Известные люди

»

Алексей Губрий

Алексей Губрий Aleksey Gubrij Карьера: Герой
Рождение: Украина, 12.2.1907
Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Окончил среднюю школу. Работал мотористом.

Призван в РККА в 1928 г. Был направлен в Учебный отряд Черноморского флота. Окончил школу младших специалистов, получив профессия судового машиниста. Служил авиамотористом в Севастополе.

В 1932 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1935 г. - Военную школу морских летчиков и летнабов им. Сталина.

В 1935-38 гг. служил летчиком-инструктором в военной школе морских летчиков и летнабов им. Сталина в Ейске. За это время он воспитал десятки морских летчиков, в т.ч. и будущего Героя Советского Союза Савченко.

С февраля 1939 г. - помощник командира 18-й морской ближней разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота.

Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 18-й морской ближней разведывательной авиационной эскадрильи ВВС БФ. Совершил 22 боевых вылета на разведку, штурмовку наземных войск противника и бомбардировку военных объектов во вражеском тылу. За время боев эскадрилья потерь материальной части и личного состава не имела.

1.12.39 г. капитан Губрий совершил свой первостепеннный боевой вылет.

В середине декабря 1939 г. при выполнении боевого задания он попал в плотный туман, но сумел найти свой аэровокзал и произвести посадку.

2.02.40 г. на МБР-2 вылетел в район приземления бомбардировщика СБ лейтенанта Пинчука из 57-го сбап 8-й бомбардировочной авиабригады ВВС БФ, подбитого во время разведывательного полета и совершившего вынужденную посадку на лед Финского залива. При этом штурман капитан Харламов и стрелок-радист лейтенант Белогуров были ранены, а лейтенант Пинчук обгорел.

Вспоминает полковник Губрий: Они были так рады в основополагающий миг, что идеально забыли о том, что везде были сплошные торосистые льды и присесть воспрещено было. Я видел, как они махали руками, что-то кричали... Но аккурат ныне нужно было явить максимальную осторожность! Надо было присесть так, чтобы самим не остаться на вражеской территории. Я начал избирать на льду ровную площадку, такую, на которой разрешается было бы славно усесться и недурственно взвиться. Нашел такую только в километре от местопребывания экипажа Пинчука. Сел. Как хотелось увидать поскорее и Пинчука, и Харламова, и Белогурова!.

Но покинуть авиалайнер Губрий не мог. Стоял дюжий морозец, и лыжи могли примерзнуть ко льду. Нужно было все время удерживать авиалайнер в движении. Поэтому он приказал штурману и борт-стрелку шагать на подмога экипажу, а сам остался в самолете.

Забрав экипаж Пинчука, Губрий вывез его на свой аэропорт.

Рассказывает газетчик Соболевский: Красная вооруженные силы начала свой исторический, прорыв последней линии Маннергейма.

Из самого укрепленного района противника - крепости Койвисто - белофинны могли обстреливать наши войска.

Нужно было разбомбить эту крепость

К тому времени капитану Губрию стало уже совсем ясно, что лучшее время для полетов - ночь

Однажды, уже следом того, как он сбросил бомбы, его авиалайнер был нащупан прожектором.

Губрий оказался в кольце огня. Он одним духом убрал газ и пошел на понижение по направлению к Выборгу. Прожектор его потерял. Мотор затих, и финны уже не могли нащупать авиалайнер.

Пока финны шарили по небу, Губрий дал газ, развернулся и был таков.

Так находчивость пилота в самые критические минуты спасала авиалайнер от аварий

Финские войска отступали.

Они уходили с островов по льду на материк.

Эскадрилья получила боевое задание: расстреливать отступающие колонны противника.

- Мы делали это так, - рассказывает Губрий, - снижались на 200 метров, находили колонну и расстреливали ее из пулеметов... Однажды мы получили задание: разбомбить военные объекты в городе Фредриксхамн. Вылетели втроем. По дороге решили оглядеть дорогу. Видим подозрительные синие отблески на высотах. Оказалось - движется вражеская автоколонна. Синие фары не спасли белофиннов. Мы сбросили на колонну осколочные бомбы (свой стрелок-радист Ашурков называет их оскольчатыми). Бомбы попали в мишень.

- Я сам видел, - продолжает свой расклад Губрий, - как приподнято взлетела одна из машин. Хорошо! Пошли дальше. Везем фугасные бомбы. Нашли район, нашли град Фредриксхамн. Зимней, ночью все не возбраняется было великолепно разобрать. И что же? Бомбы так удачно легли в мишень, что в течение 30 секунд весь городок был освещен заревом! Синие огни говорили о том, что мы взорвали бензинохранилище. На заре возвратились вспять. Финны бегут. А за ними следом идут наши ударные части: танки, пехота, артиллерия. Это нужно зреть, чтобы понять.

21.04.40 г. капитану Губрию Алексею Антоновичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.

Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Был комэска, а далее командиром 18-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ. На день формирования полк имел 10 исправных одноместных штурмовиков Ил-2.

Вспоминает Дорохов А.П.: С первых дней обороны Севастополя в рядах его защитников находился 18-й отдельный штурмовой авиаполк. Командиром полка был назначен участник воздушных боев в небе Испании и блокированного Ленинграда полковник А.М. Морозов. Но в осажденный Севастополь он прибыл немного позже. А позже длительное время выполнял другие обязанности в штабе авиации...

Поэтому полк пришлось возглавить командиру первой эскадрильи Герою Советского Союза А.А. Губрию...

Политическое руководство полком осуществлял политотдел 62-й бригады, где я был тогда старшим инструктором агитационно-пропагандистской работы. Как-то вечером меня вызвал военком бригады... Он поинтересовался обстановкой в 32-м истребительном полку... Потом сказал:

- В 32-м полку есть все руководители, а вот в 18-м нет в то время как ни командира, ни комиссара, нет и пропагандиста. Есть только шеф штаба. Летный состав собран из разных частей. Полку нужно оказать содействие в организации воспитательной работы

Путь к штурмовикам оказался коротким. С аэродрома Чоргунь, откель началась их боевая занятие, они уже перебазировались на аэропорт Херсонес, по соседству с истребителями.

Забегая вперед, следует произнести, что полк потом стал гвардейским и дважды Краснознаменным...

В первую очередность я познакомился с капитаном Губрием... Этому способствовала и обстановка: жили мы в одной землянке...

Звание Героя Советского Союза заслужил на Балтике в боях супротив белофиннов. Перед началом Великой Отечественной войны вернулся в авиацию Черноморья, участвовал в обороне Одессы, там был ранен в воздушном бою.

В небе осажденного Севастополя капитан Губрий продолжал свой боевой тракт. Здесь его вскоре назначили заместителем командира полка.

18-й штурмовой полк сформировался на базе 46-й отдельной эскадрильи, которая вначале входила в состав Пинской военной флотилии...

По данным разведки, на аэродроме Заводское, что близ Симферополя, скопилось до 45 самолетов, 4 ноября сюда вихрем налетели штурмовики. Их возглавлял Губрий. Сделав немного атак, ильюшины уничтожили 10 вражеских машин.

Полку нередко приходилось штурмовать вражеские аэродромы.

Рассказывает Дорохов А.П.: 6 ноября четверка ИЛ-2 нанесла потрясение по аэродрому Сарабуз, расколотила десять и повредила семь вражеских самолетов. Неплохой презент к празднику...

Руководил боем капитан Губрий. Военный совет объявил летчикам признательность. А капитана Губрия наградил ценным подарком

Летающие танки зачастую выполняли задания сообща с истребителями и пикирующими бомбардировщиками...

Аэродром Сарабуз фашисты превратили в шибко опасное осиное гнездышко. Генерал Остряков решил причинить по ним общий потрясение силами штурмовиков, пикирующих бомбардировщиков и истребителей.

Рано утром, чуть-чуть забрезжил рассвет, на аэродроме Херсонес дружно загудели моторы и в воздух единственный за другим поднялись пять ИЛ-2, звено ПЕ-2 и пять И-16, подготовленных в варианте штурмовиков. Набрав высоту и построившись в боевой строй, они пошли на север. Их прикрывала пятерка истребителей МиГ-3 9-го полка.

Штурмовиков возглавлял капитан Губрий Ишаков (так шутливо называли истребитель И-16) капитан Константин Денисов...

Летели над морем. На траверзе Саки самолеты пересекли береговую черту и взяли вектор движения на Сарабуз. Первыми шли Петляковы. Вражеские зенитки открыли пламень... ПЕ-2 легли на боевой вектор движения и сбросили бомбы на летное поле и склады. Утренний воздух сотрясли мощные взрывы. Заполыхали пожары. Вслед за Петляковыми ударная группа илов штурмовала стоянки самолетов.

Один истребитель МЕ-109 пытался взвиться. Но тут же был сражен меткой очередью Денисова.

С соседнего аэродрома гитлеровцы вызвали на подмога истребители. Завязался воздушный мордобой. В этой схватке летчики группы прикрытия сшибли два вражеских самолета. Остальные прекратили атаки.

Все участники налета вернулись домой. А на аэродроме Сарабуз остались 16 сгоревших самолетов.

За эту дерзкую и удачную операцию командиры групп были награждены именным оружием.

В ноябре 1941 г. капитан Губрий был награжден орденом Красного Знамени.

Но не только аэродромы штурмовали летающие танки Губрия.

Дорохов А.П. рассказывает: По шоссейной дороге северной части Крыма двигалась на юг большая колонна автомашин противника с активный силой, танкеток и тягачей с артиллерийскими орудиями.

С аэродрома Чоргунь, где в то время базировался полк, поднялись восемь ИЛ-2 и в сопровождении истребителей 9-го полка взяли вектор движения на север. Перед ними стояла задача: причинить потрясение по колонне...

Налет был внезапным. Зенитки, сопровождавшие колонну, открыли жар только тогда, когда илы сделали уже по три захода. Но это не остановило смельчаков. Штурм продолжался. Черноморцы уничтожили немало боевой техники и активный силы противника. Задачу выполнили и возвращались назад

17 декабря группу штурмовиков неоднократно водил на боевое поручение капитан Губрий. Под прикрытием истребителей летающие танки штурмовали войска противника на левом фланге обороны, в районе горы Азис-Оба. Факелом горели фашистские танки и танкетки, в щепки разлетались автомашины и штабные автобусы

Отражая второе атакование фашистов, 18-й полк произвел без малого восемьдесят боевых вылетов, сбрасывая на гитлеровцев фугасные бомбы и реактивные снаряды. В отдельные дни натуга достигало такого накала, что приходилось вылетать по девять раз. Так было 20, 21 и 22 декабря.

Удары наносились в районах Итальянского кладбища, хутора Мекензия, Верхнего и Нижнего Чоргуня, Бельбека, Калымтая, Эфендикоя, Камышловского моста. На боевые задания летчиков заурядно водили капитаны Алексей Губий и Иван Кичигин.

Вскоре Губрию было присвоено очередное воинское звание майор.

Член ВКП(б) с 1942 г.

К середине мая 1942 г. в 18-м штурмовом авиаполку 3-й особой Севастопольской авиагруппы осталось только 12 самолетов.

А в июне начался третий штурм Севастополя.

Рассказывает Дорохов А.П.: В июньские дни продолжал оберегать Севастополь 18-й штурмовой полк.

Господство в воздухе вражеской авиации в свое время всего отразилось на штурмовиках. На боевые задания их должны были сопровождать истребители. Но наших истребителей с каждым днем становилось все меньше. Поэтому зачастую летающие танки шли на поручение вообще без прикрытия. Громя наступающих фашистов, полк нес тяжелые потери.

7 июня экипажи произвели пять боевых вылетов Это было ранним утром. Ильюшиных сопровождали четыре истребителя чайки. В районе Итальянского кладбища штурмовики нанесли потрясение по наступающей пехоте, подавили пламень четырех минометных батарей и без потерь вернулись обратно.

Во втором вылете участвовало четыре экипажа. Они штурмовали пехоту в районе совхоза Благодать. Истребители их не сопровождали. И когда ильюшины, израсходовав боезапас, легли на попятный вектор движения, их штурмовали мессершмитты. Ведущий четверки начальник эскадрильи капитан Емедьян Фириченко был ранен, его авиалайнер изрешетили пробоины. С большим трудом капитан довел машину до Сухарной балки и потерпел аварию.

Лейтенанта Василия Володина ранило в ноги. Выпустить шасси пилот уже не мог и посадил авиалайнер на фюзеляж

Во второй половине дня на очередной вылет поднялись пять экипажей. Их должны были сопровождать восемь истребителей. Но над аэродромом Куликово Поле черноморцев атаковала большая группа мессершмиттов. Истребители сопровождения вступили в схватку с гитлеровцами. И штурмовикам пришлось ступать к цели одним.

В окрестностях Качи Илы сокрушили и повредили четыре танка. Но ещё над целью зенитки открыли пламень, а затем появились мессершмитты. Они напали на штурмовиков.

В жестоком и неравном бою погибли двое: заместитель командира первой эскадрильи капитан Б.Е. Голубев и начальник третьей эскадрильи майор И.И. Терещенко.

В результате пяти боевых вылетов, произведенных за день, полк расквасил пять вражеских танков, четыре миномета, батарею, три автомашины. Но заплатил за это дорогой ценой.

Десятого июня гитлеровцы предприняли попытку прорваться на Северную сторону. Пехоту поддерживали танки и авиация. Особенно рьяно неприятель наседал на части 345-й стрелковой дивизии в районе Мекензиевых гор. На содействие дивизии поспешили штурмовики. В течение дня они пять раз вылетали на задания, сопровождаемые истребителями. Разбили восемь танков, четырнадцать минометов, шесть зенитных автоматов, четыре пулемета.

Военный совет Приморской армии дал высокую оценку действиям летчиков.

14 июня наиболее ожесточенные бои шли на участке первого сектора. Авиаполк получил поручение причинить потрясение по пехоте и танкам противника в районе населенного пункта Камары. Пять экипажей повел на поручение майор Иван Кичигин. Штурмовиков сопровождали шесть истребителей. Под ураганным огнем вражеских зениток ильюшины сделали заход, расшибли танк и уничтожили рядом роты пехоты.

В это время появилась большая стая мессершмиттов. В завязавшемся бою истребители сопровождения сшибли единственный авиалайнер. Однако реализовать свою главную задачу они не имели возможности. И два летчика лейтенант А.А. Гилашвили и майор И.Ф. Кичигин - погибли...

На 25 июня в Севастополе осталось только 32 самолета. Все они и обеспечивающие части были отведены на аэропорт Херсонес. Отсюда, с последнего клочка крымской земли продолжали реализовывать свой задолженность до последней возможности истребители и штурмовики.

Обстановка с каждым часом ухудшалась. Дальнейшее нахождение авиации на мысе Херсонес потеряло толк. Поэтому летчикам, имевшим самолеты, руководство приказало вылететь на Кавказ.

На рассвете улетели штурмовики Вслед за штурмовиками улетели летчики 9-го полка. Их было трое... Они улетели последними.

В дальнейшем 18-й штурмовой авиаполк действовал в интересах Северо-Кавказского фронта с аэродрома Сальск.

1.03.43 г. 18-й шап ВВС Черноморского флота Приказом наркома ВМФ 79 был преобразован в 8-й гвардейский штурмовой авиаполк.

До 31.05.43 г. майор Губрий командовал 8-м гшап.

Вскоре ему было присвоено очередной воинское звание подполковник.

С 14.07.43 г. по 1.11.43 г. он командовал 11-й штурмовой авиационной Новороссийской дважды Краснознаменной дивизией ВВС ЧФ.

Активное участие в освобождении Новороссийска принимала 11-я штурмовая авиадивизия.

Ставя боевую задачу на обеспечение с воздуха морского десанта и сухопутных войск на берегу, начальник дивизии подполковник А.А. Губрий объяснял летчикам:

- Дерзкий бросок десанта прямо в бухту ошеломит гитлеровцев. Пока они придут в себя от неожиданности, мы ударим сверху. Помните, что успешное формирование этой серьезной операции во многом зависит от нас.

Летчики и техники, механики и авиаспециалисты, узнав о долгожданном наступлении, с подъемом готовили все необходимое к вылету. Воодушевление было до такой степени очень, что митинги стихийно возникали у капониров и командных пунктов, на стоянках и в землянках. Самолеты подготавливались к боевым вылетам быстрее, чем как правило.

За четыре дня боев за Новороссийск летчики только одного 8-го гвардейского штурмового авиаполка бомбоштурмовыми ударами уничтожили 12 полевых орудий, 12 танков, 6 минометов, 6 скорострельных зенитных установок, 60 автомашин, вызвали 12 взрывов, 6 пожаров и истребили до 1000 вражеских боец и офицеров...

В день освобождения Новороссийска отличившейся в боях 11-й штурмовой авиадивизии приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почетное наименование Новороссийской.

После войны полковник Губрий служил в морской авиации, далее преподавал в военно-учебных заведениях.

С 1954 г. - в запасе. Жил в поселке Ватутинки Московской области.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Данилов Aleksey Danilov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Васильевичу Данилову присвоено 27 июня 1945 года за 179..
читать далее

Алексей Денисов Aleksey Denisov

Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
читать далее

Алексей Иванов Aleksey Ivanov

Герой Советского Союза (27.12.41). Награждён орденом Ленина.
читать далее

Алексей Ивашенков Aleksey Ivashenkov

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне.Войну младший сержант А. П. Ивашенков закончил командиром отделения, в составе..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий