Известные люди

»

Анатолий Бакушинский

Анатолий Бакушинский Anatoly Bakushinskiy Карьера: Деятель
Рождение: Россия
Бакушинский Анатолий Васильевич (1883-1939) вошел в историю советского искусствознания как разносторонний научный и общественный деятель. Его работы в области теории и практики эстетического воспитания, психологии творчества и психологии восприятия искусства, монографии о советских скульпторах, исследования народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.

Анатолий Васильевич Бакушинский родился в селе Верхний Лендех Владимирской губернии. Поблизости размещались старинные центры иконописи Холуй и Палех, где грядущий ученый мог следить за работой местных художников-иконописцев. Там он по-настоящему увлекся рисунком и скульптурой, мечтая посвятить себя профессии художника. И хотя задуманное не осуществилось, полученные в юности знания и навыки неизменно помогали в будущей деятельности Бакушинского-искусствоведа.

В 1911 году Бакушинский окончил историческое отделение историко-филологического факультета Юрьевского университета (нынче - г. Тарту). В течение шести лет помимо истории он изучал историю искусств, основательно занимался философией. В 1912 году Бакушинский поступил в Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина. Созданный в Москве институт для лиц, уже имевших высшее образование, отличался особой программой. В течение двух лет студенты наряду с общеобразовательными дисциплинами занимались музыкой, пением, физическими упражнениями, необходимыми для гармонического развития. Основное же внимательность уделялось разработке самой методики преподавания, что и привлекло Бакушинского в цифра слушателей.

Получаемые в институте знания он благополучно реализовывал в своей собственной педагогической деятельности в московском Петропавловском училище, где юный ученый читал в то время вектор движения истории искусства.

Проблемы художественного воспитания и психологии восприятия изобразительного искусства становятся для Бакушинского одной из ведущих тем. Главный акцент в разработанной им в 1918-1921 годах системе художественного восприятия ставился Бакушинским на "непосредственное творческое переживание произведения искусства".

С первых дней революции Бакушинский отдает свой зажиточный навык и знания делу эстетического воспитания народных масс, впервой приобщавшихся к мировому художественному наследию. Он публикует цикл статей на тему "Как взирать картину", обращенный к рабочей аудитории; ведет планомерную работу по улучшению качественного уровня художественных экскурсий, которые виделись Вакушинскому одной из эффективнейших форм пропаганды искусства. Анатолий Васильевич считал экскурсию таким же творческим актом, как и само искусство. Созданная им учебное заведение творческой экскурсии видела свою главную задачу в том, чтобы "обучить смотреть" произведения искусства. Ее пытались находить решение слушатели организованного им в 1918 году семинара, в котором, помимо самого руководителя, преподавали такие видные деятели советского искусства, как архитектор И. В. Жолтовский, скульптор В. Н. Домогацкий, графики В. Д. Фалилеев и И. Н. Павлов. Семинары эти проводились в Цветковской галерее, дававшей богатые возможности сравнения и анализа произведений, настолько необходимые для методики ученого. С 1917 года Анатолий Васильевич являлся хранителем галереи - собрания русского искусства, принесённого в дар Москве в 1909 году банковским служащим и. ]? Цветковым. В 1926 году оно влилось в состав Государственной Третьяковской галереи, а в 1927 году Бакушинский стал заведующим отдела графики ГТГ. Многолетняя служба над уникальным цветковским собранием рисунков выдающихся русских мастеров делает ученого специалистом в области русской графики. В 1925 году выходит первостепеннный каталог цветковского собрания живописи и рисунка - плод кропотливого труда Вакушинского-хранителя.

Двадцатые годы - время до предела насыщенной общественной и педагогической деятельности ученого. С 1920 года он читает лекции в Московском государственном университете, Литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова, ИФЛИ. Среди его учеников будущие видные советские историки искусства М. В. Алпатов, Н. И. Врунов, В. М. Василенко. С основанием в 1921 году Государственной Академии художественных наук (ГАХН), Вакушинский - ее действительный член, глава психологического отделения Академии. Одновременно он работает и в Институте археологии и искусствознания. Научно-экспериментальном институте художественной промышленности.

Неоспоримой заслугой ученого является его деятельное участие в восстановлении отечественных народных промыслов. Под непосредственным руководством Бакушинского, заложившего в своих научных трудах основы советской науки о народном искусстве ("Искусство Палеха", 1934; "Искусство Мстеры", 1934), велась служба по возрождению народного искусства Дымки, Городца и Хохломы, развитию современного искусства в бывших иконописных центрах Палеха, Мстеры и Холуя.

Большой вклад вписал Бакушинский в теорию и историю искусствознания. Его наиболее внушительный теоретический работа - книжка "Художественное творчество и воспитание" (1925). Имя Бакушинского связывается и с первыми исследованиями о советской скульптуре. По его статьям 20-х - начала 30-х годов в эти дни легче уяснить ход становления советской скульптуры. Он первым откликнулся на новое для русского искусства явление - организацию самостоятельных скульптурных экспозиций, устраиваемых с 1926 года Обществом русских скульпторов (ОРС). Результатом настолько пристального внимания к пластическим искусствам стали монографии о первом председателе ОРС В. Н. Домогацком (1936), скульпторе-анималисте и графике В. А. Ватагине (1933).

После смерти автора, в 1939 году, вышла его книжка о Н. А. Андрееве - скульпторе, рисовальщике, театральном художнике, авторе московских памятников Н. В. Гоголю и А. Н. Островскому, основоположнике ленинской темы в советском искусстве. Эта монография остается и нынче капитальнейшим исследованием о выдающемся мастере советского изобразительного искусства; а глава об андреевской "Лениниане" наряду со статьями предшествующих лет на ту же тему стала первым обобщающим исследованием о художественном воплощении образа В. И. Ленина. Вакушинский органично соединял в себе врожденный педагогический дар, незаурядный писательский дар, скрупулезность музейного работника и инициативность общественного деятеля. Его имя для нас насовсем останется неразрывно связанным с советским искусством 20-30-х годов.

Использованы материалы статьи Н. Семеновой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Баранов Anatoly Baranov

Главный редактор портала КПРФ,бывший советник заместителя председателя Правительства.
читать далее

Анатолий Ермолин Anatoly Ermolin

Российский политик, депутат Государственной думы четвёртого созыва.
читать далее

Анатолий Зленко Anatoly Zlenko

Украинский государственный деятель. Дважды Министр иностранных дел Украины.
читать далее

Анатолий Кинах Anatoly Kinah

Украинский политический и государственный деятель, предприниматель, почётный профессор НГГУ им. Петра Могилы.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий