Известные люди
»Александр Радищев
Рождение: Россия с.Верхнее Облязово, 31.8.1749 - 24.9
Александр Радищев - выдающийся русский писатель, философ, поэт. Родился 31 августа 1749 года.Наиболее известен как автор произведения Путешествие из Петербурга в Москву. Другими произведениями Александра Радищева являются: Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений, Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего и др.
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 г. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен преподаватель француз, но отбор оказался неудачный: педагог, как затем узнали, был беглый боец. Тогда папа решил направить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М.Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного. Радищев был поручен заботам крайне хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервой некоторые положения философии просвещения.
Аргамаков, по связям своим с Московским университетом (иной Аргамаков, А. М., был первым директором университета), доставил Радищеву вероятность пользоваться уроками профессоров. С 1762 по 1766 г. Радищев учился в пажеском корпусе (в Санкт-Петербург.), и, бывая во дворце, мог присматривать роскошь и нравы Екатерининского двора. Когда Екатерина повелела направить в Лейпциг, для научных занятий, двенадцать молодых дворян, в том числе шесть пажей, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, между последними находился и Радищев. О пребывании Радищева за рубежом, кроме собственного свидетельства Радищева (в его "Житии Ф.В. Ушакова"), дает сведения весь строй официальных документов о жизни русских студентов в Лейпциге. Эти документы служат доказательством, что Радищев в "Житии Ушакова" ничего не преувеличил, а скорее более того смягчил многое; то же подтверждают и дошедшие до нас частные письма родных к одному из товарищей Радищева.
При отправке студентов за рубеж была дана памятка сравнительно их занятий, написанная собственноручно Екатериной II. В этой инструкции читаем: "1) Обучаться всем латинскому, французскому, немецкому и, если быть может, славянскому языкам, в которых должны себя разговорами и чтением книг экзерцировать. 2) Всем обучаться моральной философии, истории, а наипаче праву естественному и всенародному и немного Римской истории и праву. Прочим наукам обучаться бросить всякому по произволению". На содержание студентов были назначены значительные средства - по 800 р. (с 1769 г. - по 1000 р.) в год на каждого. Но приставленный к дворянам в качестве воспитателя ("гофмейстера") майор Бокум утаивал значительную количество ассигновки в свою пользу, так что студенты шибко нуждались. Их поместили в мокрый, грязной квартире.
Радищев, по донесению кабинет-курьера Яковлева, "находился всю бытность (Яковлева) в Лейпциге болен, да и по отъезде ещё не выздоровел, и за болезнью к столу прогуливаться не мог, а отпускалось ему кушанье на квартиру. Он в рассуждении его болезни, за отпуском худого кушанья, прямой претерпевает голод". Бокум был дядя резкий, необразованный, несправедливый и свирепый, дозволявший себе употреблять к русским студентам телесные наказания, иной раз крайне сильные. К тому же он был джентльмен отчаянно хвастливый и невоздержанный, что ставило его непрерывно в сильно неловкие и комические положения. С самого выезда из Петербурга у Бокума начались столкновения со студентами; неудовольствие их супротив него все время росло и в конце концов выразилось в крайне крупной истории.
Бокум постарался выставить студентов бунтовщиками, обратился к содействию Лейпцигских властей, потребовал служивый и посадил всех русских студентов под правильный караул. Только благоразумное вмешательство посла нашего, князя Белосельского, не дало истории этой окончиться так, как ее направлял Бокум. Посол освободил заключенных, вступился за них, и хотя Бокум остался при студентах, но стал стоить с ними лучше, и резкие столкновения больше не повторялись. Неудачно ещё было избрание для студентов духовника: с ними был отправлен иеромонах Павел, дядя радостный, но малообразованный, вызывавший насмешки студентов. Из товарищей Радищева в особенности замечателен Федор Васильевич Ушаков, по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его "Житие" и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Одаренный пылким умом и честными стремлениями, Ушаков до отъезда за рубеж служил секретарем при статс-секретаре Г.Н. Теплове и полно работал по составлению рижского торгового устава. Он пользовался расположением Теплова, имел воздействие на дела; ему предсказывали быстрое возвышение на административной лестнице, "многие обучалися почитать его уже заранее". Когда Екатерина II приказала направить дворян в Лейпцигский универ, Ушаков, желая образовать себя, решился пренебречь открывавшейся карьерой и удовольствиями и ехать за рубеж, чтобы вкупе с юношами усесться на ученическую скамейку.
Благодаря ходатайству Теплова, ему удалось воплотить в жизнь близкое охота. Ушаков был дядя больше видавший виды и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали тотчас его авторитет.
Он был достоин приобретенного влияния; "твердость мыслей, вольное их изречение" составляли его отличительное качество, и оно в особенности привлекало к нему его юных товарищей. Он служил для других студентов примером серьезных занятий, стоял во главе их чтением, внушал им твердые нравственные убеждения. Он учил, в частности, что тот может побороть свои страсти, кто старается познать истинное определение человека, кто украшает рассудок свой полезными и приятными знаниями, кто величайшее услаждение находит в том, чтобы быть отечеству полезным и быть известным свету. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за рубеж, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти образом жизни, отчасти чрезмерными занятиями, и угрожающе захворал. Когда медик, по его настоянию, объявил ему, что "завтра он жизни уже не будет причастен", он решительно встретил смертный вердикт, хотя, "нисходя во гроб, за оным ничего не видел". Он простился с своими друзьями, опосля, призвав к себе одного Радищева, передал в его предписание все свои бумаги и сказал ему: "помни, что нужно в жизни иметь в распоряжении правила, дабы быть блаженным". Последние слова Ушакова "неизгладимой чертой ознаменовались на памяти" Радищева. Перед смертью, зверски страдая, Ушаков просил вручить ему яду, чтобы поскорее окончились его мучения. Ему в этом было отказано, но это все-таки заронило в Радищеве дума, "что бытие несносная должна быть насильственно прервана". Ушаков умер в 1770 г. - Занятия студентов в Лейпциге были достаточно разнообразны. Они слушали философию у Платнера, тот, что, когда его в 1789 г. посетил Карамзин, с удовольствием вспоминал о своих русских учениках, в особенности о Кутузове и Радищеве. Студенты слушали ещё и лекции Геллерта или, как выражается Радищев, "наслаждался его преподаванием в словесных науках". Историю студенты слушали у Бема, право - у Гоммеля. По словам одного из официальных донесений 1769 г., "все генерально с удивлением признаются, что в настолько короткое время оказали они (русские студенты) знатные успехи, и не уступают в знании тем, кто издавна там обучается.
Особливо же хвалят и находят отменно искусными: во-первых, старшего Ушакова (в числе студентов было двое Ушаковых), а по нем Янова и Радищева, которые превзошли чаяние своих учителей". По своему "произволению" Радищев занимался медициной и химией, не как охотник, а основательно, так что мог выдюжить экзамен на врача и позже с успехом занимался лечением. Занятия химией также навечно остались одним из его любимых дел. Вообще, он приобрел в Лейпциге серьезные знания по естественным наукам. Инструкция предписывала студентам учить языки; как шло это штудирование, мы не имеем сведений, но Радищев ладно знал языки германский, французский и латинский. Позднее он выучился языку английскому и итальянскому. Проведя немного лет в Лейпциге, он, как и его товарищи, весьма позабыл российский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством известного Храповицкого, секретаря Екатерины. - Читали студенты полно, и преимущественно французских писателей эпохи Просвещения; увлекались сочинениями Мабли, Руссо и в особенности Гельвеция. В общем, Радищев в Лейпциге, где он побыл пять лет, приобрел всевозможные и серьезные научные познания и сделался одним из самых образованных людей своего времени не только в России. Он не прекращал занятий и усердного чтения во всю свою существование. Его сочинения проникнуты духом "просвещения" XVIII века и идеями французской философии. В 1771 г. с некоторыми из своих товарищей Радищев возвратился в Петербург и резво вступил на службу в Сенат, как друг и приятель его, Кутузов (см.), протоколистом, с чином титулярного советника. Они непродолжительно прослужили в Сенате: им мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое воззвание начальства.
Кутузов перешел в военную службу, а Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса, в качестве обер-аудитора, и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 г. Радищев вышел в отставку с чином армии секунд-майора. Один из товарищей Радищева по Лейпцигу, Рубановский, познакомил его с семьей своего старшего брата, на дочери которого, Анне Васильевне, он и женился. В 1778 г. Радищев был ещё определен на службу в государственную камерц-коллегию на ассесорскую вакансию. Он проворно и недурственно освоился более того с подробностями порученных коллегии торговых дел. Вскоре ему пришлось участвовать в разрешении одного дела, где целая группа служащих, в случае обвинения, подлежала тяжелому наказанию. Все члены коллегии были за обвинение, но Радищев, изучив занятие, не согласился с таким мнением и твердо восстал на защиту обвиняемых. Он не согласился поставить подпись вердикт и подал особое мнение; зазря его убеждали, пугали немилостью президента, графа А.Р. Воронцова, - он не уступал; пришлось рапортовать об его упорстве Воронцову. Последний в первую очередь истинно разгневался, предполагая в Радищеве какие-нибудь нечистые побуждения, но все-таки потребовал занятие к себе, участливо пересмотрел его и согласился с мнением Радищева: обвиняемые были оправданы. Из коллегии Радищев в 1788 г. переведен был на службу в петербургскую таможню, помощником управляющего, а следом и управляющим. На службе в таможне Радищев также успел выдаться своим бескорыстием, преданностью долгу, серьезным отношением к делу. Занятия русским языком и читка привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли: "Размышления о греческий истории" (1773), следом начал собирать историю российского Сената, но написанное уничтожил. После кончины горячо любимой жены (1783) он стал разыскивать успокоения в литературной работе.
Существует маловероятное предание об участии Радищева в "Живописце" Новикова. Более видимо, что Радищев участвовал в издании "Почты Духов" Крылова, но и это не может считаться доказанным. Несомненно литературная дело Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечано "Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений" ("О праве наказания и о смертной казни", "О любви", "Письма о первой книге Гельвециева сочинения о разуме"). Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 г. напечатал в ней близкое "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего". В этом небольшом сочинении описывается открытие памятника Петру Великому и попутно высказываются некоторые общие мысли о государственной жизни, о власти и проч. "Письмо" было только как бы "пробой"; вдогон за ним Радищев выпустил родное главное сочинение: "Путешествие из Петербурга в Москву", с эпиграфом из Телемахиды: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". Книга начинается с посвящения "А. М. К., любезнейшему другу", т. е. товарищу Радищева, Кутузову. В посвящении этом автор пишет: "Я взглянул окрест меня - личность моя страданиями человеческими уязвлена стала". Он понял, что мужчина сам повинен в этих страданиях, поэтому что "он взирает не прямо на окружающие его предметы". Для достижения блаженства необходимо отобрать завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может стать соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. "Се мысля, побудившая меня начертать, что уяснять текст будешь". "Путешествие" разделяется на главы, из которых первая называется "Выезд", а последующие носят названия станций между Петербургом и Москвой; оканчивается книжка приездом и восклицанием: "Москва! Москва!" Книга стала одним духом раскупаться. Ее дерзкие рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимательность самой императрицы, которой кто-то доставил "Путешествие". Хотя книжка была издана "с дозволения управы благочиния", т. е. с разрешения установленной цензуры, но все-таки супротив автора было поднято преследование. Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было выставлено на книге; но, арестовав купца Зотова, в лавке которого продавалось "Путешествие", быстро узнали, что книжка писана и издана Радищевым. Он был также арестован, занятие его было "препоручено" известному Шешковскому.
Екатерина забыла, что Радищев и в пажеском корпусе, и за рубежом учился "праву естественному" по высочайшему повелению и что она сама проповедовала и дозволяла проповедовать принципы подобные тем, какие проводило "Путешествие". Она отнеслась к книге Радищева с сильным личным раздражением, сама составила вопросные пункты Радищеву, сама посредством Безбородко возглавляла всем делом. Посаженный в крепость и допрашиваемый страшным Шешковским, Радищев заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но сообща с тем в показаниях своих часто высказывал те же взгляды, какие приводились в "Путешествии". Выражением раскаяния Радищев надеялся смягчить угрожавшее ему возмездие, но сообща с тем он был не в силах таить свои убеждения. Кроме Радищева допрашивали многих лиц, причастных к изданию и к продаже "Путешествия"; следователи искали, нет ли у Радищева сообщников, но их не оказалось. Характерно, что расследование, произведенное Шешковским, не было сообщено палате уголовного суда, куда, по высочайшему указу, было передано занятие о "Путешествии". Судьба Радищева была заблаговременно решена: он был признан виновным в самом указе о предании его суду. Уголовная палата произвела крайне краткое расследование, содержание которого было определено в письме Безбородко к главнокомандующему в Петербурге графу Брюсу. Задача палаты состояла только в придании законной формы предрешенному осуждению Радищева, в подыскании и подведении законов, по которым он должен был быть осужден. Задача эта была нелегкая, так как тяжело было обвинить автора за книгу, изданную с надлежащего разрешения, и за взгляды, которые ещё недавно пользовались покровительством. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево самочувствие, о заговорах, измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и следом в Совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4-го сентября 1790 г. состоялся именной указ, тот, что признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного, изданием книги, "наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими тишина социальный, умаляющими должное ко властям почтение, стремящимися к тому, чтобы изготовить в народе негодование супротив начальников и начальства и, в конце концов, оскорбительными и неистовыми изражениями супротив сана и власти царской"; вина Радищева такова, что он полностью заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но "по милосердию и для всеобщей радости", по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, "на десятилетнее безысходное пребывание". Указ тогда же был приведен в воплощение в жизнь. Печальная фатум Радищева привлекла к себе всеобщее внимание: вердикт казался невероятным, в обществе не раз возникали слухи, что Радищев прощен, возвращается из ссылки, но слухи эти не оправдывались, и Радищев пробыл в Илимске до конца царствования Екатерины.
Положение его в Сибири было облегчено тем, что граф А.Р. Воронцов продолжал все время оказывать поддержку ссыльному писателю, доставлял ему покровительство со стороны начальников в Сибири, присылал ему книги, журналы, научные инструменты и пр. К нему в Сибирь приехала сестра его жены, Е.В. Рубановская, и привезла младших детей (старшие остались у родных для получения образования). В Илимске Радищев женился на Е.В. Рубановской. Во время ссылки он изучал сибирскую существование и сибирскую природу, делал метеорологические наблюдения, непочатый край читал и писал. Он чувствовал такое влечение к литературной работе, что более того в крепости, во время суда, воспользовался разрешением строчить и написал повесть о Филарете Милостивом. В Илимске он занимался кроме того лечением больных, вообще старался подсобить чем кому мог и сделался, по свидетельству современника, "благодетелем той страны". Его заботливая занятие простиралась верст на 500 около Илимска. Император Павел вскоре вслед за тем своего воцарения вернул Радищева из Сибири (Высочайшее повеление 23 ноября 1796 г.), причем Радищеву предписано было существовать в его имении Калужской губернии, сельце Немцове, а за его поведением и перепиской велено было присматривать главе администрации области. По ходатайству Радищева ему было разрешено государем съездить в Саратовскую губернию посетить престарелых и больных родителей. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Сохранились рассказы (в статьях Пушкина и Павла Радищева) о том, что Радищев, удивлявший всех "молодостью седин", подал совместный план о необходимых законодательных преобразованиях - план, где вновь выдвигалось вперед отбояривание крестьян и пр. Так как план тот самый не найден в делах комиссии, то высказаны были сомнения в самом существовании его; и все-таки, помимо показаний Пушкина и Павла Радищева, мы имеем несомненное подтверждение современника, Ильинского, тот, что был также членом комиссии и должен был славно ведать занятие. Несомненно, во всяком случае, что план тот самый, как его передает сынуля Радищева, совершенно совпадает с направлением и характером сочинений Радищева. Тот же Ильинский и прочий нынешний очевидец, Борн, удостоверяют кроме того верность другого предания, о смерти Радищева. Предание это говорит, что когда Радищев подал свой либеральный план необходимых реформ, председатель комиссии, граф Завадовский, сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и более того упомянув о Сибири.
Радищев, мужчина с шибко расстроенным здоровьем, с разбитыми нервами был до того потрясен выговором и угрозами Завадовского, что решился разделаться с собой, выпил яду и умер в страшных мучениях. Он как бы вспомнил образец Ушакова, научивший его, что "существование несносная должна быть насильственно прервана". Скончался Радищев в темное время суток на 12 сентября 1802 г. и похоронен на Волковом кладбище. - Главное литературное произведение Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву". Сочинение это замечательно, с одной стороны, как наиболее резкое выражение влияния, какое приобрела у нас в XVIII веке французская философия Просвещения, а с прочий - как наглядное свидетельство того, что лучшие представители этого влияния умели использовать идеи Просвещения к русской жизни, к русским условиям. "Путешествие" Радищева как бы состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой мы видим постоянные заимствования автора из различных европейских писателей. Радищев сам объяснял, что он писал свою книгу в подражание "Иорикову путешествию" Стерна и находился под влиянием "Истории Индии" Рейналя; в самой книге встречаются ссылки на разных авторов, а многие неуказанные заимствования также нетрудно определяются. Наряду с этим мы встречаем в "Путешествии" постоянное изображение русской жизни, русских условий и последовательное использование к ним общих принципов Просвещения. Радищев - сторонник свободы; он дает не только изображение всех неприглядных сторон крепостного права, но говорит о необходимости и возможности освобождения крестьян. Радищев нападает на крепостное право не только во имя отвлеченного понятия о свободе и достоинстве человеческой личности: его книжка показывает, что он участливо наблюдал народную бытие в реальности, что у него было обширное знание быта, на которое и основывался его вердикт крепостному праву. Средства, которые "Путешествие" предлагает для уничтожения крепостного права, также согласованы с жизнью, нисколько не являются чрезмерно резкими.
"Проект в будущем", предлагаемый Радищевым, указывает такие меры: в прошлом всего освобождаются дворовые и запрещается забирать крестьян для домашних услуг, - если же кто возьмет, то крестьянин делается свободным; дозволяются браки крестьян без согласия помещика и без выводных денег; крестьяне признаются собственниками движимого имения и удела земли, ими обрабатываемого; требуется, дальше, суд равных, полные гражданские права, запрещение наказывать без суда; крестьянам дозволяется приобретать землю; определяется сумма, за которую крестьянин может выкупаться; в конце концов, настает полное истребление рабства. Конечно, это писательский проект, тот, что не может быть рассматриваем как готовый законопроект, но общие его основания должны быть признаны применимыми и для того времени. Нападки на крепостное право - главная задача "Путешествия"; не случайно Пушкин назвал Радищева: "рабства враг". Книга Радищева затрагивает, помимо того, весь строй других вопросов русской жизни. Радищев вооружается супротив таких сторон современной ему реальности, которые ныне уже давнехонько осуждены историей; таковы его нападки на зачисление дворян в службу с детских лет, на несправедливость и корыстолюбие судей, на совершенный произвол начальников и пр. "Путешествие" поднимает и такие вопросы, которые до сих пор имеют жизненное значение; так, оно вооружается супротив цензуры, супротив праздничных приемов у начальников, супротив купеческих обманов, супротив разврата и роскоши. Нападая на современную ему систему образования и воспитания, Радищев рисует идеал, во многом не осуществленный до сих пор. Он говорит, что руководство существует для народа, а не напротив, что фортуна и обеспеченность народа измеряются благосостоянием массы населения, а не благополучием немногих лиц и пр. Общий нрав миросозерцания Радищева отражает и его весьма резкая "Ода вольности", помещенная в "Путешествии" (в значительной степени воспроизведена в I т. "Русской поэзии" А.С. Венгерова). Стихотворению Радищева "Богатырская повесть Бова" подражал Пушкин.
Радищев - окончательно не поэт; его вирши по большей части шибко слабы. Проза его, напротив, обладает зачастую значительными достоинствами. Забывший за рубежом российский язык, учившийся вслед за тем по Ломоносову, Радищев нередко дает чувствовать оба эти условия: речь его бывает тяжела и искусственна; но вкупе с тем в целом ряде мест он, увлекаемый изображаемым предметом, говорит легко, изредка живым, разговорным языком. Многие сцены в "Путешествии" поражают своей жизненностью, показывая наблюдательность и прикол автора. В 1807 - 1811 годах в Санкт-Петербурге было издано собрание сочинений Радищева, в шести частях, но без "Путешествия" и с некоторыми пропусками в "Житии Ушакова". Первое издание "Путешествия" было уничтожено отчасти самим Радищевым перед его арестом, отчасти властями; осталось его немного десятков экземпляров. Спрос на него был большой; его переписывали. Массон свидетельствует, что многие платили значительные денежки за то, чтобы принять "Путешествие" для прочтения. Отдельные отрывки из "Путешествия" печатались в разных изданиях: "Северном Вестнике" Мартынова (в 1805 г.), при статье Пушкина, которая появилась в печати в первый раз в 1857 г., в предисловии М.А. Антоновича к переводу Шлоссеровой истории XVIII века. Не вечно такие перепечатки удавались. Когда Сопиков поместил в своей библиографии (1816) посвящение из "Путешествия", страничка эта была вырезана, перепечатана и сохранилась в полном виде только в весьма немногих экземплярах. В 1858 г. "Путешествие" было напечатано в Лондоне, в одной книге с сочинением князя Щербатова: "О повреждении нравов в России", с предисловием Герцена. Текст "Путешествия" дан тут с некоторыми искажениями, по испорченной копии. С этого же издания "Путешествие" было перепечатано в Лейпциге, в 1876 г. В 1868 г. состоялось Высочайшее повеление, дозволившее печатать "Путешествие" на основании общих цензурных правил. В том же году появилась перепечатка книги Радищева, сделанная Шигиным, но с большими пропусками и опять-таки по искаженной копии, а не по подлиннику. В 1870 г. П.А. Ефремов предпринял издание полного собрания сочинений Радищева (с некоторыми дополнениями по рукописям), внеся в него и совершенный контент "Путешествия" по изданию 1790 г. Исооружение было напечатано, но в свет не вышло: оно было задержано и уничтожено. В 1888 г. А.С. Сувориным было издано "Путешествие", но всего в 99 экземплярах. В 1869 г. П.И. Бартенев перепечатал, в "Сборнике XVIII века", "Житие Ф.В. Ушакова"; в "Русской Старине" 1871 г. перепечатано "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске". Академик М.И. Сухомлинов напечатал в своем исследовании о Радищеве повесть Радищева о Филарете. Глава из "Путешествия" о Ломоносове напечатана в I т. "Русской поэзии" С.А. Венгерова. Там же воспроизведены все стихотворения Радищева, не исключая "Оды вольности". На имени Радищева долговременно лежал запрет; оно без малого не встречалось в печати. Вскоре после этого его смерти появилось немного статей о нем, но после этого имя его без малого исчезает в литературе и встречается сильно редко; о нем приводятся только отрывочные и неполные данные. Батюшков привнес Радищева в составленную им программу сочинения по русской словесности.
Пушкин писал Бестужеву : "Как разрешено в статье о русской словесности выпустить из памяти Радищева? Кого же мы будем держать в памяти?". Позднее Пушкин на опыте убедился, что припоминать об авторе "Путешествия" не так легко: его статья о Радищеве не была пропущена цензурой и появилась в печати только посредством двадцать лет по смерти поэта. Лишь со второй половины пятидесятых годов с имени Радищева снимается запрет; в печати появляется много статей и заметок о нем, печатаются интересные материалы. Полной биографии Радищева, и все-таки, до сих пор нет. В 1890 г. столетье со дня появления "Путешествия" вызвало шибко немного статей о Радищеве. В 1878 г. дано было Высочайшее соизволение на открытие в Саратове "Радищевского музея", учрежденного внуком Радищева, художником Боголюбовым, и представляющего значимый просветительный середина для Поволжья. Внук достойно почтил память своего "именитого", как говорится в указе, деда. Главнейшие статьи о Радищеве: "На конец Радищева", вирши и проза И.М. Борна ("Свиток муз", 1803). Биографии: в IV ч. "Словаря достопамятных людей русской земли" Бантыш-Каменского и во второй части "Словаря светских писателей" митрополита Евгения. Две статьи Пушкина в V томе его сочинений (разъяснение их значения в статье В. Якушкина, "Чтения Общества Истории и Древностей Российских", 1886, кн. 1 и отдельно). Биографии Радищева, написанные его сыновьями Николаем ("Русская Старина", 1872, т. VI) и Павлом ("Русский Вестник", 1858, 23, с примечаниями М.Н. Лонгинова ). Статьи Лонгинова "А.М. Кутузов и А.Н. Радищев" ("Современник", 1856, 8), "Русские студенты в Лейпцигском университете и о последнем проекте Радищева" ("Библиографические Записки", 1859, 17), "Екатерина Великая и Радищев" ("Весть", 1865, 28) и заметка в "Русском Архиве", 1869, 8. "О русских товарищах Радищева в Лейпцигском университете" - статья К. Грота, в 3 вып. IX т. "Известий" II отделения Академии Наук. Об участии Радищева в "Живописце" см. статью Д.Ф. Кобенко в "Библиографических Записках", 1861, 4, и примечания П.А. Ефремова к изданию "Живописца", 1864. Об участии Радищева в "Почте Духов" см. статью В. Андреева ("Русский Инвалид", 1868, 31), А.Н. Пыпина ("Вестник Европы", 1868, 5) и Я.К. Грота ("Литературная бытие Крылова", приложение к XIV т. "Записок" Академии Наук). "О Радищеве" - ст. М. Шугурова, "Русский Архив", 1872, стр. 927 - 953. "Суд над русским писателем в XVIII веке" - ст. В. Якушина, "Русская Старина", 1882, сентябрь; тут приведены документы из подлинного дела о Радищеве; новые важные документы об этом деле и вообще о Радищеве даны М.И. Сухомлиновым в его монографии: "А.Н. Радищев"; XXXII том "Сборника Отделения русского языка и словесности Академии Наук" и особняком (Санкт-Петербург, 1883), а потом в I томе "Исследований и статей" (Санкт-Петербург, 1889). О Радищеве говорится в руководствах по истории русской литературы Кенига, Галахова, Стоюнина, Караулова, Порфирьева и др., а ещё в сочинениях Лонгинова "Новиков и московские мартинисты", А.Н. Пыпина "Общественное движение при Александре I", В.И. Семевского "Крестьянский вопросительный мотив в России", Щапова "Социально-педагогические условия развития русского народа", А.П. Пятковского "Из истории нашего литературного и общественного развития", Л.Н. Майкова "Батюшков, его существование и сочинения". Материалы, касающиеся биографии Радищева, напечатаны в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1862, кн. 4, и 1865, кн. 3; в V и в XII томах "Архива князя Воронцова"; в X т. "Сборника Императорского Русского исторического Общества"; в собрании сочинений Екатерины II помещены ее рескрипты по делу Радищева; письма Екатерины об этом деле напечатаны ещё в "Русском Архиве" (1863, 3, и 1872, стр. 572); рапорт Иркутского наместнического правления о Радищеве - в "Русской Старине", 1874, т. VI, стр. 436. О Радищеве в современных перлюстрированных письмах см. в статье "Русские вольнодумцы в царствование Екатерины II" ("Русская Старина", 1874, январь - март). Письма родных к Зиновьеву, одному из товарищей Радищева - "Русский Архив", 1870, 4 и 5. Часть документов, касающихся дела о "Путешествии" Радищева, с и
справлениями и дополнениями по рукописям, перепечатана П.А. Ефремовым при собрании сочинений Радищева 1870 г. О Радищеве говорится в записках Храповицкого, княгини Дашковой, Селивановского ("Библиографические Записки", 1858, 17), Глинки, Ильинского ("Русский Архив", 1879, 12), в "Письмах русского путешественника" Карамзина. Примечания П.А. Ефремова к его не появившемуся изд. соч. Радищева помещены в "Русской поэзии" С.А. Венгерова. Портрет Радищева был приложен к 1-й части его сочинений, издания 1807 г. (а не к первому изданию "Путешествия", как ошибочно показано у Ровинского в "Словаре гравированных портретов"); портрет гравирован Вендрамини. С этой же гравюры был сделан гравированный портрет Радищева Алексеевым, для невышедшего второго тома "Собрания портретов знаменитых Россиян" Бекетова. С бекетовского портрета сделана большая литография для "Библиографических Записок" 1861 г., 1. Снимок с портрета Вендрамини дан в "Иллюстрации" 1861 г., 159, при статье Зотова о Радищеве; тут же и картина Илимска. В издании Вольфа "Русские люди" (1866) помещен весьма неудачный гравированный портрет Радищева по Вендрамини (без подписи). К изданию 1870 г. приложена копия с того же Вендрамини в хорошей гравюре, исполненной в Лейпциге Брокгаузом. В "Историческом Вестнике" 1883 г., апрель, при ст. Незеленова помещен политипажный портрет Радищева с алексеевского портрета; политипаж тот самый повторен в "Истории Екатерины II" Брикнера и в "Александре I" Шильдера. Ровинский поместил фотография с вендраминиевского портрета в "Словаре гравированных портретов", а фотография с алексеевского портрета - в "Русской иконографии", под 112. В. Якушкин.
Сын его, Николай Александрович, ещё занимался литературой, между прочим, перевел без малого всего Августа Лафонтена. Он был близок с Жуковским, Мерзляковым, Воейковым, служил предводителем в Кузнецком уезде Саратовской губернии, оставил биографию своего отца, напечатанную в "Русской Старине" (1872, т. VI). В 1801 г. он напечатал "Алеша Попович и Чурила Пленкович, богатырское песнотворение" (Москва), оказавшее несомненное воздействие на "Руслана и Людмилу" Пушкина (см. проф. Владимиров, в "Киевских Университетских Известиях", 1895, 6).
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Ревич Aleksandr Revich
Александр Ревич - поэт, переводчик, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы (1998 год). Ветеран Великой..
читать далее →
Александр Сумароков Aleksandr Petrovich Sumarokov
Александр Сумароков - руссский поэт, писательи драматург. Родился 14 ноября (25 н.с.) 1717 года в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати..
читать далее →
Александр Твардовский Aleksandr Tvardovsky
Александр Твардовский - советский писатель и поэт. Родился 21 июня 1910 года.Александр Твардовский известен по таким произведениям как: поэма..
читать далее →
Александр Ширяевец Aleksandr Shiryaevets
Ширяевец (Абрамов) Александр Васильевич (2[14].04. 188715.05.1924), поэт. Родился в с. Ширяево-Буерак Сызранского у. Симбирской губ. в семье бывшего..
читать далее →