Известные люди
»Александр Романенко
Рождение: Россия, 4.9.1912
Майор А. С. Романенко совершил 193 боевых вылета, в воздушных боях уничтожил лично 18 самолётов противника и 5 в составе группы. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 4 Сентября 1912 года в станице Миллерово, сейчас град Ростовской области, в семье рабочего. По окончании 9 классов средней школы, работал токарем. С 1933 года в Красной Армии. В 1935 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. По Сентябрь 1942 года служил в 32-м ИАП, летал на И-16 и Як-1. С Июля по Ноябрь 1943 года - в 91-м ИАП, летал на Як-9. Воевал на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах.
К Августу 1943 года штурман 91-го истребительного авиационного полка ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вооруженные силы, Воронежский фронт ) Майор А. С. Романенко совершил 193 боевых вылета, в воздушных боях уничтожил лично 18 самолётов противника и 5 в составе группы. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
6 Ноября 1943 года начальник истребительного авиаполка Майор А. С. Романенко погиб в районе села Лип - Скиток Васильковского района Киевской области. Похоронен на месте гибели. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), медалями.
* * *
В канун 26-й годовщины Октября, 6 Ноября 1943 года, днём в районе села Лип - Скиток Васильковского района Киевской области в неравном воздушном бою совдеповский лётчик сшиб 4 самолёта противника. Его истребитель был подбит, упал и взорвался в лесу примерно села. Пилот погиб.
Ветеранам войны, местным жителям, следопытам сельских школ удалось определить имя погибшего героя - лётчика. Им оказался начальник 91-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Майор Романенко Александр Сергеевич.
В тот же день совершил геройский поступок и прочий лётчик этого же полка - Младший лейтенант Гревцов Василий Васильевич. Прикрывая своего ведущего, он в лобовой атаке таранил истребитель противника. Сам сообща с самолётом упал в деревья на окраине села Плесецкое Васильковского района.
После войны руководящие органы города Василькова приняли вывод увековечить имена героев: определить в их честь монумент, где сориентировать места их гибели, дату и краткое отображение геройских поступков.
* * *
...Бой нарастал. Наблюдавшие за воздушным поединком пехотинцы видели, с какой яростью бросались немецкие лётчики на краснозвёздный "ястребок". Однако все их попытки разбивались о мужество и мастерство советского пилота. Несмотря на 3-кратное численное превосходство противника, Капитан Романенко не только умело уходил от его огневых атак, но и сам наносил прицельные удары.
В одной из атак "Мессеры" открыли по советскому самолёту жар. Но Романенко сноровисто ушёл в сторону. И когда одна из вражеских машин на какое - то миг зависла, он плавно нажал на гашетки. Огненные струйки прошили камуфлированный фюзеляж "Мессера". От него потянулся сизый шлейф дыма. Затем он зажегся и, разбрасывая горящие обломки, врезался в землю.
Не ожидавшие, видимо, такого исхода боя оставшиеся немецкие лётчики в панике метнулись в сторону. Используя вмешательство противника, Александр в стремительном пике обрушился на другую вражескую машину и меткой очередью расстрелял её. А через немного дней однополчане поздравили комэска Романенко с первой боевой наградой - орденом Красного Знамени и продвижением по службе: он был назначен штурманом полка.
В ту Июльскую темное время суток 1942 года Александр долговременно не мог заснуть. Перед глазами, будто в калейдоскопе, мельтешили прожитые годы. Жизнь не баловала его. Она как будто на прочность испытывала его волю и нрав, способность переносить тяготы и лишения.
Александру чуть-чуть исполнилось 6 лет, как умерла матушка. Оставшись сиротой, он как - то проворно повзрослел. Старался пособлять отцу. Окончив семилетку, пошёл на предприятие учеником токаря. Работа нравилась молодому станочнику. Он полюбил свою будущую профессию токаря.
Однажды к ним из Москвы приехал близкий родич, тот, что работал на столичном заводе "Динамо". Александр с интересом слушал его расклад о прославленном предприятии. И ему внезапно также захотелось поехать в Москву, на тот самый здоровый предприятие. Выслушав доводы сына, папа не возражал, только, как бы раздумывая вслух, сказал:
- Человека ценят, сын, не за то, где и кем он работает, а за то, как работает. Хотя и местоположение также играет немалую образ в жизни человека. Твой дедуля Иван всю дорогу гордился родным Киевом, седым Днепром, а потому что Москва - столица, и ею любой гордится. Да и предприятие "Динамо", говорят, одно из старейших предприятий Москвы. Работать там не только большая честь, но и ответственность...
На заводе "Динамо" Александра Романенко встретили радушно. Ему дали станок, зачислили в бригаду опытного токаря. Присматриваясь к работе передовиков предприятия, прислушиваясь к советам и пожеланиям старших, Романенко резво вжился в рабочую семью динамовцев. Вскоре комсомольцы, а далее партийная организация цеха приняли его в свои ряды. А когда IX съезд ВЛКСМ кинул клич: "Комсомолец, на самолёт !", Александр одним из первых изъявил охота обучаться на военного лётчика. Получив ориентация в Ворошиловградскую военную авиационную школу, благополучно окончил её в 1935 году. Служил в частях Киевского и Западного особых военных округов. Он настойчиво овладевал техникой пилотирования и, когда началась Великая Отечественная битва, был уже опытным лётчиком - истребителем.
Романенко зачастую вспоминал своё боевое крещение в Июльский день 1941 года, тот воздушный махач, тот, что чуть не оказался для него последним. Только выдержка и отвага помогли ему тогда вылезти победителем.
В Сентябре 1941 года назначен командиром 2-й эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка.
Тяжёлыми были и Октябрьские дни, когда Романенко во главе группы истребителей поднимался в небосвод Подмосковья, чтобы отразить налёты противника на столицу.
В одном из боёв под Нарофоминском Романенко одержал редчайшую по тем временам тройную победу, сбив на "Ишаке" немедленно 3 вражеских бомбардировщика Ju-88 !
...В те дни враг настойчиво рвался к Москве. Советские истребители получили директива закрыть с воздуха кавалерийский остов Генерала Доватора. В районе Нарофоминска пятёрка самолётов под командованием Лейтенанта А. С. Романенко вступила в мордобой с 40 вражескими бомбардировщиками Ju-87, шедшими в сопровождении 12 истребителей Ме-109. Большой численный перевес противника не смутил наших лётчиков. Набрав высоту, они врезались во вражеский строй.
Романенко немедленно же сшиб ведущего первой группы "Юнкерсов". Разворот, и заново стремительная штурмовая вылазка. Оставляя в небе шлейфы дыма, упали на землю ещё две машины врага. В том бою отличились все лётчики пятёрки Романенко. Противник вынужден был скинуть бомбы куда попало и спешно завернуть обратно. Наши же лётчики возвратились на свой аэровокзал без потерь. Александр был тогда награждён первым орденом Красного Знамени. А вскоре за мужество, проявленное в боях на Можайском и Звенигородском направлениях, он удостоился и второго ордена Красного Знамени.
В Феврале 1942 года он был назначен заместителем командира 32-го ИАП.
После разгрома немецких войск под Москвой отважный лётчик сражался с врагом над Крымом.
Летом 1942 года Александр Романенко, будучи уже Капитаном, сражался на Северо - Западном фронте, под Ленинградом. За 2,5 месяца боёв он уничтожил 5 самолётов противника. А всего же за год боевой деятельности отважный лётчик сшиб 16 вражеских машин и вскоре был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.
3 Сентября 1942 года в воздушном бою у деревни Сычёвка, в районе железной дороги Ржев - Вязьма, заместитель командира 32-го истребительного авиационного полка ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная вооруженные силы, Западный фронт ) Капитан А. С. Романенко на самолёте Як-1 таранил вражеский истребитель. За тот самый геройский поступок награждён орденом Красного Знамени.
На войне, в особенности с сильным и коварным врагом, бывают не только победы, но и неудачи. Подстерегла один раз невезуха и Романенко. Через немного дней позже совершённого тарана, при штурмовке аэродрома Дугино, он был подбит в неравном бою. Самолёт загорелся и упал на территории, занятой врагом. Раненый, истекающий кровью Романенко оказался в плену.
Первая попытка нестись из лагеря военнопленных не удалась. Романенко настигли, натравили на него собак, жестоко истязали. Пытки не сломили волю отважного лётчика. Его третья попытка увенчалась успехом. При отправке в прочий концлагерь он ночью на ходу выпрыгнул из вагона поезда и скрылся в лесу. Ему повезло - он попал к калининским партизанам. Вместе с ними Александр взрывал железнодорожные пути и мосты в тылу врага, пускал под откосы составы с войсками и техникой противника. Партизаны помогли Романенко перейти линию фронта. Опытный пилот вскоре был допущен к лётной работе, но лишен звания Героя и всех орденов...
Летом 1943 года Капитан А. С. Романенко, пройду курсы штурманов, прибыл в 91-й истребительный авиаполк. Лётчики полка летали на новых по тому времени самолётах Як-9.
Романенко сию минуту обратил на себя чуткость товарищей. Стройный, подтянутый, крепкого телосложения, завсегда весёлый, неунывающий, он пользовался всеобщей любовью и уважением. В бою все его мысли и действия были подчинены одному - победе над врагом. И он одерживал одну победу за прочий. Лётчики полка старались во всём подражать ему, учились у него тактике воздушного боя. Как правило, группы, которые водил в махач Романенко, возвращались домой без потерь и с победой.
В боях на Курской дуге он был неукротим. По 3 - 4 вылета в день делали лётчики 91-го истребительного авиаполка. И, как правило, вёл их в мордобой сам Романенко. Нередко лётчики полка вылетали на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие наших наземных войск, на отображение налётов вражеской авиации. И постоянно отважные соколы, возглавляемые Александром Романенко, действовали смело и радикально.
Однажды командующий 2-й Воздушной армией Генерал С. А. Красовский потребовал выделить наиболее подготовленных лётчиков для сопровождения группы "Петляковых", которым предстояло причинить бомбовый потрясение по подходившим резервам противника.
Оценив обстановку, Майор Романенко решил сам возглавить группу. В её состав он включил не только наиболее опытных лётчиков, но и тех, кто ещё не успел зарекомендовать себя большим мастером. Из числа молодых, рвавшихся в мордобой сержантов были названы лётчики Иван Кудрявцев и Иван Цыганов.
И уже посредством немного минут, как только взвилась сигнальная ракета, в воздух единственный за другим поднялись быстрокрылые "Яки" и легли курсом на Белгород.
Услышав в воздухе позывной Майора Романенко, ведущий группы "Петляковых" открытым текстом кинул в эфир:
- Александру Сергеевичу и его дружным братьям привет !
Подлетая к цели, лётчики отметили приближавшуюся к переднему краю нашей обороны армаду вражеских бомбардировщиков. Романенко подал команду Капитану Николаю Миокову продолжать сопровождение "Петляковых", а сам всей группой молниеносно пошёл на вражеские бомбардировщики. Первая же штурмовая вылазка оказалась удачной. Длинная очередность прошила вражеский бомбардировщик. Дрогнув всем телом, бомбовоз запылал и, неуклюже перевернувшись посредством крыло, круто пошёл вниз.
Строй противника дрогнул. Пользуясь паникой, Романенко сызнова устремился на врага. Когда до "Юнкерса" остались считанные метры, он открыл пламень из пушки и пулемётов. От меткой очереди и тот самый бомбардировщик устремился в своё последнее пике. Следуя примеру командира, умело действовали и подчинённые. Успешно выполнив боевое поручение, Александр Романенко без потерь вернулся на свой аэровокзал.
Успешно действовал полк и в последующих боях. Только за Июль - Август 1943 года лётчики истребительного авиаполка совершили свыше 300 боевых вылетов, уничтожили в воздушных боях и на аэродромах больше 50 самолётов противника. А счёт побед самого Романенко приближался к полутора десяткам.
По 6 - 8 раз за день поднимая свой "Як" в небосвод. За 3 месяца штурман 91-го ИАП Майор Романенко совершил 193 боевых вылета. В служебной характеристике Романенко, богатой превосходными степенями, перечислены все лучшие качества лётчика: "Талантливый начальник, здоровущий мастер воздушного боя. Летает твердо, смело. Мужественный, находчивый, инициативный и решительный".
В Августе 1943 года начальник 256-й истребительной дивизии подписал на Майора представление к званию Героя Советского Союза. В нём подмечалось, что Романенко совершил больше 190 успешных боевых вылетов, провёл свыше 100 воздушных боёв, в которых сшиб 18 вражеских самолётов лично и 3 - в группе. А в конце Сентября того же года во всех центральных газетах был напечатан указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о присвоении группе лётчиков звания Героев Советского Союза. В числе кавалеров Золотой Звезды был и Александр Сергеевич Романенко, начальник 91-го истребительного авиаполка.
Шли дни. Советские войска всё ближе подходили к Днепру. Наши лётчики уже вели воздушные бои над Киевом. Как - то комдив Герой Советского Союза Н. Герасимов, приняв рапорт вернувшегося из очередного вылета Романенко, сказал:
- А вам, Александр Сергеевич, позволительно бы и повременить с боевыми вылетами. И без вас есть кому летать, доколачивать врага.
- Извините, приятель Полковник, - смущённо ответил Романенко. - Когда я пролетаю над городом моих предков Киевом и вижу, что по его улицам шагают гитлеровцы, что в фашистской оккупации томятся наши братья и сестры, - тут уж не до отдыха.
А через 2 дня потом этого разговора с комдивом в полку состоялся митинг, посвящённый предстоявшим боям за Киев. Кратким вступительным словом митинг открыл Майор Романенко. Он призвал авиаторов приложить все силы для того, чтобы подсобить наземным войскам избавить столицу Украины от врагов.
19 Октября 1943 года Майор А. С. Романенко повёл группу из 8 самолётов. Задание - патрулирование севернее Киева. Придя в заданный район, сию минуту увидели группу из 9 бомбардировщиков Ju-87. Романенко умело рассредоточил силы, и лётчики вступили в махач. Ведущий не только умело дрался сам, но и не упускал из поля зрения ни одного лётчика. В результате этого воздушного боя наши истребители сшибли 6 бомбардировщиков и организованно, без потерь пришли домой.
После возвращения из плена Александр Романенко совершил 220 боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 24 и в группе с товарищами 5 самолётов противника. Вэтого на его счету было не менее 30 личных побед. Вместе с Покрышкиным к Ноябрю 1943 года он был результативнейшим лётчиком - истребителем ВВС РККА.
Так что же произошло в тот роковой день 6 Ноября 1943 года ? Во второй половине дня 12 истребителей Як-9 под командованием Майора Романенко вылетели на очередное поручение - прикрытие наступавших войск от ударов с воздуха. Барражировали юго - западнее Киева.
Романенко летел во главе ударной группы, другую вёл И. Цыганов, в настоящее время Полковник в отставке. Это была группа прикрытия. Кроме того, пара - Старший лейтенант М. Чижиков и Младший лейтенант Г. Козин - имела поручение от командира 256-й авиационной дивизии: прикрывать действия обеих групп.
Придя в район барражирования, пролетели до Василькова, далее развернулись и взяли вектор движения на Киев. Внезапно Романенко скомандовал: "Всем придерживаться прежним курсом !"
И тут же сделал предприимчивый разворот. Все увидели внизу германский разведчик - корректировщик FW-189. Майор молниеносно, не дав врагу опомниться, с первой же атаки сшиб его и боевым разворотом занял своё местоположение в строю группы истребителей.
Вскоре наши самолёты развернулись в юго - западном направлении. Вдали виднелся Киев. И в это время на горизонте показалась большая группа самолётов. Это были бомбардировщики Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190 и Me-109. Дав команду рассредоточиться, Романенко приказал группе Цыганова сковать боем истребители прикрытия. Сам же атаковал бомбардировщиков.
Завязалась жестокая неравная схватка. Все видели, как начальник полка сшиб ведущего первой группы, а далее и ведущего второй. В наушниках лётчики всегда слышали звук Романенко. Командир кого - то подбадривал, кому - то подсказывал мишень. Вскоре, удачным маневром зайдя в хвостище "Юнкерсу", он поджёг и самолёт ведущего третьей группы бомбардировщиков противника. Вот тут - то и случилась беда: агрегатина командира вдруг загорелась...
На аэропорт группа вернулась без ведущего, сбившего 4 неприятельских самолёта. Тот воздушный мордобой был последним и для лётчика Младшего лейтенанта Гревцова.
Василий Гревцов с детства мечтал о геройских поступках, с упоением читал о челюскинцах, беспримерных сверхдальних перелётах советских авиаторов. Идеалом для него был Валерий Павлович Чкалов. Ну а дальше - аэроклуб, учёба в школе военных лётчиков.
В 91-й истребительный авиационный полк Гревцов прибыл в разгар Курской битвы и безотложно включился в боевую работу. Вскоре полк передислоцировался в окрестности столицы Украины. Письма Василия домой в те дни были переполнены оптимизмом, верой в победу. И он выполнил свой должок перед Родиной, перед товарищами по оружию. В том памятном жарком бою не дрогнул перед смертельной опасностью, выстоял до конца. Сойдясь с врагом в лобовой атаке, отважный лётчик не свернул...
Прошло несть числа времени, раньше чем благодаря усилиям многих людей в архивных документах супротив фамилии Гревцов и Романенко исчезла запись: "6 Ноября 1943 года не вернулся с боевого задания, пропал без вести".
Долгое время местоположение гибели героев оставалось неизвестным. Вашему вниманию предлагаются воспоминания одного из руководителя поисковой команды, занимающейся разыском погибших лётчиков:
"Мы отправили в Москву официозный запрос о Герое Советского Союза А. С. Романенко, погибшего где - то под Киевом.
Из Главного штаба ВВС нам сообщили, что начальник 91-го ИАП 256-й Киевской истребительной авиационной дивизии Майор А. С. Романенко 6 Ноября 1943 года не вернулся с боевого задания и считается без известия пропавшим. В реакция на мой запрос военком города Миллерово прислал портрет лётчика, выписки из книги "Герои Дона", где речь шла о Романенко, и справку, что погиб он в Васильковском районе. Увы, тот самый факт нужно было ещё обосновать.
Попутным самолётом мы приехали к месту падения истребителя. Мы знали, что ещё в 1960 году тут по распоряжению официальных органов проводились раскопки. Были извлечены наиболее крупные обломки фюзеляжа и крыльев, движок, останки лётчика. Металлические детали увезли, а останки сызнова закопали...
Наша служба дала новые находки. С помощью сапера Лейтенанта Дергачёва и бывшего инженера по авиационному вооружению Голубева по найденным боеприпасам, деталям пушки ШВАК и конструктивным элементам самолёта мы определили тип истребителя - это был Як-9. Романенко летал на таковой машине. Но это ещё не свидетельство. В таком важном деле не устроиться без экспертиз, исследований, официальных заключений многих специалистов.
Более года хранились у меня на балконе останки А. Романенко и лётчика 91-го ИАП Младшего лейтенанта В. Гривцова, погибшего в тот же день, 6 Ноября 1943 года, близ села Плесецкое, покуда Главное управление кадров Министерства обороны СССР на основании заключения судмедэкспертизы и письменных свидетельств очевидцев не исключило погибших воздушных бойцов из списков пропавших без новости. И мы начали подготавливаться к церемонии захоронения павших героев.
Не думайте, что это так без затей. Предприятия, организации готовы, скажем, выделить средства на святое занятие. Однако... Оказывается, финансовые органы могут "провести" расходы на портреты, фотографии, Доски почёта и так дальше для передовиков, ветеранов производства. Погибшие защитники Родины более того на эту немного планировать не могут. И начинаются наши хлопоты, связанные с поиском материалов для памятников, мастеров по их изготовлению, добыванием денег для оплаты расходов... Каких только обвинений в свой адрес не приходилось выслушивать в процессе хождения по инстанциям ! Единственное, что спасает меня от "кондрашки", это разум выполненного товарищеского долга перед павшими в боях авиаторами, чьи имена и подвиги удается отдать им самим, их родственникам, нашему обществу. Поэтому я буду продолжать эту работу столь, сколь смогу".
Александр Сергеевич Романенко, на боевом счету которого числится больше 300 боевых вылетов и возле 30 воздушных побед, похоронен на месте гибели. На родине Героя его имя носят улочка, парк культуры и отдыха, одна из школ. На здании, где раньше была учебное заведение, в которой учился Александр Романенко, установлена мемориальная доска.
* * *
Обстоятельства гибели Майора А. С. Романенко в официальных источниках представляются однозначно - был сбит огнём вражеских самолётов. Но мне хочется направить Ваше участливость на момент из книги известного советского лётчика - истребителя дважды Героя Советского Союза Арсения Васильевича Ворожейкина "Рассвет над Киевом":
"Зазвонил телефон...
- Вас, приятель Полковник, просят из 91-го полка, - сказал Герасимову Василяка.
- У них - то что стряслось ? - проворчал комдив, беря трубку. Вдружбан он содрогнулся и, изменившись в лице, взволнованно переспросил: - Романенко сшибли ? Командира полка ? Сашу Романенко ? Свои же зенитки ?..
Ошеломлённые известием, мы замерли.
Александр Сергеевич Романенко был родом из Миллерово, Ростовской области. Биография его сложилась типично для поколения лётчиков первой половины 1930-х годов. Учёба, служба слесарем на заводе "Динамо" в Москве, после этого военная учебное заведение, Отечественная махаловка. Романенко в воздушных боях сшиб 29 немецких самолётов. И пропасть от огня своих же зениток !..
Совсем недавно я его видел. Саша мечтал о семье: "Мне уже 31 год, а я всё холостяк. Девушка на примете есть. После войны сию минуту же женюсь". И вот всё оборвалось..."
Это, как говорится, уже неофициальная версия...
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Романов Aleksandr Romanov
0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Его..
читать далее →
Александр Савушкин Aleksandr Savushkin
2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза...
читать далее →
Александр Ситковский Aleksandr Sitkovskiy
Старший лейтенант А. Н. Ситковский совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Александр Смирнов Aleksandr Smirnov
После войны до 1975 года служил в ВВС. В 1996 году за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Александру Ивановичу..
читать далее →