Известные люди

»

Алексей Матиясевич

Алексей Матиясевич Aleksey Matiyasevich Карьера: Военно-Морской Флот
Рождение: Россия» Смоленская область» Смоленск
На базе к докладу Матиясевича отнеслись скептически: разве может одна подводная лодка протаранить другую, отделавшись небольшой вмятиной на крышке торпедного аппарата? Да и что делать немецкой подлодке в прибрежном мелководном районе, где нелегко атаковать противника и еще труднее спасаться от преследования? Скорее всего, "Лембит" столкнулась с топляком - обыкновенным бревном, заблудившимся во время лесосплава. Однако экипаж "Лембит" во главе с ее командиром продолжал настаивать на своем, ссылаясь на новую тактику немецких подводников, которые недавно получили на вооружение специальную торпеду для стрельбы по мелкосидящим целям.

К началу навигации 1943 года немцы завершили подготовку на Балтике системы противолодочной обороны. На германских заводах было изготовлено уймище больших стальных конусов, которые по железной дороге доставлялись а Палдиски. Днем и ночью в этом месте работали тысячи насильственно согнанных людей, сплетая противолодочные сети из стального троса норвежского производства. Конусы сваривались между собой и служили для сети огромными поплавками - буями. После того, как немцы выставили в Финском заливе 350 сетевых секций, каждая из которых имела 250-метровую длину и высоту до 70м, советские подлодки были лишены возможности вылезать в открытое море. Ситуация изменилась только в сентябре 1944г., после этого заключения перемирия между Финляндией и Советским Союзом. Одним из условий этого перемирия являлось применение флотом СССР финских территориальных вод, охватывая шхерные (прибрежные) фарватеры, чем не замедлили употребить командиры советских субмарин.

1 октября 1944 года покинула Кронштадт и подводная лодочка "Лембит". Ее начальник Алексей Матиясевич получил инструкция причинить удары по кораблям и транспортоам противника, бросившим якорь в Померанской бухте. Кроме того, в первый раз за долгое время подлодка "Лембит" должна была изготовить минные постановки в акватории противника. Специальная конструкция минных шахт лодки требовала мин английского производства, а ибо припас их иссяк, "Лембит" давнехонько не использовали по прямому назначению - в качесте минного заградителя. Наконец летом 1944г., когда Матиясевич уже потерял всякую надежду углядеть свою субмарину во всеоружии, из Мурманска в Кронштадт прибыла партия английских мин, предназначенных нарочно для "Лембит". Командование незамедлительно решило запустить их в занятие, поручив Матиясевичу выставить мины на коммуникациях между двумя крупными портами - Свинемюнде и Кольбергом. Первыми жертвами английских "подарков" стал фашистский буксир и два транспорта - "Шванеск" и "Эберхард". В конце ноября "Лембит" продолжила минные постановки, перейдя в район Клайпеды. Их результаты превзошли ожидания командования - на минах, выставленных лодкой, подорвались ещё четыре транспортных судна и тральщик.

На обратном пути на базу произошло нечто необычное. Следуя на перископной глубине, "Лембит" столкнулась с каким-то крупным предметом. Матиясевич тотчас скомандовал всплытие и, как только лодочка вынырнула на поверхность, обратил чуткость на расплывавшееся рядом с кормой маслянистое пятнышко. В нескольких кабельтовых лежал в дрейфе поджидающий лодку финский катерок сопровождения, иной катерок виднелся на траверзе маяка Утё. "Протаранили свою субмарину!" - ужаснулся начальник "Лембит". Но его опасения были напрасными: как сообщили с подошедших катеров, никаких других советских катеров, никаких других советских подлодок в этом районе быть не могло. Значит, жертовой подводного тарана стала субмарина противника? Командир "Лембит" был без малого уверен в этом, но не имел никаких доказательств.

На базе к докладу Матиясевича отнеслись скептически: неужто может одна подводная лодочка протаранить другую, отделавшись маленький вмятиной на крышке торпедного аппарата? Да и что действовать немецкой подлодке в прибрежном мелководном районе, где нелегко штурмовать противника и ещё труднее спасаться от преследования? Скорее всего, "Лембит" столкнулась с топляком - обыкновенным бревном, заблудившимся во время лесосплава. Однако экипаж "Лембит" во главе с ее командиром продолжал настаивать на своем, ссылаясь на новую тактику немецких подводников, которые недавно получили на вооружение специальную торпеду для стрельбы по мелкосидящим целям. Не исключено более того, что случайный таран спас катера сопровождения от точного торпедного залпа германской субмарины.

Эти догадки подтвердились хоть отбавляй лет через. Анализируя опубликованные списки потерь флота Германии, Алексей Матиясевич пришел к выводу, что в тот декабрьский день "Лембит" столкнулась с немецкой субмариной "U-479". Крепкий железный форштевень советской подлодки решил судьбу соперницы, которой уже не суждено было всплыть.

Алексей Михайлович Матиясевич родился в 1904 году в старинном русском городе Смоленске. Отца, Михаила Степановича, в это время дома не было - он воевал с японцами в маньчжурских сопках. Пускай не пощадила прапорщика Матиясевича японская картечь, но с войны вернулся он с орденом Анны 4-й степени. Так же браво сражался папа Алексея и в первую вмемирную - командовал ротой, после этого батальоном и, в конце концов, полком.

Октябрьскую революуию Матиясевич-старший встретил при золотых полковничьих погонах и полном банте орденов Св.Георгия, что не помешало ему сейчас включиться в борьбу за новые идеалы. В 1919г. он возглавил 9-ю армию, разгромившую войска Юденича на подходах к Петрограду, после этого сражался с Колчаком под Омском, а ещё позже командовал 5-й армией, которая расшибла отряды барона Унгерна в Монголии.

Неудивительно, что все пять сыновей Михаила Степановича стали кадровыми офицерами. Еще шестнадцатилетним пареньком Алексей Матиясевич решил связать судьбу с флотом. В том же 1920-м году юный морячок отправился в свой начальный северный поход. По окончании морского техникума А.Матиясевич получил путевку на корабль "Товарищ Сталин", на котором проплавал семь лет старшим штурманом. В 1936г. Алексею, ныне уже "старому морскому волку", выпало ответственное поручение - принять участие в проводке эскадренных миноносцев "Сталин" и "Войков" Северным морским путем из Кронштадта во Владивоскок. Со своей задачей Матиясевич справился блестяще и был удостоен ордена "Знак Почета", тот, что ему вручил сам М.И.Калинин.

Накануне войны с Германией, когда большая количество Европы уже была под сапогом у Гитлера, чиновники министерств не на шутку всполошились, вспомнив о советских плавучих кранах, "забытых" в амстердамском порту. Перегнать плавкраны из Амстердама в Ленинград предстояло Алексею Матиясевичу. Пока шла подготовка к этой операции, Амстердам сообща с другими землями Голландии и Бельгии оказался в руках немцев. Несмотря на это, Матиясевичу удалось успешно вывести краны из оккупированной фашистами зоны и в целости и сохранности принести их в ленинградский порт.

В начале 1941 года Алексей Матиясевич окончил шестимесячные курсы командиров-подводников и 25 июля, сквозь месяц позже начала боевых действий, был зачислен помощником командира на подводную лодку "Лембит". История этого подводного корабля была интересной и необычной.

В декабре 1934 года руководство Эстонии заключило с английской фирмой "Виккерс-Армстронг" контракт на постройку двух подводных лодок общей стоимостью 360 тысяч фунтов стерлингов. Через два года, 7 июля 1936г. состоялась торжественная церемония крещения кораблей. Супруга эстонского посла в Англии Алиса Шмидт нажала на невидимый рычажок - и булылка шампанского, подвешенная на тонком тросе, разбилась о железный остов одной из лодок. "Нарекаю тебя "Лембит", - возвышенно произнесла благоверная дипломата. Это имя для первого корабля собственной подводной флотилии эстонцы выбрали неслучайно, вспомнив эпоху крестовых походов. В те давние времена Лембиту, старейшина земли Сакала, поднял свой население на борьбу супротив рыцарей-тевтонцев, вторгшихся в южную Эстонию. Лодке "Лембит", которая в 1937г. без малого вместе с тем с прочий этакий же новой лодкой "Калев" пришвартовалась у таллиннского причала, также суждено было сражаться с немецкими захватчиками: в 1940 году затем присоединения Эстонии к СССР она была зачислена в списки Краснознаменного Балтийского флота. Узнав об этом, начальник лодки капитан-лейтенант Шмидехельм, германец по национальности, сейчас покинул судно. Вместе с командиром ушла большая количество офицеров-эстонцев. Наконец вслед за тем трех месяцев "безвластия" на полубу "Лембит" поднялся свежеиспеченный начальник - капитан-лейтенант В.А.Полещук.

Начало войны с Германией субмарина встретила в Лиепае, где в то время базировался дивизион подводных минных заградителей. 22 июня городок и порт поверглись жестокому воздушному налету немецкой авиации. В первые же военные дни, когда дивизион вышел из Лиепаи, держа вектор движения на больше безопасный Палдиски, выяснилось, что лодчонка нуждается в значительном ремонте. Так "Лембит" оказалась в кронштадтском доке.

Пока шли ремонтные работы, начальник субмарины подобрал себе подходящего помощника - старшего лейтенанта Алексея Матиясевича. Через месяц после этого начала войны Матиясевич в первый раз спустил на борт "Лембит", а через пару недель, 12 августа, субмарина вышла в море со специальным заданием командира бригады. Согласно предписанию, лодочка "Лембит" должна была выставить мины к запады от занятого немцами датского острова Борнхольм. До этого советские субмарины не отваживались забредать в до того удаленный и связанный с опасностью район, но чрезмерно заманчива была мишень операции - перерезать одну из самых оживленных морских дорог, по которой в Германию непрерывным потоком шли транспорты со шведской железной рудой.

Следуя в район о. Борнхольм, "Лембит" попала в сильнейший шторм. Избежать борьбы со стихией было нереально, потому что лодочка была вынуждена всплыть для очередной зарядки аккумуляторных баратей.

Мощные удары волн вывели из строя гидравлическую систему управления рулевыми устройствами. Однако позже того, как моряки "укротили" носовые вертикальные рули (их лопасти, с силой ударявшие по корпусу лодки, удалось связать тросом), лодчонка неотступно продолжала свой тракт на запад. Все двадцать мин ее боезапаса были выставлены верно в назначенном районе. О результатах этой операции Матиясевич узнал только в конце войны: минное заграждение у Борнхольма лишило немцев трех крупных судов, в том числе морского железнодорожного парома и транспорта, груженного рудой.

В конце августа 1941г. лодчонка "Лембит" сообща с другими кораблями Балтийского флота удачно прорвалась из Таллинна в Кронштадт. Здесь Алексею Матиясевичу предстояло принять субмарину из рук Полещука, которого назначили командиром дивизиона подводных лодок. Времени для вхождения в вектор движения дела у нового командира субмарины на практике не оказалось: 18 окрября, получив команда разведать обстановку в Нарвском заливе, Матиясевич сызнова вывел лодку в море. 5 ноября "Лембит" заминировала пролив Бьёркёзунд, защитив Кронштадт от частых вражеских набегов. На минах, выставленных лодкой, подорвался германский тральщик и посыльное судно "Порккала".

Лютой зимой 1941-42гг. корабли Балтийского флота оказались запертыми в Финском заливе. После затянувшейся зимовки в блокадном Ленинграде и не менее продолжительного ремонта лодочка смогла тронуться в очередной поход только в конце августа 1942г. Когда Алексей Матиясевич уходил в долгие морские походы, его супруга Валентина, по образованиею инженер-химик, оставалась в осажденном Ленинграде. Много бессонных ночей провела она над рецептурой взрывчатых веществ для боеприпасов, остро необходимых защитникам города на Ниве.

Преодолев рядом 300 миль пути в опасных водах Финского залива, "Лембит" оказалась в его устье, в районе Утё. Ранним утром 4 сентября субмарина встретила и атаковала вражеский конвой, в котором было не менее восьми транспортных судов. Удачный торпедный залп из носовых аппаратов пустил ко дну большой транспорт, при всем при том остальные корабли и суда конвоя успели ускользнуть. Анализируя результаты операции, Матиясевич решил, что если судьбина ещё раз предоставит ему шанс одержать крупную победу, он всенепременно использует тот самый шанс наилучшим образом.

Удобный эпизод не заставил себя долговременно хдать. Через десять дней, 14 сентября 1941г. на подходах к Утё замаячили пять вражеских транспортов в охранении нескольких сторожевых кораблей. На тот самый раз Матиясевич выбрал этакий уголок атаки, чтобы пущенные лодкой торпеды поразили две цели в то же время. После сложных маневров лодчонка дала торпедный залп, настигший транспорт "Финлянд" и соседнее с ним судно. Матиясевич наблюдал, как обе жертвы его субмарины окутались густым дымом и стремительно пошли ко дну.

Командир "Лембит" мог торжествовать. Его двойная штурмовая вылазка была первым на Балтике успешным опытом такого рода. Как и следовало дожидаться, расплата за нее была жестокой. Установив прочный контакт с советской лодкой, которая то петляла, то грубо увеличивала ход, коарбли охранения фашистского конвоя не отставали от нее не на шаг. Очередная серия глубинных бомб легла до такой степени рядом от субмарины, что от мощного сотрясения корпуса накоротко замкнуло цепи аккумуляторов. Одной искры оказалось довольно, чтобы начать мощный взрыв в центральном отсеке, смявший переборки в гармошку. Взрывная волна раскидала людей по палубе.

Как только Матиясевич пришел в cебя, он сейчас бросился в трюм. У пробоин, из которых били мощные струи воды, уже работали трюмный Расторгуев и электрик Панов. Быстро оценив обстановку, начальник отдавал нужные команды, и понемногу на лодку возвращался порядок: прекратилось поступление забортной воды, были ликвидированы очаги пожара, аварийная партия начала к ремонту и проверке механизмов, обожженные и раненые получили первую содействие. Матиясевич вывел своих людей из поврежденного центрального отсека. Находиться там было по-прежнему угрожающе - у разбитых аккумуляторов мало-помалу скапливались ядовитые пары хлорного газа. При этом субмарина не имела возможности всплыть и провентилировать отсеки. Поврежденная лодчонка была вынуждена отлеживаться на грунте, ибо вражеские корабли все ещё продолжали курсировать над ней, то и занятие сбрасывая новые серии бомб. Удалось всплыть только с наступлением темноты, когда запасы кислорода были целиком исчерпаны.

Форсировав Финский залив в обратном направлении, 22 сентября 1942г. "Лембит" вернулась в Кронштадт. После этого тяжелого похода Военный совет Краснознаменного Балтийского флота представил Алескей Матиясевича к званию Героя Советского Союза. Советское руководство по достоинству оценило и боевые успехи прославленной субмарины - 6 марта 1945г. подводная лодчонка "Лембит" была награждена орденом Красного Знамени. Но битва ещё не закончилась, 23 матра "Лембит" ещё выходит в боевой поход - на тот самый раз к берегам Германии, в Данцигский залив.

В это время из Восточной Пруссии, посредством Пиллау, в спешном порядке эвакуировались немецкие войска. После тщательной разведки фарватеров, по которым шли транспорты противника, подводная лодчонка выставила немного минных банок. Днем 30 марта погода была пасмурная и ветреная, держать субмарину на глубине при крутой волне было тяжело. Курсируя поблизости от места минных поставок, "Лембит" поджидала вражеские суда, подходящие для торпедной атаки. Тщетно! Испугавшись частых взрывов мин, которые выставила советская подлодка, немцы усилили воздушную разведку акватории. Корабли противника стали придерживаться мелководных прибрежных районов, и "Лембит" так и не смогла откопать мало-мальски подходящий предмет торпедной атаки. Тем не менее, от мин субмарины погибло три немецких сторожевика, противолодочный судно и транспорт "Дрейхдейк". С таким неплохим результатом закончился 14 апреля 1945г. крайний боевой поход лодки "Лембит".

Известие о капитуляции Германии застало экипаж субмарины в финском городе Турку, где лодочка проходила малый ремонтик корпуса. Но продолжительно морякам переводить дух не пришлось - в начале июня начальник Матиясевич получил команда вывести лодку в боевой дозор. 13 июня 1945г. "Лембит" вышла в море для крейсерства в районе острова Борнхольм. Зачем? Что-бы контролировать морские пути, которыми могли употребить скрывающиеся от наказания военные преступники. Днем лодочка ходила на перископной глубине, а ночью - в надводном положении, останавливая для досмотра всякий катерок или рыболовную шхуну. Почти четыре недели "Лембит" находилась в море. Возвратившись 8 июля на базу в Турку, Матиясевич узнал, что в грядущий День Военно-Морского Флота его субмарина будет участвовать в параде боевых кораблей в Таллинне. 22 июля 1945 года "Лембит" влилась в армаду ослепительно расцвеченных флагами кораблей Балтийского флота, которые выстроились в кильватер на Таллиннском рейде.

По окончании войны, с осени 1945г. на флоте началась демобилизация. Стали уходить моряки и "Лембит", а некоторых членов экипажа прославленной лодки перевели для дальнейшей службы на другие корабли. В апреле 1946г. Алексей Матиясевич сдал свой судно новому командиру - капитану 2 ранга Ю.С.Руссину. К этому времени сменился без малого весь экипаж счастливой субмарины - лодки, которая неизменно выходила сухой из воды.

После выхода в отставку в ранге капитана 1 ранга Алексей Михайлович Матиясевич на сто процентов посвятил себя интереснейшей науке океанографии. Он составлял и корректировал лоции полярных морей, занимался литературной деятельностью, а в конце близкое научной карьеры был избран действительным членом Географического общества СССР.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Балалуев Aleksey Balaluev

Майор А. А. Балалуев к концу войны совершил 345 боевых вылетов, провел 52 успешных воздушных боя, сбил лично 17 самолетов противника и 5 в составе..
читать далее

Алексей Безверхий Aleksey Bezverhiy

Гвардии Старший лейтенант А. И. Безверхий совершил 333 успешных боевых вылета, участвуя в 47 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника лично и 1..
читать далее

Алексей Грацианский Aleksey Gracianskij

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Николаевичу Грацианскому присвоено 1 мая 1957 года за..
читать далее

Алексей Грачев Aleksey Grachev

Всего за время войны совершил более 420 боевых вылетов на бомбовые удары по кораблям, военно-морским базам, на разведку морских и сухопутных..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий