Известные люди
»Анатолий Пушкин
Рождение: Россия, 30.5.1915
После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Был командиром 6-й Гвардейской бомбардировочной авиадивизии, заместителем командующего 30-й Воздушной армии. В 1959 - 1967 годах был командующим ВВС Южной группы войск. Затем был заместителем начальника Главного штаба ВВС. В 1971 - 1975 годах был заместителем начальника ВВИА имени Н. Е. Жуковского. С 1975 года работал в научно - экспериментальном центре автоматизированной системы управления воздушным движением МГА СССР.Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 2-й и 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.
Родился 30 Мая 1915 года в деревне Суконниково, нынче Можайского района Московской области, в семье рабочего. Работал токарем на автобазе в Москве. С 1933 года в Красной Армии. В 1934 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Воевал в Китае, где совершил 20 боевых вылетов.
Участник похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, где совершил 18 боевых вылетов. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Был помошником командира 135-го ближнебомбардировочного авиаполка, командиром 52-го лёгкобомбардировочного авиаполка, заместителем командира 270-й ( 6-й Гвардейской ) бомбардировочной авиадивизии.
12 Августа 1942 года командиру 52-го ближнебомбардировочного авиационного полка ( 76-я смешанная авиационная дивизия, 37-я Армия, Южный фронт ) Майору А. И. Пушкину за образцовое выполнение боевых заданий и результативные результаты боевых действий полка было присвоено звание Героя Советского Союза.
Войну закончил в Берлине, будучи командиром 188-й бомбардировочной авиационной дивизии.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Был командиром 6-й Гвардейской бомбардировочной авиадивизии, заместителем командующего 30-й Воздушной армии. В 1959 - 1967 годах был командующим ВВС Южной группы войск. Затем был заместителем начальника Главного штаба ВВС. В 1971 - 1975 годах был заместителем начальника ВВИА имени Н. Е. Жуковского. С 1975 года работал в научно - экспериментальном центре автоматизированной системы управления воздушным движением МГА СССР.
С 1975 года Генерал - Лейтенант авиации А. И. Пушкин - в запасе. Жил в Москве. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 2-й и 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями. Заслуженный армейский лётчик СССР. Умер 15 Апреля 2002 года.
* * *
Анатолий Пушкин родился 30 Мая 1915 года в деревне Суконниково Можайского района Московской области. Отец, Иван Семенович Пушкин ( 1893 года рождения ), занимался крестьянским трудом, позднее стал рабочим одного из предприятий. Мать, Матрена Ивановна Пушкина ( 1893 года рождения ), - домохозяйка. В 1931 году Анатолий, окончив 7-й класс московской школы 8, что в Сокольниках, поступает на курсы токарей при авторемонтном заводе и там же работает токарем.
В ту пору, как ни в жизнь в другое время, многие молодые люди стремились приобрести крылья для полёта, сделаться красным лётчиком. Не был исключением и Анатолий. В Августе 1933 года 18-летний юноша по спецнабору становится курсантом школы морских летчиков в городе Ейске. Проявив себя с положительной стороны, он вскоре направляется в Луганское военное лётное училище, где весь 1934-й год осваивает наиболее распространённые в то время летательные аппараты - Р-1 и У-2.
Вскоре боевой пилот Анатолий Пушкин освоил ещё единственный авиалайнер - Р-6. Оказавшись в Смоленской авиабригаде, "оседлал" и больше сложную машину - бомбардировщик СБ.
В начале 1938 года начальник звена Пушкин получает первое боевое поручение. Отдельная эскадрилья под командованием будущего дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина, в которую вошло звено Пушкина, направляется в Китай с интернациональной добровольческой миссией. В течение 6 месяцев бывалый лётчик - доброволец участвует в боевых операциях супротив японских войск, вторгшихся на территорию Китая. В одном из вылетов самолёт Пушкина был подбит и, планируя, упал в горах. Анатолия посчитали погибшим, но крестьяне - китайцы, оказавшиеся недалеко от упавшего самолёта, вызволили травмированного лётчика из покореженной машины, оказали ему первую поддержка.
"Тем крестьянам я обязан своему второму рождению, - скажет позднее Анатолий Иванович. - Они помогли мне в течение нескольких дней достичь до базы нашей эскадрильи в районе города Хами".
Около 20 боевых вылетов было сделано Пушкиным на самолете СБ. Под огнём зенитной артиллерии его звено выходило на военные объекты противника, уничтожая технику и живую силу. Командование приподнято оценило мастерство и мужество молодого лётчика, он был награждён орденом Красного Знамени.
А в Январе - Марте 1940 года, когда запылал армейский конфликт с Финляндией, Анатолий Пушкин был ведомым у командира бомбардировочного авиаполка. За недлинный срок было сделано 18 боевых вылетов, уничтожены здорово укрепленные позиции врага. И сызнова мужество и отвага 25-летнего лётчика были отмечены орденом Красного Знамени.
Обретённое в боевой обстановке мастерство Пушкина было востребовано. Он назначается помощником командира 135-го лёгкобомбардировочного авиаполка. Отныне в его обязанности входило обучение молодых пилотов. К этому времени появился свежий авиалайнер - Су-2. И лётчики полка осваивали отработанные Пушкиным в боевых условиях его фирменные приёмы ведения воздушного боя.
Между тем на западе сгущались тучи. В Декабре 1940 года Пушкин и большая группа лётчиков, участвовавших в боевых операциях, становятся слушателями Монинского отделения усовершенствования командиров авиаполков при академии Военно - Воздушных Сил. Полгода упорной учёбы, 6 месяцев ежедневных полётов. И в Июне, когда немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза, Анатолий Иванович Пушкин назначается заместителем командира 135-го лёгкобомбардировочного авиаполка. Знакомые лица. Обученные им на тренировочных полётах молодые лётчики. Такие не подведут ! И указание - на Западный фронт. Так началась третья битва Анатолия Пушкина.
...Напрасно лётчики четвёрки "Мессеров" посчитали звено ближних бомбардировщиков Су-2 лёгкой добычей - мордобой шёл уже больше 20 минут. Потеряв бдительность, единственный из них проскочил самолёт Капитана А. И. Пушкина и оказался спереди него. Брызнув свинцом, четыре "ШКАСа" разодрали обшивку Ме-109. Резко накреневшись и плотно задымив, он ушёл к земле... Это и решило исход схватки. Противник прекратил атаки и наши бомбардировщики без потерь вернулись на свой аэровокзал. Шёл второй месяц войны.
В Сентябре 1941 года командованию стало известно, что в град Ромны выброшен десант немецких войск. Приказ краток: разведать и ликвидировать ! А погода нелётная. Низкая облачность. Пушкин на бреющем полете достигает города. То, что он увидел, был очевидно не десант. На окраине города - скопление вражеских танков и автомашин, артиллерийских орудий. Значит, в городе немцы.
Отбомбившись, Пушкин разворачивается, и вскоре весь полк обрушивает бомбовый потрясение на скопление техники и войск в районе города Ромны. Немцы понесли тогда большие потери.
В конце Октября 1941 года Анатолий Пушкин принял руководство 52-м ближнебомбардировочным полком. Это был отрезок времени наступательных боёв, когда в Декабре 1941 года войска, оборонявшие столицу, устремились на запад и отшвырнули врага на сотни километров от Москвы. Это было кроме того время, когда неприятель впритык приблизился к городу на Волге.
Полк Пушкина на практике не выходил из боя, прикрывая отход наших войск на Сталинградском и Юго - Западном фронтах. Командир умело обучал и воспитывал своих подчинённых, забирал на себя выполнение наиболее сложных и ответственных заданий. Его боевой почерк отличала не столь дерзость, сколь мудрость. А если полк вылетал всем составом, то во главе его неизменно шла "Сотка" Анатолия Ивановича. Вот что пишут Б. А. Губин и В. Д. Киселёв в своей книге "8-я Воздушная..." ( вооруженные силы ):
"Образцом мужества был для подчинённых начальник 52-го ближнебомбардировочного авиационного полка Майор А. И. Пушкин, выпускник Луганской школы военных пилотов. В самые напряжённые дни боёв он со штурманом полка Капитаном Н. Н. Егоровым не раз вылетал без истребительного прикрытия на так называемую командирскую разведку, удачно выполняя боевые задачи.
Но имя Майора Пушкина стало известно на фронте и в тылу существенно раньше. Мартовский номер журнала "Крокодил" за 1942 года вышел с символическим рисунком. На фоне памятника великому русскому поэту А. С. Пушкину были напечатаны известные строки: "О, поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями ?" Тут же стоял в зимней лётной форме Майор Пушкин и горделиво отвечал на вопросительный мотив поэта: "А это мы !" Даже позже войны Герой Советского Союза Генерал - Лейтенант авиации в отставке А. И. Пушкин не без улыбки вспоминал со своими фронтовыми друзьями, как он "угодил" в "Крокодил".
В Августе 1942 года за действенные результаты боевых действий и умелое руководство полком Майору А. И. Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" были вручены во фронтовой обстановке. На обороте медали был выбит номер "698". Незадолго до этого его назначили заместителем командира 270-й бомбардировочной авиадивизии. Позднее она стала 6-й Гвардейской Таганрогской.
С Февраля 1944 года по Январь 1950 года Полковник А. И. Пушкин - бессменный начальник 188-й бомбардировочной авиадивизии. С тех пор его боевая агрегатина с номером "100" водила в махач уже все полки дивизии. Трижды наименование этой дивизии и имя командира отмечается в приказах Верховного Главнокомандующего: 13 Октября 1944 года за участие в освобождении Риги; 23 Апреля 1945 года за участие во взятии Франкфурта - на - Одере и 2 Мая 1945 года за участие в битве за Берлин.
Мудрость комдива сберегла бытие многим лётчикам. Ни единственный самолёт дивизии не был сбит зенитным огнём противника. Своим примером Анатолий Иванович вдохновлял собственный состав, пилоты готовы были топать за ним, как говорится, в жар и в воду.
После Великой Победы 188-я дивизия перебазировалась в Тбилиси. С поколением поршневых самолётов А. И. Пушкин расстался в 1954 году, когда освоил новоиспеченный реактивный бомбардировщик Ил-28. Ещё длительно летал он, проходя службу на высоких командных должностях в ВВС. Освоил МиГ-21 и Су-7. Но Ту-2 вечно вспоминал с особой любовью: "Это была агрегатина, которой я безгранично доверял". Именно Ту-2 был последней "Соткой" в лётной биографии заслуженного военного лётчика СССР Генерал - Лейтенанта авиации Анатолия Ивановича Пушкина.
В конце 1954 года Полковник А. И. Пушкин с золотой медалью завершает обучение в Военной академии Генерального штаба ВС СССР и назначается заместителем командира авиационного корпуса. В 1955 году ему присваивается звание Генерал - Майора авиации. Анатолию Ивановичу приказывают принять знакомую ему 6-ю Гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию, в которой возникли проблемы, и ставят задачу вывести её на первое местоположение. Со настолько неожиданным приказом Генерал справился благополучно и был назначен заместителем командующего 30-й Воздушной армией. А с Июля 1959 до Ноября 1967 года был командующим Военно - Воздушными Силами Южной группы советских войск.
В течение двух лет Анатолий Иванович занимал пост заместителя начальника Главного штаба Военно - Воздушных Сил. С 1971 по 1975 год он - заместитель начальника Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. В Декабре 1975 года уволен в отставку.
Его зажиточный навык востребован в научно - экспериментальном центре автоматизированной системы управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР. Здесь он 14 лет стоял во главе отделом.
Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Рубахин Anatoly Rubahin
После войны Анатолий Ермолаевич продолжал служить в ВВС. Освоил реактивную технику. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Командовал..
читать далее →
Анатолий Свистунов Anatoly Svistunov
Гвардии капитан А. И. Свистунов совершил 274 боевых вылета, в 65 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 21 самолёт противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Анатолий Соколов Anatoly Sokolov
0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами..
читать далее →
Анатолий Авдеев Anatoly Avdeev
Авдеев Анатолий Константинович, наводчик орудия 873-го армейского истребительного противотанкового артиллерийского полка (33-я армия, 2-й..
читать далее →