Известные люди

»

Александр Ухтомский

Александр Ухтомский Aleksandr Uhtomskiy Карьера: Деятель
Рождение: Россия, 26.12.1872
Из древнего княжеского рода Рюриковичей. Родился в семье пред. уездной земской управы. Брат акад. АН СССР Алексея Алексеевича Ухтомского, В 1895 окончил Московскую. духовную академию, канд. богословия, принял монашество. С дек. 1913 епископ Уфимский и Мензелинский (г. Мензелинск Уфимской губ.). Выступал за свободу вероисповеданий. Сторонник кадетов.

Председатель Восточно-русского культурно-просветительского общества, созданного им в Уфе в 1916. Основатель журнала при обществе - "Заволжский Летописец" (Уфа. 1916-1918). Вёл аскетический образ жизни, был прост и доступен. Пользовался широкой популярностью. Один из немногих иерархов церкви, кто в печати выступал супротив Г.Е. Распутина, предупреждая царя, что тот ввергнет Россию в беду.

Приветствовал Февральскую революцию 1917, видя в ней вероятность освобождения церкви от государственной опеки. Отказался от назначения на пост митрополита Петроградского, т.к. был сторонником выборности духовных лиц. 14 апреля включен в свежий состав Св. Синода. В посвященной Андрею статье "Епископ-демократ" Н.Н. Брешко-Брешковский (наследник Е.К. Брешко-Брешковской) привёл его слова о том, что потом встречи Андрея в начале мая с А.Ф. Керенским они "нашли совместный язык", между ним "и министром-социалистом создались какие-то общие нити" ("Уфимский Вестник", 1917, 26 мая). По словам митрополита Евлогия, Андрей "прогремел на всю Россию своим либерализмом" (Евлогий, Путь моей жизни, Париж, 1947, с. 289). Вдохновитель первого русского церковно-приходского кооператива с "заботой о бедняках" (открыт 1 июля при уфимской вокзальной Никольской церкви).

Поддерживал вектор движения Временного правительства на продолжение войны. В начале августа опубликовал "Открытое сообщение министру-председателю А.Ф. Керенскому", в котором писал, что "в настоящее время мы переживаем... сплошное распутинство... Нужна сильнейшая верх! Но эта политическая элита должна быть в руках людей, понимающих "религиозную психологию народа"" (слова Керенского из беседы с Андреем в мае). Андрей предлагал Керенскому шагать "прямо в народонаселение и к народу", основываться на "людей беспартийных и обязательно верующих", "народность министров и влюбленность их к родине сразу почувствуется народом, и Россия будет спасена!". Советовал на московском Государственном совещании сформировать беспартийное "Московское министерство спасения отечества", обещав что оно получит благословение открывающегося 15 августа Всероссийского церковного Собора ("Уфимские Епархиальные Ведомости, 1917, 15/16, с. 434-38). В сентябре высказался за прекращение всяких контактов с государственными органами Российской Республики, считая, что ими ведётся антицерковная политика. В октябре выдвинут кандидатом в члены Учредительного Собрания.

В ноябре, позже Октябрьского переворота, заявил: "Родина наша, весь российский население, сбитый с толку, переживает в настоящий момент последние недели своего бытия. Кончается одна страничка русской истории и начинается страшная другая.." ("Заволжский Летописец", 1917, N 22, с. 619-20). Это событие Андрей первое время оценивал как заговор герм. Генштаба и призывал биться с немецко-еврейским заговором, орудием к-рого являлся, по мнению Андрея, большевизм. На заседании Правления Советов церквей Уфы 17 дек. выступил за отделение церкви от гос-ва.

11 янв. 1918 на заседании Вост.-рус. культ.-просвет. об-ва допустил (вопреки протестам присутствующих) выступление двух большевиков и вынес заключение о том, что это идеально рус. люди, открыто заблуждающиеся и ведомые преступной рукой, выразил уверенность в возможности исправления большевиков. Выступил супротив декрета СНК об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви (20 янв.), считая, что он ограничивает влияние православия на об-во, а кроме того супротив заключения Брестского мирного договора. В ст. "О власти императорской и советской", опубликованной в мае (там же, 1918, N 7), высказался грубо супротив большевиков; Сов. верх, по мнению Андрея, сызнова утверждала деспотизм как форму гос. управления; обвинял новую верх в том, что она направлена супротив народа, церкви и не способна определить строй в стране и сберечь целостность Рос. гос-ва.

1 июля 1918, за неск. дней до оставления Сов. властью Уфы, заявил, выступая в церкви, что "большевизм призывал богатых подсобить бедным. И в этом он целиком прав. Единств, ошибку он допустил в том, что средством для достижения этой хорошей цели он признал насилие. Но ни при каких обстоятельствах запрещено совершить добра дурными средствами. Вот и большевизм, хотя и имея хорошую мишень, но принципиально признав для осуществления её дурное снадобье - насилие, и превратился в сплошное злое безобразие" (там же, 1918, N 9).

Был членом созданного осенью 1918 Сиб. Врем. Высшего церк. управления, стоял во главе духовенством 3-й армии А.В. Колчака. После разгрома белых арестован в февр. 1920 в Новониколаевске. Осенью выступил с заявлением о лояльности к Сов. власти и просьбой об освобождении, вскоре освобожден и уехал в Уфу. Неоднократно подвергался арестам и ссылке. Расстрелян по решению "тройки" Управления НКВД Ярославской обл. Реабилитирован в 1989.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Хейг Aleksandr Haig

Хейг приобрел неоднозначную известность, когда президент Никсон повысил его до четырёхзвездночного генерала и заместителя председателя комитета..
читать далее

Александр Храповицкий Aleksandr Hrapovickij

Храповицкий (Александр Васильевич, 1749 - 1801) - сенатор, статс-секретарь императрицы Екатерины II , автор записок.
читать далее

Александр Черячукин Aleksandr Cheryachukin

Окончил Донской кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1899). Из училища вышел в 6-ю..
читать далее

Александр Черногоров Aleksandr Chernogorov

Российский государственный деятель, губернатор Ставропольского края в 1996-2008 годах.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий