Известные люди
»Алексей Ширинский-Шихматов
Рождение: Россия, 6.11.1862
Князь, государственный и общественный деятель, гофмейстер, сенатор, член Государственного Совета.
Родился в Вильне в семье попечителя учебного округа (в дальнейшем его папа был товарищем министра народного просвещения). В 1884 окончил вектор движения в элитном Императорском Училище правоведения. Назначен в первую голову чиновником особых поручений при Эстляндском главе администрации области кн. Шаховском (прославившемся политикой обрусения края), после этого советником губернского правления. В этой должности проявил исключительную энергию и деловитость в возведении православных храмов и школьных зданий в 10-ти новооткрытых приходах губернии. В 1889 князь был командирован по Высочайшему повелению в Вену, где он представлял ведомство православного исповедания при закладке храма Российского посольства. Своей активной деятельностью он обратил на себя чуткость обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, тот, что в 1890 привлек его на службу по ведомству православного исповедания и назначил помощником юрисконсульта при обер-прокуроре. В 1894 последовало направление князя на ответственную место прокурора Московской Синодальной конторы. Занимавший эту пост чиновник являлся в то же время руководителем Синодального училища, гл. начальником Синодального хора (бывшего преемником патриаршего хора досинодального периода), управляющим Патриаршей библиотекой и Патриаршей ризницей, в его ведении находилось ещё управление немалым и сложным церковным хозяйством и имуществом в Москве. Первым делом кн. Ширинский-Шихматов занялся реорганизацией стяжавшего всемирную славу Московского Синодального хора. Князь стремился к тому, чтобы хоровой коллектив не только обслуживал Успенский собор во время архиерейского богослужения, но сделался рассадником исконно-русских начал в церковном хоровом пении повсеместно в России. Ввиду этого Синодальное училище было превращено вскоре в церковную музыкально-певческую академию, имевшую своей задачей бережное хранение русского направления в пении и музыке в противовес итальянскому, которое доминировало в Придворной певческой капелле. Как фиксировали современники, по сути дела он создал новую эпоху в церковном пении, которое стало национально-русским. Помимо того, что он привнес большой вклад в постановку певческого искусства, князь привел в строй Патриаршую библиотеку и Патриаршую ризницу. Будучи глубоким знатоком церковного искусства, князь собирал по всей России старые иконы древнего письма, организовал их реставрацию. За свои труды в 1896 он был пожалован камергером Двора.
Осенью 1902 Высочайшим повелением на кн. Ширинского-Шихматова было возложено верховное руководство подготовкой торжеств, связанных с прославлением прп. Серафима Саровского. Эти торжества вызвали небывалый взлет религиозного чувства в Русском Народе. Своими административными и организационными способностями, проявленными в этом деле, кн. Ширинский-Шихматов обратил на себя участливость Государя Императора, и в дек. 1903 он стал Тверским губернатором. Однако в окт. 1904 интригами назначенного министром внутренних дел вместо убитого В. К. Плеве махрового либерала кн. П. Д. Святополк-Мирского он был уволен с должности главу администрации области. По возвращении в Петербург князь был принят Государем, пожалован гофмейстером Двора и назначен сенатором. Вскоре в апр. 1905 он стал товарищем обер-прокурора Св. Синода при уже больном К. П. Победоносцеве, и на князя легла основная тягота по защите в Комитете Министров церковных и национальных интересов от посягательств председателя этого комитета С. Ю. Витте. В окт., когда Витте был назначен председателем Совета Министров, а Победоносцев вышел в отставку, кн. Ширинский-Шихматов последовал примеру своего непосредственного начальника знаменитого обер-прокурора Св. Синода, и сызнова вернулся в 1-й Департамент Сената. Витте, уместно сказать, легко ненавидел кн. Ширинского-Шихматова, называл его в своих воспоминаниях реакционером.
В апр. 1906 позже отставки кабинета Витте князь был назначен обер-прокурором Св. Синода в правительстве И. Л. Горемыкина. В июле 1906, когда Горемыкина сменил П. А. Столыпин, на первых порах провозгласивший либеральную политику, кн. Ширинский-Шихматов отказался зайти в его офис и был назначен членом Государственного Совета, где вскоре стал виднейшим деятелем правой группы. В это же время он активно работал в обществе Окраины России, которое было создано при его участии А. С. Стишинским и в задачи которого входило исследование духовной, культурной и исторической связи России с ее окраинами, в особенности с теми, где были сильны сепаратистские тенденции. В это время кн. Ширинский-Шихматов принял близкое участие в культурно-патриотической деятельности Русского Собрания (РС). 28 янв. 1909 совместно с председателем Совета РС кн. М. Л. Шаховским разработал план объединения деятельности РС и Общества ревнителей исторического просвещения как единомышленных обществ. Именно на основании его личного доклада Государь из собственных сумм пожертвовал 25 марта 1909 100 тыс. руб., на которые был построен Дом Русского Собрания. Когда в 1910 в Главном Совете Союза Русского Собрания (СРН) начались трения, по его инициативе и под его председательством на Троицком подворье в Петербурге собрались представители противоборствующих сторон А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, о. И. И. Восторгов и Н. А. Павлов (от объединенного дворянства) для выработки соглашения. Однако эта инициатива кн. Ширинского-Шихматова не принесла никаких плодов, соглашение не было достигнуто. В 190712 князь был председателем Бюро для взаимной осведомленности и совместных действий правых деятелей в отрезок времени легислатуры III Государственной Думы, в состав которого помимо него входили 3 чел. от Государственной Думы (гр. А. А. Бобринский, А. С. Вязигин и Г. Г. Замысловский) и 3 чел. от Государственного Совета (М. Я. Говоруха-Отрок, кн. А. Н. Лобанов-Ростовский и А. С. Стишинский).
После гибели вел. кн. Сергея Александровича, тот, что был председателем Императорского Православного Палестинского общества, эту пост заняла его вдова вел. кн. Елизавета Федоровна, а вице-председателем стал кн. Ширинский-Шихматов. (После злодейского убийства в 1918 прпмч. Елизаветы Федоровны он был избран, уже за рубежом, председателем Палестинского общества, оставаясь им до самой своей кончины). Именно кн. Ширинский-Шихматов обратил в близкое время участливость на предложение кн. Н. Д. Жевахова создать в г. Бари Православное подворье и странноприимный обиталище для паломников, по его настоянию кн. Жевахов стал председателем Строительной комиссии Барградского подворья. В тот самый же отрезок времени избранием в члены Императорской археологической комиссии были по достоинству оценены и заслуги князя как знатока и собирателя древностей.
В самый-самый разгар войны в 1915 кн. Ширинскому-Шихматову удалось осуществить свой стародавний проект, свою мечту, он создал Общество Возрождения Художественной Руси. К работе Общества ему удалось притянуть незаурядные творческие силы он лично знал без малого всех знатоков и любителей русского искусства, зодчества, словесности, истории, иконографии, археологии, музыки и кустарничества. Эти знакомства завязались у него в ходе строительных и реставрационных работ: он возглавлял реставрацией Успенского собора в Москве, строительством Николо-Александровского храма Императорского Православного Палестинского общества в Петрограде и подворья в Бари. Немалый вклад он привнес в сооружение Феодоровского Государева Собора в Царском Седва, возведенного в память 300-летия Дома Романовых. Он участвовал в оборудовании нижнего храма и в создании окружающего собор Царского Городка, в котором должны были разместиться казармы Собственного Его Величества Конвоя и Сводного Гвардейского пехотного полка (там хранилась лично собранная кн. Ширинским-Шихматовым лучшая в России коллекция старинной русской меди: братины, ковши, ендовы и другое, всего св. 350 предметов). Общество Возрождения Художественной Руси состояло из 3 разрядов: словесности (подготовивший к печати 2-томный перечень русских слов, могущих сменить соответствующие иностранные), художественный (успевший выпустить и распродать ок. 3 млн открыток с изображением памятников русского зодчества) и хождений по Руси (задуманный на то время, когда окончившаяся битва позволит разработать и осуществить большой проект художественно-просветительских поездок для групп народных учителей, учащихся и всех желающих). Замыслу кн. Ширинского-Шихматова сочувствовала св. Царица Александра Федоровна, которая обещала вслед за тем войны презентовать Обществу 3 санитарных поезда ее имени, в то время обслуживавших фронт. Во время войны князь был кроме того назначен вице-председателем Комитета вел. кн. Ольги Николаевны для помощи семьям запасных, призванных под ружьецо, а с осени 1916 ещё и председателем Особого комитета для борьбы с злоупотреблениями, порожденными тыловой обстановкой (уклонение от воинской повинности и прочими). В 1915 н. 1917 он входил в сложившийся кругом члена Государственного Совета А. А. Римского-Корсакова круг правых деятелей (Д. П. Голицын, А. С. Стишинский, А. А. Макаров и др.), тот, что подготовил немного записок на имя Государя с предложением инициировать проведение больше жесткой политики в отношении противников Самодержавия. 25 февр. 1917 в самый-самый разгар беспорядков в Петрограде он пытался спасти положение, предлагая правительству от имени правой группы Государственного Совета ввести в столице осадное положение. К его советам не прислушались.
После большевистского переворота переехал в Москву, где вел тайную монархическую работу и пытался сформировать избавление Царской Семьи. В этом ему активно помогали в Москве о. Иоанн Восторгов, в Петрограде А. Ф. Трепов и Н. Е. Марков. 22 авг. (5 сент.) 1918 большевики объявили багряный террор, первыми жертвами которого стали видные правые государственные и церковные деятели расстрелянные в Москве еп. Ефрем (Кузнецов), прот. И. И. Восторгов, И. Г. Щегловитов, Н. А. Маклаков, С. П. Белецкий, А. Н. Хвостов. Агенты ЧК искали и кн. Ширинского-Шихматова, и ему пришлось укрываться, в то время как 1 сент. со всей семьей не удалось по чужим документам уехать из Москвы с эшелоном возвращавшихся на родину литовских беженцев. Гродно (3 мес.), Варшава (1,5 года), Прага (4 мес.), Карлсбад (3 мес.): таковы первые этапы его эмигрантской жизни. В н. 1921 он обосновался в Германии (жил в Берлине и Мюнхене), где оставался до 1924. Пользовался значительным влиянием в монархических кругах эмиграции. На Съезде хозяйственного восстановления России (Рейхенгалль, Бавария), 1623 мая 1921 (Съезд в Рейхенгалле) был избран, получив 102 записки из 105 возможных, одним из 3-х членов руководящего органа монархической эмиграции Высшего Монархического Совета, наряду с Н. Е. Марковым и А. М. Масленниковым. В 1924 семейство кн. Ширинского-Шихматова перебралась в Париж. В 1928 он был председателем президиума Четвертого монархического съезда в Париже. Когда в результате внутрицерковной смуты православный российский собор на rue Daru оказался в ведении митр. Евлогия (Георгиевского), его противники (посреди них и кн. Ширинский-Шихматов) вынуждены были сотворить свежий небольшой собор в помещении на rue d'Odessa. Иконостас этого храма во имя Знамения Божией Матери был сооружен по замыслу и под руководством князя, тот, что был председателем комиссии по его украшению. Заботясь о благолепии церкви, князь пожертвовал в нее частицу подлинной мантии прп. Серафима Саровского, сохраненной со времени прославления святого и вывезенной при отъезде из Москвы.
Скончался кн. Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре. 11 дек. в Медоне, в церкви Воскресения Христова архиеп. Серафим в сослужении архим. Сергия, о. Б. Молчанова, о. В Тимофеева и о. И. Малинина совершил отпевание почившего князя, тот, что был погребен на Севрском кладбище. В статье Верный до гроба, которую опубликовала русская газета Царский вестник (Югославия), Н. Д. Тальберг так обрисовывал кончину кн. Ширинского-Шихматова: Князь, страдая сердцем, опасался завсегда скончаться как обухом по голове где-нибудь на улице. Но Господь сулил ему ту кончину, о даровании которой мы неизменно молимся. Окруженный любимой семьей, внимая стабильно чтению Евангелия и молитв, неторопливо угасал тот самый пригожий российский джентльмен, благословив всех, отдав все распоряжения о своих похоронах. Трижды во время болезни удостоенный принятия Св. Таин, получив отпущение грехов, с молитвою на устах Христос Воскресе из мертвых смертью кончина поправ и сущим во гробех животик даровав, скончался этот подлинный невольник Божий. И когда вечером, 9 дек., родные и близкие собрались на первую панихиду, то, при виде бездыханного тела усопшего, одетого в правоведскую рубашку, в русскую поддевку и сапоги, с пальмовыми палестинскими ветвями на руках и крестом Гроба Господня на груди, при виде спокойного, красивого, дорогого лица, думалось им, что Господь милостиво принял в Свою вечную обитель того, кто за свою долгую существование не покривил ни перед Ним, ни перед Помазанниками Божиими, ни пред матушкой Россией. Близко знавший кн. Ширинского-Шихматова бывший друг обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахов, отмечая заслуги князя перед Россией и Русским Народом, писал, что с его смертью ушел в могилу не только без затей ладный джентльмен и немалый государственный участник, но и мужчина старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России в что ни на есть ясный миг ее государственной жизни. Вместе с Государем Императором Николаем Александровичем, чутьем угадывавшим правду эпохи Царя Алексея Михайловича, князь А. А. являлся как бы прямым продолжателем этой эпохи, воплощая собою ее дух и осуществляя ее задачи. И нигде во всем мире, эта истина не сияла большим блеском, чем в России в эпоху Царя Алексея Михайловича, когда Россия была ещё Святою Русью, когда, чутьем угадывая неправда европейской цивилизации, скрывавшей еврейскую программу уничтожения христианства и мирового господства, не только не приобщалась к таковой цивилизации, но и отбивалась от нее, защищая свои национальные черты и дорожа ими. Слово прогресс выдумано не только безрелигиозными людьми, но и людьми, желавшими в корне истребить религию и укокошить веру, а кликухо реакционер получили все те люди, которые следовали заветам Христа и позже вели борьбу со всем, что разрушало устои Церкви и государства и скрывалось под маской прогресса. В этом смысле реакционерами были все лучшие, все духовно просвещенные люди, все видевшие Святую Русь через толщу России, неспешно, но неуклонно порабощаемой международным еврейством, заражающим ее своим духом, отравляющим ее своим ядом, уничтожающим ее величавый национальный вид. В том и роль князя А. А., что он, будучи истинно русским человеком, не только сильно страдал при виде этой преступной работы, но и боролся с нею, сдирая больные наросты и ядовитые наслоения на теле России и восстановляя попорченное и изломанное, делая то, что по малодушно, корысти или трусости не делали стоявшие на страже церковной и государственной правды.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Шмаков Aleksey Shmakov
Русский правовед, общественный деятель и публицист. Присяжный поверенный Московской судебной палаты. Автор многочисленных исследований и статей по..
читать далее →
Алексей Юрьев Aleksey Uriev
Юрьев (псевдоним Алексеев) Алексей Михайлович (октябрь 1887, г. Козлов Тамбовской губ., - ?). Учился в коммерческом училище. В 1908 эмигрировал. В..
читать далее →
Алексей Андронов Aleksey Andronov
Помню, как был поражен тем, что Анатолий Бышовец очень интересно рассуждал о творчестве писателей Русского Зарубежья. На том матче я познакомился с..
читать далее →
Алексей Венедиктов Aleksey Venediktov
Венедиктов Алексей Алексеевич родился 18 декабря 1955 года. Журналист, педагог, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы".
читать далее →