Известные люди

»

Анатолий Грачев

Анатолий Грачев Anatoly Grachev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 5.6.1919
Войну Анатолий Грачёв закончил в составе 159-го Гвардейского авиаполка. Всего совершил 270 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 26 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями.

Родился 5 Июня 1919 года в деревне Митяево, сегодня Можайского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы 7. Работал электриком, далее шофёром, занимался в Дзержинском аэроклубе столицы. С 1939 года в Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Октября 1941 года. Боевое крещение получил на Западном фронте в составе 438-го истребительного авиаполка. В начале 1943 года он был направлен в 272-й ИАП, сражался под Курском, освобождал Белоруссию и Польшу.

К Сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 272-го истребительного авиационного полка ( 309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная вс, Западный фронт ) Старший лейтенант А. А. Грачёв совершил 210 боевых вылетов, провёл 54 воздушных боя, в которых лично сшиб 16 самолётов противника и 6 в составе группы.

С Декабря 1943 года по Июль 1944 года сражался в 49-м истребительном авиаполку. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну Анатолий Грачёв закончил в составе 159-го Гвардейского авиаполка. Вэтого совершил 270 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сшиб 26 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами.

После окончания войны, до 1953 года, продолжал служить в ВВС, летал на реактивных боевых машинах. Затем уволился в припас. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями. Умер 26 Апреля 1996 года.

* * *

Ветераны войны, старые солдаты - уважаемые в нашей стране люди. К ним, прошедшим большую школу жизни, нередко обращаются с просьбой поведать о себе, о событиях далёкой, но по - прежнему волнующей военной поры. Нередко с такими просьбами обращались и к Герою Советского Союза Анатолию Александровичу Грачёву. Приходили к нему школьники, допризывники и те, кому суждено было появиться в канун Великой Отечественной войны или в первые послевоенные годы. И он ни при каких обстоятельствах не отказывал им. В этом ветеран войны видел свой социальный должок. Но каждый раз, когда Анатолий Александрович давал согласие на выступление, его волновал вопрос: с чего приступить расклад, о каких событиях поведать слушателям ? Участнику многих сражений соорудить это непросто. С первых месяцев Великой Отечественной и до последнего её дня он нёс нелёгкую ратную службу лётчика - истребителя, участвовал в воздушных боях в Подмосковье, во время разгрома вражеских войск на Курской дуге, при освобождении Белоруссии и Советской Прибалтики, под Кёнигсбергом...

- Биография моя, - так просто начинал свой расклад Анатолий Александрович, - самая обыкновенная. Родился в семье рабочего. В 1935 году, после этого окончания 7 классов столичной средней школы 7, начал рабочий тракт электриком на автобазе Госбанка СССР. Вскоре окончил курсы и начал водить автомашину. Тогда же появилась у меня греза сделаться лётчиком. С ней и пришёл в аэроклуб Дзержинского района столицы. В 1938 году без отрыва от работы окончил его. А следом подоспело время призыва в армию.

Анатолия Грачёва направили в Борисоглебскую военную авиационную школу. Осенью 1940 года его греза сбылась: он стал лётчиком - истребителем. А вскоре началась его фронтовая жизнеописание. И было тогда Грачёву всего только 22 года.

Своё боевое крещение Младший лейтенант Грачёв получил в Октябре 1941 года на Западном фронте в составе 438-го истребительного полка. Он с нетерпением ждал первого воздушного боя, чувствовал себя подготовленным к нему. Сказалась без малого годичная работа лётчиком - инструктором в запасном авиационном полку. Там Грачёв сформировался как авиатор, добро обладающий техникой пилотирования, тактическими приёмами воздушного боя, приобрёл командирские навыки. И всё же первая схватка с врагом произвела неизгладимое ощущение. Огонь пришлось новости не по мишени - конусу, как в прошлом, а по реальной цели. Этот воздушный мордобой, длившийся всего немного минут, закончился безрезультатно, если не мнить того, что супротивник, не выдержав активности советских лётчиков, покинул поле боя. Но Грачёв, в первый раз вблизи увидев противника, сумел дать оценку его действия и сделал для себя вывод: "Врага нужно и позволительно ударять наверняка".

После этого боя он обрёл ещё большую уверенность и, как справедливо подметило руководство, смелость и инициативу, которые так необходимы при выполнении каждого задания. В одной из его характеристик так и записано: "Грачёв обнаруживал постоянное влечение к бою с воздушным противником. Он завсегда искал врага и неотступно преследовал его, чтобы с короткой дистанции истребить. Неоднократно Грачёв вступал в схватку с превосходящими силами противника и, как правило, вечно выходил победителем".

...8 Июля 1942 года Анатолий Грачёв в паре с сержантом М. Гудковым находились в воздухе в районе Буда - Монастырская. Они прикрывали наземные войска от ударов вражеской авиации. Дежурство близилось к концу, когда в западной части неба Грачёв заметил самолёты. "Свои или чужие ?" Всмотрелся, узнал: вражеские бомбардировщики. До 20 самолётов шли колонной на восток. Решение созрело в два счета.

- Воздух ! - сообщил Грачёв по радио на аэропорт и, не дожидаясь подхода своих истребителей, находившихся в готовности 1, направил самолёт навстречу врагу. Нельзя было предположить, чтобы "Юнкерсы" сбросили бомбовый груз на позиции наших войск. Надёжно прикрытый Гудковым, Анатолий решил штурмовать врага в лоб. С первых же выстрелов вывел из строя единственный "Юнкерс". Охваченный густым дымом, тот разко пошёл на понижение, а Грачёв, не меняя высоты, врезался в строй вражеской колонны. Прошло ещё немного секунд, и вдогонку за ведущим группы, плотно дымя, стали грубо снижаться ещё 2 немецких самолёта. А к тому времени подоспели и наши истребители. Врагу ничего не оставалось, как в беспорядке свалить бомбовый груз в стороне от цели и торопливо завернуть назад.

Высокое мастерство советского лётчика, его дерзкие и решительные атаки вызвали восхищение у тех, кто видел мордобой с земли. Радовал плод воздушного боя: не так уж нередко случалось, чтобы единственный лётчик в одной воздушной схватке сшиб безотлагательно 3 вражеских самолёта. Грачёв со своим ведомым сорвал попытку врага причинить бомбовый потрясение, надёжно прикрыл наземные войска.

А посредством 2 дня Анатолий еще раз отличился. На тот самый раз к аэродромному узлу 203-й авиационной дивизии на высоте приблизительно 3000 метров шли 2 Ме-109. Грачёву, находившемуся в воздухе, передали по радио вектор движения и местонахождение немецких самолётов. Получив эти данные, Анатолий с набором высоты направил туда свою машину. Ведомый, сержант Гудков, метко следуя маневру ведущего, устремился за ним. Набрав высоту, Грачёв ещё до подхода к району, где могли находиться вражеские истребители, стал чутко просматривать воздушное пространство. Он скрупулезно обозревал переднюю полусферу, поочередно переносил точка зрения в пространство то по левому, то по правому борту. Не забывал посматривать и вниз. Такой тщательный обзор необходим был в связи с тем, что недруг мог изменить своё положение в воздухе.

Грачёв, как и сообщили ему с земли, увидел пару вражеских истребителей внизу, на прежней высоте. Они, видимо, вылетели на свободную охоту. Мысленно прикинув, как лучше штурмовать противника, Анатолий предпочёл заглянуть со стороны солнца и ударять врага позади, с хвоста. Выполнив необходимый маневр, он круто направил самолёт вдогонку за замыкающим вражеской пары. Как только добился необходимой дистанции, нажал на гашетку. Вражеский самолёт, вспыхнув ярким пламенем, стал молниеносно валиться, а Грачёв, выравняв свой истребитель, устремился за ведущим "Мессером". Преследование было недолгим. Он настиг врага и с короткой дистанции уничтожил его. Оба вражеских "охотника" упали в расположении наших войск, готовившихся к наступлению.

Вскоре после этого этого Анатолий Грачёв удостоился первой награды - ордена Красной Звезды. Одновременно он получил звание Лейтенанта и направление в 272-й истребительный авиационный полк. С этим полком связано его участие в битве на Курской дуге, в освобождении Белоруссии и Польши, в последующих боях.

Летом 1943 года началось новое штурмование советских войск. Могучим вихрем оно закружило врагов, понесло их на запад, к границам рейха. Стремясь сдержать тот самый всесокрушающий натиск, немцы цеплялись за произвольный выгодный предел. Советская авиация, помогая своим наземным войскам, наносила удары с воздуха по активный силе и технике противника, блокировала его аэродромы, вела непрерывную воздушную разведку. Задания следовали одно за другим. Лётчики - истребители сопровождали бомбардировщики и штурмовики, надёжно прикрывали наши войска от налётов вражеской авиации, вылетали на свободную охоту и в разведку.

О напряжённости боевых действий 272-го полка в то время разрешается судить по действиям только одной эскадрильи, заместителем командира которой был Грачёв. Лётчики этой эскадрильи только за 2 недели наступления, с 7 по 21 Августа 1943 года, произвели возле 200 боевых вылетов, сшибли 27 вражеских самолётов. В выполнении без малого каждого из этих заданий участвовал и Анатолий Грачёв. Его, как и некогда, отличали высокое боевое мастерство, смелость и отвага. Таким он был и в бою 9 Августа 1943 года, когда ему довелось участвовать в сопровождении группы из 45 бомбардировщиков Пе-2 для удара по скоплению вражеских войск в районе Гнездилова.

На перехват советских бомбардировщиков тогда вылетело 12 вражеских FW-190. При попытке врагов сблизиться Грачёв во главе четвёрки Ла-5 первым бросился навстречу и связал их боем. Он смело атаковал вражеские истребители, сшиб единственный "Фокке - Вульф", повредил иной. Так же смело и радикально действовали и его ведомые. Они обеспечили успешное выполнение задания. Наши бомбардировщики, сбросив груз на мишень, без потерь вернулись на свой аэровокзал.

За активное участие в летнем наступлении советских войск Анатолий Грачёв удостоился второй награды - ордена Красного Знамени. К тому времени за ним, заместителем командира эскадрильи, уже укрепился авторитет не только первоклассного лётчика, но и умелого командира. Он щедро делился с подчинёнными своим боевым опытом, учил их меткой стрельбе и тактике борьбы с воздушным противником. К осени 1943 года Грачёв совершил 210 боевых вылетов, участвовал в 54 воздушных боях. На его личном счету значилось 16 сбитых вражеских бомбардировщиков и истребителей. Кроме того, 6 машин противника были им сбиты в групповых боях.

Родина по достоинству оценила боевые заслуги Старшего лейтенанта А. А. Грачёва. Указом Президиума Верховного Совета СССР в Феврале 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны Анатолий Грачёв совершил 270 успешных боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях, уничтожил 26 самолётов противника лично и 7 в составе группы. Все победы одержаны на ЛаГГ-3, "Харрикейне" и Ла-5.

В послевоенное время прославленный авиатор ещё длительно служил в частях ВВС. Сменив винтомоторный самолёт на реактивный, он обучал и воспитывал молодых лётчиков, передавал им свой обеспеченный боевой навык и знания.

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Елдышев Anatoly Eldyshev

Лейтенант А. А. Елдышев совершил 272 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 7 самолётов противника. 0 года за мужество..
читать далее

Анатолий Кадомцев Anatoly Kadomcev

Гвардии капитан А. И. Кадомцев произвёл 280 боевых вылетов, уничтожил и повредил более 60 танков, 340 автомашин, 16 самолётов на земле и 4 в..
читать далее

Анатолий Карелин Anatoly Karelin

Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. 0 года за образцовое выполнение служебного долга заместителю командира истребительного авиационного..
читать далее

Анатолий Квочур Anatoly Kvochur

В 1992 году Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур удостоен высокого звания Героя Российской Федерации. Он также награжден орденами..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий