Известные люди
»Альфонс Муха
Рождение: 24.7.1860 - 14.7
Альфонс Муха - чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист. Родился 24 июля 1860 года.Альфонс Муха является одним из наиболее известных представителей стиля модерн. Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла Славянская эпопея в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании быв. суда в Иванчице. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования Славянской эпопеи.В честь Альфонса Мухи назван астероид 5122.
В России имя знаменитого славянского художника Альфонса Мухи известно значительно меньше, чем само его творчество. А между тем оно стало практически символом в изобразительном искусстве конца золотого, начала серебряного веков... Его манера (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) стилем Мухи. Или модерн, югендстиль, сецесьон. Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так. В Пражском музее хранятся картины и личные вещи художника, а в библиотеке грифельная доска с его парижским адресом, на которой он оставлял мелом послания своим посетителям. Последняя запись, сделанная его красивым почерком, как будто оставлена для нас и читается сильно легко:...Муха придет..., а дальше дата уже неразборчиво. И вот он, через десятилетия, вправду к нам пришел.
Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в старинном моравском городке Иванчичи, в семье потомственного виноградаря Ондрея Мухи, тот, что, и все-таки, благодаря упорству и смекалке стал в городке известным портным. Матерью Альфонса была вторая благоверная Ондрея (первая умерла), 37-летняя Амалия, дочка богатого мельника. Но и она, родив мужу ещё двух дочерей, вскоре умерла. Безутешный вдовец всю влюбленность свою и все средства направил на воспитание и образование детей. По тем временам это было неслыханной роскошью. Альфонса он отправил в лицей в Брно. А когда юноше исполнилось семнадцать, папа написал сообщение в Пражскую академию искусств с нижайшей просьбой принять его сына в класс живописи.
То, что отпрыск не окончил лицея, папа объяснял его слабым здоровьем. Но это было выдумкой. В архиве сохранился указание об отчислении Альфонса Мухи за наглую искаженная версия фактов и постоянные пропуски богослужений. Хорошие оценки у него были только по пению и рисованию. Однако из Праги пришел отказ, ввиду того, что автор рисунков всецело лишен таланта. И пришлось Альфонсу инициировать получать капиталы.
Он стал мелким служащим в местном суде. Но его неудержимо тянуло в искусство. И с 1880 года он работает то в Брно, то в Вене: театральным декоратором, маляром, автором уличных портретов, эскизов стенных инкрустаций. В те времена отделка квартир, роспись по стенам и потолкам была в огромный моде. По углам и над окнами престижных квартир под кистью молодого художника порхали дивные амуры, распускались невиданные цветы, танцевали и водили хороводы грациозно-нежные амазонки. Он так увлекся этим и так преуспел в этом роде искусства, что был приглашен в замок графа Куэна в Судетах расписывать интерьеры залов. Замок назывался поэтично Эмманофф, в честь хозяйки, графини Эммы. Ах, как она была хороша! С каким удовольствием молодой художник-любитель воплощал ее образ в настенных портретах вакханок. Но вскоре подневольного наемного оформителя отправил к себе в Тироль, в замок Хандесс брат хозяина. И прекрасная златокудрая Эмма осталась только в мечтах. На новом месте работы Альфонсу удавалось не только расписывать фрески, сидя, стоя и более того лежа на лесах, но и случаться на пленэре, исподволь осваивая и влюбляясь в пейзаж. В горы, на альпийские луга, его как правило сопровождал графский слуга, несший мольберт и пропитание на весь день. Потом, в дни суетной парижской и нью-йоркской жизни эти тихие, светлые дни, праздники единения с природой Альфонс не раз вспоминал с особым благоговением. К тому же, тогда, в 1885 году, по подсказке венского живописца Крэя граф великодушно посылает молодого художника за свой счет в Академию изобразительных искусств, в Мюнхен. А потом и в парижскую академию Жульена.
Боже! Какая же лавина впечатлений и чувств обрушилась на голову провинциального моравского юноши! Париж стоил обедни! Хотя первое время Муха чувствовал себя чужаком посреди монмартровской богемы. Но исподволь он понял, что работает лучше, интереснее многих. Комплексы стали отходить. Юноша купил элегантный наряд и шляпу. Снял приличную комнатку-мастерскую. С радостью заставил подрамниками, этюдниками, мольбертом и стал подготавливаться к своей первой экспозиции. Однако вдруг грянул гром. Граф сообщал, что в связи с финансовыми затруднениями прекращает высылку денег. Это было не только нежданно, но без малого убийственно.
Муха оставался без средств к существованию, единственный на единственный с Парижем городом прекрасным, но хищным и более того опасным. Жестоким к слабым и неудачливым. Потом в дневниках, вспоминая тот самый отрезок времени своего становления, Альфонс напишет, что это было для него неопытного, чистого душой оптимиста страшное время трудностей и лишений. Однако отцу-портному в Моравию он пишет восторженные письма о том, как удачно устроился в качестве иллюстратора в какой-то газете, что у него шикарная квартирка и мастерская. И главное, полно заказов. Конечно, ему так хотелось глядеться преуспевающим! Своему сводному брату он более того послал в Моравию моднячее пальтецо, а сестрам кружева. Сверстники, жившие тогда рядом с ним, вспоминали, как Муха экономил на еде с целью покупки красок. Вспоминали, что он был улыбчив и без малого беспечен. Общителен и деликатно галантен с дамами. Из-за частой работы на пленэре простывал и то и занятие болел гриппом. Ненавидел мороз и осень. Был красив и статен, с загорелой золотистой кожей и белоснежными здоровыми зубами. И в борьбе с Парижем тот самый славянин стал побеждать. Париж любит сильных. В 1891 году у Мухи складываются серьезные отношения с книжными издательствами. В 1892 он по заказу иллюстрирует многотомную Историю Германии. Имеют грандиозный счастливый момент его театральные афиши. Критики пишут хвалебные статьи о его поющей линии, о его изысканном колорите, теплом, как само женское стан. Ему заказывает афишу сама великая Сара Бернар. Эта самая знаменитая в то время леди более того подписывает с ним контракт на шесть лет. Все рекламные афиши, панно, календари и прочие декоративные формы будет исполнять для нее только Муха. Ибо к этому времени он открыл свой манера неповторимый и один. Фортуна ныне улыбнулась ему.
И закрутилась карусель неплохих заказов. От крупных промышленников, делателей автомашин, шоколада и шляпок до бедных контор. Появились монеты. Но каким страшным напряжением сил! Он успел съездить на заработки в Америку. Там его уже встречали афишами с его изображением в совершенный подъем и аршинными буквами: В Соединенные Штаты приехал что ни на есть немалый художник-декоратор всех времен!. Он стал любимцем кругом. Даже в Японии, где открыли его музей. Но, конечно, аккурат парижский отрезок времени возродил его славу. Навсегда сделал Альфонса Муху желанным художником в экспозициях всемирных музеев и галерей.
Образ его постоянной героини очаровательной златокудрой славянки стал узнаваем неизменно и всеми. Даже в домах бедняков, на этикетках чая и дешевых конфет. Но сам Муха не ценил, не принимал этого серьезно. Считал только подступом к главной своей мечте служить родине и славянам вообще. В то время, когда у меня столик ломится от еды, с горечью писал он отцу, мой народонаселение голодает, страдает... И позже снова в письме к отцу:...я не декоративный художник... На прилагаемом листке Вы видите, каковы мои будущие темы. Можно прозвать это поэтизацией истории (как Вам угодно), но это не декоративная живопись. Хотя бедные также имеют право на красоту...
В конце концов его страстное охота сочинять картины воплотилось сквозь семь лет в серии крупных живописных полотен Славянская эпопея. Все это вещи патетические, серьезные. И написал их Муха уже, вернувшись на родину. И для родины. Передал в дар Праге. Но нужно проговорить, тогда это ни на кого не произвело впечатления. Его по-прежнему считали мастером афиши и интерьера. И его декоративные работы в Салоне главы администрации города в Муниципальном доме Праги считались куда больше популярными.
И ещё одна крайне важная край жизни этого великого поклонника женской красоты (довольно кинуть взор на его поэтичные женские портреты). Его личная, семейная бытие. На фоне многих влюбленностей Муха неизменно был счастлив любовью к единственной. В 1906 году, уже сорокашестилетним, прославленным, он женился в Париже на своей юной ученице и соотечественнице Марии Шитиловой. Она была и оставалась до конца жизни его любимой Музой, его моделью. Была младше художника на 22 года. И обожала его. Искренне и бескорыстно. Ибо к моменту их брака его долги были значительно больше его состояния. Однако они оба знали: финансы вещь наживная и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили двух дочерей рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на ослепительную мама. Потом он рисовал и их, дочерей молодых, свежих. И в поющих линиях их фигур, в их чертах находил все ее же, свою обожаемую Марию, оттого что до последнего часа не хотел и не мог отбояриться от ее чар.
Умер Альфонс Муха скрыто, 14 июля 1939 года, держа в ладони руку Марии. Он был в тяжком предчувствии ещё большей беды. Ведь уже началась вторая мировая битва. Уже четыре месяца сапоги нацистов топтали землю его романтически любимой родины. Перед ним на стене висели эскизы его последних рисунков. Наброски для почтовых марок. Как неизменно, полные красоты и изысканности. Что ж, его милый девиз с ранней, несытой юности: Бедные также имеют право на красоту он осуществил сполна.
Так же читайте биографии известных людей:
Альфонс III Alfons III
В 12491250 отвоевал у мавров область Алгарви на юге Португалии, завершив тем самым португальскую реконкисту.
читать далее →
Альфонс Испанский Alfons 13
Король Испании. Родился 17 мая 1886 в Мадриде через шесть месяцев после смерти своего отца, короля Альфонса ХII. Пока будущий король не достиг..
читать далее →
Альфонс Бертильон Alphonse Bertillon
Альфонс Бертильон сын уважаемого врача, статистика и вице-президента Антропологического общества Парижа доктора Луи Адольфа Бертильона, а также внук..
читать далее →
Альфонс Шанявский Alfons Shanyavskiy
Российский офицер польского происхождения, предприниматель, благотворитель.
читать далее →