Известные люди

»

Александр Пятигорский

Александр Пятигорский Aleksandr Pyatigorskiy Карьера: Философ
Рождение: Россия» Москва
В Москву приехал всемирно известный русский философ, культуролог, буддолог, один из основателей тартуско-московской семиотической школы, соавтор Юрия Лотмана и Мераба Мамардашвили, профессор Лондонского университета Александр Пятигорский. Только что в издательстве "Европа" вышел его сборник лекций по политической философии, презентация которого состоится сегодня, в пятницу, в магазине "Фаланстер".

Пятигорский больше тридцати лет живет в Лондоне. О том, что это за град, не возбраняется ли заниматься философией на родине и зачем России не грозит тоталитаризм, Александр Пятигорский рассказал обозревателю "Недели" Софье Широковой.

Город личной свободы

- вопрос: Вы как-то сказали, что Лондон для вас посторонний град. Почему, потому что вы живете в нем столь лет?

- ответ: Во-первых, я весьма люблю Лондон. В моем опыте видения и слышания городов это городок, тот, что особым образом действует на человека чужого, ненароком в него попавшего: "Нам до тебя нет дела, нам ни до кого нет дела". Делай, что хочешь, думай, что хочешь, говори, что хочешь. Ты тут единственный. Это град личной свободы. А дальше - как повернется существование. У тебя может быть своя фирма, среда, круг - что угодно. Инициатор тут ты. В Лондоне формальная причастность к какому-то кругу значит весьма негусто.

- в: А как же пресловутая чопорность англичан - свободу не стесняет?

- о: Чопорность в отношении к другому индивиду отсутствует на все сто. Это не значит, что любого чужака примут с распростертыми объятиями. Но тут есть одна важная английская черта (я говорю про цивилизованный британский слой): это предрасположение к индивиду - чтобы был увлекательный, не сродный на других.

Нормальный лондонец недоверчив к двум категориям людей: к занимающим государственные посты (действительный индивид - он что, чиновником будет трудиться, премьером каким-нибудь?). И второе, значительно больше сильное, - подозрение к богатству.

Неприлично колесить на дорогих автомобилях, дорого облачаться. Во всяком случае, если советовал себя как человека богатого или причастного к власти, как человека престижа (более того литературного и артистического), - над тобой будут заливаться.

- в: Но как же тогда все поймут, что вы и есть тот занимательный индивид, не подобный на других?

- о: Он должен быть внешне себя не показывающим. Помню, как мне сказал единственный британский телевизионщик: "Мы остались, может быть, единственной страной, где джентльмен, показываясь в телепередаче, знает, чем он рискует". То есть может на этом не только обзавестись, но и обронить. Думаю, в этом есть и рефлекс протестантской этики. Я говорю о реальном общении, а не официальном.

Развязанность - не развязность

- в: А как вас приняли в Англии, когда вы приехали?

- о: Я был никем, абсолютно неизвестным, притом практически без копейки. У каждого народа в культурной оболочке есть моменты, к которым весьма тяжело приспособиться. В Англии огромную образ для чужого играет не быстрота приспособления, а сохранение им своей чужести. В Париже, если вы худо говорите по-французски - о-о-о, ничего у вас не получится. А в Англии всего ничего кого интересует, как вы говорите по-английски.

- в: Почему вы уехали из Москвы как раз в Лондон?

- о: Отец потом моего рождения был послан как младой выдвиженец, мастер-металлург в командировку в Англию и вернулся в полном восторге. Мои ранние детские годы были заполнены рассказами об Англии.

Я в настоящий момент вижу, что многое было преувеличено, многое неправильно или перестало быть правильным. Начало 1930-х годов - прочий мир. Но главное, что мой папа ухватил, это как раз индивидуальная воля... Конечно, воля - затрепанное и вульгаризированное словечко. Я имею в виду развязанность - но не развязность...

- в: Вы говорили, что эмигрировали, оттого что все надоело...

- о: Если меня спросят, вся ли это истина, я отвечу, что это истина только в том смысле, что там минимализировано вранье. Мне надоел тот самый манера жизни, а я был мало силен, чтобы существовать независимо от него или самому его изменить.

- в: С тех пор не возникало желания еще раз все поменять?

- о: Опять в Россию?

- в: Не во что бы то ни стало - в каждый прочий европейский городок, или в Америку, или на Восток...

- о: Если уж произносить об Индии, то да, порой сердце замирает. Меня тянет к Гималаям. Но... я успел чрезмерно возлюбить Англию...

Надо ли стращать нас "сталинизмом"?

- в: Легко ли вы подстраиваетесь под манера, темп того или иного города?

- о: Я безусловный естественный столичный житель. Я джентльмен большого города типа Москвы, каким и является Лондон. Город, построенный без плана, безумно разбросанный (как о нем говорил Джордж Бернард Шоу) и ни к чему тебя не обязывающий. Москве не суждено было сделаться этакий из-за перенесения в нее столицы великой империи.

- в: Но Лондону же это не мешает.

- о: Мешало. Но великая империя сделала Лондон ещё больше разнородным и больше интересным. Там смешалось все, у самого консервативного лондонца манера обладать все - тут и Африка, и Индия. Это то, что когда-то начиналось в Москве.

- в: Вы видели кино "Королева", где по сюжету во время похорон принцессы Дианы Тони Блэр по сути дела спасает монархию? Все было так, как рассказано в фильме?

- о: Все было аккурат так. Те достаточно большие фрагменты фильма, которые я видел, - я видел их и на улицах, слышал в разговорах. Монархия - ну да, историческая манера. Но монархия, заметьте, не в единственный день и не в единственный столетний период создала самое либеральное держава на свете. А если вещать об улице, то это свидетельствует о нормальном восприятии события толпой. Толпа не рефлексирует - ни в Москве, ни в Лондоне. И с этой точки зрения тот самый кино мне сильно чужд. У меня природное недоверие к любому коллективному мышлению, восприятию, энтузиазму, любви, ненависти.

- в: Идеи интеллигенции начала ХХ века, которая хотела быть "с народом", вам прямо не близки...

- о: Мало что мне чуждо так, как интеллигентская идеология начала ХХ века. Потом они с таким же восторгом приняли Первую вмемирную войну, подыгрывая якобы толпе. Не будем об этом. Это уныло.

- в: В сборнике "Что такое политическая философия" вы ругаетесь на "очередного интеллигента", тот, что говорит, что мы "идем к сталинизму", в то время как сталинизм - когорта историческая. Но при этом призываете не страшиться исторических параллелей. Нет ли в этом противоречия?

- о: Есть и должно быть. При философском осознании любая историческая параллель есть вещь дефективная. Но без этой параллели история не полна. Потому что эта параллель питает не только фантазерство, но и дает определенный материал, показывает, что в меняющихся исторических условиях остаются какие-то константы человеческой психологии, которые в особенности любят обнаруживаться в периоды политических и экономических катаклизмов. И тогда мы говорим: "Смотрите, как похоже". А что похоже? Мы похожи.

- в: А когда президент зовет к себе молодых писателей и произносит словечко "госзаказ" - это параллель?

- о: Такой литературы быть не может, как вообще не может быть ни одной запланированной литературы. Ни единственный глава государства этого не понимает - у них другая проблема. Реальная литература может явиться только из самой себя. Она возникает так, как возникает, а если это не так, то это в лучшем случае средняя литература. Но ни одна национальная литература не развивается из средней.

Сейчас люди способны только на жесты

- в: В своей книге вы в основном оперируете историческими фигурами - а отчего не обсуждаете, в частности, что Фидель Кастро вновь серьезно собрался возглавить страну?

- о: Фидель Кастро - старец, тот, что уже ушел в историю. Это политический театр, в этом нет реальной политики. Я нарочно сосредоточился на исторических примерах, чтобы пояснить, что те фразы, которые мы, говоря о политике, ныне употребляем, на наших глазах устаревают. Хотя мы их будем ещё долговременно воспроизводить, оттого что политическая рефлексия отстает от реальности. Ни единственный эксперт не отнесется капитально к возвращению Фиделя Кастро. Это анахронизм. Время уже не то, мышление не то.

- в: А в России оно то? Угроза тоталитаризма, скажем, существует?

- о: Говорить об угрозе тоталитаризма в России нелепо. Это явление историческое, требующее тех ресурсов негативной энергии, которых в текущий момент нет. Ни в России, ни в одной из известных мне стран мира. Сейчас люди способны только совершать тоталитарные жесты и страшить ими остальных. Мы не понимаем всей сложности этого понятия.

Попробуйте в текущий момент в России провернуть исторический тоталитаризм, скажем, сталинского типа. На это нужны такие гигантские средства, на которые никто не пойдет. И главное, уже нет людей, которые могут тоталитарно править и, главное, тоталитарно управляться. Большинству на это наплевать, а на "наплевать" тоталитаризм вытянуться не может.

- в: Ну и что надо.

- о: Не забывайте, что тоталитаризм - чисто исторический феномен, причем в истории феноменально исключительный. Но могут явиться разные новые формы, и почище тоталитаризма в том числе.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Баев Aleksandr Baev

Александр Баев - русский биохимик, специалист по молекулярной биологии. Родился 10 января 1904 года.Александр Баев - Член-корреспондент по Отделению..
читать далее

Александр Генкель Aleksandr Henckel

Российский учёный-биолог, педагог и просветитель. Специалист в области морфологии, биологии и систематики низших организмов. Основатель..
читать далее

Александр Ковалевский Aleksandr Kovalevskiy

Звездным часом в жизни А.О. Ковалевского можно считать годы, отданные Севастопольской Биологической Станции (СБС), в судьбе которой он принимал..
читать далее

Александр Магницкий Aleksandr Magnitskiy

В 1915 году избран почетным членом Пензенского общества любителей естествознания. Был первым редактором научных трудов общества.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий