Известные люди
»Анатолий Константинов
Рождение: Россия» Москва, 12.6.1923
Гвардии Капитан А. У. Константинов совершил 294 боевых вылета, в 90 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Удостоен ряда иностранных орденов и медалей.
Родился 12 Июня 1923 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 9 классов неполной средней школы и аэроклуб. В 1940 году, по путёвке комсомола, был направлен в Тбилисскую военную авиационную школу пилотов, которую удачно окончил в 1941 году.
С 1942 года в действующей армии. Сражался на Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии.
К Февралю 1945 года начальник эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан А. У. Константинов совершил 294 боевых вылета, в 90 воздушных боях сшиб 19 самолётов противника.
К концу войны произвёл 327 боевых вылетов, участвуя в 107 воздушных боях, лично сшиб 23 самолёта противника. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.
После окончания войны без малого 20 лет служил на Дальнем Востоке. Летал до 1962 года на различных типах боевых машин - МиГ-15 и МиГ-19, Як-25 и Як-28. По личному ходатайству Маршала Малиновского был принят в Военную академию Генерального штаба, которую окончил в 1964 году. В 1970 - 1980 года командовал войсками Бакинского, а в 1980 - 1987 годах - Московского округов ПВО. С 1985 года - Маршал авиации. Депутат Верховного Совета СССР 9 - 11 созывов. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Удостоен ряда иностранных орденов и медалей. Живёт в Москве.
* * *
Московский школьник Анатолий Константинов, как и многие его сверстники, спешил всё познать, всё вкусить произвести своими руками. Ему хотелось быть похожим и на стахановцев, и на полярников дрейфующей станции, но больше всего на героев - лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова. И потому он самозабвенно учился в Бауманском аэроклубе. Недосыпал. Спешил по ночному городу к лётному полю, а после этого, с утренних полётов, - на занятия, работу.
Ещё дома, в Сыромятниках, на школьной скамье Анатолий пристрастился к книгам, они стали его добрыми друзьями. Много читал и в военной авиашколе. Там, под руководством опытных командиров, он в совершенстве освоил лётное занятие, получил крепкую закалку, приобрёл прочные теоретические знания, научился летать.
Война застала Константинова в 83-м истребительном авиационном полку. Здесь он осваивал свежеиспеченный самолёт Як-1, недавно поступивший на вооружение ВВС, учился летать в любую погоду, совершенствовал стрельбу из пулемётов и пушки.
Анатолий рвался на фронт. Он просил руководство послать его на Западный фронт, оберегать от воздушных налётов врага свой близкий городок - Москву. Однако в действующую армию 19-летний Константинов попал только летом 1942 года. Причём направили его под Сталинград. Там тогда развернулась ожесточённая битва, ставшая одним из поворотных событий Великой Отечественной войны.
Он прибыл на местоположение в конце Августа и с ходу включился в боевую работу. Летая на истребителе Як-1, Анатолий принял участие в жарких схватках с немецкой авиацией над Мамаевым курганом. Больше половины боевых вылетов у Константинова было связано с сопровождением штурмовиков. Анатолий снабжал эффективность их удара, отбивал атаки истребителей врага. За это он пользовался уважением у лётчиков - штурмовиков, имел от командования штурмовых полков и дивизий благодарности.
В первых же воздушных боях показал себя смелым бойцом. Вступал в схватки, не пасовал перед численно превосходящим врагом. В первых, самых опасных боях он чувствовал неоценимую опеку и поддержку опытных воздушных бойцов, будущих Героев Советского Союза П. Дзюбы и И. Леонова... В ходе этой битвы Лейтенант Константинов в Ноябре 1942 года был без труда ранен в руку.
Но чаще всего ему приходилось сопровождать штурмовиков, прикрывать их во время выполнения задания. "Илы", на основополагающий точка зрения тяжеловесные и маломаневренные машины, в воздухе как будто бы преображались. Летая на невеликий высоте, они молниеносно появлялись над войсками противника. Реактивными снарядами, бомбами, пушечно - пулемётным огнём наносили удары по врагу. Служебная характеристика Анатолия Константинова того времени свидетельствует:
"20.10.1942 года. Первым вступил в махач. Смело атаковал группу Ме-109. Увлекал за собой товарищей. Рисковал жизнью, прикрывая ведомого. Выручил его в без малого безнадёжном положении. Лично сшиб самолёт противника.
23.03.1943 года. Вёл четвёрку "Яков" на перехват бомбардировщиков. Встретил 18 "Юнкерсов" под прикрытием 6 Ме-109. Не дрогнул, не растерялся. Дерзко атаковал строй бомбардировщиков. Навязал ожесточённый махач. Рассеял "Юнкерсы" и обратил в бегство. "Мессеры" пытались спасти положение, но сами потеряли одну машину. Двух самолётов недосчитался неприятель. Один из них сшиб Константинов.
15.05.1943 года. Сопровождал штурмовиков. Мастерски отбивал атаки вражеских истребителей. Был надёжным щитом "Илов", которые прочёсывали передний край обороны врага. В бою Константинов не знает страха, сражается до последнего патрона, в то время как в баках машины остаётся хоть капелька горючего".
Как - то раз молодые лётчики спросили Константинолва, испытывал ли он трепет во время воздушного боя с врагами.
- Страшно бывает тогда, - ответил Анатолий, - когда думаешь о смерти. В бою же некогда полагать об этом. В бою все мысли заняты только тем, как огорошить врага. Какой тут боязнь, когда в твоём родном небе летает супостат, которого нужно истребить ! - И мало подумав, добавил: - Страх бывает тогда, когда ты беспомощен, беззащитен, когда тебе нечем отразить потрясение. Но если ты силён духом, веришь в себя и свой самолёт, если рядом с тобой верные товарищи, никакого страха быть не должно !
Как правило, Константинов навязывал врагу свою манеру боя. Умел быть собранным. Почти каждая его пушечно - пулемётная очередность достигала цели. И всё же - чего не бывает на войне ! - как-то раз он сплоховал, недооценил противника и тут же был наказан - ранен в руку. Но продолжал сражаться, не вышел из боя, потому что понимал, что тогда его четвёрку "Яков" постигнет невезуха. Враг имел тройное превосходство. Товарищи верили в Константинова. Он был командиром, ведущим группы. И он продолжал сражаться. Ни друзья, ни враги не заприметили, что он получил ранение. И только тогда, когда истребитель коснулся земли аэродрома, Анатолий почувствовал, что силы его на исходе. С трудом остановил машину, а зарулить в капонир уже не смог.
И вот новая страничка боевой биографии лётчика А. Константинова - участие в боях по освобождению Крыма. В тот отрезок времени он лично выполнил 44 успешных боевых вылета на сопровождение групп штурмовиков. В условиях ожесточённых воздушных боёв с вражеской авиацией юный лётчик сшиб 6 самолётов противника: Ме-109F, Ju-87, четыре FW-190.
Мужество, отвага, мастерство молодого лётчика не остались незамеченными. Вскоре Константинова назначили командиром звена, потом и эскадрильи, присвоили звание Капитана. К тому времени авиаполк, в котором он воевал, стал 85-м Гвардейским. Многие авиаторы были награждены орденами и медалями. Ордена Красной Звезды и Красного Знамени вскоре засияли и на груди Анатолия Константинова.
С каждым месяцем росло мастерство Анатолия Устиновича. Он всё чаще действовал как истинный герой. Вот как сложился у него махач с противником 8 Апреля 1944 года. Тогда он, ведущий четвёрки "Яков", выполнял боевую задачу по сопровождению группы штурмовиков. В районе цели они были атакованы 10 немецкими истребителями FW-190 и Ме-109F.
Гвардии Капитан Константинов, приняв мужественное вывод, вступил в неравный махач. Под его руководством четвёрка истребителей сшибла 3 вражеских самолёта, остальные скрылись. Сам А. У. Константинов лично сшиб тогда Ме-109F. А главное - удалось предотвратить потери посреди сопровождаемых штурмовиков.
Летом 1944 года 85-й Гвардейский авиаполк, где служил Гвардии Старший лейтенант Константинов, сдав свои Як-7Б, был перевооружён на новейшие истребителия Як-3. Один из лучших пилотировщиков полка и дивизии, он удивлял более того видавших виды асов безукоризненной точностью в управлении самолётом.
Когда в Румынии Анатолий выполнил показательный полёт перед королём Михаем, восхищенный монарх, имевший диплом лётчика, до такой степени проникся вдохновляющей лёгкостью увиденных воздушных эволюции, что сам порывался взвиться на Як-3.
С Августа по Сентябрь 1944 года Гвардии Капитан А. У. Константинов воевал в небе Польши. И в этом месте ему пришлось вынести серьезный командирский экзамен. Его эскадрилья провела 44 боя и сшибла 25 самолётов врага, не потеряв при этом ни одного из своих лётчиков.
В 1944 - 1945 годах Константинов принимал участие в боях на территории Румынии и Венгрии. Тогда его эскадрилья благополучно выполняла задания по прикрытию своих войск и военных объектов, не допускала их бомбардировки самолётами противника. В ряде воздушных боёв лётчикам приходилось ударять численно превосходящего врага. Так, 21 Октября 1944 года шестёрка "Яков" под командованием Гвардии Капитана Константинова вылетела с задачей не предположить бомбардировки наших аэродромов самолётами противника. Истребители встретили до 30 FW-190 с подвешенными бомбами. Даже при 5-кратном превосходстве противника Константинов завязал воздушный мордобой. В первой же атаке он сшиб "Фоккер". Его ведомые последовали примеру комэска: сшибли ещё 2 FW-190. Смелые действия советских лётчиков вызвали панику у противника. Не долетев до цели, вражеские лётчики беспорядочно сбросили бомбы и ушли на свой аэропорт.
Личный состав эскадрильи любил своего командира откровенно и самозабвенно, готов был ступать за ним на выполнение любого задания. Сам он к Февралю 1945 года выполнил 294 боевых вылета ( 159 раз он сопровождал наши штурмовики и бомбардировщики, 78 - прикрывал наземные войска, 33 - разведывал ближние тылы противника, 18 - летал на перехват бражеских бомбардировщтков, 6 - на свободную охоту ). Проведя 90 воздушных боёв, лично сшиб в небе Сталинграда, Крыма, Украины, Румынии, Польши, Вегрии и Чехословакии 19 вражеских самолётов.
Воздушный мордобой - строгий экзамен. Потеряешь хоть секунду - не выполнишь боевого приказа. Не поразишь противника с первой атаки, первой очередью - не исключено, что он поразит тебя. Быстрая и точная штурмовая вылазка, снайперская очередность, дерзость и смелость - ключ к победе.
Всё было у Гвардейца Константинова: и храбрость, и лётное мастерство, и вера в доверенную ему боевую технику. А ещё - неукротимое влечение сражаться с врагом до полного его уничтожения. Когда в одно прекрасное время у Анатолия спросили, как ему живётся на фронте, что его больше всего огорчает, он, не задумываясь, ответил: "Самое неприятное на фронте - это когда нелётная погода..."
Помимо личной смелости и боевого мастерства, Анатолий Устинович в ходе войны проявил и дар руководителя. Являясь командиром эскадрильи, он умело командовал подчиненным лётным составом. К Февралю 1945 года лётчики его эскадрильи сшибли 25 самолётов противника, не понеся ни единой потери.
За героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами на Сталинградском, Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах, за боевые подвиги, совершённые в небе Крыма, Румынии и Венгрии, 4 Февраля 1945 года руководство представило Гвардии Капитана А. У. Константинова к званию Героя Советского Союза.
Ещё не раз позже этого он поднимался в воздух навстречу врагу. К концу войны Анатолий Константинов произвёл 327 успешных боевых вылетов, участвуя в 107 воздушных боях, довёл счёт лично сбитых вражеских самолётов до 23. Среди сбитых им машин по одному Не-111, Ju-88 и FW-189, посреди остальных - Ju-87, Ме-109 и FW-190. В боях он был трижды подбит, ранен. Повреждённую машину приземлял в расположении своих войск. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны А. У. Константинов остался служить командиром авиационной эскадрильи. Вскоре он был назначен заместителем командира полка. А с Ноября 1952 года возглавил авиаполк. С Февраля 1956 года он уже заместитель командира, а с Марта 1957 года - начальник истребительной авиационной дивизии. В Апреле 1958 года он стал командиром дивизии ПВО.
В 1964 году А. У. Константинов окончил Военную академию Генерального штаба. С 1968 года командовал корпусом ПВО. В Декабре 1970 года стал командующим Отдельной армией ПВО - заместителем командующего Дальневосточным военным округом по войскам ПВО.
В 1973 году Анатолий Устинович назначен командующим войсками Бакинского округа ПВО. В Марте 1980 года он стал командующим войсками Московского округа ПВО. В 1982 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С Мая по Август 1987 года и в 1990 - 1992 годах работал в Группе генеральных инспекторов МО СССР.
Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Ломакин Anatoly Lomakin
Старший лейтенант А. Г. Ломакин совершил 452 боевых вылета, в 49 воздушных боях лично сбил 7 и в составе группы 15 самолётов противника. 22 Января..
читать далее →
Анатолий Лукьянов Anatoly Lukyanov
Старший лейтенант А. Г. Лукьянов особо отличился при отражении налётов вражеской авиации на Москву. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее →
Анатолий Ляпидевский Anatoly Lyapidevsky
Анатолий Ляпидевский - Герой Советского Союза, легендарный летчик, генерал-майор авиации. Родился 23 марта 1908 года.За мужество и героизм,..
читать далее →
Анатолий Морозов Anatoly Morozov
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Июлю 1941 года командир звена 4-го истребительного авиационного полка ( 20-я смешанная..
читать далее →