Известные люди
»Андрей Гирич
Рождение: Россия, 28.12.1918
Майор А. И. Гирич совершил 439 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 28 Декабря 1918 года в селе ( сейчас град ) Яготин Киевской области Украины, в семье рабочего. Окончил Киевское речное училище в 1938 году и Киевский аэроклуб. Работал помошником капитана парохода "Ленинград" Днепровского речного пароходства. С 1939 года в рядах Красной Армии. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Сентябрю 1944 года начальник эскадрильи 486-го истребительного авиационного полка ( 279-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная вс, 2-й Украинский фронт ) Майор А. И. Гирич совершил 439 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 15 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого произвёл возле 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 20 самолётов противника лично и 7 - в составе группы.
После войны оставался на службе в ВВС, командовал авиационной дивизией. Окончил Военно - Воздушную академию в 1950 году, Военную академию Генерального Штаба в 1958 году. В том же году Генерал - Майор авиации А. И. Гирич был назначен начальником кафедры Военно - Воздушной академии. Жил в посёлке Монино Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 11 Апреля 1973 года. Именем Героя назван пассажирский корабль МРФ Украины.
* * *
Свою боевую занятие Андрей Гирич начал в составе 279-го истребительного авиационного полка. Уже на четвёртый день войны, 25 Июня 1941 года, ему удалось провести успешный воздушный мордобой под Станиславом. Встретив немецкие бомбардировщики, он ринулся на врага в лобовую атаку, расстроил их "парадный строй". Погнавшись за одним из Ju-88, Гирич настиг его и поджёг. Один за другим члены экипажа "Юнкерса" стали прыгат с парашютом. Но на земле их ожидал плен...
28 Сентября 1941 года, у станции Лозовая, Гирич перехватил ещё единственный германский Ju-88 и пошёл в лобовую атаку, не раз испытанный им наружность воздушного боя. Вражеский пилот, избегая атаки, побросал за пределами цели бомбовый груз и стремился покинуть в облака. Гирич пошёл на преследование врага. Облако на какой - то момент закрыло вражеский самолёт. Но вот Гирич сызнова увидел "Юнкерс" и, поймав в прицел, прошил его длинной пулемётной очередью. Задымив, самолёт штопором врезался в землю. А вскоре Гирич был переведён в другую количество.
Воздушный махач... Капитан Гирич привык к его обстановке, мог ориентироваться в ней молниеносно и верно. Сказывался приобретённый в ходе войны опыт: лётчик вот уже без малого год находился в боевом строю.
...Начинались бои за Крым. 3 Февраля 1942 года начальник эскадрильи вёл своих боевых товарищей над Керченским проливом навстречу вражеским штурмовикам и бомбардировщикам. "Видимость нулевая", - внутренне отметил он. Сильный юго - восточный ветер гнал облака без малого над самой водой. Пришлось набирать высоту. По мере её увеличения облачность редела. Сверкнуло светило, яркое, холодное. Здесь эскадрилья и встретилась с огромный группой вражеских истребителей, прикрывавших бомбардировщиков.
Гирича разом же атаковал единственный из "Мессеров", да так одним духом, что товарищи не имели возможности прийти командиру на содействие. Комыск сбросил газ и выпустил щитки. Машина грубо потеряла прыть. Не ожидавший такого маневра "Мессер" пронёсся над советским истребителем и сам оказался в зоне прицельного огня. Мгновение - и Ме-109 запылал. Вслед за ним упали ещё 3 вражеские машины, сбитые другими лётчиками эскадрильи. Наша группа без потерь возвратилась на свой аэропорт.
16 Марта над Керченским полуостровом эскадрилья Гирича встретилась с 12 истребителями врага и, несмотря на его 2-кратное превосходство, выиграла поединок. В этом бою Капитан сшиб ещё единственный вражеский самолёт.
Случались переделки и посложней. Особенно запомнился махач 9 Мая 1942 года. Тогда шестёрке истребителей, ведомой Гиричем, пришлось провести схватку с 40 самолётами противника. Умение, расчёт и дерзость наших лётчиков обеспечили им счастливый момент и в этом неравном бою. Мгновенно оценив ситуацию, Гирич ринулся в атаку на головную машину врага. Ему удалось точной очередью прошить самолёт неприятеля. Тот сорвался в штопор. Вслед за ним упали ещё 5 вражеских машин...
Одного "Хенкеля-111" Капитан Гирич сшиб ещё в районе станции Осташков Калининской области уже осенью, 5 Ноября 1942 года.
Таких эпизодов в лётной биографии Андрея Гирича полно. Только с 15 Июля по 8 Декабря 1943 года, сражаясь на Центральном и Белорусском фронтах, он произвёл 103 боевых вылета, сопровождал бомбардировщики, прикрывал переправы посредством Днепр, Десну, Сож. В тот самый отрезок времени провёл 17 воздушных боёв, в которых сшиб 7 самолётов противника.
После окончания боевых действий на Крымском полуострове отважный лётчик сражался на других фронтах Великой Отечественной войны. Сражался до полной победы над врагом. Не постоянно удачно проходили воздушные бои. Не все его боевые товарищи возвращались с заданий. Да и самому командиру неоднократно приходилось оставлять горящую машину, прыгая с парашютом, сажать израненный самолёт, не дотянув до аэродрома. Но за годы войны Андрей Гирич стал опытным воздушным бойцом, настоящим асом.
6 Октября 1944 года войска 2-го Украинского фронта начали боевые действия на территории Венгрии. Крупная Дебреценская операция продолжалась больше 20 суток и 486-й авиаполк принял в ней самое активное участие. В тот самый отрезок времени в особенности добро проявили себя лётчики эскадрильи Капитана А. И. Гирича, сбившие 6 вражеских самолётов, из них 3 - сам комэск. Командир 486-го авиаполка Подполковник Д. А. Медведев вспоминая о тех днях писал:
"Любил я внимать доклады этого лётчика о прошедшем бое. Плечистый, среднего роста, с чёрной шевелюрой, он по складу характера был горячим, но неторопливым. Докладывал обстоятельно, без эмоций и вечно правдиво. Мне доводилось в дни войны, да и следом, встречать авиаторов, которые смаковали свою храбрость в бою. Андрей Гирич был храбр без лихости и не терпел малейшего хвастовства. И ещё я любил ( и не я единственный ) внимать, как он поёт в кругу друзей. У Андрея был бархатный баритон... А песня... Жестокая штука махач, но без песни на войне нельзя".
В Январе 1945 года начались тяжёлые бои по освобождению Будапешта. Группировка врага располагала там большим количеством орудий и минометов, вследствие этого советским лётчикам нередко приходилось вылетать на штурмовку огневых точек противника. В воздухе шли напряжённые бои. По поступившим в штаб Воздушной армии боевым донесениям, только в Январе, в районе расположения венгерской военной академии, было проведено 57 групповых воздушных боёв и сбито больше 80 самолётов противника. В этих боях в особенности отличились лётчики истребительных групп Подполковника Д. М. Медведева, Капитана А. З. Валиева и Лейтенанта С. В. Носова.
Для помощи окружённой будапештской группировки немецкое руководство организовало "воздушный мост" - на транспортных самолётах Ju-52 сюда подбрасывались подкрепления, боезапас и продовольствие. Лётчики 486-го авиаполка, совместно с другими авиаторами, начали охоту за "воздушными извозчиками". Вскоре Майоры Н. М. Гусаров и А. И. Гирич, а немного позже и комэск Н. Полеев сшибли по одному Ju-52.
23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, командиру эскадрильи 486-го истребительного авиаполка Майору А. И. Гиричу было присвоено звание Героя Советского Союза.
7 Мая 1945 года началась Пражская операция Советских войск. В тот самый день лётчики 486-го авиаполка сделали больше 100 боевых вылетов и провели 30 воздушных боёв. При этом Герои Советского Союза Н. М. Гусаров и А. И. Гирич, командиры эскадрилий Михаил Кирилкин и Николай Полеев, Старший лейтенант Кононов, Лейтенанты Чубаров и Блинов, а ещё начальник полка Подполковник Д. М. Медведев сшибли 10 вражеских самолётов.
К концу войны Андрей Иванович Гирич совершил рядом 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 20 самолётов противника лично и 7 - в составе группы.
Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Данилов Andrey Danilov
Всего за годы войны совершил 134 боевых вылета, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.Награждён орденами Ленина,..
читать далее →
Андрей Дехтяренко Andrey Dehtyrenko
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалями. В посёлке Демьянск Новгородской области установлен обелиск. Его имя носит средняя..
читать далее →
Андрей Кулагин Andrey Kulagin
Старший лейтенант А. М. Кулагин совершил 320 боевых вылетов, провёл 106 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 22 и в составе группы 4 самолёта..
читать далее →
Андрей Плеханов Andrey Plehanov
За период войны, совершил 601 успешный боевой вылет, в 71 воздушном бою сбил 17 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в..
читать далее →