Известные люди
»Ален Прост
Рождение: Франция» Сен-Шамон, 24.2.1955
Ален Прост - известный знаменитый французский автогонщик. Родился 24 февраля 1955 года.Участник тринадцати чемпионатов Формулы-1. Четырёхкратный чемпион мира. Четыре раза занимал второе место в чемпионате. Первенствовал в 1985, 1986, 1989, 1993 годах. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду Prost Grand Prix, которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.
Родившийся в Сен-Шамоне поблизости от французского Лиона 24 февраля 1955 года, Алан Пувеличение в школьные годы был подающим надежды футболистом. Кстати знаменитой на весь мир формой своего носа Алан обязан травме, полученной на одном из футбольных матчей. Однако увлечение автоспортом оказалось важнее футбольной карьеры и с 1969 года француза разрешается было без малого круглосуточно застигнуть на картодроме. В 1973 году он поступил на учебу в знаменитую французскую автошколу в Ле Кастеле, а в 1975 году уже утвердился, как звездочка, выиграв наиболее желанный для всех молодых пилотов Франции приз "Volant Elf".
1975 год.В сезоне 76-го года Пподъем начинает выступать в "Formula Renault Martini". В течение 13 этапов, из которых состоял период. Пподъем промчался 11 быстрейших кругов, взял 11 поулов и выиграл 12 этапов. С такими результатами Пподъем вышел в чемпионы Франции, а в следующем году стал чемпионом Европы.
В конце 1979 года он стал победителем престижной гонки "Формулы-3" в Монако, открывавшей уик-энд "Формулы-1", а после этого и чемпионом Европы в той же "Ф-3". Еще на ранней стадии своей карьеры Алан зарекомендовал себя отменным стратегом - в различие от большинства своих французских коллег, таких, как Жан-Пьер Жарье или Рене Арну - гонщиков старой школы, демонстрировавших высокие скорости, но нестабильных и ненадежных. Пирони также был быстр, но непостоянен на своих "Феррари", Жабуй был старше и увлечен турбонаддувом. Лаффит - ещё единственный победитель "Гран-при Монако" "Формулы-3" - провел сверх меры полно времени в расслабляющей безнадежности "Лижье".
В возрасте двадцати четырех лет Пувеличение подписал контракт с командой "Макларен", которой возглавлял Тед Майер и дальше все пошло само собой. Впрочем, это была только прелюдия настоящих успехов, но она позволила ему освободиться от клаустрофобии, давившей на домашней сцене. Алан финишировал шестым в Аргентине и пятым в Бразилии на М29С - двойнике FW07. Это был экстраординарный итог для гонщика, раньше не покидавшего Европы, не говоря уж о том, что эти трассы он видел в первый раз в жизни.
1980 год.До конца сезона он и Уотсон ездили на спроектированном Гордоном Колпаком МЗО. Пподъем был шестым в Зандвурте, вслед за тем потерпел аварию на тренировке в Уоткинс Глене и закончил свой начальный период в "Формуле-1", набрав 5 очков, на пятнадцатом месте в общем зачете чемпионата мира наравне с Фиттипальди, но спереди Шектера и Андретти. "Макларен" был готов встряхнуться и ожить, но Алан в 1981 году принял заключение перейти в "Рено". Эта команда в то время была обладателем первого турбо-мотора. "Нет ничего важнее поставленной цели", - говорил Пувеличение, -я оставил "Макларен", в силу того что что они не ставили перед собой задачу победить чемпионат. Какой толк вкалывать в команде как сумасшедшему, чтобы только удерживать машину в равновесии и наезжать на финиш четырнадцатым?"
"Рено" обновлял и усовершенствовал RE50 к каждому этапу чемпионата 1982 года. Алан выиграл в Кьялами, а его партнер Арну, к тому моменту все больше раздражавшийся, стал н ЮАР третьим. Пподъем добился победы в Рио, но следом пошла полоска неприятностей. В Лонг-Бич, где агрегатина шла, догруженная водным балластом (потому что в команде думали, что она легче допустимой нормы), у Алана отказали тормоза. Авария в Монако заново оставила его без очков, н только в Брэндс-Хэтче ему досталось случайное шестое местоположение.
На "Поль Рикаре" четверым французам достались четыре первых места по итогам гонки: Пирони и Тамбэ на "Феррари" финишировали третьим и четвертым, в то время как Арну спровоцировал национальный дебош, выиграв у Проста. Командный этикет требовал, чтобы Арну отдал победу Просту, дабы пособить шансы последнего на чемпионский титул. В паддоке следом гонки близ моторхоумов "Рено" разрешено было следить безупречно детские сцены, которые, вероятно, и спровоцировали уход Арну в "Феррари" в конце сезона.
Первый раз завоевать победу в Гран При ему удалось во Франции в 1981 году. Впереди были Рене Арну (Renault) и Джон Уотсон (McLaren). В одном ряду с Простом стартовал Нельсон Пике (Brabham).
Взять хоть куда старт с турбо-мотором было шибко тяжело. Часто агрегатина как черт из табакерки застывала на месте, что и случилось с Арну. Пике вырвался в лидеры, за ним ушли Уотсон, Пподъем и де Чезарис (McLaren). Несколько кругов - и Пувеличение выводит красно-белый McLaren на второе местоположение. Пике все же не сдавался, покуда не выбыл из гонок, чему причиной стал начавшийся дождик, а Проста спереди ждали венок и шампанское. Четвертое местоположение в Лас-Вегасе позволило Просту занять такое же местоположение в чемпионате мира, в Кубке конструкторов "Рено>" вновь, как и года обратно, стал третьим.
Уже тогда Пподъем был женат и жил с женой Анне-Мари в Швейцарии. Вскоре у них родились дети - Николаус и Саша. Из Швейцарии они переехали только когда Пподъем добился вершины своей карьеры.
Тем временем руководство команды теряло терпение в ожидании настоящего успеха, и на спортивного директора команды Жерара Лярусса и менеджера Жана Сажа стали оказывать настойчивое давление. Оба были в родное время неплохими гонщиками, выступали в ралли и в гонках спортпрототипов, и знали, что от них требуется. Однако они не могли вынудить авто функционировать в равной мере здорово на скоростных трассах - где он мог являть выдающиеся результаты, и на медленных - типа Монако и Детройта. Даже Пподъем начал обнаруживать недовольство. К этому времени время "Рено" начал снабжать своими могучими моторами первоначально "Лотус", а опосля и "Лижье".
1982 год. Рио.Пувеличение принял на себя основную нагрузку испытателя, когда "Рено" изо всех сил пытался привести машину в соответствие с требованиями последнего технического регламента, утвердившего автомобили с так называемым "плоским днищем". Новым партнером Проста стал Энди Чивер. И новой машине из карболовых композитов Пподъем выиграл гонку на "Пол Ришаре", где Чивер стал третьим. В Имоле Алан был вторым следом за Тамбэ, после этого третьим в Монако. Здесь "Рено" имели полнопрофильные подкрылки, компенсировавшие воздействие нового технического регламента, и хотя другие команды достаточно проворно опротестовали новинку, она была признана допустимой.
Пара финишировала на первом и третьем местах на ещё раз перестроенной трассе в Спа, Алан выиграл в Сильверстоуне и на Остеррайхринге и вышел в лидеры чемпионата, опережая Пике на 14 очков. Но перед "Гран-при Южной Африки" их уже разделяло только два очка. Алан сошел с трассы, а Пике пришел третьим, став второй раз чемпионом мира. Несмотря за обидное разгромление, Пподъем, в беседа сказал: "Я не хочу совершать из этого драму. Первенство существенно, но оно не повлияет на мою существование. Пройдет месяц или два и все забудется".
Журналисты называли Проста "мазохистом". Имея прекрасную машину и шансы на следующий период он кинул команду "Renault-Elf" и перешел в "Макларен".
В "Макларен" ему удалось занять местоположение Уотсона, неудачно попросившего команду повысить гонорар. В команде все круто изменилось. Старая гвардия ушла, у руля встал Рон Деннис с его ровным, деловым стилем руководства. Новый, созданный Джоном Барнардом МР-4, снабженный турбонаддувным двигателем "ТАГ-Порше", оказался в распоряжении Ники Лауды и восходящей звезды - Алана Проста. Француза ждал удачный период - в хорошем темпе выигрышей добивались то Пувеличение, то его товарище по команде. Все казалось что надо ещё в середине сезона, но в общем зачете все-таки Лауда стал чемпионом мира с разницей всего в пол-очка.
Первая гонка в 1985, "Гран-при Бразилии" показала две важные для поклонников Проста вещи: он хотел сделаться чемпионом и "Макларен" все ещё в отличной форме. Альборетто потерял лидерство затем старта, уступив местоположение агрессивному финскому гонщику Кеке Росбергу. Десятью кругами позже Росберг выбыл из гонок, а сквозь некоторое время из красного "Феррари" Альборетто стали вырываться языки пламени. Пувеличение сделал свой ход, как неизменно, скрупулезно обдумав. На 18-м круге он уже был спереди и больше этого места никому не уступал. В Португалии под проливным дождем агрегатина Проста вылетела с трассы. В Сан-Марино Алан привел машину к финишу за секунду до того, как в моторе кончился бензин. Этот период все же выиграл Элио де Анжелис, так как итог Проста аннулировали из-за недостаточного веса машины.
Монако. 1985 год.В Монако Пувеличение и Альборетто снова вели машины бок о бок. Альборетто показал, чего разрешено достигнуть на хорошей машине более того на узкой трассе Монако. Иногда казалось, что "Феррари" врежется в ограждение, но видавший виды гонщик умело выводил ее из сложных ситуаций. Однако, две замены колес привели к потере драгоценного времени, и Пподъем еще раз был на финише первым. Альборетто все же удалось схватить родное в Канаде и Детройте.
Во Франции выиграл Пике. Пподъем выиграл в Англии, и еще раз его езда была академической. Из пройденных 65-и кругов Пподъем лидировал, начиная с седьмого круга. В Германии выиграл Альборетто, а в Австрии опять Пувеличение. По количеству очков Алан был все-таки спереди Альборетто, и когда в Италии он пришел первым, а Альборетто сошел с трассы, лидерство в чемпионате сызнова вернулось к Просту.
Очередной период сезона 85-го - Гран При Европы проводился в пригороде Лондона на трассе Брэндс Хэтч. На этом этапе как "Макларен" так и "Феррари" уже не имели такого преимущества по сравнению с другими командами, как раньше. На тот самый раз за победу сражались Сенна, Мэнселл, Росберг и Пике. После гонки, насыщенной драматическими моментами, трое победителей - Сенна, Мэнселл и Росберг разбрызгивали шампанское на подиуме. У пришедшего на финиш четвертым Алана Проста также была причина для радости - разрыв в очках с Альборетто до такой степени увеличился, что позволительно было больше не колебаться в абсолютной победе в этом сезоне. Пподъем стал чемпионом мира.
В следующем, 1986 году, 26 октября тотчас трое - Мэнселл, Пике и Пувеличение, прибыли на последнюю гонку имея шанс достичь победы чемпионат. Но если Мэнселлу нужно было без затей приехать шестым, то его партнеру по "Вильямс" Нельсону Пике и Алану Просту нужна была виктория. Накануне был пущен слух, что предприятие "Goodyear", обувавшая и "Вильямс" и "Макларен", привезла резину, не требующую замены более того в Австралийскую жару. Рон Деннис и Френк Вильямс выбрали для своих пилотов одинаковую резину. Потом Росберг, партнер Проста по команде сделал заявление, что это - его последняя гонка в "Формуле-1" и он выиграет ее любым способом. Старт - и Росберг ринулся вперед. За ним - Пике и Мэнселл. Пувеличение ушел со старта в конце первой десятки. Правда, затем он вышел на четвертое местоположение, но было видно, что за лидерами ему не угнаться. А Росберг летел к победе, выжимая из полумертвого "Порше" все возможное. Следом - Пике и Мэнселл. Мэнселл обогнал Пике и кинулся за Росбергом. И тут Пподъем сменил резину. Механики возились с его машиной секунд пятнадцать. Казалось, что фатум гонки решена. Но тут резина лидеров стала сдавать. Первым ловушку раскусил Пике и запросил команду о смене резины, но получил распоряжение продолжать гонку. И тут с трассы вылетел Росберг. Мэнселл - вождь. Но, в зеркале заднего вида он видит... Проста. На новой резине француз обогнал Пике и вцепился в хвостище Мэнселлу. Короткая баталия и Пувеличение - вождь. Через немного минут резина Найджела Мэнселла взорвалась и только диковинка помогло избежать серьезной аварии. Пике, решительно все поняв, поехал в боксы "переобуваться", но было уже поздненько. "Макларен" двукратного чемпиона мира замер в двухстах метрах потом финиша с пустым баком. Красивая виктория в красивой гонке.
1986 год.Приход Сенны и мотора "Хонда" в "Макларен" абсолютно изменили обстановку в команде. Машина стала быстрее, но Сенна оказался весьма серьезным противником и угрозой Просту в завоевании третьего чемпионского титула. Так и случилось - в 88-м году чемпионом стал Сенна. За тот самый период Пподъем набрал 105 очков, но в итоговой таблице результатов было зачтено только 87. Сенна же набрал только 94 очка, а в зачет чемпионата вошли 90. Такова была организация подсчета очков.
Самым захватывающим сезоном в истории "Формулы-1" статистики единогласно называют 1988 год, когда Сенна и Пувеличение вкупе выступали за "Макларен" и на пару одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках, привезя команде 14 дублей. Но в том году выиграл Сенна. А в 1989 году Пподъем ещё раз принес команде "Макларен" чемпионское звание и ушел в "Феррари". Двум медведям стало узко в одной берлоге.
McLaren-Honda MP4/4, 1988.В 1990 году на "Гран-при Мексики" Алан стартовал с 13-го места. Такого не было с самого начала его карьеры. Тем не менее француз улыбался и всем говорил, что выиграет гонку. Утром, на warm-up он повторил тринадцатое время. Потом на два часа заперся в боксах со своим инженером. А выйдя перед стартом, к журналистам, сызнова повторил: "Я выиграю". И сделал это. Их было двенадцать: Наннини, Де Чезарис, Мартини, Уорвик, Донелли, Алези, Бергер, Патрезе, Бутсен, Пике, Мэнселл и Сенна. Он обогнал их всех, методично и целенаправленно, и никто не сошел с трассы, не уступив своего места Просту без борьбы. Он одержал тогда самую красивую победу в своей карьере. Итог сезону подвела гонка на "Гран-при Японии", когда столкнулся "Макларен" Сенны и "Феррари" Проста. Алан остался вторым.
Сезон 1991 года не принес лавров Просту и он закончил его на 5 месте, набрав 34 очка. Перед окончанием сезона он заявил, что покидает "Формулу-1". И ушел, проведя 1992-й год консультантом и комментатором французской телекомпании TF1.
Но Френк Вильямс убедил его вернутся, предоставив машину, освободившуюся позже ухода Мэнселла. Дуэль двух великих пилотов - Сенны и Проста сулила интригующий чемпионат. К тому времени француз и бразилец 32 раза стартовали с первой линии стартового поля и 39 раз поднимались сообща на подиум. И Алан хлопнул дверью, одержав семь побед и набрав 99 очков.
"Вильямс" 1993 год.Тот период оказался последним для француза в статусе действующего пилота, но карьера Проста не могла так закончится.
7 ноября 1993 года Алан Пподъем праздновал свою четвертую победу в чемпионате. Но на лицах поклонников было самое малое радости. Пувеличение уходил из "Формулы-1", казалось - навечно. Трудно было представить "Формулу" без Проста. Но этого не произошло. Завоевав все возможные призы, будучи пилотом Алан вернулся, чтобы завоевать их, будучи владельцем команды.
Он вечно был любимчиком во Франции. И уж кому творить национальную команду, как не ему. А мысль эта витала в воздухе шибко давнехонько. Французский двигатель, французское шасси. Для этой цели с помощью спонсоров была приобретена команда "Лижье".
Основал ее французский спортсмен Ги Лижье в 1976 году. Он участвовал в гонках "Формулы-1", а вслед за тем стал конструктором спортивных автомобилей. Первую победу принес Жак Лаффит на Ligier JS7, позже ставший пресс - секретарем команды. Вэтого за историю команда провела участвовала в 326 Гран-при, побеждала в которых всего 9 раз. Ее пилоты 11 раз устанавливали лучшее время на круге. Самое большое достижение - 2 местоположение в Кубке Конструкторов 1980 года.
В 1994 году "Лижье", во главе с Бриаторе и мотором "Рено" достаточно удачно выступила в чемпионате. В 1995 уже Том Уокиншоу правил бал, а мотор сменили на "Мюген Хонду". Снова пошли разговоры о продаже, но в начале сезона 1996 года Уокиншоу ушел из команды.
На "Гран-при Монако-1996" до финиша доехало всего шесть машин. Первым пришел Оливье Панис на "Лижье", принеся команде важную и единственную в сезоне победу. Но это событие не повлияло на намерение Флавио Бриаторе отдать "Лижье", и в 1997 году у команды появился новоиспеченный обладатель.
Об переходе команды под руководство Алана Проста было заявлено 14 февраля 1997 года. Почти безотложно случилась путаница с названием. Чемпионат был на носу и в заявке значилось старое наименование команды: "Equipe Ligier Gauloises Blondes". А Пувеличение настаивал на названии "Prost Grand Prix". В результате в итоговых протоколах "Гран-при Австралии 1997" значилось "Prost Gauloises Blondes".
Уже в первой гонке, на "Гран-при Австралии" пилоты юный команды знаменитого Проста показали, что с ними стоит считаться. А второй период принес команде первостепеннный подиум. И если бы не ужасная авария Оливье Паниса на 51 круге "Гран-при Канады", в результате которой ключевой пилот команды на долгое время выбыл из соревнований, итоговое местоположение команды в чемпионате точно было бы значительно выше. Да и надежность мотора "Mugen-Honda" оставляла жаждать лучшего - 7 гонок чемпионата закончились преждевременно из-за его отказа. Результаты Оливье Паниса назвали сенсационными, а команда заняла итоговое 6 местоположение в кубке конструкторов, набрав 21 очко. Перед началом сезона 1998 команда Проста сменила движок "Mugen-Honda" на больше верный и дюжий французский "Peugeot" и обзавелась новыми спонсорами.
Ярно Трулли и Алан Пподъем. 1998 год.К сожалению успехи скоро закончились. Как это обыкновенно бывает, затем очередных нововведений ФИА, обстановка в чемпионате грубо изменилась. Команда попала в основательный кризис. При разработке машины были допущены серьезные ошибки, а в ходе чемпионата исправлять подобные проблемы сильно тяжко. Результат оказался неутешительным - команда набрала только одно зачетное очко в чемпионате. Спонсоры, вложившие немало денег в национальную французскую команду хотели лицезреть ее в числе победителей, но увы.
50-й чемпионат мира должен был вручить реакция на основательный вопросительный мотив - быть или не быть команде. Спонсоры нисколько не собирались вкладывать свои монеты без реальной отдачи, и если неудачи сезона-98 повторятся, то команда может лишиться большей части бюджета.
Но чуда не произошло. В середине сезона стали поговаривать, что "Пежо" собирается досрочно порвать контракт с командой. Заявил о своем желании оставить команду Оливье Панис, а контракт Трулли был составлен таким образом, что итальянец мог порвать его досрочно, в случае если команда будет выступать неудачно. Так и случилось. Сезон-99 команда закончила на седьмом месте с девятью зачетными очками.
Жан Алези в первостепеннный раз за рулем болида "Прост". Херес. Декабрь 1999.Контракт на 2000-й год был подписан с опытным Жаном Алези и молодым Ником Хейдфильдом. Однако сочетание молодости и опытностью не принесло своих плодов. Впрочем на это были причины. Мотор "Пежо" команда получила крайне поздненько и пришлось наспех вписывать его в шасси. Разумеется ни о какой скорости изъясняться не приходилось - агрегатина в первой половине чемпионата могла промчаться в гонке только немного кругов - сказывалось отсутствие предсезонных тестов. Кроме всего прочего движок получился ещё и открыто слабым, по ходу сезона представители "Пежо" заявили об уходе из чемпионата, а к концу года стало ясно, что команда лишилась без малого всего, что имела - из названия в сезоне 2001 года исчезнет и "Gauloises" и "Peugeot", а под финал сезона появилась инфа о том, что Алан Пподъем собирается сбыть свою команду. В концевой миг все словно бы бы наладилось, но бесповоротно все расставит на свои места еще раз грядущий период... Уже тот, что год мы с надеждой смотрим на эту команду, веры в диковинка без малого не осталось.
Так же читайте биографии известных людей:
Ален Бокшич Alen Bokshitc
Хорватский футболист, нападающий. Участник чемпионата мира 2002 года и чемпионата Европы 1996 года со сборной Хорватии. С 1993 по 2002 год в составе..
читать далее →
Ален Поэр Alain Poher
Французский государственный деятель, многолетний (24 года без двух дней) председатель Сената Франции, единственный во французской истории временно..
читать далее →
Ален Бадью Alain Badiou
Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе, в период обучения (с 1956 по 1961) одновременно посещал Сорбонну...
читать далее →
Ален Бомбар Alain Bombard
Этого человека нелегко отнести к выдающимся "морским волкам", поскольку в море он выходил всего дважды, оба раза на шлюпке без руля и без ветрил...
читать далее →