Известные люди

»

Алексей Козлов

Алексей Козлов Aleksey Kozlov Карьера: Философ
Рождение: Россия» Москва, 8.2.1831
Серьезное влияние на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.Гартмана (18731875).

Родился 8 февраля 1831 в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное воздействие на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.Гартмана (18731875). В 1876 занял пост приват-доцента кафедры философии Киевского университета. В 1884 Козлов защищает докторскую диссертацию Генезис теории пространства и времени у Канта и становится профессором Киевского университета. В 18851887 издает Философский трехмесячник начальный в России философский журнал. Среди наиболее важных сочинений Козлова Философские этюды (1876); Философия как наука (1877); Философия реальности, изложение системы Дюринга (1878); Современные направления в философии (18811882). После выхода из-за болезни в отставку (1887) продолжает заниматься философией, издает философский сборник Свое слово (18881898). Умер Козлов в Петербурге 27 февраля 1901.

Собственную философскую систему Козлов именовал панпсихизмом. Он признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в том числе с системами Канта и Шопенгауэра, но некогда всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Человеческое я, соответственно Козлову, обладает духовной субстанциальностью, которая становится предпосылкой свободной творческой активности личности. Субъективные, внутренние переживания кроме того активны и идеально реальны. Гораздо в большей степени сомнительна явь внешнего мира. Собственно говоря, для концепции панпсихизма внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. Действительность плюралистична, она есть не что иное, как море индивидуальных субстанций-монад. Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и реальность субстанций с их деятельностями и содержанием. Отстаивая принцип субстанциального единства я, Козлов оспаривал попытки (Юма, позитивистов) слить такое единство к комплексу ассоциаций либо (материалистический вариант) к физическим и биохимическим процессам.

Онтологический плюрализм мира, в соответствии теории панпсихизма, предполагает сложную иерархическую организацию. Высочайшей из субстанций признается Бог, в сознании которого мир только и существует как завершенное целое, за пределами времени и пространства. Для прочих субстанций-монад мир дан в своем временном измерении. Впрочем, время, по Козлову, в существенной степени субъективно и не сводится к физическим характеристикам. Прошлое и перспектива соединяются в индивидуальном опыте субъекта и существуют неотделимо от желаний, волевых усилий и надежд последнего. Козлов признавал ещё существование трансцендентного, не доступного человеческому познанию вида бытия. Основная же мишень познания содержится в понимании иерархических связей и отношений разнообразных субстанций. Именно эту задачу решают, в соответствии Козлову, философские науки, к которым он относил метафизику, логику, психологию, этику и эстетику.

Кантианские мотивы присутствуют в этике Козлова. Он определяет нравственное как долженствующее быть и критически оценивает представления о нравственной предрасположенности и прирожденных нравственных качествах. Возможность нравственных действий самым непосредственным образом связывается им с проблемой свободы личности. Свобода суверенных субстанциальных индивидов проявляется в их стремлении к высшему благу, и все-таки не гарантирует достижения положительного результата уже в этом мире. Абсолютное благо и фортуна относятся к той сфере неопределенного бытия, которая трансцендентна для всякого человеческого опыта. Козлов критически оценивал этические доктрины, признающие в качестве важнейшего нравственного принципа тяготение к счастью, личному или всеобщему. В духе Шопенгауэра Козлов рассуждал о том, что подобные стремления не только обречены на неизбежную неудачу (в земном мире подлинное фортуна, как индивидуальное, так и всеобщее, недостижимо в принципе), но и ведут к последствиям, далеким от каких бы то ни было моральных идеалов: к столкновению интересов и вражде, к утопическим иллюзиям. Козлов формулирует особый этический императив, отвечающий общим принципам философии панпсихизма: Цель человеческой жизни нисколько не есть фортуна и блаженство, а всестороннее усовершенствование нашего существа посредством нашей деятельности, соединенной со всеми субстанциями, составляющими мир.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Лосев Aleksey Losev

Русский философ и филолог, окончил историко-филологический факультет Московского Университета (1915), профессор Нижегородского Университета,..
читать далее

Алексей Хомяков Aleksey Homyakov

Хомяков не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, из той же дворянской культуры русского золотого..
читать далее

Алексей Быстров Aleksey Bistrov

У Алексея Петровича талант исследователя прекрасно сочетался с талантомхудожника. Рисунки, выполненные пером (тушью, чернилами),..
читать далее

Алексей Егоров Aleksey Egorov

А.М. Егоров являлся членом президиума Фармакологического и Фармакопейного комитета МЗ РФ. Он сопредседатель Межведомственной комиссии по..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий