Известные люди

»

Альберт Коллинз

Альберт Коллинз Albert Collins Карьера: Музыкант
Рождение: США, 3.10.1933
Кажется, что все великие блюзовые гитаристы происходят родом из Техаса. Альберт Коллинз не был исключением. Он родился 3 октября 1932 года в городе Леона, милях в ста от Хьюстона. По матери он приходился двоюродным братом бессмертному гитаристу Лайтнингу Хопкинсу (Lightning Hopkins).

Кажется, что все великие блюзовые гитаристы происходят родом из Техаса. Альберт Коллинз не был исключением. Он родился 3 октября 1932 года в городе Леона, милях в ста от Хьюстона. По матери он приходился двоюродным братом бессмертному гитаристу Лайтнингу Хопкинсу (Lightning Hopkins).

Несмотря на такую аристократическую гитарную родословную, первым пристрастием Коллинза было фортепиано, которым он начал заниматься в шесть лет, а к гитаре обратился оттого, что сложно было выискать учителя. Он начал заниматься на инструменте ещё одного двоюродного брата с открытым строем, и все-таки настоящее вдохновение пришло, когда он услышал пластинку Джона Ли Хукера Boogie Chillun 1948 года. Коллинз переутомил пальцы, пытаясь сыграть гипнотический буги-рифф на акустике, и стремительно переключился на электрогитару (пустотелый Эпифон).

Если вы играли в Техасе в сороковые, вы либо пытались слышаться как Ти-Боун Уокер, либо в два раза упорнее пытались сыграть не как он так велико было его воздействие. Альберт избрал второй стезя, оттого что отдал предпочтение иной звук, которого он мог достигнуть, сочетая открытый строй с игрой пальцами. Вскорости он начал внимать двух молодых последователей Уокера: Кларенса Брауна (Clarence Gatemouth Brown) и Эдди Джонса (Eddie Guitar Slim Jones). Хотя они и находились под сильным влиянием Ти-Боуна, при всем при том играли чистый рок-н-ролл.

Кроме того, они были одними из первых, раскрывших потенциал цельнокорпусных гитар Фендер, которые начали тогда являться. Эти инструменты не только могли слышаться на высокой громкости без фидбэка, но, к тому же, их мелкий габарит позволял выделывать акробатические трюки необходимая доля концерта для любого уважающего себя южного блюзового гитариста. Кроме всего прочего, Браун сказал Коллинзу грубо следующее: "Коллинз, это каподастр. Каподастр, это Коллинз. Коллинз, пользуйся каподастром", что позволило Коллинзу транспонировать открытый строй в любую тональность.

На Коллинза влияли не только гитаристы. Ему шибко нравился звук джазово-блюзовых пионеров органа Хаммонд Б-3 Джимми МакГрифа и Джимми Смита. Он ещё перенес на гитару фразировку и голосоведение духовой секции, в частности, той, что звучит у Б.Б.Кинга.

Еще подростком Коллинз начал игрывать вещи Хопкинса в трио из гитары, пианино и ударных, а сквозь немного лет и вслед за тем покупки Fender Esquire 1952 года он возглавил свой личный ансамбль из 10 мужчина Rhythm Rockers. В ранних пятидесятых он сотрудничал с певцом Piney Brown, а следом вернулся в Хьюстон продолжать оттачивать личный звук. Его живые выступления стали привлекать большое внимательность, когда он начал пользоваться 100-футовым шнуром, чтобы обладать вероятность во время игры гулять по залу.

Первая пластинка "The Freeze" при поддержке Collins Shuffle вышла в 1958 году на лэйбле Kangaroo. Коллинз писался с саксофонистом и преподавателем Henry Hayes, тот, что учил его джазу, духовым аранжировкам и фразировке. Пластинка положила начало образу "холодного" (читай кроме того "крутого") гитариста, тот, что остался с Коллинзом на всю бытие мысль, появившаяся следом того, как он назвал два своих инструментала по аналогии с установками кондиционера на приборной доске своего автомобиля. Пластинка имела здешний фарт и позволила Коллинзу участвовать в шоу таких гигантов, как T-Bone Walker, Gatemouth Brown и Guitar Slim. Вскоре он был уже славно известен в регионе.

В 1960 Коллинз выпустил немного инструментальных синглов на лейбле Hall-Way продюсера Билла Холла, укрепив тем самым свою репутацию как уникального гитарного стилиста. Defrost, Sno-Cone и Dont Lose Your Cool были сильными вещами, но его фирменной мелодией стала Frosty 1962 года, представившая его фразировку и динамику в наиболее полном виде. Выпущенная на пике бума на музыку сёрф, пластинка с быстрым шаффлом разошлась чуть ли не миллионным тиражом. Коллинз между тем продолжал выступать в техасских клубах, формируя статус культовой легенды и влияя на таких людей, как Johnny Winter, Jimi Hendrix и более того Janis Joplin.

В 1964, синглы с лэйбла "Hall-Way" были собраны на одну пластинку и выпущены на лэйбле "TFC" как "The Cool Sound of Albert Collins" (переизданный на фирме "Blue Thumb" в 1969 под названием "Truckin with Albert Collins"). Он все ещё жил в Хьюстоне в 1968 году, когда Bob Hite, стержневой вокалист популярного лос-анджелесского блюз-рок коллектива Canned Heat и легендарный собиратель пластинок, пришел в клуб "Ponderosa", где выступал Альберт. Уже ладно знакомый с историей Коллинза, Хайт убедил его перебраться в Лос-Анджелес, где свел с компанией Imperial, дав ему тем самым первостепеннный шанс сделаться известным на всю страну.

Вышло три альбома, которые провалились коммерчески, и Альберт продолжил карьеру живыми концертами на Западном побережье.

В 1972, следом записи альбома для лэйбла "Tumbleweed", тот, что резво обанкротился, его карьера уперлась в тупик. Блюз-роковый бум уже прошел. Все стало по-другому в 1978 году, когда президент "Alligator Records" Bruce Iglauer заключил с ним контракт. Успех первой записи на этом лэйбле, альбома "Ice Pickin", привел к приглашениям на фестивали и турам по США, Европе и Японии. Последующие записи восьмидесятых годов укрепили его позиции как влиятельного блюзового гитариста и одаренного вокалиста.

Больше того, братья Stevie Ray и Jimmie Vaughan распространили его евангелие по миру, а пластинка 1985 года "Showdown", на которой он записался совместно со старым хьюстонским приятелем Johnny Copeland и молодым последователем Robert Cray, выиграла "Грэмми". Коллинз по сути дела жил в дороге, ведя свой свой автобус от концерта к концерту и поражая аудиторию неувядающей энергией. В 1989 году он стал записываться на "Pointblank", и первая запись - "Iceman" 1991 года, продемонстрировал больше "отполированный" звук. В 1992 году прошли слухи, что самочувствие Коллинза в опасности, и вскорости стало известно, что он страдает неоперабельной формой рака.

Он мужественно переносил немощь, работая до самого конца, и скончался 24 ноября 1993 года в возрасте 61 года.

Стиль и техника

Коллинз создал звук непревзойденной яркости и поразительного диапазона. Сущность его индивидуальности кроется в здоровущий степени в его собственном голосе. Коллинз пропевал свои фразы не в микрофон, придавая им "дышащий" нрав. Кроме того, он мог отыскивать вдохновение в повседневных звуках, изображая с помощью гитары машину, пытающуюся стартовать морозным утром, кудахтанье курицы на заднем дворе или разговорные ритмы домашнего спора.

Коллинз сберег свою пальцевую атаку правой руки несмотря на попытки Фредди Кинга и других "переучить" его, чтобы он пользовался простым медиатором или медиатором для большого пальца. Как легендарный Уэс Монтгомери, также игравший голым большим пальцем, Альберт больше ценил звук, чем прыть, и его звук узнавался моментально. Мозоли на его большом и указательном пальцах были жесткими, как медиаторы, а за счет использования пальцев он мог стремительно перебегать с низких струн на высокие и напротив.

Он краткосрочно экспериментировал со стандартной настройкой в начале карьеры, но следом вернулся к той, которой обучил его Willow Young. В различие от большинства настроек для слайдовой игры, его была построена на минорном трезвучии от D, E или F, неизменно сохраняя одинаковые интервалы между струнами (к примеру, снизу вверх: E B E G B E). Пользуясь каподастром, Коллинз мог транспонировать настройку в любую тональность. Рис. 1 фирменная мысль Коллинза в D, сыгранная в открытом F-минорном строе (снизу вверх: F C F Ab C F) с каподастром на 9м ладу. Оцените, как хватко он пользуется восходящим движением указательного пальца для арпеджио 16-ми нотами.

Если у вас нет под рукой каподастра, без затей поставьте указательный перст левой руки на 9й лад. Этот образец ещё разрешается сыграть в открытом Е-минорном строе, передвинув каждую ноту вверх на единственный лад, или в стандартном строе как показано ниже. То же самое относится и к следующему примеру.

Оборудование

В добрых старых техасских традициях первую свою гитару Альберт сделал из ящика от сигар. За ней последовал инструмент, изготовленный местным плотником, как говорят, с погремушками гремучих змей для улучшения резонанса. После Эпифона с пустым корпусом Коллинз получил свой фирменный звук в Fender Esquire 1952 года, предшественнике Телекастера. На нем Коллинз играл, покуда гитару не украли во время путешествия в Лос-Анджелес в конце 60-х.

На смену инструменту пришел Телекастер 61-го года с хамбакером вблизи грифа, хотя Коллинз предпочитал применять звук с бриджевого звукоснимателя или с обоих в то же время. На этом инструменте он играл до своей смерти. Усилителем его был Fender Quad Reverb, чудовище, выдававшее сквозь колонку 4x12 все 300 ватт. Он выставлял громкость и высокие частоты на 10, бас на 0 и выкручивал реверберацию.

За исключением легкого флирта с эффектом вау, Коллинз считал, что эффекты для его тона не имеют значения; звук был не в них, а в его руках.

Так же читайте биографии известных людей:
Альберт Потапкин Albert Potapkin

Потомственный музыкант. Закончил музыкальное училище им. Чайковского в Свердловске.
читать далее

Альберт Худоян

Успешный предприниматель, основатель и владелец компании “Optima Development”. Бизнесмен родился в Свердловской области, г. Нижний Тагил в 1962..
читать далее

Альберта Ферретти Alberta Ferretti

Коллекции Альберты Ферретти всегда вызывали интерес и пользовались огромной популярностью, а ее модели нередко можно увидеть на членах королевских..
читать далее

Альберто Латтуада Alberto Lattuada

В 1980е снимал телесериалы, из которых наибольшую известность получил Христофор Колумб (Cristoforo Colombo, 1984).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий