Известные люди

»

Альберт Швейцер

Альберт Швейцер Albert Schweitzer Карьера: Философ
Рождение: Германия, 14.1.1875 - 2.9
Альберт Швейцер - эльзасский теолог, философ, музыкант, врач и гуманист. Родился 14 января 1875 года.Альберт Швейцер является лауреатом Нобелевской премии 1952 года.

ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Schweitzer, Albert) (18751965), теолог, философ, музыкант и медик. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский универ, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы постоянно наезжал в Париж, где хватал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге хоть отбавляй играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке работа И.С.Бах музыкант и стихотворец (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Эта книжка, а ещё История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede) принесли ему широкую известность.

В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе уяснять текст проповеди, заниматься наукой и музыкой, но позже этого рубежа посвящу себя прямо служению людям. Швейцер ни в жизнь не участвовал в общественной деятельности, мыслил себя за пределами существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира такого, в каком он мог бы существовать в соответствии с собственными представлениями. К тому времени, когда Швейцер добился 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил свои любимые занятия и начал к изучению медицины. На долгие годы его лозунгом стало: Сначала я должен вылечить людей, а уж потом нести им словечко Божье. Окончив вектор движения на медицинском факультете Страсбургского университета (19051912), Швейцер получил уровень доктора медицины (1913, предмет диссертации Психиатрическая оценка личности Иисуса) и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 ему удалось сформировать больницу в селении Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская Экваториальная Африка (в глубинке Габон, в ту пору Французское Конго, позже Республика Габон).

Во время Первой важный войны как эльзасец, а значит немецкий подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 позже перехода Эльзаса Лотарингии в состав французского государства Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях самочувствие, возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось море людей со всех концов страны. С этого времени начался самобытный культ Швейцера, благодаря которому на протяжении многих лет удавалось помогать дело больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая ещё в Габоне книжка Культура и этика, в которой мыслитель заявил главную свою идею.

Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом, отчего мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. Это разрешено растолковать только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столь доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколь интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая дума не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними.

Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская концепция благоговения перед жизнью, памятником которой стала выстроенная в Ламбарене по сути дела собственными руками философа клиника. Швейцер писал: Я существование, которая хочет существовать, в гуще других жизней, которые хотят жить. Следующее из этого жизнеутверждение его душевный акт в ходе которого дядя перестает существовать как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы открыть ее истинную ценность. В то же время мужчина, отныне ставший мыслящим, испытывает надобность относиться к каждый воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую бытие как доля своей. Благом считает он сберегать существование, подсоблять ей; приподнимать до высшего уровня бытие, способную к развитию; злом уничтожать бытие, вредить ей, подавлять бытие, способную к развитию. Это и есть первый полный принцип этики.

Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935).

Швейцер по-своему прагматично замечал, что свой образец не нетрудно наилучший способ убеждения, а единственный. Нередко его способность уламывать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то миг к нему приклеили ярлык монстра милосердия. В феврале 1924 мыслитель снова отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось создавать заново и в другом месте, при всем при том на тот самый раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло немного врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались обретать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая клиника, которая могла принять значительно большее число больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело народную известность, а Швейцер с горечью констатировал, что истину также приходится организовывать.

В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил читка лекций и концертную занятие. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил жилье в Гюнсбахе, тот, что стал местом отдыха персонала Ламбарене, а в дальнейшем мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за все время расширявшейся больницей, превратившейся в немалый лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, клиника Швейцера пережила Вторую народную войну, продолжая вкалывать в прежнем режиме. Швейцер смог возвратиться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине важный известностью его именем называли учебные заведения, улицы и более того корабли. В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с Обращением к человечеству, призвав правительства перестать испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 насовсем уехал в Ламбарене, больничный городишко стал местом паломничества множества людей со всего мира.

Так же читайте биографии известных людей:
Альберт Майкельсон Albert Abraham Michelson

Альберт Майкельсон - известный американский ученый, физик. Родился 19 декабря 1852 года.Альберт Майкельсон является лауреатом Нобелевской премии по..
читать далее

Альберт Эйнштейн Albert Einstein

Альберт Эйнштейн - выдающийся физик-теоретик, один из основоположников современной физики. Родился 14 марта 1879 года.Альберт Эйнштейн известен..
читать далее

Альберт Кессельринг Alibert Kesselring

Военачальник, генерал-фельдмаршал (19.07.1940). Образование получил в военном училище. На военную службу вступил в 1904 в артиллерию. Участник 1-й..
читать далее

Альберт Майер Albert James Myer

Основатель войск связи и Бюро погоды США. Родился 20 сентября 1829 в Ньюберге (шт. Нью-Йорк).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий