Известные люди
»Александр Шварев
Рождение: Россия, 26.12.1914
Родился 26 декабря 1914 года в городе Кувандык Оренбургской области. Родители его переехали из Пензенской губернии в Оренбуржье в начале XX века для постоянного поселения и освоения земель. В Кувандыке А.Е. Шварев окончил 7 классов и вступил в комсомол.
Трудовую дело начал лаборантом на шамотно-динасовом заводе в 1932 году в Магнитогорске, где заранее окончил 6-месячные курсы обучения. Одновременно продолжал обучаться в вечерней школе. В 1934 году переехал в Днепропетровск и стал вкалывать лаборантом на металлургическом заводе имени Петровского. Одновременно учился на вечерних подготовительных курсах для поступления в институт. В 1935 году поступил в Днепропетровский государственный вуз, где окончил 1-й вектор движения физико-математического факультета.
В 1936 году по призыву ЦК ВЛКСМ был направлен в Ворошиловградскую (Луганскую) школу летчиков. В 1939 году по окончании школы стал летчиком истребительного авиационного полка, тот, что дислоцировался на аэродроме Балбасово (городок Орша) Западного особого военного округа. Затем полк перебазировался в Западную Белоруссию град Лида, в Литву град Каунас. В предвоенные годы на аэродроме в Каунасе А.Е. Шварев освоил грозные для того времени истребители МиГ1, МиГ3. Воевать начал практически с первых минут позже нападения фашистской Германии. В раннее начало дня 22 июня 1941 года одним из первых вылетел на самолете МиГ-3 с аэродрома в Каунасе на отображение налета авиации противника.
Принимал участие в разгроме немецких войск под Москвой. После Московской битвы дивизия, в которой А.Е. Шварев был командиром эскадрильи, перебазировалась на Сталинградский фронт, где летчики полка с ходу включились в ожесточенные бои.
За время войны во многих важных боевых вылетах Шварев возглавлял группы самолетов. Вот наиболее характерные эпизоды таких боевых вылетов.
14 июня 1942 года четверка самолетов Як-1, ведомая капитаном А.Е. Шваревым, поднялась с аэродрома Васильковское для прикрытия кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова, тот, что вел упорные бои неблизко за линией Брянского фронта. При подходе к району прикрытия был замечен разведчик Хеншель-126, которого сшиб капитан Шварев. Через некоторое время появились 9 бомбардировщиков Ю-88, собиравшихся причинить бомбовый потрясение по конному корпусу. Капитан Шварев врезался в строй противника и сшиб ведущего, второй авиалайнер сшиб лейтенант Бугарчев. Не выдержав такого напора, бомбардировщики бесприцельно сбросили бомбы и скрылись из зрачок. Продолжая патрулирование, группа капитана Шварева в этом же боевом вылете вступила в махач с восьмеркой Ме-109 и, сбив в жестокой воздушной схватке 2 самолета противника, не допустила штурмовых действий врага по коннице генерала Белова. И ещё хоть отбавляй раз капитан Шварев вылетал на прикрытие выхода из окружения наших конников, ведя при этом воздушные бои, как правило, с превосходящими силами противника.
Генерал Белов приподнято оценил действия нашей авиации и объявил признательность летчикам, прикрывавшим его остов.
На Сталинградском фронте в 1943 году капитану Швареву была поставлена проблема изготовить разведку аэродрома Сальск, с которого недруг летал в окруженную под Сталинградом группировку. На рассвете 9 января Шварев в паре с Давыдовым вылетели с полевого аэродрома на разведку. На аэродроме было обнаружено больше 100 самолетов различных типов, в основном транспортные Ю-52 и бомбардировщики. По результатам разведки командиром авиакорпуса было принято вывод сразу причинить удары по аэродрому Сальск двумя штурмовыми полками. Дивизии, в которой служил А.Е. Шварев, была поставлена проблема прикрывать действия штурмовиков.
В целях обеспечения внезапности, полет к аэродрому решили сделать на малой высоте. Капитану Швареву было приказано вывести штурмовики на аэровокзал для нанесения бомбового удара с запада. Задача была выполнена. Штурмовики, ведомые Шваревым, вышли в аккурат в заданном направлении и двумя заходами в условиях сильного зенитного огня отбомбили аэропорт. В результате на земле было уничтожено 30 самолетов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов, больше 100 джентльмен летного и технического состава. И только при отходе от аэродрома наши самолеты оказались атакованы двумя группами Ме-109 по 8 самолетов в каждой. В ходе тяжелого воздушного боя было сбито 7 самолетов Ме-109, два из которых на счету капитана Шварева. Штурмовики потерь не имели.
После возвращения с боевого задания капитану Швареву была поставлена проблема на третий боевой вылет в тот самый день: спешно по тревоге вылететь на сопровождение штурмовиков для нанесения удара по эшелону с горючим на станции Котельниково. При подходе к цели наши самолеты атаковала большая группа немецких истребителей. Завязался ожесточенный воздушный мордобой с превосходящими силами противника. В этом бою капитан Шварев сшиб германский авиалайнер и при преследовании второго самолета оказался единственный в окружении шести Ме-109. Вдружбан на высоте 2000 метров остановился движок кончилось горючее. На планировании с остановившимся двигателем Швареву удалось покинуть от прицельного огня атакующего позади истребителя и усадить авиалайнер на фюзеляж в заснеженной степи. Пара самолетов Ме-109 продолжала штурмовать совершивший аварийную посадку авиалайнер капитана Шварева. Но он, используя навык боев в Испании, укрывался от огня за мотором своего самолета. Было сделано два захода с прицельной стрельбой из 20-мм пушки Эрликон. В последнем заходе двигатель самолета был пробит. Шварева ранило осколком.
За время войны А.Е. Шварев был ранен дважды. После лечения в госпиталях возвращался в свой полк.
В процессе ведения боевых действий шло активное освоение летного мастерства. Полученные знания и навык Шварев передавал молодому поколению. И как итог хорошей выучки и боевого сплочения звено, а после этого эскадрилья А.Е. Шварева благополучно выполняла сложнейшие боевые задания с наименьшими потерями.
Так, под его командованием летчики эскадрильи с 22 июня 1941 по 10 февраля 1943 года провели 97 воздушных боев, в которых сшибли 87 самолетов противника, из них 62 бомбардировщика и 25 истребителей. Свои потери в этих боях составили 13 самолетов и 9 летчиков.
201-я дивизия, в которой служил А.Е. Шварев, была в Резерве Верховного Главнокомандования. Ее перебрасывали на главное ориентация фронтов, где развертывались решающие сражения. После битв под Москвой и Сталинградом дивизию перебазировали на Северный Кавказ, где летчики участвовали в воздушных боях над Кубанью.
А.Е. Шварева назначили старшим штурманом 201-й дивизии. Летом 1943 года дивизию перебазировали на Курскую дугу, где все лето шли небывалые по ожесточенности бои. За успешное выполнение задач и проявленные личным составом героизм и отвагу 201-ю истребительную дивизию преобразовали в 10-ю гвардейскую Сталинградскую авиационную истребительную дивизию, а входящие в ее состав полки стали 111-м, 112-м, 113-м гвардейскими.
Капитану А.Е. Швареву было присвоено звание майора, он был назначен командиром 111-го гвардейского Сталинградского авиаполка.
Далее начались крупные сражения: Корсунь-Шевченковская, Проскуровско-Черновицкая операции, отбояривание Киева, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская операции и дальнейшее отбояривание Польши. В январе 1945 года был освобожден Краков, и дальше бои перешли в Германию.
Войну А.Е. Шварев закончил майором в должности командира авиаполка. За боевые отличия во время Великой Отечественной войны и за заслуги в повышении боеготовности ВВС в мирное время он награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями За боевые заслуги, За оборону Сталинграда, За оборону Кавказа, За победу над Германией и другими. Имеет награды Польской Народной Республики Крест Храбрых, золотой Крест Заслуги.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Указом Президента РФ 11 октября 1995 года А.Е. Швареву присвоено звание Героя Российской Федерации.
После войны он учился в Краснознаменной Военно-воздушной академии. За время учебы освоил реактивный авиалайнер Як-17. После окончания академии был направлен на службу в Группу советских войск в Германии, где первым в своей части осваивал реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.
В конце октября 1952 года дивизия в полном составе перебазировалась в Одесский армейский округ. В январе 1954 года А.Е. Шварев был переведен в Центральный аппарат ВВС, где занимался организацией обучения летного состава частей и соединений ВВС на новых реактивных самолетах.
В 1958 списан с летной работы по состоянию здоровья и 12 лет работал в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР на должности заместителя начальника управления, а следом начальника отдела ВВС и ПВО страны. В 1970 году назначен заместителем начальника управления кадров ВВС. В 1976 году вышел в отставку. Потом 2 года работал заместителем начальника Центрального Дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе.
Ветераны 10-й гвардейской Краснознаменной, ордена Суворова Сталинградской истребительной авиационной дивизии избрали генерала Шварева председателем Совета ветеранов дивизии. Он ведет организационную работу в Московском комитете ветеранов Великой Отечественной войны по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Нередко выступает с воспоминаниями о войне в школах и воинских частях, оказывает поддержка авторам, пишущим книги и материалы о военных летчиках, воевавших в Великой Отечественной войне.
Генерал-майор авиации А.Е. Шварев участник трех парадов Победы на Красной площади в Москве в 1945, 1995 и 2000 годах.
Живет в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Шищенко Aleksandr Shishenko
Вместе с братом Михаилом Александр помогал собирать радиоприемник, который потом установили на чердаке дома Николая Сумского. Подпольщики получили..
читать далее →
Александр Южилин Aleksandr Yuzhilin
Александр Григорьевич Южилин, гвардии капитан, командир звена 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного Полтавского Краснознаменного полка..
читать далее →
Александр Юнев Aleksandr Yunev
Александр Петрович Юнев, гвардии рядовой, командир пулеметного расчета 2-го гвардейского воздушнодесантного стрелкового Плоештинского полка 3-й..
читать далее →
Александр Яковлев Aleksandr Iakovlev
Герой Советского Союза (20.05.40). Награжден орденом Ленина, медалями.
читать далее →