Известные люди
»Алексей Решетов
Рождение: Россия, 23.3.1921
Всего выполнил 821 боевой вылет, провёл около 200 воздушных боёв, сбил лично 35 и в составе группы 8 самолётов противника.После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, служил на различных командных должностях в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями.
Родился 23 Марта 1921 года в деревне Мыканино, в настоящее время Истринского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, работал на московской обувной фабрике. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Сражался под Харьковом и Сталинградом, Ростовом и Мелитополем, участвовал в боях на реке Молочной и в Крыму, на Сандомирском плацдарме, в Венгрии и Чехословакии.
К началу Февраля 1943 года начальник эскадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная вооруженные силы, Южный фронт) Гвардии Капитан А. М. Решетов совершил 432 боевых вылета, провёл 100 воздушных боёв, уничтожил лично 11 и в группе - 8 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого выполнил 821 боевой вылет, провёл примерно 200 воздушных боёв, сшиб лично 35 и в составе группы 8 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, служил на различных командных должностях в ВВС. С 1964 года Гвардии Полковник А. М. Решетов - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Умер 26 Февраля 2001 года.
* * *
В первые дни Великой Отечественной войны, которые немногие из участников тех боёв пережили, а ещё меньше тогда было тех, кто надеялся их испытать, Решетов совершил немного десятков боевых вылетов. Штурмовал бесконечные неприятельские колонны, участвовал в боях с немецкими самолётами. Желание сражаться, ударять наглого и жестокого врага понемногу стало всепоглощающим, подавляющим другие чувства - осторожность, утомленность, голод. Отважно он поднимает в воздух чужие и незнакомые, а зачастую неисправные и повреждённые машины, с уверенностью умудренного опытом лётчика меняет типы истребителей: И-15бис, И-16, И-153.
Свою первую победу одержал уже 22 Июня 1941 года. Дело происходило над Черновицами. Вылетев на истребителе - биплане И-153 для отражения налёта немалый группы пикировщиков Ju-87, Алексей уничтожил одну машину. Первая виктория окрыляет, вскоре Решетов добился второй победы, далее третьей...
В Августе 1941 года он попал в состав сызнова формируемого 273-го истребительного авиационного полка, тот, что вскоре начал к боевой работе в районе Конотопа. Лётчики в полку подобрались умелые, в большинстве своём закалённые в том страшном лете и, как вскоре выяснилось, способные находить решение ответственнейшие задачи воздушной разведки в масштабах армии и фронта.
Умение пользоваться глазами, аналитический склад ума, врождённая интуиция, инициативность и, в конце концов, незаурядное лётное мастерство выдвинули Лейтенанта Решетова в цифра тех немногих офицеров, кто мог исполнить самое сложное поручение.
Июньским утром 1942 года Алексей Решетов, вылетев из - под Валуек на разведку войск противника, был подбит огнём зенитной артиллерии. Перетянув линию фронта он упал на позиции наших пехотинцев. Подбежавшие солдаты вытащили лётчика из кабины. Все лик человеческий его было залито кровью, он был без сознания. Ранения оказалось тяжёлым и Алексея отправили в тыловой лазарет. На одной из остановок он самовольно сошёл с поезда и отправился разыскивать свой полк. Нашёл его уже под Калачём.
Вскоре начались ожесточённые бои в небе Сталинграда. Вот выписка из лётной книжки Алексея Решетова, заполненная в те дни:
"17 Августа - три раза вылетал на воздушную разведку, вёл махач, уничтожил Ме-109 и подбил прочий. 18 Августа - сделал 4 боевых вылета. Вёл воздушный махач, сшиб Ме-109. 19 Августа - провёл 3 боя с истребителями противника. 21 Августа - произвёл воздушную разведку. 23 Августа - ведя разведку, участвовал в 2-х воздушных боях. 31 Августа - участвовал в прикрытии аэродрома. Вэтого за Август 1942 года сделал 52 боевых вылета. Провёл 15 воздушных боёв. Сбил 5 и подбил 1 самолёт противника".
Как - то, в Августе 1942 года, Решетова экстренно вызвали в штаб. Там он увидел Генерала Т. Т. Хрюкина - командующего 8-й Воздушной армией, тот, что лично поставил перед ним боевую задачу. Следовало спешно привезти пакетик с документами окружённой группе наших войск в одной из излучин Дона. Для этого выделялось 4 самолёта, у каждого лётчика - по экземпляру документа. До цели добрался только Алексей, остальные лётчики были сбиты по дороге немецкими истребителями. Вскоре Решетов узнал, что окружённая группа войск при помощи других частей удачно вышла из окружения. В этом была и его заслуга.
Отдельное местоположение в биографии Решетова занимает прохождение службы в составе группы "лётчиков - штрафников", под командованием И. Е. Фёдорова. В штрафники Алексей угодил за то, что после этого воздушного боя расстрелял в воздухе самолёт своего ведомого, трижды бросавшего его в схватках с противником. Этот акт квалифицировался военным требуналом как "самосуд"...
Группа штрафников, расположенная под боком от Великих Лук, за Август - Сентябрь 1942 года уничтожила рядом 400 вражеских самолётов, в том числе 29 известных Асов. Однако все эти победы на официальные счета лётчиков записаны не были ! Поэтому окончательный результат боевой деятельности Решетова, их командира - Ивана Фёдорова и других пилотов воевавших в этой группе, больше нежели официально значится на их личных счетах.
Осенью 1942 года, вернувшись в свой полк, Алексей в одной из схваток уничтожил пикировщик Ju-87. Вскоре наступил свежий, 1943 год. Туманным Январским утром четвёрка "Яков" летела южнее Сталинграда. На пути им встретилась группа Ju-87. В завязавшемся бою Решетов уничтожил вражеский самолёт, но и сам попал под пламень стрелков. Его истребитель был повреждён и Алексей совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Товарищи прикрывая его с воздуха не давали немецким солдатам подступить к лётчику.
Но вот единственный из "Яков", попав под жар зениток, задымив потянул к линии фронта. Как затем выяснилось это был Фотий Морозов. Он сел в расположении своих войск и договорившись с командованием, взяв грузовую автомашину, поехал выискивать Алексея. Поздно ночью, при свете фар, он нашёл Решетова, укрывающегося в стоге сена. Через 4 суток друзья были в своем полку.
В Ноябре 1942 года полк стал именоваться 31-м Гвардейским и был переведён на Южный фронт. И там, получив немалый навык в боях под Сталинградом, авиаторы смело входили в воздушные схватки с численно превосходящим противником и выходили из этих боёв победителями. Таких примеров становилось всё больше. 27 Января 1943 года четвёрка Як-1, прикрывая свои войска, встретила семёрку бомбардировщиков Ju-88 и две пары истребителей сопровождения Ме-109. Первую атаку наше звено произвело как снег на голову со стороны солнца, после этого парами атаковало бросившиеся врассыпную "Юнкерсы". В этом бою Гвардии Капитан А. М. Решетов и Гвардии Лейтенант Н. Е. Глазов сшибли по одному бомбардировщику, которые упали и сгорели в районе станицы Мечетинская.
Нечасто бывает, чтобы джентльмен в совершенстве владел сию минуту несколькими, пускай близкими, специальностями. Блестящий разведчик, Решетов был и непобедимым воздушным бойцом. Ни единственный иной лётчик, специализировавшийся на ведении воздушной разведки, не имел на своем счету такого количества побед. Только за время сражения под Сталинградом, Алексей совершил 150 боевых вылетов, провёл возле 50 воздушных схваток, лично и в группе сшиб больше 10 вражеских машин. Это был его вклад в великую победу советского народа на берегах Волги. 1 Мая 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в боях с врагами, был удостоен звания Героя Советского Союза.
В лётной манере Решетова превалировали пунктуальность и аккуратность, выдержка и осмотрительность ни в жизнь не покидали его. В больше чем 800 своих боевых вылетов он пережил десятки опаснейших приключений: горел и был ранен, пролетал над неприятельскими войсками на высоте нескольких метров, взлетал под автоматными очередями...
Как же сложилась дальнейшая судьбина лётчика ? Об этом разрешается ещё длительно гутарить. После Сталинграда воевал на Южном фронте, участвовал в освобождении Донбасса, где в Сентябре сшиб истребитель Ме-109. В Ноябре 1943 года сражался под Никополем. Весной 1944 года, находясь на 4-м Украинском фронте, принимал участие в освобождении Крыма. В осенью 1944 года полк был перевооружён самолётами Як-3, на одном из которых Решетов на 2-м Украинском фронте летал над территорией Румынии и Венгрии. Закончил войну в Чехословакии. За отрезок времени войны посредством его руки прошли на практике все типы истребителей конструкции А. С. Яковлева - Як-1, Як-7Б, Як-9У и Як-3.
С лета 1944 года Алексей Решетов летал на "именном" истребителе Як-1Б с бортовым номером "16" и надписью под кабиной: "Колхозники Шотовского сельсовета Ивановского района Запорожской области - Герою Советского Союза Гвардии Майору Решетову". При освобождении Польши лётчик в одном из журналов увидел фотоснимок девочки 3 - 4-х лет и изобразил детское лик человеческий на обшивке фюзеляжа своего "Яка". На этом машине отважный лётчик выполнил примерно 300 боевых вылетов и одержал 12 воздушных побед.
В Марте 1945 года бои шли за Дебрецен и Донау. Однажды Решетов повёл шестёрку Як-3 в атаку супротив 48 FW-190 в районе Эстергома, 8 из которых были сбиты без потерь с нашей стороны. За тот самый мордобой Решетов был награждён орденом Суворова 3-й степени.
Вэтого же за время войны он совершил 821 успешный боевой вылет, в том числе 250 - на разведку. Участвуя в 200 воздушных боях, уничтожил лично 35 и в группе с товарищами 8 самолётов противника, 1 - подбил. Ещё единственный самолёт, сбитый лично Решетовым, был записан им на счёт молодого лётчика - его ведомого. Он закончил войну известным асом, 24-летним юношей, Героем Советского Союза, несладко раненным в боях, потерявшим отца и двух братьев...
После окончания войны Алексей Михайлович ещё длительно служил в ВВС. Он командовал полком, летал на многих типах реактивных истребителей, окончил Военно - Воздушную академию. Демобилизовался в звании Полковника в 1964 году.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Рязанцев Aleksey Ryazancev
После окончания войны Алексей Фёдорович ушёл в запас. Поселившись в Ворошиловграде, работал старшим диспетчером аэропорта. Позже окончил..
читать далее →
Алексей Севастьянов Aleksey Sevastianov
Младший лейтенант А. Т. Севастьянов совершил около 100 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 2 в группе, уничтожил аэростат..
читать далее →
Алексей Сергов Aleksey Sergov
Всего выполнил около 400 успешных боевых вылетов. Провел более 70 воздушных боев, в которых сбил 15 вражеских самолетов лично и 19 в группе с..
читать далее →
Алексей Соломатин Aleksey Solomatin
Старший лейтенант А. Ф. Соломатин к Февралю 1943 года совершил 266 боевых вылетов, провел 108 воздушных боев, лично сбил 12 и в группе 15 самолетов..
читать далее →