Известные люди

»

Алексей Благовещенский

Алексей Благовещенский Aleksey Blagoveshenskij Карьера: Герой
Рождение: Россия, 18.10.1909
Герой Советского Союза (14.11.38). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, двумя орденами Отечественной Войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Родился в семье железнодорожника. Белорус. В 1927 г. окончил Курский промышленно-экономический техникум.

В РККА с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а после этого 2-ю ВШЛ КВФ в Борисоглебске. Служил в строевых частях ВВС в Брянске, а с 1933 г. в ВВС Тихоокеанского флота.

В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом Красной Звезды.

В сентябре - декабре 1937 гг. летчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях истребителей И-15 и И-16.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с 5.12.37 г. по 10.08.38 г. Командовал эскадрильей, а потом истребительной авиагруппой. Совершил 117 боевых вылетов на истребителях И-15 и И-16 (боевой налёт 125 часов), провёл примерно 40 воздушных боёв (из них 2 ночных), в которых сшиб лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника. Награжден орденом Красного Знамени, а ещё китайским орденом.

К концу 1937 г. китайская авиация, понесшая серьезные потери, по существу, потеряла родное роль. Это тотчас же начало сказываться на состоянии фронта и тыла. Японские бомбардировщики получили вероятность безнаказанно делать налеты на китайскую территорию. Они бомбили мирное народ, беженцев, медицинские и культурные учреждения. Часто совершались налеты на районы, вдалеке отстоявшие от линии фронта. От бомбардировок в особенности страдали крупные города. Зажигательные бомбы вызывали несметные пожары, и люди гибли тысячами в огне. Японская авиация практически деморализовала народ и войска.

Уступая настойчивым просьбам китайского руководства, советское руководство приняло вывод об отправке в Китай самолетов и военных специалистов.

К 21.10.37 г. для дальнейшего следования в Китай в Алма-Ату съехалось 447 дядя - летчики, авиатехники, радисты, метеорологи, шоферы, инженеры, рабочие бригад по сборке самолетов, врачи.

Уже сам перелет в Китай, нередко сопряженный с риском для жизни, был серьезным испытанием воли и мужества наших лётчиков. Трасса проходила посредством пустынные и гористые районы Северо-Западного Китая. Промежуточные аэродромы не были приспособлены для приема бомбардировщиков СБ, на все сто отсутствовала связь, не было сведений о метеорологических условиях. А оттого что наши самолеты шли по маршруту, перегруженные боеприпасами и людьми, и малейшая оплошность могла привести к тяжелым последствиям.

Еще большие трудности ожидали наших летчиков в Китае. Им пришлось биться в незнакомой и сложной обстановке. Противник на первых порах имел подавляющее численное превосходство. Китайцы располагали ограниченным числом аэродромов, к тому же малопригодных для базирования современных самолетов. Через разветвленную шпионскую сеть японцы имели вероятность обретать срочную информацию о наличии советских самолетов на тех или иных аэродромах и нападать на них в самый-самый выгодный миг. Это положение усугублялось отсутствием надежной противовоздушной обороны, а кроме того средств связи, ремонтной базы, нехваткой обслуживающего персонала.

Эскадрилья под командованием капитана Благовещенского прибыла в Китай тремя группами в конце 1937 - начале 1938 гг. Истребители И-15 транспортировали на автомашинах до Хами (периферия Синьцзян), их собирали, облетывали и следом воздушным путем переправляли в Ланьчжоу. После падения Нанкина центрами базирования советской авиации в Китае стали Ханькоу и Наньчан.

Японское руководство по разведывательным каналам получило донесение о новом пополнении китайских ВВС, решило, используя внезапность, садануть вместе с тем по всем аэродромам. Китайцы проявили благодушие, предположение наших советников подготовиться к возможному налету японцев оставили без внимания. Но Благовещенский на своем аэродроме приказал рассредоточить самолеты, приготовить их к взлету со стоянки. Проведя инструктаж прибывших летчиков, создав боевые расчеты, он не ушел дремать, а, отобрав самых подготовленных летчиков, занял местоположение в кабине истребителя.

В то начало дня японская авиация очень ощутимо потрепала китайские войска. Не было потерь только у предусмотрительного Благовещенского.

18.02.38 г. он сшиб командира группы истребителей, оказавшегося известным асом, одним из непобедимых королей воздуха. Как шутили летчики - снял с него корону, вкупе с головой. Был ранен.

Рассказывает генерал-полковник авиации Рытов: На второй же день, получив с постов наблюдения сведения о появлении самолетов противника, группа наших истребителей во главе с Благовещенским вылетела им навстречу. Накануне, основываясь на опыте боев в Испании, Рычагов подчеркнул, что ничто так не ошеломляет противника, как внезапность.

Все было разработано детально: путь полета, тактика боя, способы взаимной поддержки и выручки. Чтобы не приметить себя до времени, самолеты должны были шагать над малонаселенной местностью.

В районе предполагаемой встречи следовало одним духом развернуться и стукнуть со стороны солнца в хвостище японской колонны. Причем истребителям рекомендовалось ходить не общим строем, как практиковалось до этого, а небольшими группами в немного ярусов.

Этот проект блестяще оправдал себя. Атака получилась внезапной. Специально выделенная группа летчиков связала боем истребителей сопровождения противника, остальные ринулись на бомбардировщиков. Бой с самого начала принял стремительный, маневренный нрав. Не выдержав удара, японские бомбовозы побросали груз куда попало и повернули вспять...

Японцы потеряли в тот самый день 15 бомбардировщиков и 4 истребителя. 2 наших самолета также были подбиты, но летчики выпрыгнули с парашютами и к вечеру прибыли в свою количество.

Алексею Сергеевичу Благовещенскому довелось сражаться в этом бою с лидером японских истребителей. Вдоль фюзеляжа самолета самурайского аса тянулись красные полосы. Благовещенский безотложно же обратил на них участливость и, не раздумывая, атаковал размалеванного хищника. Однако тот сумел сманеврировать, уклониться от прицельной очереди из пулемета. Сделав разворот, он сам пошел в атаку. Ему, видимо, хотелось стукнуть по Благовещенскому позади. Но свой пилот был начеку. Выполнив крутой вираж, он описал в небе кривую и метко вышел в хвостище флагману. Позиция оказалась благоприятной. Короткая очередность вспорола обшивку неприятельского истребителя, но он продолжал держаться в воздухе.

Японские летчики, заметив, что их ведущий в беде, кинулись на содействие. Теперь пришлось защищаться Благовещенскому и на время отойти от полосатой машины. Двое наших товарищей отсекли огнем японцев, теснивших Алексея Сергеевича.

- Такая меня досада взяла, - рассказывал позже Благовещенский, - что я готов был винтом рубануть полосатого дьявола. Дважды по нему стрелял, а он активный. Улучив миг, когда мы опять оказались единственный на единственный, я бросился на лидера сверху, сбоку и выпустил весь оставшийся боезапас. Очередь пришлась по кабине.

Благовещенский проследил, как тот, круто планируя, снизился над квадратами залитого водой рисового поля и при посадке перевернулся вверх колесами.

Под конец дня мы с врачом приехали к месту падения японского самолета. Сквозь остекление кабины увидели мертвого японского летчика. Он висел на привязных ремнях вниз головой.

На следующий день в японских газетах в траурной рамке был опубликован портрет сбитого аса и подробной очерчивание его былых заслуг.

Благовещенский также пострадал в этом бою. Пуля чиркнула его в левый бок. Разбитой оказалась и приборная доска. Спасла Алексея Сергеевича бронеспинка, установленная им намедни вылета

Авторитет Алексея Сергеевича был непререкаем. Благовещенский превосходно знал авиалайнер, виртуозно владел им, показывал собственный образец храбрости и отваги в бою. Носил он вязаный свитер, серую замшевую куртку, которую в одном из боев японцы основательно продырявили. Механик хотел починить ее, но Алексей Сергеевич отказался:

- Что ты, дорогой! С заплатой я буду прогуливаться как оборванец, а тут боевая отметина. Чувствуешь разницу? - и радостно рассмеялся.

У Благовещенского были широкие, как у запорожца, брюки. Когда мы как-то раз спросили, зачем он отдает предпочтение таковой моде, Алексей Сергеевич на полном серьезе ответил:

- Чтобы подчиненные не видели, как у меня дрожат колени, когда бывает жутко.

Он всю дорогу искал что-то новое, рациональное и, когда находил, стойко проводил его в существование. Так, по его приказу с самолетов сняли аккумуляторы, а моторы стали запускать наземными средствами.

- К чему возить избыточный груз? В бою аккумулятор - обуза.

По его же указанию в кабину каждого самолета поставили бронеспинку. Это намного усилило живучесть машин и надежно предохраняло летчиков от пуль. На ручке управления своего самолета Алексей Сергеевич сделал, помимо того, кнопочный спуск пулеметов.

Чтобы предотвратить внезапное воздушное нападение противника, летчики с утра до вечера находились с парашютами у своих самолетов. Здесь же хлопотали техники и механики. Самолет Благовещенского стоял рядом с командным пунктом. Достаточно было поступить сигналу о появлении противника, как на вышке взвивался синий флаг, означающий тревогу. Алексей Сергеевич взлетал просто первым, за ним поднимались остальные.

Помощь советских летчиков была до того эффективной, что японское руководство в апреле 1938 г. обратилось по дипломатическим каналам к СССР с требованием отозвать их из Китая. Это заявочное пожелание было категорически и недвусмысленно отвергнуто.

29.04.38 г. в день рождения японского императора, 54 японских самолета совершили массированный налет на городок, но получили сокрушительный отпор советских летчиков.

Один из очевидцев сражения вспоминал позднее: Высоко в голубом небе плыли белые облака, распускались цветы от разрывов зенитных снарядов. Треск зениток, крик самолетов, взрывы бомб, непрестанный стрекот пулеметов - все сливалось в нескончаемый шум. Ослепительно сверкали на солнышко крылья машин, то взлетавших вверх, то резво падавших вниз, то бросавшихся налево, то направо. У англичан есть особый термин для определения жаркого воздушного боя - дог файтинг, что означает собачья схватка. Нет, я бы назвал тот самый мордобой игл файтинг орлиной схваткой. Одни самолеты, вдруг объятые пламенем, врезались в землю, другие взрывались в воздухе. Небо стало полотном активный картины Плач чертей и крик богов. Тридцать напряженных минут - и вновь все стихло. Очень палящий махач! Блестящие результаты: сбит двадцать единственный вражеский авиалайнер, наших - пять.

31.05.38 г. в очередном воздушном сражении над Уханем японцы недосчитались ещё 14 самолетов.

Вспоминает летчик-истребитель Козлов: Тревога! Взлетели, собрались. Курс на восток с набором вы соты. Идем двумя группами. Ласточки - с правой стороны и выше, чижи - слева и ниже.

В 15-20 км восточное аэродрома саммит. Большая группа истребителей И-96. Сверкая в лучах солнца, посыпались подвесные бачки. Японцы пошли в атаку

Ласточки вели мордобой па вертикальном маневре. В отвесном пикировании сваливались па японцев, находившихся ниже; свечой взмывали вверх, ведя пламень в миг, когда уходящий японец зависал па моторе в полупетле, вверх колесами: выбирал, в какую сторону выкрутить машину.

Преимущество атаки первыми, со стороны солнца, японцы уже потеряли. Активность перешла в руки китайских истребителей. Бой рассыпался па отдельные очаги, переходил в одиночные схватки и угасал.

14.11.38 г. полковнику Благовещенскому Александру Сергеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда ему была вручена медаль 107.

В октябре 1938 - январе 1939 г. - на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Участвовал в отработке элементов воздушного боя на истребителях с учётом боевого опыта.

В 1939 г. окончил КУКС при Военной академии Генштаба, а после этого командовал 54-й истребительной авиабригадой в Ленинградском военном округе.

Член ВКП(б) с 1939 г.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром 54-й иаб. Лично совершил рядом 40 боевых вылетов на И-16, провёл 3 воздушных боя. Награжден вторым орденом Красного Знамени.

Благовещенский так организовал работу бригады, что она была отмечена в приказе Наркома обороны СССР в числе лучших. На КП своего аэродрома организовал испытания первых наземных РЛС наведения Редут, на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С апреля 1940 г. он командовал истребительной авиабригадой ПВО Баку, а после этого - 27-й авиадивизией Закавказского военного округа. С января 1941 г. - заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта. С начала войны генерал-майор авиации Благовещенский неоднократно подавал рапорта с просьбой направить на фронт и, в конце концов, добился своего.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 г.

С 10.10.42 г. по 10.02.45 г. командовал 2-м Оршанским истребительным авиационным корпусом.

2-й иак был сформирован 10.10.1942 г. До конца 1942 г. он действовал в составе 3-й ВА Калининского фронта. С начала января до середины февраля 1943 г. в составе 14-й ВА Волховского фронта остов участвовал в операции по прорыву блокады Ленинграда, позже чего еще раз вернулся на Калининский фронт.

30.04.43 г. генерал-майору авиации Благовещенскому было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

С 27.06.43 г. 2-й иак действовал в составе 1-й ВА Западного фронта. С конца июля 1943 г. он находился в оперативном подчинении 15-й ВА и снабжал боевые действия 11-й гвардейской армии на карачевском направлении, совершив при этом возле 1000 боевых вылетов.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: Корпусом командовал Благовещенский. Я уже знал, что тот самый невысокого роста, литой и предприимчивый генерал в конце тридцатых годов совместно с другими нашими добровольцами сражался супротив японских захватчиков в Китае и как раз там заслужил высокое звание Героя Советского Союза. Затем работал летчиком-испытателем, но с началом Отечественной войны снова вернулся в войска. Мне довелось познакомиться с ним ещё в 1943 году, когда я служил в Управлении боевой подготовки ВВС.

Алексей Сергеевич Благовещенский пользовался у летчиков большим авторитетом. Он всю дорогу первым осваивал новые самолеты, нередко вылетал на боевые задания, мастерски провел уймище воздушных боев. В обращении с людьми был прост, высокую требовательность к подчиненным мог сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах.

В 1943 г. генерал-лейтенант авиации Благовещенский был награжден орденами Отечественной войны 1-й степени и Суворова 2-й степени, в 1944 г. - орденами Красной Звезды и Кутузова 2-й степени, в 1945 г. орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени.

С января 1945 г. 2-й истребительный авиакорпус действовал в составе 2-й ВА на 1-м Украинском фронте. Благовещенский продолжал полно летать, первым осваивал новые типы самолетов и участвовал в боевых вылетах. Провел 3 воздушных боя, сшиб немного самолетов противника лично и в группе.

10.02.45 г. он был тяжко ранен и три месяца находился на излечении в госпитале в Москве.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: В середине дня, мне позвонил генерал Благовещенский и приказал подготавливаться к перебазированию в Любен. При этом было сообщено, что сообща с нами на любенский аэровокзал планируется усадить полк из прочий дивизии. Командир корпуса собирался сам посетить там, окинуть взором все лично и потом вручить дополнительные указания о размещении нас и соседей.

А сквозь два-три часа мы узнали, что во время осмотра аэродрома агрегатина генерала Благовещенского наскочила на мину и он несладко ранен. На санитарном самолете, в сопровождении истребителей, его отправили во фронтовой лазарет. Все шибко сожалели о случившемся. А. С. Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчиненные не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью.

В 1945 г. генерал-лейтенант авиации Благовещенский был назначен начальником Высшей офицерской школы воздушного боя в г. Люберцы.

В 1947 г. он был награжден третьим орденом Красного Знамени.

В 1947-49 гг. был помощником командующего 7-й Воздушной Армией ПВО по строевой части Бакинского округа ПВО.

В 1949 г. генерал-лейтенант авиации Благовещенский был назначен начальником Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС.

В 1950 г. ему было присвоено звание лётчик-испытатель 1-го класса.

Весной 1951 г. он возглавил группу летчиков-испытателей, которая была направлена в Корею, с задачей завладеть новейший америкосский истребитель F-86 Сейбр.

Вспоминает полковник Пепеляев: В конце мая 1951 г. на аэровокзал Андунь на транспортном самолете ВВС прибыла группа летчиков

Через пару дней вслед за тем прибытия этих ребят прояснилось, что они прибыли с задачей усадить на аэропорт авиалайнер Ф-86 и направить его в Москву в НИИ ВВС. Я поинтересовался кто же вам поставил такую задачу и как вы мыслите ее исполнять? Мне ответили, что задачу поставил главком ВВС, а как осуществлять, это наша опека, а от тебя требуется только одно снабдить полеты 12 самолетов Миг-15бис с полным специальным, техническим и материальным обслуживанием.

Эту группу хотели подключить в боевой расчет 196-го иап. Я возразил и не согласился с этакий постановкой вопроса Генерал Благовещенский считал, что эта группа должна зайти в состав полка как четвертая эскадрилья и все результаты боевой работы этой группы, сбитые ей самолеты и принудительно посаженный авиалайнер будут засчитаны 196-му полку. Я категорически отказался как от зачисления группы в полк, так и от их побед: всем, помимо участников группы, было ясно, что больших успехов и побед у них быть не может

Никто из летчиков, ни штабники, ни техники, не могли уверовать в действительность выполнения таковый задачи. У них, да и у меня в голове никак не укладывалась вероятность принудительной посадки самолета Ф-86. Все летчики знали, что Сейбр имеет максимальную прыть больше, нежели авиалайнер МиГ-15бис И если пилот, сидящий в этой машине, захочет оставить от Мига, он постоянно сумеет это изготовить.

Этот авиалайнер в тех условиях разрешено было только сшибить или повредить, тюкнуть или поранить летчика, но принудить к посадке блеф

По неофициальным данным, группа генерала Благовещенского провела подготовку к боевым действиям и встрече с американцами, находясь на тыловых аэродромах Китая. По моей личной договоренности с командованием дивизии и корпуса группа Благовещенского должна была действовать самостоятельно

В первостепеннный день полетов 12 летчиков из группы генерала Благовещенского на самолетах МиГ-15бис выполняли поручение по облету района боевых действий Увидев два самолета Б-29 на высоте 8000 м, ведущий группы подполковник Дзюбенко решил всей группой их штурмовать. Пойдя группой на сближение и перейдя в атаку на Б-29, никто из летчиков не увидел, что выше и позади бомбардировщиков следовала десятка самолетов Ф-86. Завязался воздушный мордобой группы истребителей, к которому летчики группы готовы не были. В результате атаки Сейбров мордобой получился недолгим. Группа Миг-15бис рассыпалась. Самолет майора Перевозчикова был сбит, пилот катапультировался, но погиб выпал из лямок парашюта Не были застегнуты лямки. Два самолета МиГ-15бис из числа участвовавших в бою получили повреждения

После похорон майора Перевозчикова генерал Благовещенский принял вывод заняться с летчиками изучением противника. Я и некоторые другие участники боев два дня беседовали с летчиками группы. Занимались вопросами тактики действий истребительной авиации противника Мы дали взять в толк ещё прибывшим летчикам группы, что в самолетах Ф-86 сидят не слабаки, а зрелые, добро подготовленные летчики

В первых числах июня второй боевой вылет летчики группы провели после этого основательной теоретической подготовки, но снова весьма неудачно

Воздушного боя не было. Все летчики возвратились и заходят на посадку

Вдруг все увидели, как МиГ-15бис на спине, хвостом вперед, колесами вверх скользит по полосе. В воздухе находилось ещё возле десятка самолетов. Я поспешил забрать в руки микрофон и сквозь немного минут посадил все оставшиеся в воздухе самолеты. Перевернувшийся авиалайнер наполовину спалился. Летчик подполковник Дзюбенко, погиб, попав в спутную струю спереди садящегося самолета. Накренившись на посадке, он задел плоскостью за край бетонной полосы и скапотировал.

Так закончились бездарные и трагические похождения группы летчиков генерал-лейтенанта авиации А.С. Благовещенского

Группу расформировали. Летчики-испытатели улетели в Советский Союз, а летчики ВВС были определены приказом в 176-й гвардейский и 196-й авиаполки для дальнейшего прохождения службы.

В 1952 г. генерал-лейтенант авиации Благовещенский был назначен начальником ГК НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях различных самолётов, в т.ч. реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19 и др.

В 1953 г. он был награжден вторым орденом Ленина.

В 1956 г. на международном салоне в Фарнборо в Англии потом короткой консультации поднял в воздух учебно-тренировочный истребитель Хантер и показал большой класс пилотажа.

С 1960 г. - в запасе. Поводом для снятия с должности послужила авария бомбардировщика Ту-16.

В 1962-85 гг. он работал в ОКБ А.Н. Туполева. Был заместителем начальника (1962-65), начальником лётно-испытательной базы (1965-75), заместителем главного конструктора (1975-83), ведущим конструктором (1984-85).

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Босов Aleksey Bosov

Алексей Петрович Босов, старший лейтенант, командир бронетанковой роты 8-й мотобронебригады (1-я арм. группа). Родился 21 марта 1910 года в селе..
читать далее

Алексей Бритиков Aleksey Britikov

Бритиков Алексей Петрович - командир эскадрильи 85-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная..
читать далее

Алексей Васильев Aleksey Vasilev

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 24 апреля 1942 года Васильев А.А. над Ленинградом таранил самолет противника. К декабрю 1944..
читать далее

Алексей Волошин Aleksey Voloshin

Родился 13 февраля 1920 года в селе Синявка Киевской области. Отец Волошин Прохор Еремеевич. Мать Волошина Ульяна Митрофановна. Супруга Волошина..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий