваливает ! ( не разрешено в атаке зависать ! ). "Мессер" винтом "закрутил" и зажегся ! Умел Лобанов с врагом "разбираться", я сам тому очевидец, а то, что сшиб только 26, так это не его вина. Просто нечасто ему воздушный неприятель попадался.

В воздушном бою у Лобанова были следующие приоритеты: Первое - это исполнить боевую задачу. Если штурмуем, то отштурмовать так, что бы перед пехотой не было стыдно. Если прикрываем бомбардировщики, то так, что бы ни одного не обронить. Второе - это избежать потерь. Лучше никого не сшибить и никого из своих не посеять, чем сшибить троих и затерять одного своего. И только третье - сбивать. Лобанов за сбитыми не гонялся, в Дважды Герои не стремился. Потому и лётчиков берег, и победы себе не приписывал.

Лобанов великолепно ориентировался, находил любую деревушку и мог её отштурмовать. Я открыто скажу, провоевав всю войну, я так по нормальному ориентироваться и не научился ( эту науку я освоил уже потом войны ), а вот Лобанов мог. Талант.

Лобанов был спокойным, в компании типичный, мог прийти на помощь. Не курил, без малого не пил. Было у него ещё одно положительное свойство. Он мог в пары лётчиков подбирать. Умел собрать пары так, что бы лётчики по характеру, по уровню и манере пилотирования дружбан другу подходили. Вот сидим мы у телефона, байки травим, кто - то спит, как черт из табакерки звонок: "Командир, вас !". Трубку берёт Лобанов: "Слушаю: Понял: Понял: Есть !". Поворачивается к нам, а у нас тишина: Лобанов поясняет, что дан указание направить шестёрку на прикрытие бомбардировщиков и начинает: "Вы - с ним, вы - с ним и я - с Алексеевым". Очень удачно пары подбирал...

Уже под финал войны, в Польше, был таковый увлекательный эпизод. Как - то раз полетели мы на поручение с моим ведущим Лобановым. Парой, на "свободную охоту". Даже подвесили бомбы "сотки". Выбрал он мишень, зашли, бросили. Тут - то по нам замаскированные зенитки и "хлестанули". Я вышел из пике, после этого смотрю, начальник - то идёт ниже, ниже, ниже. И тянет на нашу сторону. Я спохватился, да что ж это такое, что он делает ?!

А по нему с земли эти зенитки "хлещут" ! Что там "по мне" бьёт, я и внимания не обращаю, маневрирую "автоматически", всё внимательность на командира. Повезло, перетянули линию фронта, вышли из зоны зенитного огня. Я подошёл к нему поближе. Смотрю, сзади кабины с правой стороны словно бы какое - то светлое пятнышко. Ладно, сели. Подхожу к его самолёту, а у него прореха в фюзеляже, сантиметров 70 в диаметре ! Мы, так прикинули и решили, что попал ему в борт 37-мм осколочно - фугасный снаряд.

Оружейники в бронеспинке насчитали возле 120-ти отметин от осколков, некоторые "прорубили" бронеспинку на половину толщины, но ни единственный не проломил. Трубка тяги на горизонтальные рули, была посечена так, что неповрежденным остался еле-еле ли единственный сантиметр от диаметра стенки. Как тяга выдержала - неясно. Радиостанцию разбило. Силовые элементы фюзеляжа посекло осколками так, что взирать было ужасно.

Теперь, что любопытно. Незадолго до этого, в свой полк приехала группа художников из Киева, рисовали наших ведущих лётчиков. Мой начальник позировал прямо подле своего самолёта, на стоянке. Рисовали и других лётчиков. И вот единственный из них возьми и спроси у художника: "Вы льва мне на борту обрисовать можете ?". "Конечно, могу". И нарисовал. Лев получился без затей загляденье. Тут другие лётчики с просьбами: "Мне орла. Мне медведя". Мой начальник и спрашивает: "А мне чёрта набросать можете ?". Оказалось, позволительно и чёрта. Изобразил он ему чёрта коричневым цветом, да такого "настоящего чертяку". С хвостом, рогами, ехиднейшей мордой и бутылью в лапах. Крупный чёрт получился, еле-еле ли ни с "метр на метр". И такого же на другом борту.

Так вот, тот свойский боевой вылет был первостепеннный после этого того, как Лобанову этого чёрта намалевали. И что вы думаете ? Снаряд попал аккурат в этого чёрта ! Остались только рога да хвостище, а всё другое - прореха. И пошло у нас в полку поверье, что с чёртом юморить не стоит, и рисунков на самолёте лучше не располагать, они как будто как снаряды притягивают. И лётчики все рисунки, что на бортах были нарисованы, закрасили.

Над вымолвить, что сквозь некоторое время мы поняли, что, закрасив рисунки, погорячились. Всё - таки для опознания своих самолётов в воздухе, рисунки крайне полезны. Ну, тогда и решили обрисовать что - нибудь "нейтральное" и общее для всех. Остановились на "червонном тузе". Рисовали на капотах, красное "сердце" в белой окантовке. С этими "червонными тузами" и пролетали до конца войны...".

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Майоров Aleksandr Mayorov

Гвардии младший лейтенант А. И. Майоров совершил 220 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 7 и в составе группы 8 самолётов..
читать далее

Александр Максимов Aleksandr Maximov

Гвардии майор А. Е. Максимов совершил 396 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил 19 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Александр Манохин Aleksandr Manohin

Гвардии капитан А. Н. Манохин совершил 219 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных станций, складов с боеприпасами и горючим,..
читать далее

Александр Мартынов Aleksandr Martiunov

Старший лейтенант А. В. Мартынов в воздушных боях лично сбил 17 и в группе 16 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий