Известные люди

»

Альбер Камю

Альбер Камю Albert Camus Карьера: Писатель
Рождение: Алжир» Дреан, 7.11.1913 - 4.1
Альбер Камю - французский эссеист, писатель и драматург. Родился 7 ноября 1913 года. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.Широкому кругу читателей по всему миру Альбер Камю известен по таким произведениям как: романы "Чума", "Первый человек", рассказы "Изгнание и царство", "Молчание", "Растущий камень", повести "Падение", "Посторонний" и др.

Вскоре позже этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился потрясение, в результате которого она сделалась полунемой. Семья К. переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была сходить вкалывать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое ребячество, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили основательный след в душе К. человека и художника.

Большое воздействие на К. оказал его школьный преподаватель Луи Жермен, тот, что, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где заинтересованность к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, в особенности боксом. Однако в 1930 г. К. захворал туберкулезом, что навечно лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на немощь, будущему писателю пришлось заменить полно профессий, чтобы уплачивать за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. К. женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.

После завершения работ о Блаженном Августине и греческом философе Плотине К. в 1936 г. получает диплом магистра философии, и все-таки академической карьере молодого ученого мешает очередная вспышка туберкулеза, и К. в аспирантуре не остается.

Уйдя из университета, К. в лечебных целях предпринимает турне во французские Альпы и впервой оказывается в Европе. Впечатления от путешествия по Италии, Испании, Чехословакии и Франции составили первую опубликованную книгу писателя Изнанка и лицо (L'Envers et 1'endroit, 1937), сборник эссе, куда вошли ещё воспоминания о его матери, бабушке, дяде. В 1936 г. К. приступает к работе над своим первым романом Счастливая смерть (La Mort heureuse), тот, что увидел свет только в 1971 г.

Тем временем в Алжире К. уже считался ведущим писателем и интеллектуалом. Театральную занятие (К. был актером, драматургом, режиссером) он сочетает в эти годы с работой в газете Республиканский Алжир (Alger Republicain) в качестве политического репортера, книжного обозревателя и редактора. Спустя год потом выхода в свет второй книги писателя Бракосочетание (Noces, 1938) К. навечно переезжает во Францию.

Во время немецкой оккупации Франции К. принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете Битва (Le Comat), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой серьезной опасностью деятельностью К. работает над завершением повести Посторонний (L'Etranger, 1942), которую он начал ещё в Алжире и которая принесла ему международную известность. Повесть представляет собой разбор отчужденности, бессмысленности человеческого существования. Герой повести какой-то Мерсо, которому суждено было сделаться символом экзистенциального антигероя, отказывается придерживаться условностей буржуазной морали. За совершенное им абсурдное, то есть лишенное каких-либо мотивов, мокрое дело Мерсо приговаривается к смерти герой К. умирает, потому что не разделяет общепринятых норм поведения. Сухой, отстраненный манера повествования (тот, что, по мнению некоторых критиков, роднит К. с Хемингуэем) ещё больше подчеркивает страх происходящего.

За Посторонним, имевшим гигантский счастливый момент, последовало философское эссе Миф о Сизифе (Le Mythe de Sisyphe, 1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным известия постоянную борьбу супротив сил, с которыми не может совладать. Отвергая христианскую идею спасения и загробной жизни, которая придает толк сизифову труду человека, К. парадоксальным образом находит толк в самой борьбе. Спасение, по мнению К., содержится в повседневной работе, толк жизни в деятельности.

После окончания войны К. некоторое время продолжает вкалывать в Битве, которая ныне становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили К., считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. оставить газету. В том же году выходит третий роман писателя, Чума (La Реste), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, при всем при том, Чума это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и Калигула (Caligula, 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. Калигула, в основу которой легла книжка Светония О жизни двенадцати цезарей, считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, К. в это время рядом сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и К. не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений К. порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В Бунтующем человеке (L'Homme revolte, 1951) К. рассматривает теорию и практику протеста супротив власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, стало быть, на достоинство человека. Хотя ещё в 1945 г. К. говорил, что у него сверх меры всего ничего точек соприкосновения с модной в настоящее время философией экзистенциализма, выводы которой ложны, как раз отрицание марксизма привело к разрыву К. с промарксистски настроенным Сартром.

В 50-е гг. К. продолжает строчить эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. беллетрист выпускает ироническую повесть Падение (La Chute), в которой раскаявшийся арбитр Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях супротив морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, К. обширно пользуется в Падении христианской символикой.

В 1957 г. К. был награжден Нобелевской премией за гигантский вклад в литературу, высветивший значимость человеческой совести. Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, агент Шведской академии, отметил, что философские взгляды К. родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием действительности смерти. В ответной речи К. сказал, что его творчество зиждется на стремлении избежать откровенной лжи и противостоять угнетению.

Когда К. получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, добился творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. беллетрист погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.

Хотя творчество К. вызвало после этого его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. К. показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, при всем при том упрямо искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его воздействие на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете Вечерний курьер (Corriere della sera), итальянский стихотворец Эудженио Монтале писал, что нигилизм К. не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как существовать и преставиться достойно.

По мнению американской исследовательницы Сьюзан Зонтаг, проза К. посвящена не столь его героям, сколь проблемам вины и невиновности, ответственности и нигилистического безразличия. Полагая, что творчество К. не отличается ни высоким искусством, ни глубиной мысли, Зонтаг заявляет, что его произведения отличаются красотой идеально иного рода, красотой нравственной. Английский критик А. Альварес придерживается того же мнения, называя К. моралистом, сумевшим приподнять этические проблемы до философских.

Так же читайте биографии известных людей:
Альбер Коссери Alber Cossery

Классик франко-египетской литературы.
читать далее

Альбер Робида Alber Robida

Французский карикатурист и иллюстратор, написавший несколько иллюстрированных футуристических романов.
читать далее

Альбер Удерзо Alber Uderzo

Французский художник комиксов, один из авторов знаменитого комикса об Астериксе.
читать далее

Альбер II Alber II

Власть - это самоотречение от своей личности во имя других. Это в первую очередь служение благосостоянию других.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий