Известные люди

»

Алексей Венецианов

Алексей Венецианов Aleksey Venecianov Карьера: Художник
Рождение: Россия» Москва, 18.2.1780
В 1822 г. в жизни 42-летнего художника Алексея Венецианова произошло знаменательное событие. Его работа была представлена императору, награждена тысячей рублей и помещена в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. Называлась картина, удостоившаяся такой высокой чести, "Очищение свеклы" (или "Приготовление впрок зелени и овощей в деревне"). Для Бриллиантовой комнаты, согласитесь, несколько неожиданно.

Предки русского художника Венецианова были греками. Перебравшись из Нежина в Москву и записавшись "купцом 2-й гильдии", папа его торговал фруктовыми деревьями и кустами. А двадцатидвухлетний Алексей Гаврилович по переезде в Петербург посредством газету известил о себе как о "недавно приехавшем... живописце, списывающем предметы пастелем за три часа...". Потом была работа землемером в лесном департаменте, копирование работ из эрмитажного собрания, уроки у знаменитого Боровиковского... В 1807-м Венецианов затеял издание сатирического "Журнала карикатур", и все-таки по личному указанию Александра I этот печатный орган был запрещен, а уже оттиснутые листы конфискованы и сожжены. В 1811-м он получил от Академии художеств звание "назначенного академика". Однако этого было прямо мало для того, чтобы упоминание о Венецианове стало обязательной строкой в истории русского искусства.

И вот - "Очищение свеклы". Это полотно ознаменовало появление на свет нового жанра в русском искусстве - живопись "в сельском домашнем роде", по иному - бытовой жанр. Именно Алексею Гавриловичу при высочайшей монаршей поддержке удалось достигнуть популярности "живописи в домашнем роде" у публики, воспитанной на иных сюжетах. Просвещенные современники сделанное Венециановым определили как "подвиг". В качестве этакого "культурного героя" - основоположника традиции - зафиксирован Венецианов А.Г. и в истории русского искусства, и в Большой советской энциклопедии.

"Очищение свеклы" открыло новую тему. "Гумно", над которым художник активно работал в том же 1822 г., стало вехой на пути поиска новых принципов создания картины. Проблемы реальной передачи пространства и света так захватили Алексея Гавриловича, что он отпилил переднюю стену гумна в своем имении, заполнил пространство крестьянами, рассаженными в строгом беспорядке, и в аккурат воспроизвел на холсте то, что получилось, охватывая срезы отпиленных бревен. Эта картина также попала в Эрмитаж, а художнику было пожаловано 3000 рублей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ В "ГУМНЕ" метод изображения сам художник назвал "живописью a la natura", в противовес "живописи a la манера", преподаваемой в Академии художеств. Своей новой методе, в основе которой лежали перспективные штудии и натурные зарисовки, Алексей Гаврилович принимался обучить всех желающих. Через его руки прошло больше семи десятков учеников, талантливых и не крайне, из всех сословий. Венецианов возился с ними, хлопотал о материальном обеспечении, немного мужчина благодаря ему смогли отбояриться от крепостной зависимости... Его воспитанники писали интерьеры и натюрморты, виды уездных городов и сельские просторы, портреты и незамысловатые сценки. Сам художник продолжал рисовать в основном крестьян, и в основном своих собственных, из числа тех 40 мужчин и 33 женщин, что были приобретены им сообща с сельцом Сафонково и шестью сотнями десятин скудной тверской земли. Эти крестьяне кочуют из полотна в полотно, и, участливо вглядываясь в лица героев, мы начинаем осведомляться их, как родных. Они предстают с кринками и граблями, бураками и лаптями, грибами и телятами, васильками и серпами... Давно отмечена специфическая черта венециановского жанра: он совсем бесконфликтен. Обычно в жанровой живописи присутствует сюжетное, коллизийное начало: леди качается на качелях - кавалер подглядывает; девица замуж не хочет - молодой древний рад; семейство трудовая - а у сына снова двойка... У Венецианова нет ни столкновений, ни проблем, его изображения зачастую балансируют на грани между типажным портретом и этнографическим позированием. От впадения в "национальную экзотику" работы художника удерживает удивительная мера благородства и естественной гармонии его героев.

ЕСТЬ У ВЕНЕЦИАНОВА шибко странная картина. Выполнена она вскоре потом "Свеклы" и "Гумна". "Женщина, боронящая поле", она же "Крестьянка в поле, ведущая лошадей", она же "Деревенская леди с лошадьми", она же "На пашне. Весна". Немало вопросов ставит это полотно перед пытливым зрителем. Не высоковата ли леди по сравнению с конями? Не уж очень ли играючи ведет она их за собой? И что это за летящая походочка у русской крестьянки, если все иноземцы, вроде сговорясь, фиксировали тяжеловесность и неграциозность наших поселянок? Да вообще, участливо оглядев героиню, неужели сможет кто-то наречь ее деревенской бабой?

А ребятенок, сидящий, на краю поля? Почему это на холодной ещё земле он посажен в одной тонкой рубашонке? Что за венки из цветов необычной для этой поры года васильковой синевы разбросаны кругом него?

Все эти странности совмещаются с удивительным пейзажем - первым, уместно сказать, в национальной живописи, где изображена аккурат русская, а не итальянская натура. При взгляде на незамысловатое плоское пространство становится ясно, отчего отечественные живописцы так продолжительно оттягивали миг запечатления родных просторов. Но Венецианов сумел заприметить гармонию среднерусских полей. Редкие облачка тянутся к горизонту по невысокому небу, едва-едва круглится выпукло земной окоем, прозрачно светятся силуэты тонких деревьев. Осязаемое ощущение центрического пространства возникает потому, что леди с лошадьми на этом поле не одна. В левой для зрителя части картины ещё одна пара лошадей направляется в глубину ещё одной крестьянкой. На самом горизонте, едва левее пня, на практике тает в отдалении третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом. И остается кинуть ещё единственный точка зрения на эту картину, чтобы убедиться: к сцене реального крестьянского труда касательство она имеет условное. И не Параня, Капитошка или Акулина нарушенных пропорций позирует художнику босиком на непрогретой пашне. Идеальный овал и правильные черты, статная плавность и величавый полет указывают, конечно, на богиню. Неважно, как могут ее кликать. На нечерноземном русском поле свершается великое таинство мирового круговорота, и художник запечатлевает его. Под его кистью становится видимым скрытое движение жизни. Перед нами не быт, а миф.

Хотя так ли уж неизбежно это противопоставление? Почему под реальностью джентльмен, как правило, подразумевает что-то низменное, часто грязное и, столкнувшись с подобным, умудренно решает, что это-то и есть истина жизни? Быть может, все наоборот: миф и есть та самая истина?

ВЕНЕЦИАНОВ БУДЕТ РАБОТАТЬ ЕЩЕ свыше 20 лет. Многое случится за это время. Смерть жены, безуспешные попытки сотворить официально признанную художественную школу, заложенное имение, растущие долги, предательство перебегающих в академию учеников, судебная тяжба с собственным крепостным, выкормленным "с рук". Неоднократно художник будет рисовать вакханок, Диан, нимфоподобных купальщиц, но безупречно очевидно: в этом месте позировала какая-нибудь крестьянка, там - может быть, кучерова хозяйка. Немало будет интересных работ, но "Весна. На пашне" останется единственной.

В 67 лет Венецианов погибнет. Ранним утром 4 декабря на крутом заледеневшем спуске лошади вдруг понесут. Кучер вылетит на дорогу и останется жив. Художник, вместо того, чтобы выпрыгнуть вдогонку, перехватит вожжи и попытается стопануть сани...

Опять будет судебное разбирательство. И безуспешные просьбы дочерей о выделении им пособия ввиду совершенного расстройства имения. И потрясающая в прозаизме своем операция возвращения семьей погибшего полученной им награды - ордена св. Владимира 4 степени. Что ни говори, в жизни полно грубой прозы.

Но все летит над полем то ли крестьянка, то ли богиня, и разумным прекрасным космосом встает около ясный мир...

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Саврасов Aleksey Savrasov

Алексей Саврасов - выдающийся русский художник, родился 24 мая 1830 года.Алексей Саврасов является одним из самых ярких представителей..
читать далее

Алексей Шмаринов Aleksey Shmarinov

А.Д.Шмаринов - один из знатоков старорусских текстов и летописей. Как составитель и книжный художник, он задумал и осуществил серию фундаментальных..
читать далее

Алексей Явленский Aleksey Yavlenskiy

Русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников Синий всадник.
читать далее

Алексей Баталов Aleksey Batalov

Алексей Баталов - советский и российский актёр, режиссер и сценарист, общественный деятель, народный артист РСФСР и СССР. Родился 20 ноября 1928..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий