Известные люди
»Александра Стрельченко
Рождение: Россия, 2.2.1937
В 1984 году А.И. Стрельченко была удостоена звания Народной артистки России. Она и сегодня продолжает напряженную, но вдохновенную жизнь артистки, влюбленную в свое дело. Все ее творчество озарено высоким стремлением - чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама. Ныне певица продолжает плодотворное сотрудничество с Оркестром народных инструментов России имени Н. Осипова под управлением Н.Калинина, является членом песенных жюри и мечтает открыть свою творческую мастерскую, где могла бы передать опыт молодым исполнителям.
Родилась 2 февраля 1937 года на станции Чаплино Днепропетровской области. Отец - Стрельченко Илья Евгеньевич (1911-1941). Мать - Стрельченко Полина Павловна (1916-1945).
Исполнителю на современной эстраде тяжко откопать близкое, то единственное, что помимо него никто нет скажет, не увидит, не откроет слушателю новую страницу в избранном жанре. Впрочем, это было непросто всю дорогу. И посреди огромного количества артистов, посвятивших родное творчество русской песне, искусство Александры Стрельченко выделяется особенно. Не только яркой одаренностью, но и вдумчивым, тонким подходом к музыкальному материалу, умением заметить в скромном и незатейливом глубину и поэзию чувств, красоту души народа, создавшего и сохранившего свои неувядающие песни.
"Она сама как русская песня!" - эта мысль, сказанная одним из слушателей позже концерта Александры Стрельченко, стоит многих многостраничных рецензий. Она верно и образно характеризует ощущение, которое получаешь, слушая в ее исполнении старинные и современные русские песни. Образ женщины, созданный ею на сцене, сродни тем песням, которые она поет. Скромная и гордая, добрая и сильная, нежная и любящая - таковой представляется она.
Любовь к песне Александра Стрельченко впитала с молоком матери. В семье распевали все: папа, мамаша, сестры. Очень любили внимать пластинки. Первое яркое и незабываемое ощущение от русской народной песни связано с именем Лидии Андреевны Руслановой. Замечательная артистка увлекла ослепительной красотой и правдой, покорила душевной щедростью. Поэтому греза сделаться певицей с детства захватила маленькую Сашу. Но судьбина распорядилась по иному...
В начальный же год войны на фронте погиб папа, в 1945 году, не выдержав тяжести нечеловеческих испытаний, умерла маменька. Остались голодное сиротство троих маленьких (рядом ещё сестра и брат), затем - ребяческий жилище, уже затем войны, учебное заведение... Трогательно чистым голосом девчонка впервой публично исполняла свои первые, запомнившиеся от начала до конца, популярные советские песни "Одинокая гармонь" Б. Мокроусова (вирши М. Исаковского) и "Орленок" В. Белого (вирши Я. Шведова). Теперь Александра Ильинична вспоминает, что только песня была в нелегкие годы ее другом, ее настоящей опорой. Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках, - кто ее заметит? А как споет, ещё попросят, и не только чуткость обратят, накормят, но ласковое словечко скажут, в чем больше всего, может быть, нуждается джентльмен...
После окончания школы немного месяцев Александра работала нянечкой в детском саду, а позже решила поступать в Ленинградский педагогический институт - была уверена, что сможет сделаться хорошим воспитателем, возвращать людям то, чего сама была лишена. Поступила на заочное отделение, но дипломированной воспитательницы из нее так и не получилось.
Зимой 1958 года она приехала в Ленинград сдавать сессию. В это время там гастролировал Воронежский всенародный хоровой коллектив. Концерт в такой степени разбередил душу и всколыхнул, казалось бы, забытую мечту сделаться певицей, что Александра не выдержала, пошла за кулисы и сказала: "Возьмите меня к себе, хочу напевать!" В антракте ее прослушали руководители, без малого весь хоровой коллектив, и заключение было - схватить. "Приезжай в Воронеж", - сказали. Поехала без малейших колебаний и, с молниеносной, на изумление хормейстера В. Ефимова, быстротою выучив все партии во всех песнях, сквозь месяц впервой вышла на сцену как равноправная участница профессионального хора. Казалось, злободневный дорога определился. Однако суждены были ещё испытания, и шибко серьезные.
Чрезмерное увлечение пением в хоре, неопытность, неумение хранить себя при напряженной и нередко крикливой хоровой манере привели к эдакий перегрузке голосовых связок, что только начавшая свой тракт певица вынуждена была распроститься с пением и, казалось, насовсем. Но время стало не только лекарем физического недуга, но и дало вероятность осмыслить в своих ошибках, а охота распевать было настолько велико, что Александра, заново проработав некоторое время в детском саду, вернулась к продолжению скромно начатого артистического пути.
Липецкая филармония, где создавалась в тот миг молодежная группа, стала не только местом трехлетней сольной работы (1959-1962), но и дала вероятность для больше серьезных занятий и профессионального становления. От Липецкой филармонии Александра Стрельченко в первый раз уехала в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства для годичной стажировки и подготовки концертных программ. Вокальным классом возглавляла тогда Народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем, тоненький исполнитель народных песен и удивительной души джентльмен, по-матерински относившаяся к молодым, рьяно защищавшая их интересы. Может быть, не только или не столь вокальному делу учила она своих питомцев, сколь старалась привить им музыкальную, художественную, человеческую культуру, расширить их кругозор, привить привкус к искусству вообще.
Стрельченко сумела соорудить необходимые усилия для того, чтобы забрать предлагаемое. Это позволило ей остаться в Москве и, выдержав конкурс в Москонцерт, инициировать тяжелый тракт его солистки - исполнительницы русских песен. На этом пути исподволь оказывалось все меньше поражений, все больше успехов. Помогало упрямое возделение напевать, укрепляющееся разумение необходимости ежедневного кропотливого труда, тяготение уразуметь себя, нарыть единственно верное ориентация. Правильность выбранной дороги доказала виктория на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1968 году. За воплощение в жизнь русских народных песен (большинство их пелось без сопровождения, а это, как известно, труднейший наружность музицирования и настоящее испытание) Александра Стрельченко завоевала золотую медаль и первую премию.
Одна за иной рождались новые программы - народных песен, новых песен советских композиторов, воскрешались к жизни старинные, забытые, но прекрасные песни, становившиеся настоящим откровением в ее исполнении. Пришел стабильный, заслуженный фарт, далее почетное звание Заслуженной артистки РСФСР (1972), а главное - складывался свой круг слушателей, заполнявших залы Москвы, других городов страны. И на фоне этого уже определившегося успеха нужно было показать мужество и иметь в распоряжении страстное стремление совершенствоваться, чтобы сдать экзамены и обучаться в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1976-1980).
Однако не диплома только искала Александра Стрельченко, она стремилась в мир Большой музыки, внутри которого хотела обусловить, почувствовать положение своего музыкального круга, их взаимосвязь, их единство. Именно эти старания подняли певицу на ещё одну ступень музыканта и привели ее в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руководством В.Федосеева. Народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева и Заслуженного деятеля искусств России Ольгу Ивановну Доброхотову Александра Ильинична считает своими первыми учителями и наставниками, открывшими ей диковинный мир классической музыки. Она увлеклась Вагнером, позже пришло и чувство Дебюсси, по-иному стали слышаться для нее Мусоргский и Бородин, концерты в Большом зале консерватории стали необходимой частью жизни, и не оттого, что на сцене в тот самый закат дня были добрые друзья - альтист, скрипачка, певец или дирижер, - ее суть человеческая обрела естественную способность существовать в огромном музыкальном мире, раздвинув границы прежних своих профессиональных владений. Да и постоянные занятия на вокальной кафедре (всенародный факультет) с Е.К. Гедевановой и Л.Л. Базилевичем ещё до окончания института не замедлили сказаться в ее напряженной концертной деятельности. Вспоминая эти относительно недавние годы, А.И. Стрельченко говорит, что хотя было весьма тяжко, она была счастлива множеством пришедших к ней художественных открытий.
Так складывается ее артистический вид, формируется привкус. Она все больше увлеченно работает, год от года интереснее ее творческий розыск и сильнее муки критического отношения к самой себе. Все свои знания, художественные ощущения, постижение традиций русской художественной жизни и традиций высокого народного искусства, все, что получает певица от жизни, людей, страны, все стремится она воротить в своем творчестве, понимая это не как обязанность, а как необходимую духовную надобность.
Разнообразные программы певицы вводят слушателей в мир особенный и в то же время узнаваемый, вроде бы позже долгих странствий возвращается под отчий кров джентльмен и вдыхая родные полузабытые запахи, ещё раз входит в страну бабушкиных сказок, колыбельных, чистоты и прозрачности родниковой воды детства. Такие ассоциации вызывают песни, которые отбирает в свой репертуар певица. Звучат в ее исполнении и подлинно фольклорные, и народные песни, и сочинения современных композиторов. Но только такие, в основе которых интонация, присущая народной мелодике. Потому что основная задача творчества А. Стрельченко - влюбленность к Родине, к ее лесам и необозримым просторам, к людям, чей работа создает славу дорогой сердцу земли, к ее прошлому, настоящему и будущему.
Именно оттого визитной карточкой Александры Стрельченко стала песня "Я люблю свою землю" Е. Птичкина на вирши В. Харитонова. Так же названа и одна из программ певицы. Высокое гражданское ощущение, выраженное лирическими средствами, рядом мироощущению исполнительницы. "Земля - моя веселье, любимая песня моя" - признается она в искреннем чувстве к родному краю, но делает это не напоказ, а скромно и целомудренно, с необычайным достоинством. Певице чужда чрезмерность, крикливость и как бы самоподача красивого, сильного голоса. Напротив, в самых кульминационных моментах она будто приглушает полет и звучность пения. А это создает драматический результат, укрупняет музыкальную мысля песни.
Пристально и вдумчиво отбирает А. Стрельченко свой репертуар. Полюбив песню, долговременно с ней не расстается, делает ее популярной. Но и певицу узнают по первым тактам музыкального вступления - это песни Стрельченко. Скольким из них дала она путевку в существование! А после этого нее уже тяжело другому исполнителю обратиться к тому же музыкальному материалу, не повторив находок певицы. Все выбирает она из сочинения, находит такие краски и оттенки, что порой и создателям песен открывает в них новизну и многозначность.
Талант певицы питается соками близкий земли. Оттого так сильна в ней память и дань благодарности к тем одаренным исполнительницам прошлого, которые развивали русскую песню. В записях и концертах Александры Стрельченко звучат песни Надежды Плевицкой (в частности, "Куры рябые", "Раскинулось море широко", "Молчи ямщик"), Лидии Руслановой ("Ой, комарики", "Саратовские страдания", "По муромской дорожке" и др.), певца-гусляра Николая Северского ("Ах, влюбленность, как ты зла", "Про старину"), Ольги Ковалевой ("Дедушка", "На горе-то калина", "На окошке два цветочка", страдания - "Помню, что было", "Дударь мой", "Ой, цвети, кудрявая рябина", "У меня есть друг тайный", "Волга-реченька глубока" и др.).
Исполнительское искусство Ольги Васильевны Ковалевой стало артистке в особенности близким. При всей несхожести творческих индивидуальностей многое их роднит, и в свое время всего бережное, целомудренное касательство к русскому музыкальному фольклору, одинаковое разумение современности в жизни старинной и новой песни, не допускающей ни малейшей переделки и искажения мелодии, ритма, характера, особая симпатия к песням, славящим Родину, и песням, раскрывающим зажиточность духовного мира русской женщины.
Характерной особенностью выступлений Александры Стрельченко является и то, что она не только собирает и исполняет народные песни, но и красочно комментирует их в концертах. Например, претворение в жизнь составленных ею небольших сюит из песен курских, вятских, исторических, обрядовых (особым успехом пользуется сюита из свадебных песен - от плача невесты до завершающих, застольных песен вслед за тем венчания) она предваряет рассказом о традициях, преемственности, о необходимости бережно беречь эти музыкальные памятники отечественной культуры.
Исполнительская привычка Стрельченко позволила ей соприкоснуться с новым для нее везде музыки - городской песней, старинным романсом. Безыскусственность, простота исполнения сделали эти первые шаги заметными, успешными. Совместно с секстетом солистов оркестра Большого театра она записала романсы: "В минуту жизни трудную" П.Булахова (вирши М.Лермонтова), "Я тебе ничего не скажу" Т. Толстой (вирши А. Фета), "Звезды на небе" В.Борисова (вирши Е. Дитерихса), "Что это сердце..." Я. Пригожего, древний цыганский романс "В одни глаза я влюблена" А. Вилинского (вирши Т. Щепкиной-Куперник, из репертуара В.Паниной) и др.
Эти романсы А. Стрельченко поет несложно, как бы напевая, хотя в этом и кроется наибольшая тяжесть. Пользуясь альтовым тембром, чисто бы немного мальчиковым, она придает этим произведениям большую простоту и юношескую чистоту чувства. Низкие, звучащие у некоторых певиц в грудном регистре ноты, в особенности в романсах Борисова и Толстой, провоцируют псевдострастный нрав исполнения, искусственность эмоционального строя. Наверное, оттого ровность и легкость звучания у А. Стрельченко сделала эти романсы благороднее.
В пору творческой молодости она исполняла и песни современных композиторов: "Зачем мы ссорились" В. Левашова (вирши Н. Палькина), песни Г.Пономаренко "Моторочка, моторка" (вирши В.Бокова), "А где мне забрать такую песню?" и "Подари мне платок" (вирши М.Агашиной), "Как летела бела утка" (вирши Г.Георгиева), "Тополя", "Растет в Волгограде березка", "Что было, то было", "Отговорила роща золотая" и др. Эту линию авторской песни она продолжает и в настоящее время, сотрудничая с композиторами Виктором Темновым, Александром Морозовым и др.
Насыщенная духовная бытие певицы, ее неподдельный заинтересованность к жанру русской песни, ее охота постичь все зажиточность, накопленное не только национальной, но и важный культурой, делает ее творчество интернациональным. Оно ясно и оттого приподнято оценивается на разных континентах, в разных уголках нашей планеты. Во Франции, Японии, Дании, Швеции, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, в Лаосе и на Цейлоне, в Таиланде и Сингапуре выступления Александры Стрельченко пользовались неизменным успехом.
В 1984 году А.И. Стрельченко была удостоена звания Народной артистки России. Она и в эти дни продолжает напряженную, но вдохновенную существование артистки, влюбленную в родное занятие. Все ее творчество озарено высоким стремлением - чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама. Ныне певица продолжает плодотворное сотрудничество с Оркестром народных инструментов России имени Н. Осипова под управлением Н.Калинина, является членом песенных жюри и мечтает раскрыть свою творческую мастерскую, где могла бы передать навык молодым исполнителям.
В свободное время Александра Ильинична увлекается многим: она любит природу, животных, цветы; отдает предпочтение классической русской литературе, музыке, балету, народным мелодиям, джазу. Ее любимые артисты - О. Табаков и Н. Мордюкова, И. Архипова и А. Ведерников.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Александра Яковлева Aleksandra Yakovleva-Aasmyae
Александра Яковлева - популярная советская и российская актриса. Родилась 2 июля 1957 года. Настоящая фамилия - Иванес, по третьему мужу -..
читать далее →
Александра Куликова Aleksandra Kulikova
Александра Куликова - российская актриса, родилась 25 мая 1974 года.Дебютировала в кино в 2002 году в фильме под названием "Апрель". На сегодняшний..
читать далее →
Александра Черон Aleksandra Cheron
Александра Черон - актриса, родилась 16 января 1983 года.Александра Черон известна по ролям в таких фильмах как: "Мама, я хочу петь" 2011 год,..
читать далее →
Алексей Ананченко Aleksey Ananchenko
Специалист в области реконструкции и застройки исторического центра Санкт-Петербурга.
читать далее →