Известные люди

»

Алла Тарасова

Алла Тарасова Alla Tarasova Карьера: Артист
Рождение: Украина, 25.1.1898
Алла Тарасова - выдающаяся советская актриса театра и кино. Родилась 25 января 1898 года.Алла Тарасова играла на сценах таких театров как: "Московский художественный театр", "Гастроли Качаловской группы", "МХАТ", "Century-Theatre (Нью-Йорк)" и др.Кроме того, Алла Тарасова известна по ролям в таких фильмах как: "Кто ты такой?" 1927 год, "Гроза" 1934 год, "Петр Первый" 1937 год, "Анна Каренина" 1953 год и др.

Борис Пастернак писал в феврале 1957 года жене: "Марию Стюарт" покажут в этом сезоне. Для меня это менее безразлично, чем в предшествующих случаях, это все же в прошлом огромный театр и участники, люди избалованные судьбой, хоть отбавляй видевшие и немало сделавшие... Вчера я с десяти до трех просидел во МХАТе. Тарасова играет с большим благородством и изяществом. Она абсолютно овладела образом Марии и им прониклась, так что представление мое о Стюарт уже от нее неотделимо. Она уже реальное физиономия, уже история. Обе крайне большие, великие артистки... (Степанова играла королеву Елизавету. - В.В.). Мы сверх меры несложно ко всему привыкаем, сверх меры резво все забываем..."

Совсем нетеатральный мужчина Борис Пастернак был в те дни весь во власти таланта Аллы Константиновны.

По этот день Степанова, долгие годы игравшая с ней, вспоминает сцену шествия на казнь. В тяжелом платье, в прозрачной траурной вуали Мария - Тарасова патетично прощалась со свитой и неторопливо направлялась к эшафоту. Шла королева... "Забыть это я не могу", - говорит ныне А.И. Степанова.

Борис Пастернак посвятил Тарасовой строки:

То же бешенство риска,

Та же веселье и боль

Слили образ и артистку

И артистку и образ.

Словно буйство премьерши

Через столь веков

Помогает умершей

Унестись из оков.

Сколько нужно отваги,

Чтоб игрывать на века.

Как играют овраги,

Как играет реченька...

Цикл стихов "Вакханалия" навеян великим даром актрисы.

Долгие годы, десятилетия Тарасова была первой актрисой Художественного театра. Ей было восемнадцать лет, когда она сыграла Финочку в пьесе Зинаиды Гиппиус "Зеленое кольцо" и, что называется, наутро проснулась знаменитой.

"Это было одно из тех ярких художественных впечатлений, которые остаются на всю существование и с целью которых стоит существовать на свете", - писал ей через 20 лет популярный российский пианист А. Б. Гольденвейзер вслед за тем посещения спектакля "Анна Каренина", всколыхнувшего в нем воспоминания о Финочке.

"Анна Каренина" стала событием государственного значения, критика дружно восхищалась Тарасовой. Пройдет больше 40 лет, раньше чем "Анну Каренину" назовут спектаклем-фаворитом 1937 года.

Кто мог предвидеть, что через 50 лет "Анну Каренину" будут судить за то, что премьеру впервой в истории Советского государства отметили сообщением ТАСС, за то, что спектакль любил Сталин, использовавший счастливый момент театра в своих политических целях? Основываясь на эмигрантской критике 1937 года во время гастролей театра в Париже, в 90-е годы была напечатана статья, грубо критикующая спектакль.

Автор, без сомнения, того спектакля с Тарасовой лицезреть не мог. То, что нам ныне доступно, - фильм-спектакль "Анна Каренина", снятый через 16 лет позже премьеры, по мнению тех, кому довелось на ней наличествовать, не имеет никакого отношения к тому знаменитому созданию Художественного театра. Снимать спектакли тогда не умели, Тарасова была уже весьма немолода, и театр просил ни в жизнь не являть эту неудачную работу. Однако не так давнехонько на телевизионном экране ещё раз появился древний фильм-спектакль, и великолепно сделанная с Вл. И. Немировичем-Данченко образ Анны Карениной была на сто процентов дискредитирована.

А между тем Анна была одной из выдающихся работ актрисы. Тарасова играла ее с нерассуждающей страстностью. В ее Анне были краса и благородство, внутренняя мощь и женская пленительность. Успех актриса имела колоссальный. Попасть на спектакль было нельзя, зрители простаивали ночами в очередях у театральной кассы.

"Анна Каренина" и "Враги" не только поддержали славу МХАТа, но и определили новую эпоху. Внутри театра это называли возрождением Художественного театра, хотя дорога его был прежним: жесткий реализм с лучшими традициями прошлого и с новой культурой. Стиль актерской игры - освобожденный от штампов и отживших наслоений. В этом "новом" Художественном театре Тарасовой было уготовано первое местоположение. Ее Татьяна Луговая в горьковских "Врагах" была абсолютным совершенством. Даже неугомонные критики творчества Тарасовой вынуждены были умолкнуть. В ее независимой манере удерживать себя была особенная краса прекрасной ироничной женщины, сознающей и свою женскую верх, и свою человеческую беспомощность.

Эта тарасовская краса была покоряюща в роли Маши в "Трех сестрах", классическом спектакле МХАТа, на котором выросли все великие режиссеры нашего времени. Товстоногов и Эфрос, Любимов и Ефремов - все безоговорочно принимали те, старые "Три сестры" Немировича-Данченко. В Тарасовой - Маше была заразительная безоглядность чувств и ум дерзкий, насмешливый. Казалось, что это макушка ее великого искусства.

Но уже сыграв Машу, Анну Каренину, Татьяну Луговую, Тарасова поразила сценический мир в роли Юлии Тугиной в "Последней жертве", поставленной в 1944 году. Никто ни при каких обстоятельствах, ни до ни следом, так Тугину не играл. В ее Тугиной была душевная аккуратность, то тарасовское качество, которое пленило Станиславского, когда он репетировал с ней Негину в "Талантах и поклонниках". Эта служба оставила след в душе актрисы. Но в "Последней жертве" она сыграла не только чистоту и внутреннее достоинство, а нечто большее, что не укладывается в привычные рамки: в ней все время шла своя бытие, глубокая и затаенная.

МХАТ был ее вечной любовью и смыслом существования. В ранней юности она хоть отбавляй общалась со "стариками", благоговела перед ними. В начале 30-х годов ее мужем стал Москвин, тот самый брак длился возле десяти лет. Она писала ему в тот самый период: "...да отчего это так, как гром среди ясного неба Ванечка Москвин, тот Иван Москвин, которого я, будучи ещё в гимназии, в Киеве смотрела с трепетом в "Вишневом саде", основополагающий спектакль, тот, что я видела в МХТ. Я помню, я была как зачарованная от всего, маменька сидела со мной, у нас была ложа, и, как только занавес поднялся, она вынула платочек носовой и так до конца..." (15 августа 1934 года).

Теперь Тарасова играла с Качаловым, Книппер-Чеховой, Леонидовым. Станиславский был ее партнером в "Дяде Ване", она считалась лучшей Соней в том старом спектакле, о котором слагали легенды. А опосля, уже вернувшись из эмиграции - ее не было в России шесть с половиной лет, - понемногу выходила на авансцену времени и стала олицетворением женской красоты и всепоглощающих чувств. Ее любили многие поколения, киноленты с ее участием - "Гроза", "Петр Первый", "Без вины виноватые" - смотрели и смотрят десятки раз. С ее именем связан не только триумф МХАТа 30-х годов, но и слава первой актрисы страны. Только через годы стало известно, как ей был ненавистен сталинский порядок, которым она была обласкана.

Она умерла 5 апреля 1973 года, предали земле ее не на Новодевичьем кладбище, как бы положенном ей по рангу, а на Введенском, рядом с матерью, которую она боготворила и которая прожила с ней вкупе всю существование.

Последней ролью Тарасовой была мамаша Валентины в пьесе Рощина "Валентин и Валентина" в режиссуре Олега Ефремова. Она ещё репетировала Турусину в "На всякого мудреца достаточно простоты", один раз у нее на репетиции разболелась башка, работу прервали, Алла Константиновна спустилась в зал, постояла в проходе, оглянулась на сцену и ушла.

Прощались с ней в театре, в котором она прослужила всю бытие. Играли марш из "Гамлета" Гордона Крэга (Тарасова в молодости играла Офелию, находясь в "Качаловской группе").

Исполнилось сто лет со дня ее рождения.

Жаль, что МХАТ имени Чехова находился в это время на гастролях в США...

Имя Тарасовой остается в истории русского театра. Она, как всего ничего кто, умела воплощать женскую силу, чистоту и красоту чувств, чего так не хватает нам всем в нынешней жизни.

Так же читайте биографии известных людей:
Алла Духова Alla Duhova

Алла Духова - известный российский хореограф, основательница шоу-балета "Тодес". Родилась 29 ноября 1966 года.Шоу-балет "Тодес" был основан в 1987..
читать далее

Алла Осипенко Alla Osipenko

Алла ОСИПЕНКО была не просто блистательной балериной, она осталась легендой в истории Кировского театра, трупп Хореографические миниатюры и Бориса..
читать далее

Алла Сигалова Alla Sigalova

Сегодня Алла Сигалова - одна из самых ярких отечественных балетмейстеров, работающих в разных жанрах. В Риге она ставит балет, в Вильнюсе и Москве -..
читать далее

Алла Бирюлева Alla Biryuleva

Художник-декоратор Алла Бирюлева начала работать недавно - около двух лет назад. Но за это время она успела немало - участвовала в нескольких..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий