Известные люди

»

Александр Холминов

Александр Холминов Aleksandr Holminov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 8.9.1925
А.Н. Холминов удостоен звания Народного артиста СССР, награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, золотой медалью имени А.В. Александрова, другими знаками отличия.

Родился 8 сентября 1925 года в Москве. Отец - Холминов Николай Данилович. Мать - Холминова Мария Алексеевна. Супруга - Холминова Валерия Ивановна, отличный пианист и близкий приятель. Дочери: Евгения Александровна, Татьяна Александровна, Ирина Александровна, скрипачки. Внучка - Вера.

Родители Александра Холминова не были музыкантами (папа работал переплетчиком в типографии, мамаша вела домашнее хозяйство), но были людьми художественно-одаренными: Николай Данилович участвовал в самодеятельном драмкружке, выступал в спектаклях, Мария Алексеевна добро пела.

Музыкой Александр стал интересоваться с ранних лет. Неизгладимое ощущение произвело на него знакомство с крестьянским пением в рязанском селе Пощупово (в нескольких километрах от есенинского Константинова), где он проводил лето у бабушки. Вскоре в Москве была проведена радиотрансляционная сеть, и, к великой радости будущего композитора, музыку ныне разрешается было внимать весь день. На него обрушился поток музыкальных впечатлений, он с жадностью слушал, впитывал в себя сочинения величайших композиторов. С этого момента музыка захватила его всецело и стала главным делом его жизни.

В 8-летнем возрасте Александра отдали в музыкальную школу Бауманского района (в настоящий момент - 1-я Городская детская музыкальная учебное заведение имени С.С. Прокофьева). Вскоре одаренного мальчика перевели тотчас в одну из групп 5-го класса. В школе был мощный преподавательский состав. По теории музыки Александр занимался у К.И. Назаревич, его педагогом по фортепиано была Н.Г. Ракитина, которая страсть сколько рассказывала ему о своем приемном сыне, композиторе Константине Макарове-Ракитине и его творчестве, тем самым нечаянно поощряя страстное возделение юного музыканта самому писать музыку.

Нередко, разучивая заданные пьесы, он начинал импровизировать, а шибко резво от сочинения небольших и несложных вещей стал потихоньку перебегать к больше крупной форме. В 12 лет Александр написал свою первую оперу "Сказка о попе и работнике его Балде". В тот же отрезок времени у него пробудился заинтересованность и к симфоническому оркестру - он сочинил две симфонические картины и первую доля симфонии фа минор. Следующей его оперной работой стал лермонтовский "Маскарад". Александр был крайне увлечен этим сюжетом, как и для первой оперы, сам написал либретто, начал к сочинению музыки, но тут его служба и учеба были прерваны. Началась битва...

Война разметала семью в разные стороны. Мама с младшим сыном Игорем была эвакуирована в Йошкар-Олу. Александр был отправлен в эвакуацию во Владимир. Отец оставался покуда в Москве.

Эвакуация оказалась невыносимой: одолевала охота действия, невероятное возделение участвовать в происходящем, пособлять чем можешь. Кроме того, Александром безраздельно владела и ещё одна дума, а аккурат, охота обучаться музыке. Решение было принято - на попутной машине Александр добрался до Москвы...

Был финал августа 1941 года. Буквально на иной день потом возвращения Александра Москва была для въезда закрыта. Враг подступал все ближе. Начались ежедневные бомбежки. Но в это время в Москве функционировали на практике все учреждения, в том числе и театры. Еще до войны Александр пристрастился к театру, переслушал и пересмотрел все спектакли в филиале Большого театра и в особенности в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Во время войны он продолжал случаться в театре, как правило на дневных спектаклях, которые, случалось, зачастую прерывались объявлением воздушной тревоги.

Зимой папа Александра ушел на фронт. В Москве оставались родственники, которые помогли ему испытать трудные времена.

В 1943 году Холминов поступил в музыкальное училище при Московской государственной консерватории, на композиторское отделение. Его руководителями стали Е.О. Месснер и И.В. Способин.

В это время ему удалось брать на прокат свой основополагающий инструмент - старенькое пианино (которое попозже ещё непочатый край лет служило композитору). Но отрада его была негаданно омрачена: папа был тяжко ранен на фронте и вслед за тем госпиталя вернулся домой инвалидом I группы.

Вскоре Александра вызвали в военкомат. Из-за плохого зрения он был признан негодным к строевой службе. Но он не оставался в стороне от общего дела. Регулярно в составе концертной бригады бывал в госпиталях, где выступал перед ранеными. Потом его направили на работу в Военную академию имени М.В. Фрунзе, где он проработал рядом 2 лет. Работа совпала с занятиями в музыкальном училище. Учеба была напряженной и стремительной: за полтора года Александр прошел училищный вектор движения и в 1944 году был рекомендован в консерваторию.

В училище Александр написал строй сочинений, в том числе фортепианные прелюдии, которые были исполнены в Малом зале консерватории, а следом и по радио, в концерте из произведений студентов-композиторов.

Осенью 1944 года Холминов стал студентом Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Его педагоги А.Н. Александров и Е.К. Голубев, в класс к которому он перешел на 2-м курсе, дали ему превосходную профессиональную подготовку.

В 1947 году в консерватории проводился конкурс на лучшее вокальное произведение, на котором его Казачья песня для хора с оркестром была удостоена 1-й премии. Она не раз исполнялась в концертах студенческим хором и оркестром, потом была записана на радио и получила широкую популярность. Это прибавило уверенности молодому композитору, и он стал трудиться с удвоенной энергией. Вскоре за отличную успеваемость ему была назначена стипендия имени П.И. Чайковского.

В годы учебы Холминов написал единый строй сочинений, в том числе Фортепианный квинтет, получивший высокую оценку Н.Я. Мясковского, сюиту для хора а капелла "Родная Москва", Три русских песни для хора с оркестром и другие произведения, которые не раз звучали в студенческих концертах в Большом и Малом залах консерватории и на радио.

В ранних сочинениях композитора ясно раскрылся его основательный, неизменный заинтересованность к русскому мелосу, той сфере интонаций, музыкального тематизма, тем принципам мотивного, гармонического развития, что прочнейшим образом связаны с фольклором, с русской классикой.

В 1950 году Холминов окончил консерваторию. На госэкзамене исполнялась его симфоническая поэма "Молодая гвардия". После экзамена к нему подошел И.В. Способин и сказал: "Отныне я приподнято уважаю тебя как композитора". Эти слова Игоря Владимировича, тот, что неизменно выдавался сдержанностью в своих похвалах более того посреди весьма требовательной консерваторской профессуры, навечно запечатлелись в сердце композитора как высокая награда, как посвящение и напутствие. В том же 1950 году Холминов был принят в Союз композиторов СССР.

Широкое признание принесли Холминову произведения, созданные им уже в середине 1950-х годов, вскоре следом окончания консерватории. Он стал лауреатом (первая премия и золотая медаль) музыкальных конкурсов на Всесоюзном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957) и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959).

Величаво и одухотворенно зазвучала по всей стране "Песня о Ленине" на слова Ю. Каменецкого (1955), которая вошла в золотой фонд советской песенной классики. Широта, мощь, величие органично слились в этой мелодии с лирической теплотой, эмоциональной сердечностью, доверительностью интонации. Подлинно русским характером привлекла участливость "Ода Родине" на слова Ю. Полухина (1963), выразительно и проникновенно исполненная Ириной Архиповой.

Но наиболее полно, многогранно раскрылось дарование Холминова как оперного композитора-драматурга. Созданная им в 1964 году по одноименной пьесе Вс. Вишневского опера "Оптимистическая трагедия", в которой соединились революционная романтика и героика, масштабность исторических событий и драма человеческих судеб, сию минуту же заняла видное местоположение посреди значительных сочинений советской оперной классики, обошла на практике все крупные оперные сцены страны, охватывая ГАБТ и Театр имени С.М. Кирова, с успехом исполнялась за рубежом - в Чехословакии, Германии, Болгарии. В результате она побывала в репертуаре 20 театров! Опера "Оптимистическая трагедия", ее поразительные хоровые сцены, с их высоким пафосом и сердечной лирикой, ее броско, грубо, размашисто очерченные музыкальные портреты героев вошли в художественную реальность неотрывно от пьесы Вишневского.

"Оптимистическая трагедия" стоит немного особняком в оперном творчестве А.Н. Холминова в том плане, что композитор воспользовался в данном случае услугами либреттиста (либретто ее написано вкупе с А.И. Машистовым, он же - автор либретто следующей оперы Холминова - "Анна Снегина"). В дальнейшем, за исключением оперного претворения поэмы Есенина, Александр Николаевич во всех своих многочисленных операх является и автором либретто.

"Оптимистическая трагедия" и "Песня о Ленине" были отмечены присуждением А. Холминову звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1969). В 1970 году он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1976 году стал Народным артистом РСФСР.

С самого начала творческого пути композитора определился его заинтересованность к истории, героическому прошлому нашего народа. Развивая идею революционного обновления жизни и человека, А. Холминов создает в 1966 году лирико-драматическую оперу по поэме С. Есенина "Анна Снегина", тотчас же ставшую репертуарной, а далее, в 1974 году, - многоплановую, масштабную оперу-фреску "Чапаев".

"Анна Снегина" путь композитору как "сочинение чистое, светлое, незамутненное, искреннее", легко и конечно вылившееся из его души. Опера была написана на даче, в подмосковной Жуковке, в рекордно короткие более того для Холминова сроки: начав трудиться ранним утром, к вечеру эскиз оперы был закончен; основная мысля, весь первый тематический материал, драматургия - все было схвачено.

Музыка оперы сильно созвучна есенинским стихам. Современность музыкального стиля в соединении с народной песенностью и классической стройностью музыкальной драматургии, мелодическое изобилие, тонкая красочность оркестра принесли ей прочный счастливый момент и долгую сценическую существование.

Опера "Чапаев" во многом продолжает линию, намеченную масштабными, героико-патриотическими сочинениями Холминова. Эта опера перекликается с "Оптимистической трагедией" благодаря высокой трагедийности тона, многоплановости драматургической конструкции, тщательной разработке великолепных хоровых сцен. Композитору удалось сотворить поистине народную музыкальную трагедию.

В творчестве А.Н. Холминова гражданственно-патриотическая предмет представлена весьма разнообразно, но неизменно она раскрывается сквозь лично пережитое, прочувствованное самим композитором, посредством его размышления о высоком предназначении человеческой жизни.

Этим некогда всего и привлекают к себе такие сочинения Холминова, как симфоническая поэма "Рожденные бурей" (1960), вдохновленная идеей, образами одноименного романа Н. Островского; как посвященная памяти отца-фронтовика Вторая симфония для большого симфонического оркестра (1975); как кантаты "Здравствуй, Родина!" (1960), "Ради жизни на земле" (слова А. Твардовского и М. Исаковского, 1975), "Цвети, наша Родина!" (слова А. Прокофьева, 1982), "Переступив войны порог" (слова А. Твардовского, 1985); как опера "Горячий снег" (1984), созданная по одноименному роману Ю. Бондарева.

Композитор плодотворно работает в разных жанрах, но опера занимает центральное местоположение в его творчестве. "Холминову присуще ощущение театра, он создает не легко музыкальные партитуры, но предназначенные для сценического воплощения, он пишет драму музыкой" - эти слова принадлежат Народному артисту СССР Б.А. Покровскому, осуществившему на сцене созданного и руководимого им Московского камерного музыкального театра постановки большинства опер А.Н. Холминова.

Виртуозное владение широчайшей палитрой выразительных средств жанра позволяет композитору воплотить огромную амплитуду тем, сюжетов, образов, эмоциональных состояний. А.Н. Холминов является автором 13 опер, посреди которых наряду с крупномасштабными есть и камерные сочинения. Именно в камерных операх, позволяющих крупным планом исследовать внутренний мир человека, подтекст действия и слова, в наибольшей степени раскрылось дарование Холминова как тонкого психолога.

В камерных операх композитора, созданных на основе прозы Гоголя, Чехова, Достоевского, Шукшина, шибко и открыто зазвучало предостережение супротив страшной в своей обыденности потери человеческого в человеке.

Моноопера "Шинель" (1971), стержнем которой является рассказ-исповедь умирающего Башмачкина, была давним замыслом композитора (Н.В. Гоголь - его обожаемый писатель). Почти в то же время с началом работы над "Шинелью" возник проект иной одноактной оперы по Н.В. Гоголю - "Коляска" (1971). В этих операх Холминову удалось пробраться в "святая святых" человека, исследовать его внутренний мир, его психологию. После больших партитур, с их размашисто-фресковой звукописью, в этом месте, в камерных операх, композитор получил вероятность пользоваться акварельными красками, тонким полифоническим письмом, филигранно отточенными деталями.

В камерной дилогии на сюжеты Гоголя раскрылись новые грани дарования Холминова: живое ощущение юмора, чуткое чуткость к распетому слову, гибкость передачи речевых интонаций, оркестровая выдумка. Он сумел вдумчиво прочитать классические петербургские повести, услыхать скрытую в них музыкальность, воспроизвести в звуках смешные или трогательные, забавные или отталкивающие черты гоголевских героев. За создание этой оперной дилогии, а ещё кантаты "Ради жизни на земле" композитор был удостоен Государственной премии СССР (1978).

"Шинель" и "Коляска" открыли важную страницу в оперной деятельности композитора, положили начало его многолетнему творческому содружеству с выдающимся режиссером Б.А. Покровским. Премьера прошла с большим успехом, "Шинель" и "Коляска" прочно вошли в репертуар Московского камерного музыкального театра, во время гастролей неоднократно были показаны во многих городах нашей страны и за рубежом - в Чехословакии, ГДР, Польше, Австрии, Финляндии ("Коляска" была поставлена кроме того в Болгарии).

"Гоголевским" операм близки одноактные оперы Холминова по прозе А.П. Чехова "Ванька" и "Свадьба" (1979), в которых на гротескно-сатирической основе разворачивается настоящая беда.

Тема бездуховности существования продолжена и в опере "Двенадцатая серия" (1976) по неоконченной повести В. Шукшина "А поутру они проснулись...", в которой тяжко повисает невысказанный вопросительный мотив, сформулированный Шукшиным в одном из его рассказов: "Может, бытие - судьбина эта самая - могла быть какой-нибудь другой, чуток получше?"

Оперы Холминова "Двенадцатая серия", "Ванька" и "Свадьба" получили здоровенный социальный резонанс, они звучали во многих городах, в том числе и за рубежом, а "Свадьба" была записана на Венгерском телевидении в исполнении солистов и оркестра Будапештского театра.

Важным этапом в творчестве композитора, определенным итогом многих его исканий в области музыкального театра стала опера по роману Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (1981) - произведение глубокого философского содержания. Ее проект возник у композитора ещё в отрезок времени работы над "Шинелью" и "Коляской", но от идеи до ее воплощения прошло 10 лет.

Дмитрий Карамазов - центральная фигура оперы. Его личная судьбина становится главной темой спектакля, его философией - воскресение человека сквозь терзание, сквозь искупление греха, своего и всеобщего... Музыкальная предмет Дмитрия сквозная; в нее вплетены и другие темы, которые как бы питают ее, укрупняя образ, углубляя, усложняя материя оперы, делая ее многомерной: это задача Бога, задача добра и зла, предмет сострадания, милосердия и, конечно, задача детей как будущего. Сочинение захватывает своей истовостью, правдивостью, отточенностью интонационного языка, выпуклостью и тщательностью музыкальных характеристик героев Достоевского.

В Камерном театре Б.А. Покровского счастливый момент оперы был блестящим, и далее опера была показана в Ленинграде, Кишиневе, в Дрездене и Берлине. А позже "Братья Карамазовы" были поставлены на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского.

Одно из последующих сочинений Холминова - опера по пьесе Г. Бокарева "Сталевары" (1987), в которой композитор рассматривает поступки и характеры людей на современном, остро звучащем жизненном материале.

В 1990-е годы композитор вновь обращается в своем творчестве к произведениям классиков русской литературы - пишет оперы "Плоды просвещения" (1990) по пьесе Л.Н. Толстого и "Лес" (1996) по пьесе А.Н. Островского. Опера "Плоды просвещения" была показана на гастролях Камерного музыкального театра в Японии.

Постоянный тонус напряженной творческой активности - доминантная черта жизненного пути Александра Николаевича Холминова. В списке сочинений композитора представлены все основные жанры, его увлекает вероятность поиска новых решений, освоения новых форм, расширения палитры выразительных средств. Его "творчество тяготеет к синтезу жанров и в особенности к слиянию симфонии и оперы, симфонии и вокального искусства" (Э. Мирзоева).

Среди сочинений А. Холминова - 8 симфоний с ясно ощутимой образной направленностью (в том числе посвященная 600-летию Куликовской битвы Третья симфония с текстами из "Слова о полку Игореве" и "Задонщины", и продолжающая гоголевскую тему в творчестве композитора Шестая симфония для баса, мужского хора и большого симфонического оркестра, написанная на неизмененный контент "Повести о капитане Копейкине"); 8 кантат; вокальные циклы на вирши А. Пушкина, А. Блока, А. Ахматовой, С. Капутикян, М. Карима, И. Такубоку и других поэтов; 10 инструментальных концертов (для флейты и струнного оркестра, для виолончели и камерного хора, для виолончели, квинтета медных духовых и трех литавр, для двух скрипок и камерного оркестра и др.); 4 струнных квартета, музыка к кинофильмам (посреди них - эпохальный для истории отечественного кинематографа "Председатель"); песни; инструментальные миниатюры.

На протяжении многих лет Александр Николаевич сочетает творческую работу с общественной деятельностью. В 1959 году он стал членом Оргкомитета Союза композиторов РСФСР, после этого долгое время был секретарем правления Союза композиторов СССР (1968-90) и РСФСР (1973-90). С 1973 по 1990 год - член комиссии по Государственным премиям РСФСР. А.Н. Холминов возглавлял жюри 1-го и 2-го Международных фестивалей молодежной песни в Сочи (1967, 1968), Всесоюзного конкурса к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, участвовал в работе жюри Международного конкурса по камерной опере в Дрездене (1977). Член Европейского Общества культуры (1966).

А.Н. Холминов удостоен звания Народного артиста СССР, награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, золотой медалью имени А.В. Александрова, другими знаками отличия.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Цфасман Aleksandr Tsafman

Советский джазовый композитор, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио..
читать далее

Александр Цыганков Aleksandr Tsigankov

А. Цыганковым было издано большое количество авторских сборников, пластинок и компакт-дисков, в его репертуаре множество известных произведений..
читать далее

Александр Чайковский Aleksandr Chaikovsky

Известный композитор и музыкальный деятель, москвич по рождению и образованию Александр Чайковский приступил к исполнению обязанностей ректора..
читать далее

Александр Черепнин Aleksandr Cherepnin

Русский и американский композитор, пианист, теоретик музыки.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий