Известные люди
»Алла Коженкова
Рождение: Россия
Алла Коженкова, как художник по костюмам и сценограф, сделала более трехсот спектаклей. Ее спектакли - долгожители, идут по 20-25 лет. Например, Служанки в театре Романа Виктюка шли 15 лет на одних аншлагах, объездили всю Европу и были в свое время настоящим переворотом в театре. Пьеса Амадей идет в МХТ уже 25 лет.
Алла лауреат многочисленных российских и международных премий. В конце сезона ей была вручена Хрустальная Турандот, как лучшему художнику (за спектакль Дракон). Ее непохожесть на других, вызывающая, часто эпатажная обличье и острый, порой связанный с опасностью для окружающих язык все свидетельствует об одном: перед нами мужчина дюжий и ни в чьей помощи не нуждающийся.
Алла Владимировна, у вас есть греза? Есть что-то, чего ещё не исполнилось?
Мечта? О чем не возбраняется грезить? Пбросить Лебединое озеро? Этот спектакль я сделала невпроворот лет обратно в Японии. Там же сделала Дон Кихота. Кстати, за работу над этими спектаклями японцы подарили мне машину Ниссан Блю Берд. (А у меня в то время вообще-то был Запорожец!) Этот отличный автоагрегат продюсер проекта прислал мне к подъезду, и в машине было невероятное численность подарков, пригоже упакованных и перевязанных ленточками. И это было для меня потрясением, в силу того что что я тогда не понимала, что серьезная служба должна быть добро оплачена. Но советские люди об этом не знали.
Вы работали с Аркадием Райкиным, расскажите, как вы с ним познакомились.
Аркадий Исаакович сам позвонил мне и пригласил действовать над спектаклем. Я поначалу не поверила, что это сам Райкин мне звонит, но опосля пришла к нему домой, и он для меня одной сыграл всю пьесу от начала до конца. Это была пьеса Мир дому твоему, с которой он решил инициировать работу своего театра в Москве. Я слушала его и думала: Боже мой, зачем нет зрителей, как жаль, что этого никто не видит, помимо меня. Потому что он играл невероятно. И я предложила, ибо слушала пьесу у него дома, выстроить декорации, повторяющие его квартиру. И это был потрясающий отрезок времени в моей жизни. Я с Аркадием Исааковичем ездила по комиссионкам, и мы выбирали антикварную мебель для спектакля. Но об этом надобно чиркать отдельную книгу.
А ещё с кем сегодня работаете?
Судьба подарила мне братьев Пресняковых. Не знаю, презент ли я для них? Но они, эти странные, виртуальные типы, неизвестно откель взявшиеся, воистину презент судьбы.
Один из них спросил у меня, как я сама оцениваю работу, которую сделала с ними. Но я, разумеется, никак не оцениваю эту работу, я вообще не оцениваю никакую свою работу. И под тем, что я с ними делала, я бы и подпись свою не ставила, вследствие того что что это для меня проходная служба. Но то, что она сделана с ними, замечательными и невероятно талантливыми людьми, делает мне честь определить мое имя рядом с их именами.
То есть, понимаете, если гутарить о мечте, то у меня уже было все и служба в самых знаковых постановках на мировых оперных сценах. Я кланялась на сцене Метрополитен-опера.
Можно подробнее о Метрополитен-опера?
Это произошло во времена Советского Союза. Я была одним из самых молодых членов Союза художников, при этом замужем и с ребенком. Для КГБ это значило, что я не сбегу. Поэтому меня зачастую отправляли в загранкомандировки. Я объездила весь мир и в одно прекрасное время прилетела в Нью-Йорк. Нас всецело поставили на государственное обеспечение, а на карманные расходы разрешили поменять только 60 долларов. На эти капиталы я должна была приобрести подарки маме, папе, бабушке, мужу, сыну и, если чуть-чуть останется, что-нибудь себе. Конечно, я более того не могла себе разрешить забежать в кафе и хлебнуть чашку кофе. Это совсем отпадало.
И вот,нас привели на экскурсию в Метрополитен-опера окинуть взглядом сооружение. При входе я взглянула на цена билета, и оказалось 30 долларов, для меня это была немыслимая сумма. А цена билета на спектакль от 100 долларов и выше. И тогда я подумала, что ни в жизнь не смогу дозволить себе приобрести квиток в Метрополитен-опера, и мне не суждено узреть на этой сцене ни одного спектакля.
Прошло немного лет, и в следующий мой наезд в Америку я уже стояла на сцене Метрополитен-опера. Справа от меня Аня Нетребко, первое сопрано мира, а слева Валерий Гергиев, основополагающий дирижер мира. А полторы тысячи зрителей стоя нам аплодируют. И так всякий день в течение гастролей.
Это была опера Обручение в монастыре?
Да, ее после этого купили немного стран. В Сан-Франциско, куда я ездила с этой оперой, произошел этакий комичный происшествие. Американцы точь-в-точь копировали нас, и ибо опера исполнялась на языке оригинала, т.е. на русском, а распевали ее американцы, причем в основном темнокожие, получилось шибко уморительно. Комизм ситуации был ещё и в другом. Актеры надели парики с лысиной, приобретенные у нас, и оказалось, что у темнокожих актеров белая лысина. Когда на премьере они вышли на сцену, зал захохотал, а я чуток не упала в обморок. После спектакля я прошла за кулисы и предложила режиссеру закрасить парики, но мне объяснили, что бюджетных денег не осталось. И чтобы избежать смеха в зрительном зале, я на свои финансы купила краску для обуви и закрасила все лысины черным цветом.
Читала, что вы подготовили встречу Миллениума для обитателей Нью-Йорка.
Да, было такое. Я в качестве художника сделала на все сто туалеты для гостей, а ещё балетные и карнавальные костюмы.
Остается ли время на личную бытие?
Какая может быть личная бытие у человека, тот, что является рабом своей профессии. Слишком немало людей зависят от меня, и я не могу их подводить и отказываться от каких-то предложений. Я не могу меньше трудиться. У меня такое советское ощущение ответственности, и я борюсь с ним всю бытие, но никак не могу побороть.
Но семейство у вас есть?
У меня есть обожаемый сынуля, двое его детей, у которых я крайне многому учусь, и это весьма существенно. Потому что истинно эти дети старшая девчурка и корейский паренек невероятной тонкости и ума люди. Они меня крайне многому учат в этой жизни. Потому что я сама не способна на такие открытые и тонкие поступки и восприятие жизни, как они. И это полная истина. Супруга моего сына кореянка, и у меня масса корейских родственников, джентльмен триста, и они время от времени приезжают в Москву.
А надежное мужское плечо кто-то подставляет?
В своей жизни я совершила, по крайней мере, два плохих поступка я коварно бросила двух своих мужей. Причем со вторым мужем я прожила двадцать лет. Так что плечо, куда бы позволительно было приклонить бедную усталую головку, отсутствует. Такого нет.
- Может быть, мужчины боятся вас, вследствие того что что вы сильная дама?
Я не думаю, что я сильная леди. Нет, безусловно. Наоборот. Дома я хозяйка, которая печет пирожки, любит составлять гостей, накрывать на столик. Для меня самое большое наслаждение в жизни обозревать, как человек ест то, что я приготовила. Для меня это важнее премьеры в театре! (Смеетс.я)
Знаете, я уверена в том, что на меня, как и на других людей, оказывает огромное воздействие имя, данное при рождении. Дело в том, что родители назвали меня Аленой, но когда я пошла обретать удостоверяющий личность документ, мне сказали, что такого имени нет, и записали, как Алла. Таким образом, на работе я Алла, а дома Алена. И вот эта Алена абсолютно домашняя дама с присущими ей дамскими слабостями.
Как вы работаете? Вас терзают муки творчества?
Нет, совсем не терзают. В принципе, как мне самой кажется, я как бы и не рисую ничего. Потому что, когда передо мной лежит белый лист бумаги, а рядом карандаши и кисточки, мне кажется, что там все уже нарисовано. И я легко обвожу то, что есть на листе бумаги. Я не работаю с компьютером. Просто потому что что я и кнопки понятие несовместимое. Это, конечно, усложняет мою бытие. Но то, что мне необходимо водить машину, обращаться с телевизором, хватает целиком. А с компьютером работают сознательно обученные люди, которые достают мне всю нужную информацию.
Есть работы, которыми вы недовольны?
Да, есть. Но есть спектакли любимые, это когда все сошлось. Нужно, чтобы энергия людей, которые собрались, слилась в какой-то единственный комочек, единственный шар. Вот если это все сошлось, спектакль получился. Но если этого не произошло и хотя бы единственный куда-то выпал, то рушится весь карточный дом.
Я оттого что ни при каких обстоятельствах не читаю пьесы, над которыми работаю. Потому что считаю, что это бессмысленно. Например, я прочитала Отелло, прихожу к режиссеру, а он говорит, все действо будет проистекать в бункере Гитлера. Это нередко бывает. Какой же толк был все это заниматься изучением? Но у меня есть подружка, искусствовед, которая за меня читает все пьесы и обожает это действовать. Она их конспектирует для меня, чтобы я понимала, кто кому кто.
А нестыковки случались?
Смешной эпизод про индийского мальчика. Очень смешная история, нетрудно невероятная! Сон в летнюю ночь. Шекспир. Режиссер Мирзоев. Перед тем, как поехать к нему, я должна была исполнить невпроворот дел, а вслед за тем заехать к себе домой, где моя товарка читала пьесу и делала для меня конспект. Врываюсь домой и с порога спрашиваю: Ну, что, Инна, что там? И она практически на ходу говорит мне, что пьеса начинается с того, что царь и царица поссорились из-за индийского мальчика. И вот я по дороге начинаю фантазировать на эту тему и, когда приезжаю к Мирзоеву, делаю глубокомысленное физиономия и говорю ему: Володя, раньше чем что-либо обсуждать, скажите, а что там с этим индийским мальчиком? Как будем это трактовать? Он смотрит на меня в недоумении и говорит: Какого индийского мальчика? Там нет никакого мальчика. Правда, в начале пьесы о нем в действительности говорят, но такого персонажа в пьесе нет. Но я начинаю его уговаривать в том, что задача Индии в текущее время в моде, и тут Володя как гром среди ясного неба соглашается со мной и больше того, говорит, что ему известно о таком мальчике, тот, что реально знает индийские танцы, и ему в текущий момент лет двадцать. Тогда я спрашиваю, а как же все прочее, на что Володя отвечает: А прочее? Где нет любви, там нет жизни. И я предлагаю свершить оранжерею, в которой ничего не растет. А Володя предложил ввести людей, которые в костюмах химзащиты будут опрыскивать эту оранжерею.
Да, мало материала для работы над пьесой
Этого полностью довольно. Мой наследник помог достать восемь костюмов химзащиты в полной экипировке. Каждый наряд весил килограммов по двенадцать, но занятие более того не в этом. Дело в том, что на следующий день мне звонят из театра и говорят о том, что меня ждет индийский парнишка. То есть он сублимировался! И дальше тот самый индийский хлопчик выпил из меня всю кровь. Потому что он оказался специалистом по индийским танцам и костюмам и непрерывно говорил о том, какие должны быть полосочки, ногти у танцовщиц и так дальше. И в итоге мы ввели в спектакль тот самый персонаж. Которого НЕ БЫЛО! (Смеется.)
А зачем вы вообще стали художником театра?
Профессия театрального художника это специальность проститутки. Главное попасть партнеру и заполучить наслаждение. Я не тот мужчина, тот, что будет всю бытие вкалывать в одном театре, созидать его. Я прихожу в театр, делаю спектакль и ухожу. Получаю наслаждение, и за это мне ещё платят денежки.
Как вы относитесь к светской жизни?
Я не люблю так называемую светскую жизнь, хотя сама член попечительского совета Английского клуба, в котором состою со дня его основания. Самое приятное для меня это приватное общение. Очень многие люди мне кажутся как бы картонными. Вот я смотрю и вижу, что за спиной у этого человека ничего нет, он как бы нарисованный. И многие люди аккурат такие. А есть объемные, и эти объемные мне крайне нравятся. Потому что им позволительно зайти в глаза и там что-то узреть. И с ними я стараюсь встречаться чаще.
А вообще хочу вам казать, что фатум и существование строят нам такие повороты и такие непредсказуемые сюрпризы, которые идеально нереально прогнозировать. Если бы в тот день, когда я в первый раз переступила порог Метрополитен-опера, кто-то подошел ко мне и сказал в ушко: Ты будешь стоять на сцене этого театра, и зал стоя будет тебе аплодировать, я бы ни при каких обстоятельствах ему не поверила. Конечно, все произошло не само собой, и я приложила усилия к этому. Но и судьбина сыграла тут немаловажную образ.
Так же читайте биографии известных людей:
Алла Дудаева Alla Dudaeva
Алла Дудаева - вдова президента Чеченской Республики Ичкерия Джохара Дудаева, художник и телеведущая. Родилась в Коломенском районе Помосковья в..
читать далее →
Алла Мохова Alla Mohova
Бывший секретарь Леонида Брежнева в Кишиневе Алла Васильевна Мохова молчала почти 60 лет. Никому не рассказывала о том, как ей работалось в..
читать далее →
Алла Большова Alla Bolshova
А.К.Большова - действительный член Российской академии естественных наук, член Союза юристов Москвы. Награждена орденом "За заслуги в развитии науки..
читать далее →
Алла Грязнова Alla Gryaznova
Награждена орденом "Дружбы Народов", медалями "Ветеран труда" и "В память 850-летия Москвы", знаками "За отличные успехи в развитии высшего..
читать далее →