Известные люди

»

Анатолий Гладун

Анатолий Гладун Anatoly Gladun Карьера: Профессор
Рождение: Россия
У нас все время существует потребность адаптировать, трансформировать достижения науки в учебный процесс, потому что физика учебная и физика научная это две большие разницы.

Анатолий Деомидович, так как вы стали заведующим кафедрой общей физики относительно недавно, расскажите, не откажи в любезности, лаконично о себе, о вашей научной деятельности?

В 1959 году я закончил МФТИ, в 1962 его аспирантуру. Через некоторое время стал заместителем заведующего кафедры общей физики, ее тогда возглавлял Сергей Петрович Капица. Спустя 15 лет ушел в какой-то затворенный ящик. Оттуда меня профессор Юрий Михайлович Соломенцев, ректор МГТУ Станкин, перетащил в свой институт. На самом деле там была крайне хорошая лаборатория физики. Считалось, что физика в Станкине поставлена на приличном уровне, и, пожалуй, как раз это послужило толчком для моего перехода. И вот ныне, по прошествии двадцати лет, я вернулся вспять на Физтех.

Что касается научной деятельности, то сфера интересов весьма обширная: у меня есть работы в области электроники, физики плазмы, физики полупроводников в сильных магнитных полях, квантовой теории поля и более того прикладной механики.

В Станкине я организовал физико-технический факультет, середина физико-технологических исследований, отмечу, что кафедра физики там в основном состоит из выпускников МФТИ, они играют ведущую образ.

Вы закончили Физтех. Какой факультет?

Вы знаете, у нас тогда не было факультетов. Лишь когда мы заканчивали, они появились. Нас формально приписали к факультету радиотехники. На самом деле, когда я поступал на Физтех, не думал, что буду преподавать физику. Я поступал сюда, чтобы заниматься наукой, если бы хотел преподавать пошел бы, вероятно, на физфак.

У нас тогда на Физтехе был весьма дюжий лектор Габриель Семенович Горелик. Это феноменальный педагог, на самом деле, недооцененный. Он проработал тут всего 4 года, а после этого попал под электричку. Как-то нелепо... Это была шибко яркая персона.

А после этого была такая история: Исаак Маркович Халатников читал нам теоретическую физику, отобрал на курсе (из ста с лишним человек) двоих меня и Мишу Корсунского и повез к Ландау сдавать теорминимум, это было в пятом семестре. Так что я был причастен к школе Ландау. А в ящик я следом пошел потому как, что в этом месте не оказалось места для теоретика. Сложная была история, но существенно не это немаловажно, что моим крестным отцом в физике был Габриель Семенович Горелик, опосля Исаак Маркович Халатников, следом был Феликс Рувимович Гантмахер, вслед за тем Лев Давидович Ландау, опосля Евгений Михайлович Лифшиц. Так что на самом деле, это правда все возвращается на круги своя, только вот на другом уровне. И вследствие того что я сызнова на Физтехе, в настоящий момент уже как зав. кафедрой общей физики.

В близкое время мною было предложено как собак нерезаных задач для экзаменов по физике. В целом я не терял связи с Физтехом: я член специализированного совета по защите диссертаций, участвовал в работе ФОПФа, и многое другое.

А истина, что вы были научным руководителем декана ФОПФ Федора Федоровича Каменца?

У меня было в этом месте шибко страсть сколько учеников примерно 30 джентльмен. Владимир Георгиевич Лейман, Сергей Михайлович Коршунов, а единственный из моих учеников Виктор Иванович Рыжий защитил докторскую в двадцать восемь лет и стал членом-корреспондентом РАН. Федор Федорович был в близкое время моим аспирантом. Собственно, я его рекомендовал на пост заместителя декана. Сейчас мы друзья, истина, он меня до сих пор считает своим учителем, хотя давнехонько уже в научном плане не сотрудничаем, общаемся в других направлениях.

Давайте перейдем к такому животрепещущему вопросу как госэкзамен. Расскажите, как он прошел у 4-го курса, и как будет проходить в настоящее время.

Я считаю, что он прошел недурственно, привычно. Были мелкие огрехи. Но занятие в том, что в таком виде он ни при каких обстоятельствах не повторится. Этот экзамен был не по общей физике, а по физике. Там нужно было учитывать и то, что было в теоретической физике, и в теормехе, и в квантовой электронике и т. д. Целью экзамена была ревизия остаточных знаний, и это определяло всю политику, все правила игры.

А сегодня экзамен вернулся на родное местоположение, в 6 семестр.

Будет письменный экзамен с возможностью пользоваться каждый литературой, и устный экзамен, где пользоваться будет воспрещено ничем. Будут билеты. В билете три пункта: начальный обсуждение результатов письменной работы, второй пункт вопросительный мотив по выбору, и третий пункт из программы.

Вопрос по выбору будет приниматься из этих же программных вопросов (60 + 40 дополнительных, которые будут опубликованы в газете, размещены на сервере МФТИ) из современной физики: лазерная спектроскопия, загадки Солнца, ридберговы атомы, атмосфера Земли, релятивистские электронные пучки, фракталы в физике твердого тела и так дальше.

Некоторым студентам будет разрешено выдумывать вопросы самому. Это должна быть служба экспериментального характера, выполненная собственными руками, к примеру, лекционная демонстрация, лабораторная служба или что-то оригинальное. Мы считаем, что таких студентов будет мало один-два в группе.

Но в текущий момент уже, по всей видимости, немного времени для проведения эдакий экспериментальной работы?

Времени, конечно, к сожалению, самое малое, но правила уже приняты. Сейчас все в завершающей стадии. За нами ещё тянется экзамен для тех, кто не сдавал гос по уважительным причинам, потому на кафедре весьма напряженная обстановка все время госэкзамены. Организовать экзамен для всего института (это порядка 600 человек) занятие тяжелое, нужно полно сил и энергии. В следующем же году все пойдет своим чередом.

Значит, все стало как было?

Да, стало, но только статус в настоящее время другой. Раньше тот самый экзамен был заключительным по физике на правах госа, но это право мы сами ему дали. А ныне у него право квалификационного бакалаврского экзамена. Это должен быть самое меньшее, тот, что определит бакалавр ты или не бакалавр. Такой экзамен будет ещё по математике и плюс выпускная бакалаврская служба. Еще плюс экзамен по специальности в магистратуре. Т. е на физтеха накладывается такая тяжелая упряжка.

Не знаю, нужно ли это все в таком объеме, я не уверен. Но что в аккурат физтех должен чем-то шибко разниться. Опыт показывает, что пацаны сдают шибко славно. Я считаю, что мы завышаем оценки, в особенности пятерку. Конечно, на госэкзамене бессмысленно снижать оценку, напротив, нужно как-то поощрить, в этом я не вижу ничего дурного. Но на обычных, так называемых линейных экзаменах, требования должны быть повышены.

Какая образ отводится преподавателям кафедры теорфизики на этом экзамене?

Они выполняют, как бы, образ разведчиков. Они видят, что то, что читается на кафедре теорфизики, тяжело приметить в знаниях студентов. Мы к этому уже привыкли, а они ещё наблюдают. К этому времени ибо на многих факультетах теорию поля уже прошли, квантовую механику, а в знаниях это не обнаруживается. Скорее всего, я чуток гиперболизирую. Но для них немаловажно почувствовать обратную связь. Для нас же теоретики важны как оппоненты, как критики, как помощники, как партнеры.

Когда-то, на заре Физтеха, этому экзамену придавалось огромное важность. Физику преподавали академики Капица и Ландау. Вот тогда-то и был первоначально введен госэкзамен. Были известные задачи Капицы, дядя, тот, что решал их, был весьма уважаем, в особенности посреди студентов. А затем тот самый экзамен исчез. Но время шло, и когда ректором стал Олег Михайлович Белоцерковский тот самый экзамен для повышения уровня физики был введен снова. Собственно, аккурат он тогда привлек меня на кафедру физики в качестве заместителя заведующего. Основная мысль состояла в том, чтобы притянуть в институт академиков. На первые экзамены приглашались все академики, до которых мы могли достучаться. Народ приглашался сильно квалифицированный. И когда заканчивался экзамен, его обсуждение носило порядок Физика в СССР. Это был торжество физики. Собственно, тогда и возникли вопросы по выбору, для того, чтобы студент мог что-то повествовать академику, разговаривать с ним. Капица же первоначально мыслил так: кто не сдаст тот самый экзамен в 5 семестре, тот переходит в прочий вуз. Но ушел, по-моему, только единственный джентльмен, потому как, что базы сказали: Зачем перескакивать, хорошие пацаны.... В итоге как-то все и затихло.

И вот история распорядилась так, что я стою сызнова у порога, и придаю этому экзамену новую форму. Эта форма бакалаврская, статус государственный. Праздника уже чуть-чуть, основательный экзамен, но в любом случае, я считаю, что это нехило!

Экзамен требует новых задач, новых подходов, значит, кафедра все время должна что-то творить, люди должны заниматься наукой, по-другому предложенные задачи будут носить нрав схоластический.

Госэкзамен нам нужен. Хотим произвести ставку на третий вектор движения. У нас 5 и 6 семестры сильно оригинальные, вследствие того что что они открыты для свежих идей в этом месте все время появляются новые лабораторные работы, программа стабильно ориентируется на современную физику, нет установившегося, в этом месте творчество.

У нас все время существует надобность адаптировать, трансформировать достижения науки в учебный ход, вследствие того что что физика учебная и физика научная это две большие разницы. И между ними порой пропасть. Собственно, люди, которые преподают на Физтехе, должны быть сильно творческими, оттого что необходимо быть вместе с тем на высоком уровне и в науке, и в педагогике. Если на младших курсах главное действующее лик человеческий педагог, и то лучше сочетание педагога и ученого, то на третьем курсе педагог должен быть непременно отличным ученым.

Анатолий Деомидович, что бы вы хотели услыхать от студента, тот, что сдает госэкзамен?

Я хотел бы зреть умные глаза. Хотел бы видать увлеченного человека. Конечно, мне бы хотелось заметить экспериментальную работу. Хотя это, конечно, нелегко. Чтобы это был джентльмен с задачей, что бы он ее решил независимо, творчески. Доставляет блаженство, когда джентльмен мыслит ясно, физически. У нас такие пацаны есть. Когда это не дежурный вопросительный мотив (по выбору), а выстраданный, обдуманный. Работа может быть более того нелепой, может быть, какой-то диссидентской, но джентльмен должен быть ее творцом!

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Гуревич anatoly Gurevich

Участвовал в гражданской войне в Испании в качестве добровольца. Он служил переводчиком при командарме Г. М. Штерне. Параллельно он вёл и..
читать далее

Анатолий Грибков Anatoly Gribkov

Награжден 13 орденами Советского Союза, в том числе тремя орденами Ленина, тремя - Отечественной войны, Октябрьской Революции, двумя - Красного..
читать далее

Анатолий Квашнин Anatoly Kvashnin

Анатолий Квашнин с рвением бросается выполнять любой, пусть и бессмысленный, приказ начальства. За это оно его и любит.
читать далее

Анатолий Молотков Anatoly Molotkov

В 1988 году А. П. Молотков вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. В настоящее время он работает на кафедре Военной академии ракетных..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий