Известные люди

»

Алексей Уткин

Алексей Уткин Aleksey Utkin Карьера: Конструктор
Рождение: Россия д. Забелино, 15.1.1928
Алексей Уткин - советский конструктор-изобретатель. Родился 15 января 1928 года.Алексей Уткин принял активное участие в разработке надпалубных корабельных пусковых установок (СМ-69, СМ-70, СМ-76, СМ-77), стартовых установок для крылатых ракет комплексов П-35, а также ракетного комплекса С-200.

Родился 15 января 1928 года в деревне Забелино Бельковкого района Рязанской области. Отец - Уткин Федор Дементьевич (1896-1940), свою трудовую занятие начал в 14 лет; работал на заводах в поселках Клетино, Пустобор Рязанской области, в дальнейшем был плановиком-экономистом на чугунолитейном заводе в поселке Лашма. Мать - Уткина (Лашина) Анисия Ефимовна (1894-1981), всю существование занималась воспитанием четырех сыновей и вела домашнее хозяйство. Супруга - Уткина (Антипова) Валенина Григорьевна (1931г.рожд.). Дочь - Иванова (Уткина) Людмила Алексеевна (1954г.рожд.), окончила Ленинградский институт точной механики и оптики. Внук - Иванов Алексей Михайлович (1977г.рожд.), студент 5-го курса Балтийского государственного технического университета.

В семье Уткиных было четыре брата: Николай, Владимир, Петр и Алексей. Все состоялись, вышли в люди. Старший - Николай Федорович (1919-1989) - профессор, на протяжении 19 лет работал проректором Балтийского государственного технического университета. Владимир Федорович (1923-2000) - академик Российской академии наук, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, Генеральный конструктор одной из крупнейших ракетно-космических фирм страны и мира, участник Великой Отечественной войны. Петр Федорович (1925-1974), служил в Вооруженных Силах СССР, подполковник Советской Армии.

Братья с раннего детства помогали родителям по хозяйству: заготавливали дровишки, сенцо овцам на зиму, подрабатывали плетением "колосниковых корзин", которые сдавали Лашманскому чугунолитейному заводу. Постоянная содействие и опека старших братьев благотворно влияли на воспитание Алексея.

В 1945 году он окончил лашманскую школу, поступил в Ленинградский военно-механический институт и в 1951 году, окончив обучение, получил квалификацию инженера-механика. Молодого специалиста распределили в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (ЦКБ-34) - так в те годы именовалось Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ).

В ЦКБ-34 в должности инженера-конструктора Алексей Федорович начал свой стезя в области военной техники с участия в создании корабельных артиллерийских башенных установок (МК-5 и МК-5бис).

В середине 50-х годов, с началом в стране эры ракетного оружия, ЦКБ-34 получило заказы на проектирование первых стартовых установок для кораблей ВМФ. С этого времени А.Ф.Уткин принял активное участие в разработке надпалубных корабельных пусковых установок (СМ-69, СМ-70, СМ-76, СМ-77), проявив незаурядную эрудицию, техническую интуицию и гений организатора. Эти качества молодого ведущего инженера определили его дальнейшие назначения.

В 1959 году Алексей Федорович становится ответственным представителем Главного конструктора на заводах-изготовителях. Сборка, заводские испытания, ходовые испытания с пусками ракет, сдача на вооружение стартовых установок для крылатых ракет комплексов П-35, а позднее зенитного ракетного комплекса С-200 - это неблизко не совершенный перечень дел, в которых он принимал участие, накапливая конструкторский и производственный навык.

С 1963 года Уткин - начальство крупного конструкторского отдела, в котором наряду с работами по морской и зенитной тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные исследования по созданию стартовых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Новая ответственная служба увлекла его. Она требовала неординарных конструкторских решений, глубоких научных исследований, масштабных и натурных опытов, разработки новых технологий, недюжинных организаторских способностей. В 1967 году А.Ф.Уткин назначается заместителем Главного конструктора, а в 1970 году Главным конструктором - начальником комплекса.

За отрезок времени с 1970 по 1990 год под его руководством разработаны и сданы в эксплуатацию 4 стартовых комплекса с шахтными пусковыми установками для запуска баллистических ракет, при создании которых решено огромное численность технических и научных задач.

А ещё ставший известным по публикациям в печати уникальный, не имеющий аналогов в мире, ж-д стартовый комплекс 15П761, пусковая установка для крылатых ракет на подводных лодках и приобретенная многими странами мира мобильная пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-300.

А.Ф.Уткин - изрядный ученый. Под его руководством и при личном участии разработаны методология индустриального способа строительства стартовых установок шахтного типа для РВСН и современные методы оптимизации их параметров и массо-габаритных характеристик. Это позволило быстрыми темпами с минимальным ущербом для готовности стартовых комплексов страны наращивать порядок их защищенности.

Изобретение, внедренное в пусковую установку зенитного ракетного комплекса С-300П, дало вероятность постановить схему передачи стартовой нагрузки без передачи динамики при старте ракеты.

В процессе создания железнодорожного стартового комплекса Алексей Федорович вписал большущий академический вклад при исследовании несущей способности и деформативности податливого грунтового основания при больших динамических нагрузках. Результаты натурных экспериментальных исследований с помощью специального динамического стенда легли в основу теоретических исследований и разработки экспресс-метода по прогнозу несущей способности и деформативности грунтовых оснований на неподготовленных в инженерном отношении площадках. Им решена задача передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации машин, а с использованием имеющихся экспериментальных данных по воздействию железнодорожного полотна на буксы подвагонных тележек решена фундаментальная проблема по динамике нагружения агрегатов комплекса. Созданный под его руководством боевой ж-д стартовый комплекс обладает высокой живучестью за счет маневренности и скрытности.

Под руководством и при личном участии А.Ф.Уткина был выполнен крупный объем теоретических исследований в процессе поиска оптимальных решений по созданию специальных машин, длительное время работающих в агрессивной среде (морская вода). Для обеспечения надежного функционирования специальных машин в этих условиях была решена задача выбора конструктивных материалов, покрытий, стойких к морской воде.

Немало сил отдано космическим программам и конверсии. Одной из последних разработок КБ под руководством А.Ф.Уткина стали уникальные железнодорожные стреловые краны грузоподъемностью 80 тс и 150 тс, выполненные на уровне мировых стандартов. Созданная и подтвержденная патентом гидравлическая организация железнодорожного крана грузоподъемностью 150 тс позволила результативно исполнять совмещение операций в процессе подъема-опускания груза, поворота крана, телескопирования стрелы.

А.Ф.Уткин - лекарь технических наук, профессор. С 1968 года по совместительству преподает в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ "Военмех") на кафедре стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов. Он - автор книги "Отечественные стратегические ракетные комплексы" (1999), а кроме того свыше 70 научно-технических трудов и больше 100 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами, большинство из которых внедрены в фабрика.

Заслуги А.Ф.Уткина приподнято оценены государством. За создание боевого стартового комплекса с шахтной пусковой установкой в 1976 году он был удостоен Ленинской премии. В 1980 году за создание пусковой установки ЗРК С-300П ему была присуждена Государственная премия, а в 1995 году Указом Президента РФ ему было присвоено звание "Заслуженный участник науки и техники Российской Федерации". Он награжден ещё орденом Трудового Красного Знамени и знаком "Почетный железнодорожник".

А.Ф.Уткин избран академиком Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской инженерной академии, членом научного совета Российской академии наук по проблемам машиностроения и технологии процессов.

Алексей Федорович любит заниматься строительством на даче и трудиться с деревом. Красивое дерево и булыжник, в особенности когда они срезаны и отполированы с проявлением волокон причудливого рисунка, воспринимается как прекрасное творение природы.

В свободное время не упускает возможности прочитать очередную книгу. Он предпочитает исторические романы. Любит романс, в особенности в исполнении Галины Каревой и Олега Погудина. Является поклонником творчества Бориса Штоколова. Очень ему нравится лирическое претворение в жизнь Анны Герман. Из кинофильмов выделяет картины с участием Жана Маре, Жана Габена, Вячеслава Тихонова, Алексея Баталова, Михаила Жарова, Николая Черкасова, Александра Борисова.

В студенческие годы был большим болельщиком институтских баскетбольных команд да и в текущее время с удовольствием смотрит телетрансляции матчей по баскетболу.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Чаромский Aleksey Charomskyi

Cоветский конструктор авиационных двигателей. Родился 15 февраля 1899 г. в бедной крестьянской семье в селе Чаромское Череповецкого уезда..
читать далее

Алексей Губарев Aleksey Gubarev

В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС 2). Прошёл полный курс общекосмической подготовки. Проходил подготовку по..
читать далее

Алексей Елисеев Aleksey Eliseev

За три рейса в космос налетал 8 суток 22 часа 22 минуты 33 секунды.
читать далее

Алексей Леонов Aleksey Leonov

Алексей Леонов - известный российский космонавт. Родился 30 мая 1934 года.Алексей Леонов является первым человеком, который совершил выход в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий