Известные люди

»

Алексей Ремизов

Алексей Ремизов Aleksey Remizov Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 24.6.1877
Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище. За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университеа, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске.

Как прозаик дебютировал в 1897, первая книжка Посолонь, куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907. Год через опубликован роман Пруд, которому Ремизов больше всего обязан своей репутацией наследника Ф.М.Достоевского в современной литературе, великого жалостника (А.А.Блок).

В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное воздействие символизма, в особенности А.Белого. Однако больше существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся заинтересованность к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник Лимонарь, 1907, пьеса Бесовское действо, 1907), бессчетные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд (Бесноватые, 1951, и др.).

В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти (сна), которая определяет нрав построения многих его произведений: С двух лет начинаю явственно держать в памяти. Я вроде бы проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно. Хотя в дореволюцинный отрезок времени Ремизовым опубликовано немного романов с отчетливо проявленной социальной тенденцией (Крестовые сестры, Неуемный бубен, оба 1910, и др.), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольлоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный джентльмен, а целая держава, время же действия века. Вместе с тем эта повесть, в особенности если она связана с изображением событий революции и последуюшщей русской смуты, постоянно включает в себя большой и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, автобиографическая по материалу книжка Взвихренная Русь (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой расклад тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы, Блока, Д.С.Мережковского, философа Л.Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М.Пришвина.

Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его Слове о погибели Русской Земли, опубликованном в газете эсеров Воля народа вскоре позже Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237. Взвихренная Русь описывает время, когда только ослепительно горела... греза человека о свободном человеческом царстве на земле, но ни в жизнь и нигде так жестоко не гремел некогда погром (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в отрезок времени красного террора).

Рассказ, как и в книге Подстриженными глазами, образующей со Взвихренной Русью автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (наезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, заклинаниями, записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок взвихренной будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное заключение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции Учитель музыки (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров Встречи (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть Иверень (1986).

В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, кроме того соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), и все-таки имеющий и сильно свой толк, в особенности в повести Оля (1927) и романе В розовом блеске (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочка не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла хозяйка Ремизова С.П.Довгелло). Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, нередко отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, от книги Россия в письменах (1922) до сборника снов и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). Эта задача становится ключевой в книге Огонь вещей (1954). Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова только прямолинейную имитацию русской допетровской старины, обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник М.Добужинский, считали, что на поверку натура дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, тот, что обращал на себя внимательность посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем Великой и вольной обезьяньей палате, а атмосфера в целом наводила на мысли о колдовском гнезде. Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как юродивого в пределах культуры умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.

Стилистика Ремизова оказала существенное воздействие на строй русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Л.М.Леонов, Вяч.Шишков и др.), которые выступили приверженцами орнаментальной прозы.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Слаповский Aleksey Slapovsky

У меня нет и не было персонажа, которого я бы назвал рупором своих идей. Каждому даю что-то от того, что сам думаю.
читать далее

Алексей Толстой Aleksey Tolstoy

Алексей Толстой - русский граф, писатель, общественный деятель. Родился 10 января 1883 года.Наиболе известными произведениями Алексея Толстого..
читать далее

Алексей Чапыгин Aleksey Chapygin

В 1912 вышел первый сборник его рассказов; в 1913 - повесть "Белый скит", имевшая успех.
читать далее

Алексей Антропов Aleksey Antropov

Антропов Алексей Петрович (1726-1795) - главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии Художеств, родился 17 марта 1716 г.,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий