Известные люди
»Анна Зегерс
Рождение: Германия, 19.11.1900
После прихода в 1933 году к власти фашистов, книги Зегерс были запрещены, а сама она ненадолго арестована. В том же году писательница эмигрирует во Францию, через год переезжает в Вену, а затем в Испанию, где в то время велась гражданская война. Но на этом ее скитания не закончились. В 1940 году Гитлер нападает на Францию. Анна Зегерс с севера Франции перемещается сначала в Марсель, а спустя год оседает за океаном в Мехико.
Защитница и известная своими революционными произведениями Анна Зегерс родилась в 1900 году. Анна родилась на берегу Рейна, посещала школу в городе Майнце. После окончания школы, Зегерс продолжала образование в старинном университетском городе Гейдельберге, где она изучала историю искусства, но это не мешало ей горячо понимать события современности.
Революция в России Октябрьская всколыхнула весь мир. Осенью 1918 года немецкий население поднял вооруженное восстание. 9 ноября верх кайзера была свергнута. В том же году Анна Зегерс стала членом коммунистической партии Германии.
В 1933 году в Германии пришли к власти фашисты. Начало своего правления они ознаменовали зверской расправой с рабочим классом, уничтожением рабочих организаций, уничтожением буржуазно-демократических свобод и других подобных организаций.
Фашисты сожгли тысячи, которыми по праву гордился весь мир. Лучшие произведения передовых писателей, в том числе и книги Анны Зегерс, обрели в ту пору в Германии особое значимость. Они стали боевым оружием в руках антифашистов. Когда позднее в освобожденной Германии был организован День книги, группа берлинской молодежи подарила Анне Зегерс экземпляр ее романа "Спутники", сожженного фашистами. В условиях жесточайшего террора тот самый роман тайно хранился двенадцать лет, вслед за тем чего был официально опубликован. В 1933 году для Анны началась тяжелая пора скитаний. Анна Зегерс вынуждена была оставить Германию. Сначала в Париже, а затем в Мексике она нашла временное пристанище. В изгнании Анна Зегерс вкупе с другими передовыми деятелями немецкой культуры основала "Новую немецкую газету", издававшуюся в Праге. На страницах газеты она разоблачала гитлеровцев и призывала к непримиримой борьбе с режимом.
Ни на секунду не теряла она связи с родиной, помогала переправлять в Германию литературу для подпольных организаций. На 1-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже она выступила с речью, в которой говорила о справедливости освободительной борьбы народов и клеймила позором преступления фашистских агрессоров.
Писательница завсегда умела открыть толк международных событий и вручить им правильную оценку. Начиная с 1936 года, всех передовых людей мира волновала фатум республиканской Испании, сражавшейся супротив Франко и германо-итальянских интервентов. Среди бойцов Интернациональных бригад республиканской армии были добровольцы самых различных национальностей. В 1937 году Анна Зегерс приехала в осажденный Мадрид, для того чтобы принять участие в работе 2-го Международного конгресса писателей. В небольшом рассказе "Встреча" ею создан ослепительный образ комиссара Интернациональной бригады, друга бойцов, испытанного политического руководителя,.
Истинный патриотизм Анна Зегерс сочетала с горячей любовью к своей родине. Она стабильно призывала германский население к сопротивлению гитлеризму. Вести о геройских поступках немецких подпольщиков-антифашистов проникали за рубеж и укрепляли веру Анны Зегерс в лучшее предстоящее Германии, достойнейшие представители которой не переставали противоборствовать за мир и свободу.
В годы эмиграции Анна Зегерс активно участвовала во всеобщей мобилизации сил Народного фронта для решительной борьбы с фашистскими поджигателями войны.
Начало 1939 года ознаменовалось страшным пожаром Второй важный войны, а в 1941 гитлеровцы напали на Советский Союз. Еще сильнее возненавидела писательница фашистов - врагов мира, врагов жизни на земле, не имевших ничего святого по отношению к гуманности, человечности человеческий жизни. Одним из самых лучших романов Зегерс признан роман "Седьмой крест". Он переведен на многие языки. Роман тот самый, законченный автором в 1939 году, был первоначально опубликован в 1942 году на языке оригинала в Мексике; главы из него печатались в 1941 году в советском журнале "Октябрь"; в годы второй важный войны роман получил большую известность и в США, и в странах Латиноамериканского континента. История семи заключенных, которые бежали из гитлеровского концлагеря Вестгофен, и из которых только единственный сумел спастись, волновала читателей разных стран задолго до того, как книжка смогла увидать свет в послевоенной Германии. В "Седьмом кресте" наиболее явственно сказалось замечательное умение Анны Зегерс являть людей в нерасторжимом единстве личного и общественного, становить острые политические вопросы времени, обращаясь к частной, будничной жизни широких слоев народа.
В важный литературе негусто произведений, где задача солидарности угнетенных была бы разработана так достоверно, конкретно, убедительно, как в "Седьмом кресте". В спасении Георга участвуют - осознанно или не до конца осознанно - десятки людей. Под финал романа разворачивается своего рода цепная реакция солидарности: Пауль Редер обращается к Фидлеру, Фидлер - к Крессу, вслед за тем к Рейнгардту... И в конце цепи - мореходец с решительным лицом, "готовый на всякий риск": он вывезет недавнего узника из гитлеровского ада.
Само собой ясно, что "Седьмой крест" - это не легко история семи беглецов или одного беглеца. Тут ставятся вопросы большого исторического масштаба - о степени прочности фашистской диктатуры, о резервах антифашистского сопротивления, в конечном счете - о судьбе Германии.
Сразу же следом гитлеровского переворота - отчасти и до него - в прогрессивной немецкой литературе стала интенсивно рскручиваться антифашистская, антигитлеровская тематика. Подтвердились тревожные предостережения, которые высказывали в своих книгах, написанных задолго до 1933 года, крупнейшие мастера немецкого критического реализма - Генрих и Томас Манны, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер: германская империалистическая реакция приняла уродливые, зловещие очертания, возродила в стране Шиллера и Гете средневековое варварство и зверство. Писатели, покинувшие страну, постарались поведать миру правду о злодеяниях фашизма. В середине 30-х годов появился строй книг, авторы которых в форме публицистического эссе ("Ненависть" Г. Манна), в форме художественного повествования ("Семья Опперман" Л. Фейхтвангера) или документальной прозы ("Болотные солдаты" В. Лангхоффа) воссоздавали по свежим следам картины гитлеровских преступлений.
Анна Зегерс подошла к проблемам германской жизни по-иному, по-своему. Книги, написанные ей в эмиграции, - не только свидетельства, но и исследования; в них представлены не только оба полюса немецкого общества, но и то, что между ними. Писательница старалась выяснить: зачем немалая количество народа Германии пошла за Гитлером? Как удалось нацистам парализовать волю трудящихся к сопротивлению, запугать одних, провести других? Именно эти вопросы ставятся в двух книгах, которые она выпустила ещё до второй важный войны, - в повести "Оцененная голова" (1934) и романе "Спасение" (1935). С безжалостной трезвостью, Зегерс исследовала - какими способами, благодаря каким социальным, историческим, психологическим факторам нацисты сумели сформировать себе массовую базу.
С эдакий же трезвостью обрисован коллективный, многоликий образ немецкого народа и в "Седьмом кресте". Писательница ни в жизнь не обольщалась - и не обольщала своих читателей - иллюзорными надеждами, легкими решениями. Среди сотни с лишним персонажей "Седьмого креста" есть и отъявленные нацисты, и обыватели, безразличные ко всему, есть и те, кто приспособились к фашистской диктатуре, претерпелись к ней. Зараза гитлеризма проникла в самую гущу трудящегося населения страны, - об этом говорит и страшная судьбина Валлау, которого предал бывший приятель.
Сюжет романа "Седьмой крест" построен необычайно искусно: при всей его разветвленности, многоплановости, он отличается здоровенный силой концентрации. Действие без малого все время сосредоточено кругом Георга. В ходе своих скитаний он встречает уймище разных людей - и ставит каждого из них перед необходимостью выбора, решения. Посредством тончайшей психологической рентгеноскопии романистка проникает в затаенные мысли то одного, то другого из своих персонажей. Так складывается синтетическая картина настроений немцев из различных общественных слоев в условиях гитлеровского господства. И если посреди этих немцев, запуганных или завороженных нацизмом, находится все же несть числа людей, готовых подмогнуть беглецу-антифашисту, то это значит, - говорила Анна Зегерс своим романом, - что есть в гитлеровском рейхе и силы, способные при благоприятных исторических условиях принять участие в демократическом обновлении страны.
Обратим чуткость на финал "Седьмого креста". Это, в сущности, успешный финал, но в нем, как это зачастую бывает в концовках романов Зегерс, нерасторжимо слиты веселье и грусть. Георг уходит навстречу своей боевой судьбе (намеки, рассеянные в разных местах романа, позволяют судить, что он и на чужбине будет продолжать антифашистскую занятие, быть может, поедет сражаться в Испанию). Недавний пленник Вестгофена, загнанный, затравленный, вырвался, в конце концов, на волю, но расставание с родиной дается ему нелегко. Подстать этому смутному настроению - серое небосклон, дождик. Такой же упрямый осенний дождик льет и в тот вечерок, когда в вестгофенском бараке бывшие товарищи Георга по заключению смотрят, как сгорают в печке дрова: арестанты думают - им хочется размышлять, - что дровишки наколоты из того самого креста, утыканного гвоздями, тот, что был приготовлен для Георга Гейслера, но так и остался незанятым. Крест - старинный христианский символ страдания, но тут тот самый символ переосмыслен, - крест становится в то же время воплощением непобедимой силы человеческого духа.
Романы, повести, рассказы, написанные Зегерс в разные периоды, взаимосвязаны не только в силу единства главной темы. В них есть устойчивые, разработанные в разных аспектах мотивы или ситуации, в которых отражается идейная, нравственная натура ее творчества. Писательница любит становить своих героев перед трудными испытаниями. В разных ее произведениях встают люди рядовые, малоприметные, люди, казалось бы, каких много: будучи поставлены в только сложное положение, они как снег на голову, но полностью без сомнения проявляют подготовленность к героическому деянию, идут на последний риск или на кончина, - и Анна Зегерс рассказывает об этом без малейшей патетики, безмятежно и нетрудно. Характерен в этом смысле ее преждевременный расклад "Шоферские права" (1932); в предельно лаконичной форме, на двух страницах, описан там геройский поступок шанхайского пролетария, тот, что - в два счета приняв нужное заключение - уничтожает оккупантов и гибнет сам.
В романе "Седьмой крест" Георг Гейслер в течение семи дней, ежеминутно рискуя жизнью, спасается от преследующих его гестаповцев и обнаруживает подлинно героические свойства - смелость, находчивость, упорство выдержку. Более того: на многих людей, с которыми он встречается за эти семь дней, он действует как своего рода катализатор гражданского мужества, встряхивает, вовлекает в борьбу равнодушных и пассивных. А между тем он и не обрисован, и не задуман писательницей как персона исключительная. Сама Анна Зегерс говорила: "Гейслер, каким я его вижу, и каким я хотела его явить, - простой человек".
Рассказы Анны Зегерс по тематике и манере узко примыкают к ее романам, другой раз - как бы дополняют романы, договаривают то, что не было досказано там. А в романах Зегерс, с прочий стороны, иные эпизоды или главы могут читаться, как отдельный законченный расклад.
Таков момент из романа "Путь сквозь февраль" (1934) - "Установка пулемета в квартире фрау Кампчик": в нем есть свой независимый сюжет, и он не раз печатался особняком.
Роман "Путь посредством февраль" был написан Анной Зегерс по свежим следам февральских событий 1934 года в Австрии. В те дни передовые австрийские рабочие сделали героическую попытку преградить дорогу фашизму. Республиканский Шуцбунд - вопреки воле реформистских руководителей социал-демократической партии - выступил с оружием в руках супротив реакционной политики правительства Дольфуса; австрийские коммунисты, вкупе с рядовыми социал-демократами шуцбундовцами, участвовали в февральских боях.
Весной 1934 года Анна Зегерс побывала в Австрии, опрашивала участников и свидетелей недавних событий, обошла рабочие районы Вены, где полно домов было изуродовано пулями и снарядами. В романе "Путь сквозь февраль" - как и в написанном позднее "Седьмом кресте" - большое цифра персонажей из разных общественных слоев; будучи взяты сообща, они дают обобщенный образ страны, народа в миг исторического перелома. В различие от "Седьмого креста", там нет главного героя, картина событий до некоторой степени мозаична, разбросана. Однако и тут писательнице удалось посредством глубинные психологические "просвечивания" передать отображение общественных конфликтов в душе и сознании рядовых тружеников.
После окончания второй важный войны Анна Зегерс вернулась к действующим лицам романа "Седьмой крест" и написала два больших рассказа, которые являются как бы эпилогом к роману. В характерах и судьбах частных лиц прослеживаются перипетии и закономерности национальной истории.
В рассказе "Саботажники" (1946) сызнова появляются те честные и дерзновенные люди, которые в родное время помогли Георгу Гейслеру спастись, - Франц Марнет, Герман Шульце, инженер Кресс. В дни войны гитлеровской Германии супротив Советского Союза они пытаются создать саботаж на военном заводе. Им не удается вовлечь в свои действия мало-мальски значительную группу рабочих. Однако Герман Шульце, арестованный гестаповцами уже потом Сталинградской битвы, чувствует нравственное блаженство, когда узнает, что гранаты, прошедшие сквозь его руки, не взорвались на поле боя: значит, он жил не случайно, умрет не случайно.
Еще раньше, в 1945 году, был написан расклад "Конец". Здесь досказана история фашиста Циллиха - того, кто был одним из самых яростных истязателей в концлагере Вестгофен.
Циллих в первый раз появился ещё в повести "Оцененная голова", написанной вскоре потом гитлеровского переворота. В этой повести Циллих - единственный из тех неимущих крестьян, которые поддались на удочку нацистской демагогии. Этот сельский неудачник, миновавший первоначальную школу жестокости ещё на фронтах первой важный войны, нетрудно дает себя сагитировать, что во всех несчастьях Германии - а главное, в его собственных несчастьях - повинны "евреи и красные". Такие типы при гитлеровской диктатуре несложно делали карьеру в эсэсовских отрядах.
В рассказе "конец" мотив бегства, знакомый нам по ряду произведений Анны Зегерс, возникает в безупречно другой вариации: в роли беглеца на тот самый раз - Циллих, тот, что столь лет преследовал и травил антифашистов. Читатель, знакомый с романом "Седьмой крест", без сомнения воспринимает Циллиха в контрастном сопоставлении с Георгом Гейслером. Герою "Седьмого креста" угрожала реальная, смертельная угроза. Иное занятие Циллих. После войны в деревне одним из бывших заключенных Вестгофена, инженером Вольпертом, Циллих, собственно говоря, не подвергается опасности. Американские оккупационные власти, несмотря на настойчивые заявления Вольперта, не разыскиваю бывшего вестгофенского надзирателя - как не разыскивали многих ему подобных. Но Циллих мечется по стране, одержимый диким страхом: ему не во что питать доверие, у него нет и не может быть друзей - он чувствует себя окруженным глухой неприязнью людей повсеместно, где бы он ни появлялся.
Картина скитаний Циллих дана как бы замедленной съемкой; Анна Зегерс высвечивает самые темные уголки его злодейской души лучом психологического анализа, внимательного и безжалостного. В нем кипят темные страсти: озлобление супротив былых хозяев Третьего рейха, которые оторвали его, Циллиха, от земли и плуга, а вслед за тем бросили на произвол судьбы, раскаяние о тех невозвратно ушедших временах, когда позволительно было терзать по своему произволу беззащитных заключенных, - а главное, звериный трепет, все больше нарастающий, становящийся невыносимым, доводящий до самоубийства.
Самая тяжелая кара постигает Циллиха уже посмертно. И в этом месте вновь Анна Зегерс создает своего рода контрастную параллель к образам прежних своих произведений. Не раз в ее рассказах и романах возникали эпизодические фигуры детей революционеров, антифашистов, - тех, кому суждено продолжить занятие отцов. И после этого Циллиха остается наследник подросток; он со всей откровенностью радуется известию о смерти отца, воспринимает эту конец как избавление. Финал рассказа "Конец" заключает в себе поучительное обобщение: разрыв преемственности с поколением отцов для юного Циллиха, как и для многих его сверстников, - начало новой жизни, свободной от позорного наследия прошлого.
Каждый мужчина несет долю ответственности за судьбы своего народа, своей страны: эта дума отозвалась во многих произведениях Зегерс, написанных за годы эмиграции, - и в "Седьмом кресте", и в законченном уже вслед за тем краха фашизма большом романе "Мертвые остаются молодыми" (1948), и в рассказах, и в статьях.
Монументальный роман "Мертвые остаются молодыми" отображает историю Германии с 1918 по 1945 год. Писательница стремится осмыслить прошлое с целью настоящего и будущего. Повествуя о трагедии народа, вовлеченного фашистами в войну, Анна Зегерс своей книгой воспитывает в читателях решимость сражаться за мир.
В романе изображено уймище людских судеб. Но больше всего тревожит писательницу судьбина семьи берлинского рабочего Гешке.
Всю свою существование Мария Гешке посвятила сыну, тот, что был ее единственной радостью и надеждой. Пришел к власти фашизм, пришла битва, и Мария потеряла сына. Жизнь учит Марию Гешке презирать виновников войны и противиться им. Мария - одна из тысяч трудящихся женщин Германии, одна из тысяч матерей, которых махаловка лишила всего. Сила художественного обобщения помогла писательнице сформировать тот самый ослепительный правдивый образ.
С любовью изобразила Зегерс порывистый и храбрый нрав Ганса, сына Марии. Дружба с коммунистом Мартином, закаленным в многолетних боях с фашизмом, помогает юноше Гансу отыскать верный стезя. Он становится подпольщиком. Зегерс в своем романе показала, что преемственность борьбы за мир и свободу нерушима. Мертвые борцы остаются молодыми в силу того что, что бессмертно занятие, за которое они борются. Множество замечательных, трогающих своей искренностью романов Анны Зегерс мужчина может сегодня осознанно постигать: "Путь сквозь февраль", "Седьмой крест", "Мертвые остаются молодыми" - все это звенья в той серии книг о судьбах Германии, которую Зегерс открыла повестью "Оцененная голова" и завершила романом "Доверие".
Собранные воедино, эти книги образуют своего рода сборник, без изучения которой не обойдется ни единственный основательный историк Германии XX века. Анна Зегерс, мастер человековедения, изображая море разнообразнейших характеров и судеб, помогает постигнуть сущность сложных социальных процессов, дает углядеть, что творилось в сокровенных глубинах души народа в трудные, драматические периоды его истории, прочувствовав и пропустив все свои произведения сквозь душу.
Самые значительные романы писательницы:
1933 Цена за его голову (Der Kopfflohn)
1935 Путь в феврале (Der weg durch den february)
1942 Седьмой крест (Das siebte kreuz)
1944 Транзитная виза (Visado de Transito)
1946 Прогулка мертвых девушек (Der ausflug der toten madchen)
1949 Мертвые остаются молодыми (Die toten bleiben jung)
1949 Свадьба на Гаити (Die hochzeit von Haiti)
1961 Свет на эшафоте (Das licht auf dem galgen)
1962 Карибские зарисовки (Karibische Geschicten)
1980 Три гаитянских женщины (Drei frauen aud Haiti).
Так же читайте биографии известных людей:
Анна Зонтаг Anna Zontag
Детская писательница, тетка Ивана и Петра Киреевских. Родилась в с. Мишенское Белевского у. Тульской губ. Получила домашнее образование.
читать далее →
Анна Караваева Anna Karavaeva
Караваева была делегатом Международного конгресса писателей в защиту культуры (1935), встречалась с выдающимися современниками А. Серафимовичем, Н...
читать далее →
Анна Малышева Anna Malysheva
Сегодня Анна Малышева - один из самых покупаемых авторов в стране. На счету двадцатишестилетней девушки четырнадцать детективов, написанных за три..
читать далее →
Анна Радклиф Anna Radcliffe
В течение 7 - 8 лет написала свои знаменитые когда-то романы; после 1797 г. де выпустила более ни одного произведения. Самыми популярными романами..
читать далее →