Известные люди
»Анатолий Ким
Рождение: Россия, 15.6.1939
Родился в семье преподавателей-корейцев, чьи предки поселились в России в середине 19 в. Учился в Московском художественном училище Памяти 1905 года, выступает и как художник и оформитель собственных книг. В 1971 заочно окончил Литературный институт им. А.М.Горького.
Начал с публикации рассказов и повестей, тематически связанных с Дальним Востоком и Сахалином и несущих на себе печать национального корейского миросозерцания, быта, фольклора и художественной образности, напоминающей порой четкую и виртуозную графику южноазиатских мастеров (рассказы Шиповник Мёко, Акварель, оба 1973; повесть Поклон одуванчику, 1975; сборники Голубой остров, 1976, Четыре исповеди, 1978, Соловьиное эхо, 1976, опубл. 1980, Нефритовый поясок, 1981, Собиратели трав, 1980, опубл. 1983, с посвящением моей дорогой матери). Тяготение к лирико-философской медитативности, сюжетной размытости, медленному, детально-вдумчивому развертыванию повествования проявились в повести Кима Луковое поле (1976, опубл. 1978), где героем выведен единственный из характерных для отечественной словесности 1970-х1990-х годов, с ее апологией аутсайдерства, типов опустившийся бродяга, наделенный, при всей беспорядочности внешнего бытия, психологической тонкостью и душевной чистотой, а идейную нагрузку принимают на себя сквозные образы-символы, знаменующие всеединство человечества и природы. Сплав риторики, смысловой многозначительности (ложной, по мнению некоторых критиков) и поэтичности, подкрепленной ритмической организацией словесной ткани и внешней алогичностью повествования, меняющего углы зрения, временную и пространственную локализацию, отдаляет прозу Кима от иллюзии достоверности, приближая к символической универсальности более того в тех случаях, когда в основу сюжета положена жизнеподобная обстановка (повесть Лотос, 1980, где рассказывается о прощании художника с умирающей матерью, и Смерть, в традициях, близких к буддизму и суфизму, выступает как ход преображения души, а Творчество в духе известного латинского афоризма о вечности искусства как технология вручить бессмертие земному бытию). Реальность и миф, психологизм и дискурс, зооморфизм и сквозной для Кима тезис о взаимосвязанности и взаимопереходности всего сущего, воплощенный в идее переселения душ, отличают и одно из наиболее заметных произведений Кима роман-сказку Бель (1985). Судьба четырех друзей-художников, заговор зверей, задача зла и скотского (т.е. мефистофельского, дьявольского начала) в человеческой природе, продолжая одну из продуктивных линий развития западноевропейского философского романа 20 в. (Люди или животные? Веркора), у Кима разрешается соотношением конечного и грешного человеческого бытия с вечной правдой искусства, дающего вероятность человеку посредством акт творчества (соравного Божественному акту творения) в далекой перспективе приобрести свою высшую, анти-звериную сущность и бессмертие, даруемые как награда тому, кто сотворит свою бытие по-человечески, созидая, а не убивая (потому как запрещено сделаться бессмертным, отняв существование у другого). Интерпретация художника, человека творящего как лучшего представителя рода, противостоящего сытой приземленности, животности филистера (мещанина, бюргера, обывателя), имеет своим первым литературным прецедентом концепцию немецких романтиков (Э.Т.А.Гофман, братья А.В. и Ф.Шлегели), с которыми (в особенности с первым) Кима роднит и эклектичность мозаичного повествования, загадочность и фантасмагорийность многопланового текста (секрет одно из ключевых понятий поэтики Кима), словесная избыточность, пристальное внимательность к явлениям метемпсихоза. Последнее, соединенное со взглядом на цивилизацию с космической точки зрения и апокалиптическими прогнозами сравнительно будущего человечества, проявилось в самом известном романе-притче Кима Отец-Лес (1989). Полифония образов трех поколений дворянской семьи Тураевых, судьбами и мыслями узко связанных с мощной и таинственной жизнью большого мещерского леса, помогающего им перейти от суеты, мелочности и злобы в светлое чувство радостного слияния с миром, купца Ферапонтова, сержанта Обрезова и других, сплетающихся с образами Змея-Горыныча и дерева, символизирует до того близкую Киму идею всеединства планеты, в которое дядя вносит дисгармонию, бездумно разрушая Лес, естественную природу не только вторжением в нее (многозначный образ богини плодородия Деметры-Земли, разведенной с крес
тьянином и механически насилуемой химикатами и т.п.), но и отступлением от закона дерева, воплощающего высшую свободу: интенсивной внутренней работы (Ким разделяет буддийскую теорию духовности всех форм жизни на земле) при отсутствии какого-либо насилия, попрания свободы другого. Здесь становится в особенности отчетливой христианская тенденция, вызревающая в горниле многоразличных религиозно-философских напластований прозы Кима (в т.ч. результат романа Белка:...необходимо стойко и неустанно трудиться для накопления всеобщей энергии добра). Христос сам является Звездным (и огорченным) Гостем в конце романа, оставляя его герою сгустку человеческих страстей и боли одну надежду: В новом мире я в первую голову умру от ненависти, которая исходит от моего одиночества, а далее воскресну от любви, которая не сможет отдать богу душу сообща со мной. И на земле вырастет новоиспеченный Лес, благоухающий, без гнева и зла...
Ноосферное, по определению некоторых критиков, художественное мышление Кима модифицируется в фантастически-мифологическую философскую притчу в повести Поселок кентавров (1992), где в традициях, заставляющих припомнить Дж.Свифта, беллетрист рассказывает о конфликте двух миров: видимого, суетного и грешного, в котором живут и противоборствуют люди, кентавры, лошади и амазонки, и высшего, незримого всемогущих существ, вершащих этический суд над животным миром, над человечеством, в конце концов уничтожающего себя тяготением к животности, своей грубой корыстной чувственностью.
В романе Онлирия (1995) философско-провиденциальная символика развернута писателем на основе библейских текстов и манихейских представлений об истории человечества как Мировой Игре между Богом и созданным им же Князем зла. Однако в этом месте Ким полагает возможным и избавление человечества, его Воскресение в царстве бессмертия Онлирии. Проза Кима представляется одним из вариантов продолжения линии, намеченной в современной отечественной литературе фантастом-ученым И.А.Ефремовым (роман Туманность Андромеды и др.), с стремлением к космизму и интеллектуальному анализу с учетом, и все-таки, большей лиричности, сложной метафоричности, сюжетной размытости (в особенности в ранних вещах), введением религиозно-мифологической символики и обостренной экологичности проблематики у Кима и принципиально иным знаком отношения к растущей технократической мощи человека, оцениваемой Кимом как амбициозно-дьявольский дорога к саморазрушению.
Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Мариенгоф Anatoly Mariengoph
Известен как участник группы имажинистов, автор стихотворений, поэм и пьес. Пьеса Рождение поэта (1951) посвящена М.Ю. Лермонтову. Воспоминания о..
читать далее →
Анатолий Праудин Anatoly Praudin
В 1991 году стал лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства за спектакль "Алиса в Зазеркалье".
читать далее →
Анатолий Соловьяненко Anatoly Solovyanenko
На Киностудии имени Довженко был снят музыкально-художественный фильм Вызов судьбе с участием А.Б. Соловьяненко. В 1982 году вышла книга А.К...
читать далее →
Анатолий Королькевич Anatoly Korolkevich
Выдающийся артист оперетты, герой блокадного Ленинграда, непревзойдённый комик театра Музкомедии.
читать далее →