Известные люди

»

Анджей Бартковяк

Анджей Бартковяк Angey Bartkovyak Карьера: Продюсер
Рождение: Польша
В Москву представлять свой новейший фильм, одноименную экранизацию культовой компьютерной игры Doom, приехал известнейший кинооператор и режиссер Анджей Бартковяк.

- Давно ли вы были у себя на родине, в Польше?

- Я туда езжу произвольный год - на Рождество, навещаю отца. А так провожу все время в Голливуде или на съемках: более того уже польский язык начинаю понемногу терять из виду.

- Доводилось ли вам случаться на фестивале операторского искусства CameraImage, тот, что проводится в вашей близкий Лодзи?

- Да, конечно! Это потрясающее событие, и я зверски благодарен его организаторам. Это что ни на есть профессиональный фестиваль, на котором я когда-либо бывал. Я имею в виду, что в нем принимают участие только те, кто по-настоящему заинтересован в киноискусстве - ибо это один в мире фестиваль для кинооператоров. Там нет никаких посторонних разговоров, нет звезд с их гламуром, всех этих нарядов, сплетен, толп поклонников. Ничего лишнего, только кино, только занятие. Это впечатляет.

- Вы закончили киноинститут там же, в Лодзи. Как получилось, что вы попали в США и сделали карьеру там?

- Я вынужден был отбыть из Польши по личным обстоятельствам. В США мне выдали наружность на жительство, и я остановился в Калифорнии, где с тех пор - мой жилище. Первые года полтора было тяжко, я не мог нарыть работу по специальности. Я не знал языка и учился на ходу, а подрабатывал кругом, где удавалось. Красил дома, работал на строительстве дорог. А когда уже мог сносно объясниться по-английски, начал стучаться в двери киностудий до тех пор, покуда мой диплом польской киношколы не произвел нужного впечатления. Так все и началось. Забавное и счастливое совпадение, но первостепеннный мой независимый кино я делал с другим эмигрантом из Восточной Европы, венгром Иваном Надем.

- Что вас больше всего поразило в голливудском кинобизнесе тогда, в 1970-е?

- Доступность оборудования для киносъемок, причем фантастического оборудования, о котором я раньше не мог и предаваться мечтам. На всякий привкус, для любых задач - самые новейшие достижения техники. Можно было достать любые игрушки, и употребление этих игрушек было великолепно организовано. У нас в соцлагере, в те годы ничего подобного не было. Да и в текущий момент все остается по-прежнему: если хочешь снимать что-то истинно качественное, нужно активизировать в Калифорнии. Хотя цены там выросли до небес.

- Что вы чувствовали на съемках своей первой картины, которую вы делали как режиссер?

- Я чувствовал себя счастливым. Это был кино Ромео должен заснуть вечным сном, и я получил предложение режиссировать его достаточно как снег на голову. Но к тому времени я уже давнехонько был готов изведать себя в качестве режиссера. Я снял десятки фильмов как оператор, работал с великолепными режиссерами и уже искал подходящую вероятность применить знания, которые получил от них.

- Есть ли кто-то из режиссеров, кого вы считаете своим главным учителем?

- Сидни Люмет. Всем основным вещам, которые я знаю о режиссуре, я научился у него. Не то, чтобы он давал мне какие-то уроки, без затей я старался чутко присматривать за его работой. Не то чтобы в настоящее время при встречах я подходил к нему и говорил: Спасибо за все, Сидни, но я знаю, что он - мой натуральный преподаватель. Думаю, что он также это знает. Мы с ним снимали совместно добрый десяток фильмов и стали на самом деле близкими друзьями.

- В качестве оператора вы снимали фильмы самых разных жанров, а как режиссер делаете преимущественно боевики. Это сознательный отбор?

- В общем-то да, оттого что выбираю я из того, что мне предлагают продюсеры. Другое занятие, что мне почему-то не предлагают хорошего материала в жанре комедии или драмы. Если бы мне попал в руки недурной драматический план, я бы с удовольствием взялся за него. Я считаю, что законы режиссуры одинаковы для всех жанров - триллеров, драм, комедий, боевиков. Сидни Люмет, у которого я учился этому ремеслу, снимает преимущественно драмы, но я больше чем уверен, что доведись ему работать боевик, это был бы чертовски хоть куда боевик.

- Как бы вы определили жанр своего последнего фильма, Doom?

- Это, конечно, боевик, но в нем есть элементы и фильма ужасов, и научной фантастики. Честно говоря, мне хотелось, чтобы это раньше всего был кино ужасов, а следом уже все другое. Но нужно было не упускать из памяти и о научно-фантастическом антураже, потому как перед нами стояла непростая проблема. Надо было и привезти блаженство геймерам, для которых эта развлекуха стала культовой, и вскрыть Doom для больше широкой публики. А геймеры - непростые зрители, их удовлетворить ох как непросто.

- На тот самый вопросительный мотив вам, видать, уже приходилось откликаться неоднократно, но все-таки: вы сами играли в Doom?

- Да. Играл. Еще до того, как получил это предложение, но и потом - чтобы освежить знакомство с темой, так проговорить. Но я не геймер в чистом виде, у меня нет зависимости от компьютерных игр. У меня несложно нет довольно времени, чтобы обрести такую подневольность. Двое моих сыновей служат наглядным примером того, что игры - вещь серьезная и требуют полного рабочего дня. Особенно меньшой, тот самый легко профи. Ему дай волю, он бы и в школу не ходил, только бы играл. Ему в текущий момент одиннадцать, а играет он с пяти, и у него есть все игры и все приспособления для игр, какие только существуют.

- Он видел кино?

- Вы шутите? Конечно! Еще до премьеры. Ему понравилось, но самое интересное, что я использовал его как аргумент для продюсеров, как эксперта. Он пришел в просмотровую комнату, все честь по чести, а когда вышел, его спросили: Ну, как вы считаете, не возбраняется ли тот самый кино являть одиннадцатилетним подросткам?

- И что он ответил?

- Еще бы!

Кто раскачивает колыбель

Анджей Бартковяк родился в 1950 году в Польше, в городе Лодзь, и там же обучился профессии кинооператора. В начале 1970-х эмигрировал в США, где вскоре стал одним из ведущих операторов Голливуда. Много работал с великим режиссером Сидни Люметом (фильмы Принц города, Вердикт, Смертельная ловушка, Гарбо рассказывает, Власть, Семейное дело). Среди других фильмов Бартковяка такие кассовые хиты, как Честь семьи Прицци, Близнецы, Скорость, У зеркала два лица, Пик Данте, Адвокат дьявола, Смертельное оружие 4. С 2000 года работает и как режиссер, поставил боевики Ромео должен помереть, Сквозные ранения, От колыбели до могилы.

Так же читайте биографии известных людей:
Анджей Вайда Andrzej Wajda

А. Вайда - лауреат Государственной премии Польши (1974), премий Министерства культуры Польши (1971, 1998), многочисленных международных наград:..
читать далее

Анджей Голота Andjey Golota

Польский боксёр-профессионал, выступающий в супертяжёлой весовой категории. Четырёхкратный чемпион Польши. Бронзовый медалист Чемпионата Европы..
читать далее

Анджей Леппер Andrzej Zbigniew Leppe

Окончил сельхозтехникум. Профессиональную карьеру начал на растениеводческой станции в Гужине. Позднее руководил рядом госхозов. В 1977--1980 годах..
читать далее

Анджела Мао Andjela Mao

После успеха фильма "Enter the Dragon" на Западе, в том числе и ее маленькой роли, Запад закупил многие фильмы с ее участием.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий