Известные люди

»

Алексей Новиков

Алексей Новиков Aleksey Novikov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Москва, 7.11.1916
Капитан А. И. Новиков совершил 242 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 4 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 7 Ноября 1916 года - гладко за год до Октябрьской революции, в Москве в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб, а в 1936 году - Ульяновскую школу лётчиков - инструкторов. С 1939 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. По Январь 1943 года сражался в составе 17-го ИАП, летал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1, "Аэрокобре". Затем - в Управлении 278-й ИАД и 3-го ИАК, где летал на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3.

К Августу 1942 года начальник эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная вооруженные силы, Воронежский фронт ) Капитан А. И. Новиков совершил 242 боевых вылета, в 34 воздушных боях сшиб 11 самолётов противника. 4 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого за войну совершил возле 500 боевых вылетов, сшиб 22 вражеских самолёта лично и 5 в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - Майор авиации А. И. Новиков - в отставке. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( четырежды ), медалями. Умер 23 Октября 1986 года.

* * *

Великую Отечественную войну Алексей Новиков встретил под Луцком, на дивизионных курсах командиров звеньев. В основополагающий же день войны выполнил немного боевых вылетов. В тот же день открыл и свой боевой счёт, сбив безотложно два вражеских самолёта: в первую голову корректировщик Hs-126, а следом - бомбардировщик Ju-88.

При этом, сбитый им "Юнкерс", упал прямо на склад с бензином, расположенный слегка в стороне от их аэродрома. Новиков сильно расстроился и после этого посадки ждал сурового разговора с начальством. Но всё обошлось: оказалось уже поступил команда о перебазировании полка на новоиспеченный аэропорт, а склад надлежало истребить. Так что Новиков по сути дела выполнил тот самый команда, хотя и не ведая о том...

Построив лётчиков, начальник полка поздравил Алексея с первыми победами и попросил его поведать на досуге товарищам, как он уничтожил бомбёра и разведчика; поделиться опытом первых боёв. А поведать Новикову было о чём. И не только о проведённых боях, но и поделиться кое - чем из недалёкого прошлого.

...Летать Новиков начал, когда ему чуть-чуть минуло 16 лет. Сначала прыгал с парашютом, вслед за тем летал на У-2, на планере в Осоавиахимовском кружке. После окончания Ульяновской школы инструкторов - лётчиков стал трудиться в аэроклубе. Но инструкторская служба не удовлетворяла, влекли скорости. И Новиков решил сделаться истребителем. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище.

Командование подметило в нём неуёмную тяга к полётам, хвалило за филигранное выполнение пилотажных фигур. А в стрельбе с ним негусто кто более того из инструкторов мог сравниться. Матерчатый конус, тот, что крепился длинным фалом к самолёту - буксировщику, после этого его стрельбы в воздухе превращался практически в решето.

Как же в настоящий момент пригодилась лётчику снайперска выучка, когда палить приходилось не по безобидному и безответному матерчатому мешку, наполненному во время полёта воздухом, а по огрызающимся ответным огнём самолётам, которыми управляли поднаторевшие в воздушных боях на западе немецкие пилоты. Одарённый природной наблюдательностью, умением аналитически мыслить, Новиков достаточно одним духом разгадал повадки вражеских лётчиков и в каждом воздушном бою стал навязывать им свою тактику. А строилась она на внезапности, стремительности, боевой дерзости, рассчитанной на то, чтобы ошеломить противника, побудить замешательство в его рядах.

Именно так, с учётом психологических нюансов он вскоре свалил матёрых немецких разведчиков. Подойдя к вражескому самолёту на близкое пространство, Алексей ударил по кабине стрелка и убил его, а когда экипаж лишился защиты, постепенно и расчётливо разделался с разведчиком. После нескольких очередей, тот плотно задымил, повалился на крыло и вскоре врезался в землю.

В истребительном авиационном полку, в составе которого воевал Новиков, было полно отважных лётчиков. И всё же наиболее ответственные задания чаще всего поручались аккурат ему. Фамилию Новикова начальник полка назвал и тогда, когда позвонили из штаба 40-й армии и приказали разведать единственный из участков железной дороги, по которой враг в то время усиленно подбрасывал резервы к линии фронта.

Алексей вылетел в составе звена. Лётчики чутко прощупали заданный участок дороги, пробив облака, снизились над железнодорожным узлом, рассмотрели его и передали по радио, что тот забит эшелонами, указали предполагаемое численность и нрав грузов. После этого отважная тройка атаковала неприятеля, обрушив в самую гущу железнодорожных составов реактивные и пушечные снаряды. Над вагонами взметнулись языки пламени, на станции запылал здоровый пожар, она на долгий срок вышла из строя. Всё, что могло полыхать - сгорело. По - видимому, на путях скопилось полно вагонов с боеприпасами...

Счёт сбитых им неприятельских самолётов рос достаточно скоро. В начале 1942 года Новиков на своём И-16 сумел сшибить Ме-109 с намалёванным на фюзеляже жёлтой краской большим тузом. Пилот сбитого им "Мессера" попал в плен и оказался достаточно известным асов. Летом того же года, на Воронежском фронте, Алексей таранным ударом уничтожил ещё единственный вражеский самолёт. Сам следом тарана выбросился с парашютом. А к Августу 1942 года он совершил уже 242 боевых вылета, проведя 34 воздушных боя, сшиб 11 самолётов противника.

Так же стремительно продвигался Алексей Новиков и по службе. Сначала был командиром звена, следом стал распоряжаться эскадрильей, в то же время выполняя обязанности штурмана полка. В Феврале 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Весной 1943 года решено было определить Новикова командиром истребительного авиаполка. Для этого у него имелись все данные: участвовал в сражениях под Сталинградом, получил звание Героя Советского Союза, обладал командирской волей, да и наставником для молодёжи был отменным. Крепкая инструкторская закваска в нём ещё с довоенной поры осталась.

Но в занятие вмешался Генерал Е. Я. Савицкий, формировавший в то время 3-й истребительный авиационный остов. Новикова он знал ещё по полку, тот, что входил в состав его дивизии. Поэтому решил определить Алексея своим помошником по воздушно - стрелковой службе. Расчёт Савицкого был прост: таковый бывалый воин, как Новиков, будет незаменимым помошником при обучении необстрелянной молодёжи. А в людях Савицкий разбирался что надо.

Просьбу Савицкого уважили не безотложно. Но в конце концов он своего добился. Так Новиков и стал начальником "огня и дыма", как в шутку называли во время войны место помошника командира по воздушно - стрелковой службе. В этой должности Алексей "проходил" до самой победы.

На фото слева: Алексей Новиков докладывает Генерал - Майору Е. Савицкому, командующему 3-м ИАК, о том что Павел Тарасов вынудил приземлиться истребитель Ме-109, пилотируемый немецким асом ( на хвосте его машины видны прямоугольные отметки о воздушных победах ). Снимок сделан 28 Мая 1943 года, в отрезок времени боёв на Кубани.

В полках 3-го авиационного корпуса Новиков дневал и ночевал, устраивал показательные бои, организовывал конференции, словом, делал всё, чтобы как разрешается быстрее обучить молодых лётчиков одерживать победы над противником. При этом, он зачастую и сам поднимался в воздух, демонстрируя приёмы воздушного боя на практике.

Многие полки корпуса были вооружены истребителями Як-9Т, имевшими 37-мм пушку. Были в частях корпуса и Як-9К, на которых стояли ещё больше мощные 45-мм пушки. Оружие это было шибко эффективное, но требовало исключительной меткости при стрельбе, ибо боекомплект был ограничен. И Новиков, шибко метко стреляя сам, учил этой нелёгкой науке своих подчинённых.

Воздушный мордобой - проблема со многими неизвестными. Каждый миг его неожидан. Всякое может довестись. В одной из схваток фортуна изменила и Новикову. Произошло это при встрече с пятёркой Ме-109. Противник первым навязал махач, крайне наседая на пару наших "Яков". Ведомый Новикова в какой - то миг оторвался, оставив ведущего без прикрытия. Этим тут же воспользовался единственный из "Мессеров". Самолёт Новикова был повреждён и стал грубо утрачивать высоту. Но не бесполезно Алексей считался мастером маневра и пилотажа. Он сумел усадить машину в поле на брюхо. Правда, в окончательный миг, лётчик шибко ударился головой о приборную доску и потерял разум. Вскоре он был уже в полку.

Довольно нередко Алексей Новиков летал ведомым у самого командующего 3-м ИАК Генерала Е. Я. Савицкого, став его близким другом. Сам Евгений Яковлевич характеризовал его так:

"Алексей Иванович Новиков мог если не всё, то без малого всё, что необходимо лётчику для победы над противником в воздухе. Лётчик и воин он, прямо нужно заявить, был самого высокого класса. Казалось, никакая нежданность, никакой что ни на есть нестандартный оборот дела в бою не могли его сшибить с толку. Он мог в считанные мгновения сыскать надобный выход, принять единственно верное заключение в сложной ситуации".

Справедливости с целью, хочется привести воспоминания ещё одного известного лётчика - истребителя, Героя Советского Союза Фёдора Фёдоровича Архипенко, некоторое время воевавшего с Алексеем Новиковым в одном полку. Правда, эти воспоминания, связаны скорее с отрицательными чертами характера Новикова, но у кого их нет...

"Был у нас в 17-м ИАП лётчик Капитан Алексей Новиков, в дальнейшем Герой Советского Союза именитый ас, одержавший за войну больше 30 побед. Он летал на "Аэрокобре", а я на Як-1. И вот при перелёте в Липецк мы договорились провести учебный воздушный мордобой над аэродромом, и он в этом воздушном бою был побит мною. После посадки лётчики стали заливаться над ним и он полез было в драку - лётчики не дали. Он длительно и со всей откровенностью возмущался - мол, салага, меня опозорил, мог поддаться мне, оттого что я начальник эскадрильи, а ты только начальник звена. Я ему ответил, что в бою не поддаются, а сражаются - кто кого. Но более того и вслед за тем войны при встречах я чувствовал, что Алексей Новиков держал в душе на меня обиду".

Как - то в Мае 1944 года во время короткого затишья на фронтах на полевом аэродроме Каледзяны была организовна лётная теоретическая конференция, на которой рассматривались вопросы боевого применения истребительной авиации. В числе приглашённых был и Майор А. И. Новиков - прославленный в то время ас, имевший на своём счету 27 сбитых вражеских самолётов. В своём выступлении перед лётным составом он уделил немало внимания тактике ведения воздушного боя. Основываясь на собственных взглядах, подкреплённых боевым опытом, Новиков выдвинул девиз: "Лучший индивидуальный пилотаж обеспечивает оптимальный маневр в воздушном бою и больше точный жар !".

Войну Подполковник А. И. Новиков закончил в Берлине. Свой концевой вылет произвёл 2 Мая 1945 года с аэродрома Дальгов. Под огнём врагов, нежданно атаковавших аэровокзал, он сумел подняться в небосклон и сообщить о прорыве немецких частей с соседнюю дивизию, располагавшуюся на аэродроме Эльшталь.

Вэтого совершил примерно 500 успешных боевых вылетов, сшиб 22 самолёта противника лично и 5 в группе с товарищами ( по другим источникам - имел больше 30 побед ). Большинство боевых вылетов произвёл на "Яках".

После окончания войны Алексей Иванович ещё продолжительно служил на различных командных должностях в ВВС. Летал на реактивной технике, окончил Военную академию Генерального штаба. В 1963 году ему было присвоено звание Генерал - Майора авиации. В 1970 году вышел в отставку, жил и работал в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Павлов Aleksey Pavlov

Гвардии Старший лейтенант А. Н. Павлов совершил 224 боевых вылета, участвуя в 40 воздушных боях, сбил лично 16 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Алексей Панов Aleksey Panov

К моменту своей гибели, Алексей Борисович Панов совершил 241 боевой вылет, принял участие в 41 воздушном бою, лично сбил 14 вражеских самолётов (..
читать далее

Алексей Пашкевич Aleksey Pashkevich

Всего совершил более 300 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника.После войны продолжал служить в ВВС...
читать далее

Алексей Поздняков Aleksey Pozdnyakov

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён орденом Красного Знамени.0 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий