Известные люди
»Алексей Иванов
Рождение: Россия
Алексей Петрович родился в 1904 году в семье учителя церковно-приходской школы. Когда мальчик подрос, его определили в эту школу, что располагалась в селе Чижово Тверской губернии. В школе преподавалось пение, которым увлекались и в семье Ивановых. Маленький Алексей слушал, затаив дыхание, как пели народные песни отец и сёстры. Вскоре включился в домашний хор и его голос. С тех пор Алексей уже не переставал заниматься пением.
В реальном училище Твери, куда поступил Алексей Петрович, ставились силами учащихся самодеятельные спектакли. Первой ролью, которую выполнил Алексей, была партия Муравья в музыкальной инсценировке басни Крылова "Стрекоза и Муравей". По окончании училища Алексей Петрович поступает на физико-математическое отделение Тверского педагогического института. С 1926 года он работает преподавателем физики, математики и механики в школе ФЗУ Тверского вагоностроительного завода. В тот самый отрезок времени и начинаются серьёзные занятия пением. В 1928 году Иванов поступает в Ленинградскую консерваторию, не прерывая преподавания точных наук уже в школах и техникумах Ленинграда.
Очень навалом дала певцу в приобретении вокально-сценических навыков оперная студия при консерватории, где он занимался под руководством Ивана Васильевича Ершова. С большущий теплотой вспоминал Алексей Петрович свою первую образ, исполненную на сцене студии - партию Скарпиа в опере Дж. Пуччини "Тоска". С нею в 1948 году уже признанный к тому времени певец, солист Большого театра, выступил на фестивале "Пражская весна" в пражском оперном театре в ансамбле с Дино Бодести и Ярмилой Пеховой. Под руководством Ершова Иванов ещё подготовил партию Грязного ("Царская невеста").
Значительную образ в формировании сценического дарования артиста сыграли годы пребывания в Ленинградском академическом Малом оперном театре, на сцене которого Алексей Петрович начал выступать в 1932 году. Уже в тот отрезок времени пристальное участливость молодого певца привлекали творческие принципы Станиславского, его перестройки в области музыкального театра, его тяготение осилить оперные штампы, в жертву которым зачастую приносились интересы актёра-певца, в связи с чем оперный спектакль терял цельность и распадался на строй отдельных, больше или менее удачно спетых партий. В отрезок времени работы в МАЛЕГОТе Иванов встретился с К. С. Станиславским и имел с ним продолжительную беседу, во время которой получил ценнейшие уроки воплощения оперных образов.
В 1936-38 годах артист выступает на сцене Саратовского и Горьковского оперных театров. В Саратове он с большим успехом выступил в роли Демона в одноимённой опере А. Рубинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец немаловажно углубил сценическую характеристику лермонтовского героя, найдя выразительные штрихи, оттеняющие его неукротимый бунтарский дух. Вместе с тем певец придавал Демону черты человечности, рисуя его не столь мистическим существом, сколь сильной личностью, не желающей мириться с окружающей несправедливостью.
На сцене филиала Большого театра Алексей Петрович дебютировал в роли Риголетто в 1938 году. Если на западноевропейских сценах главным героем как правило является Герцог, партия которого входит в репертуар именитых теноров, то в шедшей тогда постановке Большого ведущее значимость приобрела судьбина шута Риголетто. За годы своей работы в Большом театре Иванов спел на практике весь баритоновый репертуар, и в особенности была отмечена критикой и зрителями его служба над ролью Беса в опере "Черевички". В этой роли Алексей Петрович блеснул гибкостью сильного и звучного голоса, законченностью актёрского мастерства. Его звук шибко ослепительно звучит в сцене заклинания. Присущее артисту ощущение юмора помогло снять с образа Беса налёт фантастичности - Иванов рисовал его комически-суетливым, вертлявым существом, тщетно пытающимся стать на пути человека. В 1947 году с большим успехом Иванов осуществил партию Петра в новой постановке и редакции оперы А. Серова "Вражья сила". Перед ним стояла шибко сложная проблема, ибо в новой редакции произведения центральным образом становился Пётр вместо кузнеца Ерёмки. Вот как писала критика тех лет: "С этой задачей Алексей Иванов справился блестяще, переместив середина тяжести спектакля на созданный им сильно правдивый вокально-сценический образ, выразительно оттенив порывы мятущегося Петра, резкие переходы от неукротимого веселья к сумрачной подавленности. Нельзя не пометить, что артист в этой роли приблизился к первоисточнику оперы - к драме Островского "Не так живи, как хочется" и точно понял её идею, её этическую направленность".
Горячий темперамент и сценическая одарённость всю дорогу помогали Алексею Петровичу подсоблять напряжённость драматического действия, достигать цельности оперных образов. Очень удачно получился у певца образ Мазепы в опере П. И. Чайковского. Артист смело вскрывал противоречия между благородством внешнего облика старого гетмана и его низменной сущностью предателя, которому чужды добрые человеческие чувства и побуждения. Холодный расчёт руководит всеми помыслами и поступками Мазепы в исполнении Иванова. Вот Мазепа отдал указание казнить Кочубея - отца Марии. И, совершив эту подлость, он ласково обнимает слепо доверившуюся ему Марию и вкрадчиво спрашивает, кого из двух - его или отца - она бы принесла в жертву, если единственный из них двоих должен был бы преставиться. Алексей Иванов проводил эту сцену с удивительной психологической выразительностью, ещё больше возрастающей в последней картине, когда Мазепа видит крушение всех своих планов.
Алексей Петрович Иванов объездил на практике весь Советский Союз с гастролями, побывал за рубежом, участвовал в различных оперных постановках зарубежных оперных театров. В 1945 году позже выступлений в Вене артист получил лавровый венок с надрисью: "Большому артисту от благодарного освобождённого города Вены". Певец завсегда помнил завет М. И. Глинки о "беспрепятственно льющемся звуке, тепло окрашенном и вечно осмысленном". Эти слова ненамеренно вспоминаются, когда слышишь пение Алексея Петровича, когда восхищаешься его прекрасной дикцией, доносящей до слушателя каждое словечко. Иванов - автор ряда книг, посреди которых особое местоположение занимают его воспоминания, опубликованные в книге под названием "Жизнь артиста".
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Мочалов Aleksey Mochalov
Гастролировал в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. С 1980 ежегодно приезжает на гастроли в Пензу. Компакт-диски Мочалова: произведения..
читать далее →
Алексей Саврасенко Aleksey Savrasenko
Российский и греческий баскетболист ЦСКА (Москва) и сборной России. Центровой.Участник Олимпиады 2008.
читать далее →
Алексей Тищенко Aleksey Tischenko
Чемпион Олимпийских игр в Афинах боксер Алексей ТИЩЕНКО за последние три с половиной года не проиграл на ринге ни одного официального боя. Недавно..
читать далее →
Алексей Шмидт Aleksey Shmidt
Алексей Шмидт - российский спортсмен, велосипедист. Родился 17 апреля 1983 года.В настоящее время спортсмен выступает за спортивный клуб Катюша и..
читать далее →