Известные люди

»

Алексей Рыбников

Алексей Рыбников Aleksey Ribnikov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 17.7.1945
Алексей Рыбников - известный советский и российский композитор. Родился 17 июля 1945 года.За тридцать лет Алексей Рыбников написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди них - "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Звездный мальчик", "Тот самый Мюнхгаузен", "Остров сокровищ", "Вам и не снилось", "Сказки Старого Арбата", "Через тернии к звездам", "Русь изначальная". Общий тираж пластинок с записями музыки композитора составил более десяти миллионов экземпляров.

Родился 17 июля 1945 года в Москве. Супруга - Татьяна, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Дочь - Анна, кинорежиссер. Сын - Дмитрий, композитор, музыкант.

На долю предков Алексея Рыбникова выпало полно тяжелых испытаний. Его матери было пять лет, когда ее вывели на расстрел. Ее дедушка был генералом царской армии по медицинской линии, все ближайшие родственники ещё были царскими офицерами. Одни погибли в первую народную войну, другие при защите Зимнего дворца... "Бабушка, которая меня воспитывала, - рассказывает Алексей Рыбников, - была также замужем за белым офицером. Она говорила мне, как везли его, раненого, на телеге, как расстрелял его повстречавшийся им отряд красноармейцев. Бабушке прострелили руки, когда она пыталась прикрыть собой мужа..."

Уникальная музыкальная одаренность Алексея проявилась с "младых когтей": в 8 лет он уже написал немного фортепьянных пьес и музыку к фильму "Багдадский вор". В 11 стал автором балета "Кот в сапогах".

"Семья испытывала крайнюю нужду, - вспоминает о своем детстве композитор. - Я привык, что у нас считали каждую копейку, всякий ломоть хлеба. Мама была талантливым художником-дизайнером. Дома она делала крайне красивые платки и шляпы и продавала их, чтобы прокормить семью..."

Огромную образ в формировании мировоззрения будущего композитора сыграл его преподаватель Арам Ильич Хачатурян, с которым его познакомил папа - скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана. Алексей показал свои сочинения А. Хачатуряну, и это во многом определило его судьбу. Влияние великого композитора, воплощавшего своей личностью и творчеством сильный цивилизованный пласт, сопровождает Алексея Рыбникова всю существование. С 1956 по 1962 год Алексей учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции А. И. Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же выдающегося музыканта.

Уже в консерватории фатум поставила молодого композитора перед выбором: либо принять существовавшие тогда нормы в искусстве, либо разыскивать свой стезя в творчестве. Рыбников выбрал второе. "Если ты хочешь сочинять настоящие вещи, запрещено лгать самому себе" - вот его кредо. В 18 лет у Алексея Рыбникова уже была своя семейство. Чтобы снабдить ее, учебу в консерватории и творческую работу приходилось сочетать с частными уроками музыки, работать концертмейстером в театральном институте и более того аккомпаниатором в детском саду. С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

Официальным дебютом композитора стало воплощение в жизнь фортепьянной сонаты "Хороводы", написанной на 1-м курсе консерватории. Это произведение привлекло чуткость музыкальной общественности. В нем, по словам критиков, юный автор с самых первых шагов заявил об умении независимо мыслить, по-своему преломлять характерные фольклорные мотивы.

Дипломной работой молодого автора стал концерт-баллада для скрипки с оркестром (1967) - лирико-драматическое произведение, проект которого навеян стихотворением болгарского поэта о том, как гурьба растаптывает цветочек, нарисованный художником. В иной крупной работе Алексея Рыбникова - Первой симфонии (1969), написанной им по окончании аспирантуры, сочетались традиции современного отечественного и зарубежного симфонизма. Р.Г. Косачева в книге "Композиторы Москвы" (1976) писала, что "произведению свойствен бойкий динамический нрав, четкое, поэтапное раскрытие драматургии...". "Виртуозный глянец и концертный размах, внешняя яркость, броскость, многоцветье красок, переливчатая звонкая краса, почерпнутая из фольклорных образов" получили формирование и в последующих сочинениях композитора, таких как "Русская увертюра", концертное каприччио "Скоморох", Концерт для баяна и оркестра, Концерт для фортепиано solo и в других произведениях, написанных по окончании консерватории в 1967-1972 годах.

От поисков в области строгого драматургического осмысления произведения в целом Алексей Рыбников вскоре обратился к поискам различных структурно-смысловых соотношений внутри отдельных частей и более того оркестровых групп. Так возник Концерт для струнного квартета и оркестра, написанный композитором по заказу немецкого дирижера Олафа Коха - художественного руководителя филармонического оркестра города Халле (ГДР). Здесь в 1971 году состоялась премьера произведения. Дирижеру необходимо было виртуозное оркестровое сочинение, блестяще выявляющее в то же время и возможности солистов. Так у молодого композитора возникла мысль "концертного соревнования" квартета и оркестра. Это яркое произведение, по мнению критиков, "остро конфликтно по своему развитию и в то же время необычайно колористично по оркестровке".

Сразу позже окончания консерватории, кроме инструментального творчества, Алексей Рыбников начал обращаться к жанру романса, написав романсы на слова Л. Ашкенази "Молитва" и "Телефон".

Творческая бытие композитора уже долгие годы неотделима от кино и драматического театра. С 1965 года он пишет музыку для кино-, теле- и анимационных фильмов. За это время им была создана музыка больше чем для 100 фильмов, в том числе для картин "Три дня Виктора Чернышева" (1967), "День и вся жизнь" (1969), "Остров сокровищ" (1971), "Без трех минут ровно" (1972), "Бедная Лиза", "Большое космическое путешествие", "Паучок Ананси и волшебная палочка", "Петр Мартынович и годы здоровый жизни" (1974), "Потрясающий Берендеев", "Приключения Буратино" (2 серии) (1975), "Дети из бездны" (США), "Диалог" (4 серии), "Дневной поезд" (1976), "Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки" (2 серии), "Обратная связь", "Исчезновение", "Усатый нянь" (1977), "Журавлиные перья", "Иванцов, Петров, Сидоров...", "Шла собака по роялю", "Новые похождения капитана Врунгеля" (1978), "Тот что ни на есть Мюнхгаезен" (2 серии), "Примите телеграмму в долг", "Осенняя история" (1979), "Вам и не снилось...", "Мнимый больной", "Дороги Анны Фирлинг" (4 серии), "Ералаш", "Желаю успеха", "Ночное происшествие", "Полет с космонавтом", "Через тернии к звездам" (1980), "Путь к медалям", "Руки вверх!" (1981), "Василий Буслаев", "Мать Мария", "Сказки... Сказки... Сказки Старого Арбата" (1982), "Индекс", "Карантин", "Лелька", "Магистраль","Серафим Полубес и другие обитатели Земли", "Оглянись!.." (1983), "Мумми-тролль", "Мушкетеры из 4"Б", "Мы" (5 серий), "Прохиндиада, или бег на месте", "Нам не дано предугадать...", "Шанс", "Вера. Надежда. Любовь" (1984), "Вот моя деревенька..." (1985), "Всадник над городом", "Где родятся Жигули", "Гонка века", "Русь изначальная" (2 серии), (1986), "Черный принц Аджуба", "Утоли моя печали" (1989), "Фантик", "Царь Иван Грозный" (1991, 2 серии), "Только не уходи...", "Воспитание жестокости у женщин и собак" (1992), "Праздник непослушания", "Приговор", "Кодекс бесчестия", "Ядерный век" (США) (11 серий), "Великая княгиня Елисавета", "Я виноват" (1993), "Я повинен - 2", "С новым счастьем - 2" (8 серий) и др.

Его яркая, живая музыка проникнута непосредственностью, искренностью чувств, помогает авторам фильма глубже открыть творческий проект. Записи музыки к фильму "Большое космическое путешествие" (1973) проданы общим тиражом больше сотни тысяч пластинок. После выхода на экраны "Приключений Буратино" (1975) тираж пластинок с музыкой к фильму превысил миллион экземпляров.

Алексей Рыбников написал музыку к спектаклям "Коварство и любовь" (Драматический театр имени К. Станиславского), "Прозрачный мальчик" (Театр на Малой Бронной), "Сказка о четырех близнецах" (Центральный ребяческий театр).

Наибольшую признательность и славу композитору принесли произведения для музыкального театра. В 1976 году состоялась премьера рок-оперы "Звезда и кончина Хоакина Мурьеты" в Московском театре имени Ленинского комсомола. Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре. Чиновники Министерства культуры, считая автора "авангардистом", предлагающим "чуждый" жанр для отечественного театра, 11 раз отказывались принять спектакль.

И все же спектакль и музыку ждал неподдельный триумф. Выпущенный в 1977 году двоякий альбом "Звезда и кончина Хоакина Мурьеты" занял 1-е местоположение в хит-параде лучших грамзаписей. В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году совместный тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. Фирма "Мелодия" наградила композитора "Золотым диском". "Звезда и кончина Хоакина Мурьеты" положила начало официальному признанию композитора. Последовало уймище заманчивых предложений.

Однако Рыбников выбрал свободу творчества, начав работу над новой современной оперой "Юнона" и "Авось" (по поэме А. Вознесенского), построенной на сочетании английского арт-рока с русской православной молитвой. Ее премьера состоялась В 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола. В 1982 году выпуск альбома "Юнона" и "Авось" был запрещен Министерством культуры СССР. Рыбников обратился в суд, и занятие было выиграно. В 1983 году альбом был выпущен и занял 1-е местоположение в хит-параде. Вскоре состоялись гастроли театра Ленком в Париже. Пьер Карден представил это произведение в своем театре на Елисейских полях, после этого в Германии, Голландии и других странах. В 1990 году мелодический спектакль "Юнона" и "Авось" в течение 2 месяцев шел в "Сити сентер" Нью-Йорка. Телефильм "Юнона и Авось" 4-го канала телевидения Великобритании был показан телекомпаниями больше 50 стран мира. Двойной альбом с записью этой рок-оперы был издан многомиллионным тиражом. За 20 лет спектакль выдержал больше 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом.

В 1988 году Алексей Рыбников создал Производственно-творческое объединение "Современная опера" при Союзе композиторов СССР. Этот театр, разместившийся в маленьком, отремонтированном им за свой счет подвале на Арбате, стал для композитора творческой мастерской. У москвичей появился новоиспеченный театр с залом на 40 мест, с лабораторией светоэффектов, с уникальной компьютерной световой системой.

В 1992 году на сцене театра состоялась премьера музыкальной мистерии А. Рыбникова "Литургия оглашенных", которая следом в течение двух сезонов была сыграна в этом месте 70 раз. "В "Литургии оглашенных" весь толк - в словах, - считает композитор. - Это подведение итога развития человеческого интеллекта, выраженного в поэтической форме." Композитор сам составлял либретто из текстов, созданных за последние три тысячи лет: от шумерской клинописи до Маяковского.

В конце 1994 - начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра "Современная опера" в США. Спектакль "Литургия оглашенных" получил восторженные отклики публики. Вице-президент "Юниверсал Пикчерз" Н. Райс отметил, что "эта блестящая музыкальная драма - без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов".

В 1996 году спектакль был представлен в "Зрелищно-звуковом пространстве Алексея Рыбникова" - сознательно созданном по проекту автора театре на 500 мест. По телевидению многих стран мира был показан документальный сериал, снятый британской телекомпанией "Сентрал телевижн" "Алло, вы нас слышите?" (именитый в российском прокате как "Мы" Юриса Подниекса). Фильм был удостоен многих международных наград, в том числе Золотой пальмовой ветви в Венеции.

В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.

Помимо работы в театре, А. Рыбников продолжает активно созидать инструментальные сочинения. В 1998 году в рамках программы ЮНЕСКО "Музыка, сближающая народы" он создает балет "Вечные танцы любви". В конце 1999 года запись балета осуществил в лондонской студии Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством В. Федосеева. Премьера полной партитуры балета планируется на фестивале в Бергене (Норвегия) с международным составом исполнителей. Сюжет балета придуман самим Рыбниковым: юная влюбленная пара, живущая в третьем тысячелетии, путешествует во времени, попадая то в прошлое, то в ещё больше отдаленное предстоящее.

В 2000 году в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова "Маэстро Массимо" ("Оперный дом"). В основе сюжета спектакля - фатум талантливого русского композитора XVIII века Максима Березовского, тот, что долгое время жил и учился в Италии, а вернувшись в Россию, не был принят русским обществом, ориентированным на итальянскую культуру. Партитура оперы сложилась как синтез различных стилистических пластов: от чистой стилизации музыки XVIII века в духе Моцарта до современных звучаний. В ней невпроворот прекрасных мелодий, наделенных до того характерным для Рыбникова романтическим мироощущением. В настоящее время над постановкой этого произведения работает основополагающий режиссер Московского театра Ленком М.А. Захаров.

В 2001 году по приглашению международной корпорации "Лексмарк" и Музыкального фонда Норвегии Алексей Рыбников воссоздал утраченную партитуру балета "Сны Бальдра" норвежского композитора Г. Твайта по мотивам скандинавского эпоса. Премьера состоится в мае 2002 года на фестивале в Бергене (Норвегия).

В том же году состоялась премьера телевизионного фильма "Дети из бездны" режиссера Павла Чухрая (продюсер Стивен Спилберг), музыку для которого написал Алексей Рыбников. Фильм посвящен судьбе еврейских детей на территории Советского Союза во время Второй важный войны.

Зрители телеканала "Культура" знают программу Алексея Рыбникова в рамках конкурса "Открытие таланта". Этот конкурс посреди авторов-непрофессионалов проводился в самых различных областях: изобразительном искусстве, литературе, моделировании одежды, дизайне. Композитор готовит кино по материалам конкурса, на тот, что пришло больше 15 тысяч писем.

Алексей Львович Рыбников - Народный артист России (2000), Заслуженный участник искусств Российской Федерации (1989), лауреат международных и общественных премий. В 1992 году был награжден орденом Орла I степени за занятие общенародного значения. В 1993 году стал обладателем приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму "Звезда и кончина Хоакина Мурьеты". С 1969 года - член Союза композиторов, с 1979 - Союза кинематографистов. А.Л. Рыбников - член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.

Помимо основного увлечения в жизни - музыки, у Алексея Рыбникова есть ещё одна тяга - путешествия.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Серов Aleksey Serov

Алексей Серов - российский певец и музыкант. Родился 15 ноября 1970 года.Алексей Серов известен как один из солистов популярной российской группы..
читать далее

Алексей Созонов Aleksey Sozonov

Родился в городе Куйбышеве (Самара) 7 ноября 1961 года.Отец Анатолий Иванович (конструктор), мать Галина Александровна (бухгалтер).
читать далее

Алексей Степин Aleksey Stepin

Алексей Стёпин известнейший исполнитель шансона и популярной музыки, поэт и композитор. 10 лет в Москве и на профессиональной сцене.
читать далее

Алексей Страйк Aleksey Strayk

Алексей - одержимый музыкой человек, вечно пребывающий в поисках собственного неповторимого идеального звука, который однажды явился к нему во сне и..
читать далее

Ваши комментарии
1
добавить комментарий
Вера
Алексей Рыбников огромный талант. Я очень люблю его творчество и каждый раз слушая очередную его композицию горжусь матушкой Русью.
ответить