Известные люди
»Андрей Жолдак
Андрей Жолдак это режиссер, когда-то покинувший Украину из-за неприятия руководством Харькова его трактовки Ромео и Джульетты, а потом возмутивший Солженицына постановкой Один день Ивана Денисовича. В прошлом году он поставил в Москве, в Театре Наций спектакль Федра. Золотой колос и все решили, что Жолдак оставил экстраординарные эксперименты. Сейчас он ставит Кармен.
Федра показала, что психологический театр вам не так уж не близок
Недавно я ночью имел встречу с одним руководителем крупного московского театра, у которого были намерения пригласить меня на постановку. Я решил явить спектакль, тот, что я сделал в Германии, Медею. Я показал ему самые радикальные куски и перерыв повисла долгая и мрачная как на похоронах. К чему веду это все есть, это мощь, но я все одинаково учитываю, где я нахожусь. Я должен учесть, что я ставлю в России, в Москве, в государственном театре. Даже в текущий момент, когда я начинал становить Кармен, я ощущал некоторое давление, но, к счастью, мне дали полную свободу действий. Со мной репетирует сегодня единственный мой помощник, тот, что мне сказал: Андрей, ты в текущее время начал боксировать, как всю дорогу, а в Федре ты работал со связанными руками. И многие критики, увидев Федру, сказали: Какой ты наполненный смыслом стал, причесанный. Хотя я услышал вчера по телевидению реплику Швыдкого о том, что цензуры в России нет.
Дело только в давлении?..
Нет, мне в текущее время занятно быть другим. Я же меняюсь, и не случайно Дединственный мне в текущее время нравится, и неспроста я завис на фильмах Антониони каждое начало дня смотрю его ранние фильмы. Для меня это как корсет, тот, что приводит в рабочее состояние. У меня сегодня отрезок времени, когда мне интересен артист раньше он был для меня марионетка и собака, а в текущее время мне немаловажно лицезреть глаза напротив. И в особенности мне интересны женские образы: следующий план это Русская красавица Виктора Ерофеева в Ленкоме. Мне шибко интересна Анна Каренина. Я читаю в текущее время Генри Миллера это не мат на мате, а серьезная, интеллектуальная литература. И нынче мне нужны большие серьезные артисты. Очень хорошие.
То есть мир потерял ещё одного эпатажного авангардного режиссера в вашем лице?
К вопросу об авангардизме. Мир свой до такой степени мелкий!.. Это только контекст культуры, когда говорят, что режиссер авангардист, это может быть так с точки зрения России, а в Румынии или Америке он не авангардист. Где-то что-то застоялось, закрылось и там клеймо скоро наклеивают. А в той же Германии меня считают классиком. А когда я говорю, что русские зовут меня авангардистом, то они фыркают, в силу того что что у них есть такие авангардисты, которые нам и не снились. Я вообще художников делю на лакеев и господ по маркизу Де Саду. То есть кто-то из них обслуживающий персонал власти, семьи, себя, а кто-то творец.
Между прочим, хотя в Германии зритель шибко важен, интенданты немецких государственных театров говорят: Какие темы вас волнуют? Не авторы, а темы. Меня беспокоит голод, задача любовных отношений между мужчиной и женщиной, между девочкой и мальчиком, между мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной. Меня интересует животная сфера, которая влияет на нашу интеллектуальную бытие. Меня волнуют гроши. И для России прогресс, что Марк Захаров запускает меня к себе в театр с таким проектом. Это первостепеннный эпизод, когда я делаю то, что я хочу в России.
Зритель нынче избалован: его ничем не удивишь, не испугаешь, не шокируешь Голые ходили, кровью обливались, кричали громко. Или все-таки что-то осталось в загашнике?
Это вопросительный мотив к критику. Я же практик. Неужели вы думаете, что я делаю спектакль и думаю как бы мне поразить публику? Даже когда мне немцы сказали сделай Медею так, как ты хочешь, так, как ты бы не поставил ее ни в Москве, ни в Киеве, и то я когда репетировал, забыл, что должен шокировать. Да и затем Франка Касторффа там изумить кого-то чем-либо тяжко. Одна задача для меня быть честным художником.
Недавний дебош с соцартовскими картинами из Третьяковки, которые должны были тронуться в Париж, как вы на него отреагировали?
Резко отрицательно. Я считаю, что художники должны выставляться по всему миру, потому что искусство это диалог. Ющенко и Тимошенко не изменятся от того, выставят ли русские картину о них на экспозиции в Париже. Я бы на месте украинских авангардистов ответил серией о российском президенте.
А где заканчивается искусство и начинается эпатаж?
Набоков написал свою Лолиту, которая была запрещена. Генри Миллер также вслед за тем запрещенный Тропик Рака. А потому что на этих книгах выросло поколение хиппи, которое ныне руководит странами Евросоюза. Каждая держава выбирает себе цензуру сама. Приезжая сюда, я играю по правилам России, потому как что по-другому мне прервут контракт. Вот в Финляндии я могу работать все, что хочу, помимо детской порнографии и пропаганды убийства. Даже их президента не возбраняется костить на сцене национального театра. А у вас сегодня не разрешено у вас взлет национального самосознания абсолютно, огромный миг для истории страны.
А политику не возбраняется перевести в область театра?
Политика это смертоубийство и кровь. Вспомним времена Марии Стюарт или революцию 1917 года. У художников нет иллюзий политическая элита строится на крови и на деньгах. И в текущий момент верх меня не интересует, я не буду становить роман о Сталине. А вот Анна Каренина вызывает у меня заинтересованность.
А в родное время были шибко политизированным художником!
Когда я жил на Украине, возглавлял крупным театром в Харькове, то открыто заявлял, что у Богдана Ступки в Киеве безжизненный крепостной театр, хотя сам он, конечно, огромный артист. И на Украине я был активным участником процесса, не представляете, сколь мне звонило журналистов. Мое точка зрения было весьма немаловажно для разных людей, у меня был фантастический рейтинг. Знаете, я в текущее время все оцениваю с точки зрения фатума, и думаю, что точно фатум вывела меня из Украины в Европу: я уже не мог на родине рскручиваться.
Там вы ставили скандальных и, как следствие, запрещенных Ромео и Джульетту. Теперь интересуетесь внутренним миром человека. Вы меняетесь, а публика ждет прошлых эпатажных спектаклей. Скажем, все помнят Олега Кулика как человека-собаку, а не как автора проекта Окна, где изображения индустриальных фотографий наслаивались на чудной красоты пейзажи.
Нельзя вырывать произведения из контекста жизни художника. Когда джентльмен умирает тогда уже не возбраняется оценивать весь его тракт. А вещать об отдельном произведении подходит для тех, кто хочет шлепнуть художника. Кулик сегодня делает странные тихие инсталляции, потому как что эхо смерти дышит в спину. Когда я репетирую ощущаю, что бездна рядом, бездна без начала и конца. И мои спектакли вырывать из контекста моей жизни также не нужно. Во мне ещё 80 процентов не раскрыто, спрятано.
Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Ватутин Andrey Vatutin
Вице-президент ПБК ЦСКА в интервью Спорт сегодня рассказал о принципах селекционной политики, планах Папалукаса и сохранении Холдена с Пашутиным.
читать далее →
Андрей Воронцевич Andrey Vorontsevich
Андрей Воронцевич - российский спортсмен, баскетболист. Родился 17 июля 1987 года.Андрей Воронцевич является игроком клуба ЦСКА Москва, а также..
читать далее →
Андрей Кириленко Andrey Kirilenko
Говорят, у нас не было такого талантливого баскетболиста со времен Александра Белова. Легкость, с которой Андрей Кириленко покоряет одну..
читать далее →
Андрей Лопатов Andrey Lopatov
Андрей Вячеславович Лопатов председатель Совета директоров АКБ Клиентский, заслуженный мастер спорта СССР, чемпион мира, обладатель серебряных..
читать далее →