Известные люди
»Ангелина Степанова
Рождение: Россия, 23.11.1905
Однажды Ангелина Иосифовна Степанова заметила: "Я свою биографию ни на какую другую не променяю". Выдающаяся актриса оказалась последней из больших актеров старого, давно уже не существующего Художественного театра...
Степанова Ангелина Иосифовна
Актриса.
Родилась в Москве.
1924 - актриса МХАТа.
1952 - лауреат Государственной премии СССР.
1960 - Народная артистка СССР.
1975 - Герой Социалистического Труда.
1977 - лауреат Государственной премии СССР.
1994 - уход из МХАТа.
Лучшие роли - Ирина ("Три сестры"), Бэтси ("Анна Каренина"), королева Елизавета ("Мария Стюарт"), Патрик Кемпбелл ("Милый лжец").
Снималась в фильмах "Война и мир", "Двадцать дней без войны", "Объяснение в любви".
Степанова пришла в театр в сезоне 1924-1925 года. Ее приход совпал с обновлением репертуара: в старые спектакли вводились новые исполнители. Станиславский шутил, что труппа состоит из "дедов" и "внуков". Разница между ними составляла тридцать лет. В начальный раз она вышла на знаменитую сцену в сентябре 1924 года в "Царе Федоре Иоанновиче" А. Толстого в роли княжны Мстиславской.
Спектакль был памятный. Качалов первостепеннный раз в Москве играл образ царя Федора, а Станиславский - князя Ивана Шуйского. Роль молоденькой боярышни совершенно не подходила актрисе, склонной, как показали школьные годы, к острой характерности, тем больше что от нее требовалось воспроизводить рисунок предшественниц. Но, несмотря на беспокойство, посторонний рисунок, репетиции со Станиславским принесли свои плоды. На старой фотографии красивое нежное лик человеческий в кокошнике, глаза приняли скорбное выражение и глядят с детской доверчивостью, тоненькие руки сжимают узорчатый платочек...
Ангелина Иосифовна Степанова ушла из МХАТа в 1994 году. Она занедужила, вслед за тем оправилась, но из театра крепко решила оставить. Новых ролей не было, старые спектакли, в которых она была занята, одряхлели. "Тартюф", поставленный Анатолием Эфросом, когда-то радостный и роскошно костюмированный (она играла госпожу Пернель), развалился, хотя она по-прежнему доставляла блаженство зрителям чистотой слова. В "Серебряной свадьбе" Мишарина образ у нее была крохотная. На первых спектаклях "Московского хора" Петрушевской она замечательно сыграла героиню по имени Лика - жестко, с новым острым ощущением психологической правды, но потом болезни игрывать Лику было уже нелегко. "В театре мне стало неинтересно", - заметила Степанова и подала заявление об уходе. Остаться ее никто особенно не уламывал. МХАТ остался без своей выдающейся актрисы.
Во МХАТе было прожито без малого семьдесят лет. Как и большинство актеров второго поколения, она выросла в особой, мхатовской атмосфере. Воздух, которым она дышала, был насыщен общением с Немировичем-Данченко, Книппер-Чеховой, Качаловым, Вишневским, Лужским, Марковым. Станиславский был ее богом.
Театр забирал в ее жизни все. Она жила в состоянии тайного напряжения перед спектаклем, перед репетицией, которое разрешалось только на сцене или в репетиционном зале. Все желания вытеснялись, если спереди был спектакль или репетиция, все отбрасывалось в сторону, если это нужно было театру Судьба подарила Степановой МХАТ его лучших лет и привела во мхатовский строй строй ее жизни раз и навечно.
"Блистательная и драматичная личная бытие этой актрисы могла бы вручить материал и романисту, и историку". Так написала об Ангелине Степановой знаток истории Художественного театра Инна Соловьева. 90-летие было отмечено в театре скромно и крайне пригоже. Было немало цветов, заполнивших небольшую трехкомнатную квартиру. Ангелина Иосифовна попросила отвезти цветы на Новодевичье кладбище - на могилы Александра Фадеева и мхатовцев.
С Фадеевым было прожито без малого двадцать лет. Когда начали являться статьи о писателе - а его стало принято изничтожать, - критики в угоду неписаным правилам нынешнего времени непременно упоминали, что брак Степановой и Фадеева, на первых порах ликующий и прекрасный, с годами становился несчастливым для обоих. Доказательства не приводились - только слухи, сплетни, пересуды. Ангелина Иосифовна была не из тех людей, кому разрешено было задавать вопросы о личной жизни, да никто и не смел заговаривать с ней об этом. Письма Фадеева к Степановой находились в ее личном архиве, в ЦГАЛИ она сдала только небольшую их доля. А находившиеся у нее дома письма - были неприкосновенны. "Они не весьма интересны, это семейные письма, - отмахивалась она, когда к ней приставали с вопросами. - Они принадлежат Мише". Миша - Михаил Александрович Фадеев - ее ненаглядный наследник. Старшего, Шуру, она потеряла. Он был первенец, родился в декабре 1936 года, ещё до того, как Фадеев вошел в ее существование.
Тогда, казалось, все сулило вечную весну. Имя ее в особенности прошумело следом "Анны Карениной". Бетси Тверская принесла ей встречу с Фадеевым в Париже на гастролях МХАТа в августе 1937 года и перспектива - перспектива большущий актрисы. "Анна Каренина" изменила ее положение в труппе, в театральном мире, изменила личную бытие...
Однако бытие не бывает в равной мере ровной. Ее личные дела складывались порой шибко драматично... Она жила, зная, что всякое раздвоение грозит ее актерской судьбе. И потому как не позволяла себе такого ни при каких обстоятельствах. Но кончина Шуры она перенесла трагически. Ее физиономия стало черным. Она начала дымить и долгими часами не говоря ни слова сидела за столом, глядя перед собой. Шура, пьющий, безалаберный, непутевый, любимец женщин, полно раз женатый, когда-то сказочно пригожий, просторный, добрый дядя, последние годы живший за городом с женой Надей (внучкой Сталина) и бесчисленным количеством собак, мама обожал. Миша умолил ее не являться на похороны. Умный и тоненький джентльмен, что надо ведающий все черты ее характера, он боялся, что она этого не выдержит. Друг сына, литератор Саша Нилин, написал мелкий некролог в его память. Там были слова, которые показались ей необыкновенно точными, и Ангелина Иосифовна не расставалась с этим недолгим текстом. Все это осталось в ней - малолетство Шуры, его молодость, проведенная в Переделкине на огромной фадеевской даче, той самой, где он застрелился, когда ее не было рядом.
В мае 1956 года МХАТ был на гастролях в Югославии. Еще играли знаменитые "Три сестры": Еланская - Ольга, Тарасова - Маша, Степанова - Ирина. После спектакля ее посадили в машину и увезли в Будапешт. Сказали, что Фадеев несладко занедужил. Прямых рейсов на Москву тогда не было, необходимо было добираться посредством Венгрию. В Будапешт приехали возле четырех утра. В советском посольстве никто не спал - ждали Степанову Ее встретили, отвезли в гостиница передохнуть. Самолет на Москву - посредством Киев - улетал рядом девяти утра. Степанова лежала в номере и мучительно старалась урузуметь, что произошло. Стоянка в Киеве длилась рядом сорока минут. Все ринулись закупать газеты. У Степановой не было ни копейки - только немного югославских динаров. Она попросила стюардессу одолжить монетку и пошла за газетами. В "Правде" на третьей полосе увидела портрет Александра Александровича в траурной рамке...
В Москву она так и прилетела с газетой в руках. Встречающие молчали. В тот же день она получила сообщение от Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой: "Дорогая Лина! Обнимаю тебя, всеми мыслями и всем сердцем с тобой... Что изречь тебе? Надо вынести и это все со всем твоим мужеством, со всей твоей жизненной силой. Целую твердо, твоя Ольга Леонардовна. Если захочется повидаться, позвони мне. Прости мои каракули". У гроба она стояла рядом с Шуриком и Ольгой Андровской, знаменитой актрисой, своей самой близкой подругой. В день смерти Фадеева, 13 мая, она ни при каких обстоятельствах не подходила к телефону. Кто мог пробраться в тайну посторонний жизни, в чужую душу? То, что писали о ней и о Фадееве, она не читала, это все ее чуть-чуть занимало. В последние годы жизни она вообще нечасто общалась с людьми, на улицу без малого не выходила, пустых разговоров не вела, телефонную трубку брала только в определенные часы, их знали только самые близкие ей люди. Каким-то таинственным образом Ангелина Иосифовна сберегла и родное женское очарование, и тверёзый ум, и более того жизненную энергию.
Она великолепно понимала, что время изменилось, что современный театр не имеет никакого отношения к Великому театру, в котором она прожила существование и где ей самой вкупе с театром пришлось познать и вынести многое. Сколько бы она ни говорила о том, "что с театром все кончено", но судьбина МХАТа волновала ее - потому что она оказалась последней из игравших на сцене со Станиславским...
В доме Ангелины Иосифовны сохранился размеренный уклад, покойный и интеллигентный дух, характерный старым русским актрисам. Входя в ее уютную квартиру, немедленно понимаешь, что тут жила не "звезда", не "дива", а аккурат Актриса, джентльмен истинного вкуса и подлинной культуры. Только фотография из спектакля "Сладкоголосая птица юности" напоминает о ее сценических триумфах. В небольшом кабинете, обставленном мебелью из карельской березы, висит прославленный портрет Станиславского кисти Андреева. А в спальне на одной стене - большая фотография Фадеева, на иной - фотография семьи в ее счастливые времена: мелкий Миша, Шурик, Ангелина Иосифовна и Александр Александрович.
Время нынешнее как чисто удалилось, осталось за окном, а в квартире жила со своим прошлым, со своими мыслями неглупый и шибко даровитый мужчина, слабеющий от неизбежного "бега времени". Библиографической редкостью стала ее переписка с Николаем Эрдманом, опубликованная немного лет вспять. Об Эрдмане она могла калякать навалом и любопытно. О Фадееве без малого неизменно молчала - эта ее боль так и не прошла. Потому если были в доме цветы, то наутро их относили на его могилу; потому что если выходила книжка или статья, где о нем дурно написано, их от нее скрывали...
Бездельничать она не могла. То записала на радио вирши Пушкина, то стала подготавливаться к записи Блока. Раньше с ее талантом в прошлом всего была связана драматическая острота, в конце жизни - лирическая предмет. Когда ее спросили, была ли она счастлива с Эрдманом, она ответила: "Я была шибко счастлива. Но если вы спросите меня, была ли я несчастна эти семь лет, я бы ответила: "Да, была несчастлива". "Все миновало, юность прошла! Твое физиономия в его немудрёный оправе своей рукой убрал я со стола", - прочла она блоковские строчки.
Было бы неправдой сводить последние годы жизни Степановой к ее прошлому, хотя зажиточность памяти - само по себе драгоценное состояние. Во МХАТ она в настоящее время ездила нечасто, только к парикмахеру, привести себя в строй. Тогда в комнатку набегали актеры, помощники режиссеров, сотрудники дирекции, и она расспрашивала их: что, как, какие спектакли имеют счастливый момент? Она не могла выпустить из памяти годы, когда по дороге на репетицию любила присматривать, как по утрам у касс в проезде Художественного театра выстраивались длинные-длинные очереди за билетами. Но помнила и пятидесятые годы, когда сборы упали, зритель не шел во МХАТ. Слухи о том, что в театре стали поговаривать об уходе Ефремова, сильно взволновали ее. Фамилии тех, кто может прийти на смену, которые ей называли, не успокаивали. "Если Ефремов уйдет, нужно изменять наименование. Это уже вовсе не МХАТ будет. У меня к Олегу невпроворот претензий, но он весьма изрядный мужчина, и он художник, а все эти... только актеры", - и она презрительно усмехнулась.
"Давно это уже не мой театр, но МХАТ все одинаково во мне, - призналась как-то как черт из табакерки она. И тотчас сменила тему разговора: - Сегодня немало агрессии в людях. Люди с нечистой совестью заурядно грубо агрессивны. А у тех, у кого есть разум своей правоты, нет ни привычки, ни желания ограждать себя...". И заново погрузилась в себя.
"Персона" No1, 2000.
Так же читайте биографии известных людей:
Ангелина Самошина Angelina Samoshina
Свободное передвижение по району позволяло ей без препятствий выполнять задания штаба "Молодой гвардии": расклеивать листовки со сводками..
читать далее →
Ангело Тэйлор Angelo Taylor
Выдающийся американский спортсмен, талантливый легкоатлет, бегун на дистанции в четыреста метров с препятствиями, олимпийский олимпиец, золотой..
читать далее →
Ангелос Френтцос Angelos Frentzos
Сегодня на счету дизайнера 7 линий, охватывающих не только женскую и мужскую одежду, но также обувь, сумки, ремни и другие аксессуары. Ангелос..
читать далее →
Ангелос Харистеас Angelos Haristeas
Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что с форвардом сборной Греции Ангелосом Харистеасом футбольная Европа познакомилась только на Евро-2004 в..
читать далее →