Известные люди
»Алексей Козлов
Рождение: Россия» Москва, 8.2.1831
Серьезное влияние на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.Гартмана (18731875).
Родился 8 февраля 1831 в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное воздействие на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.Гартмана (18731875). В 1876 занял пост приват-доцента кафедры философии Киевского университета. В 1884 Козлов защищает докторскую диссертацию Генезис теории пространства и времени у Канта и становится профессором Киевского университета. В 18851887 издает Философский трехмесячник начальный в России философский журнал. Среди наиболее важных сочинений Козлова Философские этюды (1876); Философия как наука (1877); Философия реальности, изложение системы Дюринга (1878); Современные направления в философии (18811882). После выхода из-за болезни в отставку (1887) продолжает заниматься философией, издает философский сборник Свое слово (18881898). Умер Козлов в Петербурге 27 февраля 1901.
Собственную философскую систему Козлов именовал панпсихизмом. Он признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в том числе с системами Канта и Шопенгауэра, но некогда всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Человеческое я, соответственно Козлову, обладает духовной субстанциальностью, которая становится предпосылкой свободной творческой активности личности. Субъективные, внутренние переживания кроме того активны и идеально реальны. Гораздо в большей степени сомнительна явь внешнего мира. Собственно говоря, для концепции панпсихизма внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. Действительность плюралистична, она есть не что иное, как море индивидуальных субстанций-монад. Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и реальность субстанций с их деятельностями и содержанием. Отстаивая принцип субстанциального единства я, Козлов оспаривал попытки (Юма, позитивистов) слить такое единство к комплексу ассоциаций либо (материалистический вариант) к физическим и биохимическим процессам.
Онтологический плюрализм мира, в соответствии теории панпсихизма, предполагает сложную иерархическую организацию. Высочайшей из субстанций признается Бог, в сознании которого мир только и существует как завершенное целое, за пределами времени и пространства. Для прочих субстанций-монад мир дан в своем временном измерении. Впрочем, время, по Козлову, в существенной степени субъективно и не сводится к физическим характеристикам. Прошлое и перспектива соединяются в индивидуальном опыте субъекта и существуют неотделимо от желаний, волевых усилий и надежд последнего. Козлов признавал ещё существование трансцендентного, не доступного человеческому познанию вида бытия. Основная же мишень познания содержится в понимании иерархических связей и отношений разнообразных субстанций. Именно эту задачу решают, в соответствии Козлову, философские науки, к которым он относил метафизику, логику, психологию, этику и эстетику.
Кантианские мотивы присутствуют в этике Козлова. Он определяет нравственное как долженствующее быть и критически оценивает представления о нравственной предрасположенности и прирожденных нравственных качествах. Возможность нравственных действий самым непосредственным образом связывается им с проблемой свободы личности. Свобода суверенных субстанциальных индивидов проявляется в их стремлении к высшему благу, и все-таки не гарантирует достижения положительного результата уже в этом мире. Абсолютное благо и фортуна относятся к той сфере неопределенного бытия, которая трансцендентна для всякого человеческого опыта. Козлов критически оценивал этические доктрины, признающие в качестве важнейшего нравственного принципа тяготение к счастью, личному или всеобщему. В духе Шопенгауэра Козлов рассуждал о том, что подобные стремления не только обречены на неизбежную неудачу (в земном мире подлинное фортуна, как индивидуальное, так и всеобщее, недостижимо в принципе), но и ведут к последствиям, далеким от каких бы то ни было моральных идеалов: к столкновению интересов и вражде, к утопическим иллюзиям. Козлов формулирует особый этический императив, отвечающий общим принципам философии панпсихизма: Цель человеческой жизни нисколько не есть фортуна и блаженство, а всестороннее усовершенствование нашего существа посредством нашей деятельности, соединенной со всеми субстанциями, составляющими мир.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Лосев Aleksey Losev
Русский философ и филолог, окончил историко-филологический факультет Московского Университета (1915), профессор Нижегородского Университета,..
читать далее →
Алексей Хомяков Aleksey Homyakov
Хомяков не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, из той же дворянской культуры русского золотого..
читать далее →
Алексей Быстров Aleksey Bistrov
У Алексея Петровича талант исследователя прекрасно сочетался с талантомхудожника. Рисунки, выполненные пером (тушью, чернилами),..
читать далее →
Алексей Егоров Aleksey Egorov
А.М. Егоров являлся членом президиума Фармакологического и Фармакопейного комитета МЗ РФ. Он сопредседатель Межведомственной комиссии по..
читать далее →