Известные люди

»

Анатолий Поперечный

Анатолий Поперечный Anatoly Poperechny Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 22.11.1934
Поэзия А. Поперечного своей мелодичностью привлекла внимание композиторов-песенников. А. Долуханян, прочитав его стихотворение "Солдатка", решил положить его на музыку и попросил поэта изменить название на "Рязанские мадонны" и написать припев. Эта песня в исполнении Л. Зыкиной завоевала огромную популярность, облетела весь мир, записывалась во многих странах, в том числе в Японии, во Франции.

Родился 22 ноября 1934 года в селе Новая Одесса (в настоящее время - град Новая Одесса) Николаевской области Украины. Отец - Григорий Демьянович, агроном. Мать - Александра Михайловна, фельдшер. Супруга - Поперечная Светлана Ивановна. Сын - Сергей (1958 г. рожд.).

В 1938 году семейство Поперечных переехала из Новой Одессы в Николаев. В августе 1941 года 7-летнему Анатолию совместно с матерью, медсестрой санитарного эшелона, пришлось пересечь страну от Днепра до Урала. До сих пор в памяти - переправа посредством Днепр, когда на колонну беженцев и раненых начали пикировать фашистские "мессеры". Много лет через А. Поперечный написал об этом стихотворение "Паром сорок первого года", позже - "Сирота", "Она защищает Родину", "Товарняк", "Ночные переправы".

Военное ребячество А. Поперечного прошло на Урале. Это были тяжелейшие годы для страны, и Анатолий чувствовал это всем сердцем, не защищенным от обид и горечи. Было ужасно слететь в пропасть "безотцовщины", бытовщины, хулиганства. Но помогли письма отца с фронта, помогли книги, помогла мать. Тема "войны", извечная предмет "отцов и сыновей" полно лет через нашли отображение в поэмах А. Поперечного "Черный хлеб", "Виноградник", "Полнолуние", "Лебединая стая", "В стране, не помнящей родства" и других. А стихотворение "Солдатка" благодаря сильной, драматичной музыке композитора А. Долуханяна стало обширно популярной песней "Рязанские мадонны".

В 1944 году Анатолий с матерью вернулся в Николаев. Служил юнгой на эсминце "Сообразительный". "Я там и палубу драил, и в кубрике жил, и форму мне выдали! Мне крайне нравилось, - вспоминает Анатолий Григорьевич. - Но папа вернулся с фронта и забрал меня -надо, мол, учебу продолжать. Не сделай он этого, пошел бы я по морской части". Морская тематика попозже нашла широкое отображение в творчестве поэта. Анатолий до времени начал чиркать вирши, при всем при том писать приходилось тайком: запрещал папа, тот, что хотел в будущем видать сына агрономом, инженером, но только не поэтом. Окончив десятилетку, Анатолий пошел трудиться на Черноморский судостроительный предприятие, в первую очередь подсобным рабочим в "горячем" цехе, потом сотрудником редакции заводской многотиражной газеты "Трибуна стахановца". Писал очерки, в том числе в стихах, о рабочих завода. Его вирши начали являться в местной газете "Южная правда", а вскоре и в центральных газетах.

Одновременно А. Поперечный учился на заочном отделении филфака Николаевского пединститута (в дальнейшем перевелся в Ленинградский педагогический институт имени Герцена). На заводе сблизился с рабочими людьми, познакомился с интересными человеческими судьбами, нелегкими, а порой и трагическими. Все это позже послужило импульсом для написания поэм "Три мастера", "Царь-токарь", "Горячий цех", посвященных рабочим. Появилось важное в его творческой биографии разумение труда как высшего смысла жизни.

В 1957 году А. Поперечный послал манускрипт своих стихов в Москву, в издательство "Советский писатель". Неожиданно для себя получил одобрительное послание и две положительные рецензии. По тем временам для никому не известного автора это было неслыханно. Среди рецензентов, положительно решивших судьбу первой книги А. Поперечного, был А.П. Межиров. Первая книжка для стихотворца - это его поэтический удостоверяющий личность документ, его духовное физиономия и вкупе с тем заявка, с которой он пришел в мир. Таким документом для А. Поперечного стал сборник стихов и поэм "Полнолуние", вышедший в "Советском писателе" в 1959 году в Ленинграде. Молодого поэта "признали" безотложно, его произведения начали печатать во многих журналах. В 1960 году вышла вторая книжка стихов и поэм - "Червонные листья". Как и в первой, в ней ещё чувствовалось воздействие поэзии Э. Багрицкого, П. Васильева, Б. Корнилова. Однако А. Поперечный не скрывал своей тяги к ученичеству у этих больших мастеров, разных, но сообща с тем создавших целое ориентация в отечественной поэзии, где завсегда ценились яркость и красочность образа, метафоричность, "удесятеренное" ощущение жизни, бытия в "прекрасном, яростном мире".

В 1960 году А. Поперечного приняли в Союз писателей СССР, где он был избран секретарем комсомольской организации. Вскоре его пригласили заведовать отделом поэзии в столичный журнал "Октябрь", и А. Поперечный совместно с женой и сыном переехал в столицу. Началась "новая" существование со "старыми" заботами, в мучительных поисках "своего" слова. Он как собак нерезаных ездил по стране, встречался с людьми разных профессий, старался постичь сущность событий текущей жизни. Так, один раз пришлось порыбачить на Каспии наравне с профессиональными рыбаками, пожить в самой глубинке, встретиться с трагической судьбой рыбачки Мани, чтобы доставить и положить на письменный столик без малого готовую поэму "Красные камни". По возможности старался всю дорогу досконально исследовать "материал" или испытать то ощущение, состояние, которое собирался обрисовать. Побывал на стройках - в Сибири, на Урале, в Белоруссии, на Украине, продолжительно жил в Забайкалье. Там, в Забайкалье, родилась книжка "Ядро". Облик современников, душевный розыск идеала составили сердцевину этой книги. Несколько отходя от буйного "разнотравья" образов и метафор, присущих его ранним книгам, стихотворец все пристальней всматривался в судьбы людей, своих современников, в мир памяти, в мир навечно ушедшего детства и манящего будущего. Так появилась книжка стихов "Орбита".

Пришедший в поэзию в начале 1960-х годов, в разгар так называемой "эстрадной" поэзии, А. Поперечный ни при каких обстоятельствах не отказывался от гражданских тем, проповедовал тихую, душевную лирику. Он вошел в плеяду таких поэтов, как Р. Казакова, В. Цыбин, Н. Рубцов, В. Гордейчев, А. Передреев.

Поэзия А. Поперечного - своеобразная исповедь современника о болях и радостях века. В ней сочетаются красочность, языковая колоритность, широта перенесенной интонации. Герои его стихов - люди трудной, а подчас трагической судьбы. В поисках истины, в преодолении зла видит толк жизни лирический герой поэта. Поперечный с присущей ему экспрессией развивает темы любви, родины, земной влюбленности в окружающий мир, проповедует гармонию человека и природы. Верность гражданскому долгу выражена в таких стихах:

Ненавижу лживые слова

И в жар сыгравшую золу!

Никогда земле я не солгу.

Поэзия А. Поперечного своей мелодичностью привлекла чуткость композиторов-песенников. А. Долуханян, прочитав его стихотворение "Солдатка", решил положить его на музыку и попросил поэта изменить наименование на "Рязанские мадонны" и накарябать припев. Эта песня в исполнении Л. Зыкиной завоевала огромную популярность, облетела весь мир, записывалась во многих странах, в том числе в Японии, во Франции.

Особое местоположение в творчестве А. Поперечного занимает песня. Именно строки, ставшие песнями, принесли ему всенародную славу. Песни, созданные в соавторстве с такими композиторами, как А. Долуханян, Н. Богословский, Я. Френкель, Ю. Саульский, Д. Тухманов, Е. Птичкин, В. Шаинский, В. Матецкий, В. Мигуля, И. Крутой, И. Матета, О. Иванов, А. Морозов, В. Добрынин, Е. Стихин, Э. Ханок, Е. Бедненко, В. Семенов, Е. Щекалев, А. Зуев и другие, вошли в репертуар Л. Зыкиной, К. Шульженко, И. Кобзона, Л. Лещенко, С. Ротару, Е. Шавриной, В. Толкуновой, В. Трошина, Н. Гнатюка, Н. Чепраги, О. Воронец, Л. Долиной, В. Леонтьева, Э. Пьехи, И. Аллегровой, групп "Сябры", "Песняры", "Верасы", ВИА "Пламя", М. Евдокимова, Н. Бабкиной, М. Шуфутинского и других исполнителей. "Соловьиная роща", "Малиновый звон", "Олеся", "Свадебные кони", "Малиновка", "Аист на крыше", "Почему, не ведаю", "Трава у дома", "Завалинка" давнехонько признаны эстрадной классикой. В них немало света, радости, нежности, доброты, тревоги, переживаний, они дарят сокровенные чувства, вдохновение, воспоминания, надежду, окрыляют сердца людей.

По словам А. Поперечного, песня - это судьбина человека, а временами - целого поколения людей. Поэт считает, что служба в песне приближает его к некрасовскому пониманию поэзии и народности, ее гражданской сути. Он убежден, что "вирши, выстраданные, созданные о людях и для людей и положенные на талантливую музыку, необходимы". В поэзии Анатолия Поперечного есть то, что заставляет слушателя призадуматься и пережить песню. Его поэзия восходит к высотам народного творчества, отражая судьбу и дух народа и делая популярными песни и их исполнителей.

Поэт считает, что в песне должна завсегда наличествовать соборность, песня должна составлять, объединять, мирить людей. Художественное мышление А. Поперечного отличается активной ассоциативностью, глубоким психологизмом, которые помогают ему проникать в сокровенные уголки человеческой души. Его произведения - дань Отечеству, отчему дому, "малиновый звон", плывущий от судьбы и величия Родины. Его творчество - дань природе, любви, верности, селу, пахарю, кузнецу и корабелу, детству и отрочеству, жизни вообще, перед которой он считает себя вечным должником. Темы своих стихов и песен А. Поперечный в одно прекрасное время определил строчками из своего стихотворения:

Есть большое на свете

Искусство -

Ничего не сочувствовать для людей.

4 декабря 2000 года в Государственном Центральном концертном зале "Россия" прошел юбилейный, посвященный 40-летию творческой деятельности закат дня А. Поперечного "Россия, Родина, Любовь", на котором он выступил не только как признанный всенародный стихотворец России, но и как композитор: на вечере в первый раз прозвучал написанный на его вирши и музыку марш "Бородино".

А. Поперечный - автор 22 сборников поэм и стихов: "Полнолуние" (1959), "Червонные листья" (1960), "Черный хлеб" (1960), "Невидимый бой" (1962), "Орбита" (1964), "Россия, Родина, Любовь" (1964), "Ночные поезда" (1965), "Девятый круг" (1968), "Ярость-жизнь" (1973), "Ядро" (1975), "Августовское поле" (1976), "Зеленая калитка" (1981), "Лик" (1982), "Избранные стихотворения и поэмы" (1984), "Трава у дома" (1985), "Дань" (1987), "Ночные переправы" (1988). Он издал немного переводных книг (с грузинского, армянского, башкирского, еврейского), а ещё сборник рассказов для детей "Зюйдвестка". Написал строй пьес и киносценариев. Поэт является автором драмы "Огненная легенда" (совместно с Л. Митрофановым). В 1968 году вышла книжка А. Поперечного и И. Глазунова "Россия, Родина, Любовь", которая была задумана как лирико-эпическая композиция в картинах и стихах. Это издание - плод творческого содружества поэта и художника, которые произвольный по-своему воспроизводят этапы исторической судьбы России. А. Поперечный - автор большого числа публикаций и критических статей в периодической печати.

Анатолий Григорьевич увлекается художественной литературой, в особенности выделяет Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко и В.М. Шукшина. Свободное время любит проводить на природе.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Шамардин Anatoly Shamardin

Пел в оркестре под управлением Леонида Утесова. Работал в разных филармониях нашей страны. Выступал с сольными программами в Германии и Греции...
читать далее

Анатолий Пашинин Anatoly Pashinin

Анатолий Пашинин - известный российский актер. Родился 15 сентября 1978 года.Анатолий Пашинин закончил театральное училище им. Щепкина. Снимается в..
читать далее

Анатолий Журавлев Anatoly Zhuravlyov

Родился 20 марта 1964 года в Нижнем Тагиле. Работал учителем в средней школе. Окончил ЛГИТМиК (1992, мастерская В.Петрова). 1992-1995 - артист..
читать далее

Анатолий Сливников Anatoly Slivnikov

Родился 14 февраля 1950 года. Окончил Ленинградский государственный институт культуры имени Н. К. Крупской (1978, вектор движения С. А. Чистякова)...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий