Известные люди
»Алексей Марков
Рождение: Россия, 2.2.1921
Гвардии Старший лейтенант А. И. Марков совершил 255 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. В период Белорусской операции громил врагов в районах Орши, Борисова, Минска. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 2 Февраля 1921 года в деревне Репниково, теперь Чеховского района Московской области. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на заводе в Москве. В 1939 году окончил Подольский аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов, где был оставлен инструктором по обучению лётчиков - истребителей.
В действующей армии с Июля 1942 года. Сражался на Сталинградском, Донском, Калининском, Северо - Западном, брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах.
К Августу 1944 года начальник звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 3-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. И. Марков совершил 255 боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 16 самолётов противника. В отрезок времени Белорусской операции громил врагов в районах Орши, Борисова, Минска. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Вэтого совершил 290 боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 23 вражеских самолёта.
После войны служил в военно - транспортной авиации. С 1955 года Гвардии Подполковник А. И. Марков - в запасе. С 1956 года работал в полярной авиации командиром спасательной эскадрильи. С 1959 года жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 1 Апреля 1966 года.
* * *
Вечером 23 Февраля 1945 года, в день 28-й годовщины Советских Вооружённых Сил, лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка следом напряжённого дня боевых полётов были выстроены на одном из полевых аэродромов на территории Латвии. Короткую приветственную речь произнёс перед строем приехавший к ним начальник 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса Генерал - Лейтенант Е. М. Белецкий. Тепло поздравив всех с праздником, он пожелал новых боевых успехов, скорейшего полного разгрома врагов, а в заключение сказал:
- Я привёз вам радостную весть - ветерану полка, отважному командиру звена Старшему лейтенанту Алексею Ивановичу Маркову нынче присвоено звание Героя Советского Союза.
Громкое неуставное "Ура !" заглушило последние слова Генерала.
Несмотря на свои 24 года, Марков был воистину одним из старейших лётчиков полка, в котором воевал ещё на Сталинградском фронте с конца Августа 1942 года.
434-й истребительный авиаполк был элитной частью, в составе которой наряду с опытными боевыми лётчиками сражались дети нескольких высших государственных чинов. Полк имел строй привилегий - он вооружался лучшей отечественной техникой и в истинно рыцарском духе направлялся на ответственнейшие участки фронта.
В то время ситуация на юге нашей страны была тяжёлой: немецкие танковые войска рвались к Волге, а бомбардировочная авиация непрерывно поддерживала их, нанося удары по оборонявшимся советским соединениям. В те дни и прилетели на фронт на своих истребителях Як-7Б из прославленной Качинской военной школы 9 лётчиков, и в их числе старшой сержант Марков. Пройдя недолгую тренировку, они начали делать боевые вылеты. В то время шли упорные бои на подступах к внутреннему оборонительному обводу Сталинграда, и было сильно существенно не предположить к нему авиацию противника.
...Свою первую победу Алексей Марков одержал в 5-м боевом вылете 19 Сентября 1942 года. В тот день 4 истребителя Як-7Б, которые вёл Марков, вылетели на прикрытие своих войск. Погода стояла солнечная, без малого безоблачная. Сначала немецких самолётов не было, но вот наземная станция наведения передала: "С запада - группа Ju-87, атакуйте !"
Две девятки одномоторных пикирующих бомбардировщиков широким клином шли к линии фронта. На этом участке немецкая авиация уже в течение нескольких дней наносила сильные удары по частям и соединениям 62-й армии, поддерживая безуспешные попытки своих танковых войск прорваться к Волге сквозь железную дорогу Сталинград - Иловля.
- Атакуем сверху на встречном курсе, - передал Марков по радио ведомым и устремился к головному бомбардировщику, полагая, что там начальник.
Чёрно - серый силуэт вражеской машины всё увеличивался в его прицеле. Пальцы плавно нажали гашетку. Огненная магистраль кинжалом врезалась в стеклянную кабину "Юнкерса", вторая полоснула по мотору. Марков ушёл вверх, развернулся и вкупе со своим товарищем по "Каче" А. А. Александровым атаковал ещё единственный "Лапотник". Тот завалился на крыло и пошёл вниз. В тот самый миг стало видно, как головной бомбардировщик, сбитый Марковым, упал на землю вблизи от станции Котлубань и взорвался. Лётчики Н. Д. Корчаченко и П. И. Юшенков сшибли ещё единственный самолёт, тот, что падал, распуская чёрный шлейф дыма.
Строй бомбардировщиков рассыпался. Первая девятка, потеряв 3 самолёта, повернула на запад, но вторая, построившись в круг, огнём пулемётов упрямо отбивала атаки истребителей, надеясь, видимо, прорваться к цели. На тот самый раз необходимо было трансформировать тактику. Марков приказал штурмовать врагов снизу, на параллельном курсе. Маневр удался: было сбито ещё 2 бомбардировщика. Остальные, не доходя до оборонительного рубежа наших войск, сбросили бомбы, развернулись и начали покидать. Для преследования их уже не оставалось ни боеприпасов, ни горючего. На следующий день до срока утром перед первым вылетом начальник полка зачитал летчикам телеграмму командующего 62-й армией Генерал - Лейтенанта В. И. Чуйкова: "Спасибо за 5 сбитых фашистских самолётов. Ни одна взрывчатка не упала на наши позиции".
Через день Марков и его товарищи вшестером вновь вели махач с 14 бомбардировщиками. Но на тот самый раз потом их первой атаки к району боя подошли 12 истребителей Me-109.
- Николаев, за мной, атакуем левого "Мессера" ! - услышали лётчики команду Маркова. - Остальным ударять по бомбардировщикам !
Силы были неравны, но мастерство и отвага советских истребителей победили. Ведущий совсем сблизился с крайним вражеским истребителем, тот взял капельку вверх, магистраль его снарядов пронеслась где - то левее, и в тот самый миг Марков точь-в-точь поразил его. Немецкий самолёт клюнул носом, потом начал валиться и, как передали затем наземные наблюдатели, врезался в землю в районе железнодорожного разъезда Копны. Но тот самый мордобой не обошелся без потерь. Обстреляв единственный из бомбардировщиков, сержант И. Николаев начал разворачиваться для повторной атаки. В тот самый миг ему в хвостище зашли два "Мессера". Их очереди, видимо, пронзили отважного лётчика...
Марков увидел финал этого боя, когда вражеские истребители уже взмыли вверх. Он не стал их преследовать, а кинул машину на вражеский бомбардировщик, тот, что раньше атаковал Николаев. Тот шёл гладко, рассчитывая, видимо, на защиту своих истребителей. Две очереди Маркова вонзились в остов машины. Из её фюзеляжа потянулся дым, вслед за тем запрыгали огненные языки. Самолёт грубо пошёл вниз и упал в районе железной дороги. Остальные уже не делали попыток одолеть путь к линии фронта.
Под Сталинградом, где 434-й авиаполк стал 32-м Гвардейским, Лейтенант А. И. Марков лично сшиб 3 самолёта - 2 пикировщика Ju-87 и истребитель Ме-109. За мужество, проявленное в воздушных боях он удостоился ордена Красного Знамени.
После разгрома крупной группировки немецких войск западнее Сталинграда 32-й Гвардейский авиаполк был перевооружен на Як-1 и под командованием Гвардии Подполковника В. П. Бабкова направлен на Калининский фронт, где принял участие в боях с неприятелем в районе Великих Лук.
Войска нашей 3-й ударной армии окружили 10 тысячный гарнизон противника. 15 Января 1943 года бои по его уничтожению завершались. Немцы удерживали только городскую крепость. Для удара по ним послали два полка бомбардировщиков Пе-2, которых прикрывал весь 32-й полк истребителей. При подходе к цели бомбардировщики были атакованы здоровенный группой "Фоккеров". Гвардейцы сумели перехватить их. Завязались упорные воздушные бои. Один из FW-190 пошёл в атаку на ведущий бомбардировщик, но нежданно-негаданно грубо сбавил прыть и понёсся к земле. Это Марков сумел на встречном курсе направить в него меткую очередность снарядов. Три вражеские машины были сбиты другими лётчиками полка. Самолёт одного из них - Н. П. Ковалёва - получил в том бою повреждение. Уже вслед за тем войны, вспоминая тот мордобой, он рассказывал:
- Вражеский снаряд попал в систему охлаждения моего "Яка". Запарила влага, движок начал дарить перебои, самолёт сорвался в штопор. Оглянулся - меня преследует "Фоккер". Услышал сзади очереди, следом мимо пронёсся самолёт Маркова. Оглянулся ещё раз - "Фоккер" уже горел. Это Алексей Иванович поджёг его и спас мне бытие. Я сумел вывести истребитель из штопора и дотянуть до своего аэродрома.
Мощный потрясение по крепости Великих Лук с воздуха позволил нашим наземным войскам в тот же день штурмом овладеть ею. В этих боях Алексей Марков сшиб 4 истребителя Ме-109.
В Марте 1943 года Гвардейцы приняли участие в наступательных боях южнее Старой Руссы. Для Маркова тот самый отрезок времени был памятен раньше всего тем, что его приняли в члены Коммунистической партии. Алексей Иванович рассказал на партийном собрании свою биографию:
- Вырос я в Подмосковье, в рабочей семье, в которой все были связаны с производством. Окончил 7-летку, следом фабрично - заводское училище, 3 года проработал слесарем на одном из заводов Москвы. Отсюда в Марте 1940 года был призван в армию. Попросился в авиацию: сделаться лётчиком было мечтой без малого всех юношей нашего поколения. Так я попал в Качинскую авиашколу. В Июле 1941 года окончил её. Год работал лётчиком - инструктором. Дальше вся существование - в нашем родном авиационном полку. Буду пытаться ударять фашистские самолёты повсеместно, где только смогу.
И он доказал это на деле. Только в воздушных боях первой половины Марта лично сшиб 3 "Мессера". Особенно запомнился ему мордобой севернее города Холма. В середине Марта он во главе 6 "Яков" сопровождал группу штурмовиков, наносивших потрясение по скоплению войск противника. "Илы", построившись в круг, благополучно бомбили и обстреливали противника реактивными снарядами. Внезапно сверху на них бросились 4 немецких истребителя. "Бьём в лоб !" - крикнул в микрофон Марков. На какой - либо маневр времени не было. Сам он успел пресечь атаку одного из "Мессеров", послав навстречу ему с близкого расстояния пушечную очередность. Снаряды прошили вражеский самолёт, и тот камнем пошёл вниз. Вприятель Марков заметил, как единственный из "Мессеров" заходит в хвостище командиру соседнего звена Старшему лейтенанту Ю. А. Келейникову.
- Юра, вниз ! - крикнул он и огнём ударил по врагу. Первая дорога прошла слегка ниже самолёта, зато короткая вторая попала в него. Он стал снижаться и покидать.
К этому времени штурмовики завершили свой потрясение и, перестроившись, взяли вектор движения на восток. Группа Маркова, отогнав 2 оставшихся Ме-109, заняла близкое местоположение в строю выше "Илов" и благополучно довела их до аэродрома.
В Апреле - Мае 1943 года полк был снова перевооружён, в настоящий момент уже на Ла-5. В руководство вступил Василий Сталин, и полк был направлен на Брянский фронт, где Марков сшиб ещё 4 самолёта - 3 истребителя FW-190 и бомбардировщик Ju-88, и был награждён первым орденом.
12 Июля 1943 года, в ходе Курской битвы, перешли в атакование войска Брянского и левого крыла Западного фронтов. 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, в которую входил 32-й авиаполк, вела упорные воздушные бои, прикрывала атакование наших танковых и стрелковых войск, которые сумели произвести основательный прорыв. Во всех этих воздушных боях умело и мужественно сражался Марков. Значительно возросло его лётное мастерство, он стал Старшим лейтенантом, командиром звена.
13 Июля большая группа вражеских бомбардировщиков попыталась причинить потрясение по прорвавшемуся неблизко вперёд 5-му танковому корпусу. Навстречу им вылетел весь полк. Марков вёл шестёрку, которая получила задачу связать боем вражеские истребители. Хорошо зная тактику немецких лётчиков набрасываться группой на одиночные советские самолёты, он эшелонировал 3 пары своих истребителей по высоте так, чтобы они при необходимости могли резво прийти на выручку товарищ друга.
Немцы перешли в атаку первыми: 3 "Фоккера" пошли на самолёт А. Д. Анискина. Шедший сзади П. И. Юшенков прикрыл его огнём. Но тут их штурмовали ещё 2 вражеских истребителя. Марков и его ведомый Н. Ф. Горшков, находившиеся выше, ринулись на них. Бой был недолгим. Оба советских лётчика сумели сшибить по самолёту. Остальные попытались оставить вниз. Но Марков, которого надёжно прикрывал Горшков, не отставал от них и сумел сшибить ещё единственный "Фоккер". А в это время остальные лётчики полка смело штурмовали вражеские бомбардировщики и сшибли 5 из них. Таких потерь в одном вылете враги на этом участке фронта ещё не несли.
На следующий день, вылетев со своим и соседним звеном Старшего лейтенанта Килейникова на свободную охоту, Марков встретил 9 бомбардировщиков, шедших под прикрытием 4 истребителей.
- Бьём по "Юнкерсам" ! - скомандовал он.
Атака советских истребителей была стремительной. Уже сквозь минуту они сшибли 2 Ju-88, единственный из которых - на счету Маркова. Его отвага и умелые действия были отмечены в приказе дивизии - он удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени.
Войска 11-й Гвардейской армии Западного фронта скоро наступали к Брянску. Их удары непрерывно поддерживали штурмовики, которые в ходе всех полётов прикрывались Гвардейцами. По 3 - 4 раза в день вылетали они на свою опасную боевую работу. И хотя немецких самолётов в воздухе стало значительно меньше, отдельные бои с ними были очень упорными.
В середине Августа Марков получил задачу во главе четвёрки истребителей сопровождать две эскадрильи штурмовиков, которым предстояло причинить потрясение по вражеским самолётам на аэродромах западнее Брянска. Полёт прошёл благополучно. Как показали следом контрольные фотографии, на земле было сожжено 10 машин. На обратном пути группу штурмовали 12 "Фоккеров". Марков приказал одной паре истребителей продолжать полёт со штурмовиками, а сам с ведомым Н. Д. Корчаченко решил сковать истребителей.
Около получаса вёлся тот самый неравный мордобой. Марков смело атаковал то единственный, то прочий вражеский самолёт, умело маневрировал, не упуская случая сблизиться и погнать прицельную очередность. Одной из них он сшиб крайне деятельный, видимо, командирский FW-190. Не раз вражеские истребители угрожающе штурмовали и Маркова, но ведомый умело прикрывал командира огнём. В одной из лобовых атак Маркову удалось сшибить ещё единственный "Фоккер". К этому времени наши штурмовики уже подходили к своему аэродрому. Сложная боевая проблема была благополучно выполнена. Смелый проект Маркова на сто процентов удался. За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях на Брянском направлении, и 4 лично сбитых самолёта Алексей Иванович был награждён вторым орденом Красного Знамени.
Успешно сражался Марков и в последующих наступательных операциях. Зимой 1944 года во время ожесточённых боёв под Витебском, прикрывая наземные войска, он умело управлял своим звеном и сам сшиб 2 вражеских бомбардировщика.
В Марте 1944 года дивизии 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса вели ограниченные боевые действия. Изредка происходили стычки с противником. Так, 18 Марта, станция наведения обнаружила большую смешанную группу самолётов противника в районе населённого пункта Высокая Гора. Звено истребителей 32-го Гвардейского авиаполка, под командованием Гвардии Старшего лейтенанта Ю. Я. Келейникова, поднялось в воздух. В районе цели они обнаружили до 25 пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190.
Противник не видел нашу группу, и Келейников этим воспользовался. Набрав высоту, Ла-5 со стороны солнца нежданно штурмовали врага в хвостище. От неожиданной атаки в строю бомбардировщиков произошло замешательство. Не поняв, откель и сколь на них свалилось советских истребителей, "Юнкерсы" стали беспорядочно сбрасывать бомбы и покидать на свою территорию.
Группа Келейникова использовала и эту оплошность противника. Гвардейцы сызнова штурмовали, в результате Гвардии Лейтенанты А. И. Марков и П. И. Юшинков сшибли по одному Ju-87. А Келейников, тем временем, своей парой связал боем немецких истребителей. Так наши лётчики помешали огромный группе вражеских самолётов причинить прицельный бомбовый потрясение по нашим войскам и уничтожили 2 немецких бомбардировщика.
23 Июня 1944 года началась грандиозная межфронтовая операция по освобождению Белоруссии. 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, в которую входил и 32-й Гвардейский авиаполк, действовала в составе 1-го Прибалтийского фронта. В те дни авиаторы выполняли различные задачи: прикрывали с воздуха пехоту, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков, вели разведку базирования немецкой авиации и наземного противника, вылетали на свободную охоту, вели воздушные бои.
Однажды четвёрка Ла-5, ведомая Гвардии Старшим лейтенатом Марковым, встретила у линии фронта 18 немецких самолётов FW-190, намеревавшихся штурмовать наземные войска. При таком подавляющем превосходстве противника фарт могла доставить только внезапная дерзкая штурмовая вылазка. И Алексей Марков блестяще использовал эту единственную вероятность. Имея превосходство в высоте, он зашёл с тыла и обрушился всей своей немногочисленной группой на замыкающие "Фоккеры". С первой же атаки два из них были сбиты. Остальные, беспрецельно побросав бомбы, развернулись супротив нашей четвёрки. Однако она уже ушла по вертикали вверх, готовясь к новой атаке. Тут же подоспела ещё одна группа наших истребителей, и недруг уклонясь от боя, повернул обратно.
В Июле танковые корпуса и стрелковые соединения 5-й армии 3-го Белорусского фронта окружили группировку противника в столице Литвы - Вильнюсе. Почти неделю продолжались там упорные бои на земле и в воздухе. Марков с лётчиками своего звена не только прикрывал наземные войска от ударов немецких бомбардировщиков, но без малого каждый день вёл воздушные бои с истребителями противника, которые охраняли свои транспортные самолёты, пытавшиеся сбрасывать военные грузы окружённому гарнизону. Участвовал он и в борьбе с вражеской авиацией южнее Вильнюса, где она пыталась наносить удары по нашим наземным войскам, форсировавшим Неман и захватившим на западном берегу большой плацдарм. Здесь, на Литовской земле, он сшиб 3 вражеских истребителя, причём сызнова 2 в одном бою.
Было это 1 Августа 1944 года. Соединения 3-го механизированного корпуса, овладев городом Шяуляй, молниеносно рвались на север, к Рижскому заливу, для того чтобы отсечь в Прибалтике группу армий "Север". Вылетев для прикрытия передовых частей корпуса, звено Маркова над городом Елгава, где на земле шли упорные бои, было атаковано 12 истребителями FW-190. Марков не уклонился от боя. Умело маневрируя, он вывел все свои самолёты из - под первой атаки врага, а потом атаковал сам. Ему удалось разом же сшибить единственный "Фоккер". Это внесло замешательство в действия врагов. Они начали перестраиваться, стараясь закрыть приятель друга. В это время лётчик Корчаченко поджёг единственный вражеский истребитель, а Марков сумел на параллельном курсе выпустить большую прицельную очередность ещё по одному, тот, что скоро пошёл на понижение и упал на землю южнее Елгавы. Потеряв 3 самолёта, немцы перестроились и на максимальной скорости стали покидать.
9 Августа 1944 года Марков был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорилось: "За отличное выполнение боевых заданий на фронте, проявленные при этом отвагу и героизм, за 255 успешных боевых вылетов и 16 лично сбитых самолётов противника Гвардии Старший лейтенант Марков достоин высшей правительственной награды". Это ходатайство поддержали командиры дивизии, корпуса, командующий 3-й Воздушной армией Генерал - Лейтенант Н. Ф. Папанин, Военный совет 1-го Прибалтийского фронта.
Став Героем Советского Союза, Марков продолжал смело сражаться с врагами. Участвуя в воздушных боях в Восточной Пруссии, он совершил ещё 35 боевых вылетов, в ходе которых сшиб 7 самолётов.
К концу войны Гвардии Капитан А. И. Марков произвёл 290 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 23 самолёта противника: 2 Ju-88, 2 FW-189, 6 Ju-87, 6 Ме-109, 7 FW-190.
После окончания войны Алексей Иванович продолжил службу в ВВС, командовал эскадрильей. В 1946 году ему было присвоено воинское звание Майора, а ещё посредством 4 года - Подполковника. На истребителях Марков летал до 1953 года. В борьбе злобной бюрократической машины с собственным порождением - "культом личности" - пострадали многие достойные люди, посреди них "дружбан и сообщник В. И. Сталина Гвардии Подполковник А. И. Марков". Он был отстранен от лётной работы и вскоре уволен из рядов ВВС.
В последние годы жизни А. И. Марков работал в транспортной авиации в Заполярье, в Хатангском авиационном отряде, Игарской авиационной группе.
Вначале он был командиром корабля ( Ан-2, Ли-2 ), в дальнейшем был назначен командиром особой спасательной авиационной эскадрильи. Водил самолёты по сложнейшим маршрутам в Заполярье, вёл ледовую разведку доставлял грузы в пункты назначения. И на этой работе ветеран войны оставался верен себе - всецело отдавался любимому делу. Простудившись, Алексей Иванович умер в расцвете сил 1 Апреля 1966 года.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Машенкин Aleksey Mashenkin
К концу войны Капитан А. М. Машенкин выполнил около 200 боевых вылетов. Проведя около 50 воздушных боёв, сбил 14 самолётов противника лично и 4 - в..
читать далее →
Алексей Милованов Aleksey Milovanov
Капитан А. М. Милованов совершил 211 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боев, в которых лично сбил 17 самолётов противника и 5 в составе группы.0..
читать далее →
Алексей Молодчинин Aleksey Molodchinin
Гвардии Капитан А. Е. Молодчинин совершил 163 боевых вылета, в 27 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 7 самолётов противника. 0 года за мужество..
читать далее →
Алексей Мурашев Aleksey Murashev
Гвардии Капитан А. А. Мурашев совершил 328 боевых вылетов, провёл 69 воздушных боёв, в которых сбил лично 17 вражеских самолётов и 9 в составе..
читать далее →