Известные люди
»Анна Ляпина
Рождение: Россия
Когда в воскресенье объявили войну, мне было всего 15 лет, я даже не имела паспорта. Помню, как пошла паника. Сначала я получала иждивенческие детские карточки, а потом мы с подружкой собрались идти работать. Я закончила 6 классов в Москве. Потыкались, потыкались, нигде не берут. Подружку взяли, а меня нет, потому что нет паспорта. Говорят: Карточку получишь и уйдешь. Где мы тебя будем искать? По метрике не брали. Но у меня отец работал в милиции, и он обратился к начальнику.
-Когда в воскресенье объявили войну, мне было всего 15 лет, я более того не имела паспорта. Помню, как пошла паника. Сначала я получала иждивенческие детские карточки, а опосля мы с подружкой собрались топать вкалывать. Я закончила 6 классов в Москве. Потыкались, потыкались, нигде не берут. Подружку взяли, а меня нет, в силу того что что нет паспорта. Говорят: Карточку получишь и уйдешь. Где мы тебя будем разыскивать? По метрике не хватали. Но у меня папа работал в милиции, и он обратился к начальнику. Мне прибавили годы, написали, что я с 25-го года вместо 26-го. И всё, я устроилась вкалывать на фабрику Фрунзе в ФЗУ, на ткачиху. В 194142 годы я работала на этой фабрике Фрунзе. Сначала мы учились, следом ткали. А вслед за тем, 16 февраля 1943 года мне исполнилось 18 лет Прямо напротив нашего дома на Шаболовке была учебное заведение, а в ней военкомат: Якиманки, обитель 34. Я пошла, написала заявление: Прошу принять меня добровольно. Хочу ограждать Родину. У меня уже брат был на фронте, и папа. Это был февраль месяц, и в апреле месяце меня вызывают: Пойдете обучаться на шофера на Балчуг. Автошкола располагалась за рестораном и гостинницей Балчуг (в текущий момент в том здании музыкальная школа). Мы проучились 3 месяца. В классе было страсть сколько народу, молодые девчонки и парни учились на военных шоферов. Рядом уже строили метро Новокузнецкая, и вот приходит их патрон, и говорит нашему директору школы, что у них там случился обвал или провал. Эскаватор работает, но некому сыпать песок в вагонетки. Если можете, помогите мне часа на 2, некому песок сыпать. Мы знаем, что у вас тут одна молодежь. Мы 400 грамма хлеба получали больше ничего. Директор говорит нам: Я не могу вас принудить, но если вы изъявите стремление подсобить, пожалуйста. И тогда мы все 30 дядя, всем классом, все пошли вагонетки песком загружать. Это было часов в 12 и пришли мы в 17 часов, следом позанимались и пошли домой. Вот такое у нас тогда было самосознание!
Вы учились на ЗИС-5?
-ГАЗ-2А и ЗИС-5. Мы тут по Москве, на Трубную нас возили, там же взлет, чтобы трогались в горку. По Красной Пресне.
Двигатель, ремонтик?
- Мы изучали все, как следует. Всё, охватывая устройство машины, я сдала на пять. Когда мы закончили школу, нас погрузили на машины и повезли на Каланчевку, в санпропускник. Потом нас погрузили в пассажирский поезд, мужчина 500600 там было. Привезли в Горький, посадили на баржи и повезли по Волге, мы не знали куда. Три баржи загрузили: все москвичи, и без малого одни девчонки. Подходим к пристани, а там написано град Городец. Там был 20-й учебный автополк. В этом полку мы ещё 3 месяца поучились. Права получили, все сдали. И вот распределение по военным частям. Шёл 43-й год, ноябрь месяц. Шофера это технические войска. Всех распределили, и мы, пять мужчина девчонок (три Ани, Тоня и Лиза) попали в 10-ю воздушно-десантную бригаду в Раменском. Меня приписали к зенитному батальону, буксировать 76-мм пушку. Была уже зимушка, декабрь 1943 года, когда нам нежданно говорят, Девочки, вы будете прыгать Как сигать? Да, указание, весь собственный состав бригады. Дают нам парашюты: единственный в 16 кг главный, и в 8 кг запасной. Шлепаем! Там по железной дороге станция Фабричная, как пройдешь поселок там озерко. Оказывается, над этим озером с аэростата нас заставили сигать! Первый тренировочный скачок и с 470 метров.
Очень невысоко.
- Ещё как невысоко! Тренировочный скачок и без малого с полкилометра сигать. А самолеты поднимали, прыгали на километр. Что совершать, прыгнули все. Надо! 4 рубля нам дали за скачок! Потом и второй скачок пришлось: в Раменском я сделала два. Потом нас рассортировали, и я попала в городок Тейково: там стояла 6-я воздушно-десантная бригада. Там также самое меня приписали к зенитному дивизиону. Там уже у нас Виллисы были (американцы только начали поставлять нам эти машины), и ЗИСы. Когда махаловка началась, было только две машины: ГАЗ-2А, и ЗИС-5, больше ничего. Разрабатывалась ещё одна агрегатина на Ярославском заводе ЯГ-6 называлась, 8 цилиндров, но она не пошла. Пробы сделали, но началась битва, и так все заглохло. На дровах газогенератор заводился, ещё такие были, но мы на них не ездили, это гражданские. Вот и всё! В Тейково приехали, а там нас на Дуглас посадили. Опять приказ: Всему личному составу скакать с Дугласа. Выпихнули и ладно! Только высунула голову, парашют вперед меня, и мы пошли. Вот так я была в десантных войсках единый год. Потом нас привезли в Кержач, там была 14-я бригада. Там также с аэростата прыгнули, и единственный раз с самолета. Так что всего у меня 2 прыжка с самолета, и 3 прыжка с аэростата. 5 прыжков, больше я не сделала, в силу того что что это был тыл.
Не понравилось?
- Готовили: самое малое ли чего! Эти десантные войска считались резервом Сталина. Мол, если даст указания, то форсировать будем. В июле месяце 1944 года освободили Минск, и нас прямо из Кержача отправили в Белоруссию. Мы приехали в конце июля. Минск освободили 1415 июля. Там хоть немцы были, но люди что-то сеяли. Там, где бои в полях не проходили, там все сохранилось. И бульба их, то есть бульба. А мы же шофера, мы возили, помогали им убирать урожай. Август, после этого сентябрь.
Вы были в автороте приданной кому?
- К десантному полку, там была авторота. А уж когда мы в Белоруссию приехали, нас перевели в сухопутные войска. И из нашей бригады получился 345-й стрелковый полк 105-й Гвардейской дивизии. Потом, в декабре 1944-го нас отправили на фронт. Сначала говорили, что мы поедем в сторону Польшы, а оказывается поехали в сторону Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, на 3-й Украинский фронт. Я провоевала 6 месяцев: до 16 июня 1945 года шли бои. Потом нас перевели к Коневу, на 2-й Украинский фронт. Там сильно непочатый край власовцев было, и у нас было немало и убитых, и раненых уже после этого окончания войны.
Машины сами на фронте ремонтировали?
- Да. И в текущий момент помню, контакты горят
Одеты Вы были как?
- В женскую военную форму. В юбки. Комбинезоны нам давали только когда мы производили ремонтик. Юбки, гимнастерки, сапоги. Обыкновенное воинское обмундирование. Но у нас были голубые кантики, и птички наносили, оттого что мы относились к воздушно-военным войскам.
ЗИС-5 хорошая агрегатина была?
- 6 цилиндров. Стартеры не работали, аккумуляторы все посажены были. Все от искры. Крутим, крутим, завелась.
Вы могли прокрутить?
- Крутили Как говорится, нужда денежку заставит сыскать. 6 цилиндров вертели. Тут что надо, что был хоть бензонасос. А в полуторке не было ничего, там бензин самотеком. Отстойник, а в отстойнике карбюратор. В бензобак, 10 или 15 литров заправлялись, двигатель был спереди. Кабина, тут бак, тут двигатель. Вот с таковый техникой встретили грозного, жестокого врага. И победили с этакий техникой!
ЗИС-5 проходимая агрегатина?
- Проходимая, 70 лошадиных сил, 6 цилиндров, и 3 тонны грузили. Трехтонка называлась. А мы грузили все 4. Заведем, и везет, куда денется.
Что в основном приходилось возить? Раненых?
- Раненых чуть-чуть. Снаряды, ящики, пушки. Чего заставят, то и возили.
Под обстрел попадали?
- Еще как! Больше всего под минометный жар попадали. Немецкий шестиствольный бил вилкой. Мы едем. Ань, говорят пацаны, которые со мной ехали, Упала мина. Всё, будем стоять, ждать. Стоим, ждем, покуда все эти мины пролетят. Очень полно минометный под жар попадали, под бомбежки немного, там уже Март, апрель, немцы, конечно, во многих местах бежали, только брюки успевали натягивать.
К врачам я ни в жизнь не обращалась, но когда потом войны приехала домой, чувствую, что у меня что-то такое Когда везли снаряды, попали под бомбежку. 4 машины ехало, их всех обстреляли. Там был эдакий бугор, стезя, балка была. В общем, немцы обстреляли нас, и попали в две средние машины мою и Сашки Павлова. Две задняя и передняя, не попали под обстрел, а мы в середине ехали. У меня сидел боец-сопровождающий, и у нас поворотную цапку в передних колесах выбило, и агрегатина перевернулась. Меня несладко контузило: всё стан было синее.
В марте 1945 года мы были под Веной, в городе Пресбаум в 3040 километров от Вены. Там был большущий, обнесенный забором лазарет, на крыше Красный Крест. Уже финал марта, тепло. Пришла девочка, говорит: Я воду нагрела, будешь голову мыть? Я голову помыла, причесываюсь, тогда кудри не наводили. Втоварищ бежит связной из штаба полка: Анна, иди сюда, тебя начальник роты вызывает. Командиром автороты был старшой лейтенант Мартынюк. Я прибегаю: Давай, вези!. Оказывается, тяжко ранило шофёра, тот, что ехал со снарядами. А перед этим наши захватили германский лазарет, где было мужчина 500 немецких раненых. Я вхожу, немецкие раненые там лежат, все время кричат: Гитлер капут!. Лежачих не бьют, мы их не тронули. Этот лазарет использовали как пункт сбора наших раненых также, но их было негусто, и количество уже вывезли, всего ничего осталось. Капитан сказал: Они тяжелораненые, им незамедлительно нужны операции, вот и выпросил машину, чтобы последних наших раненых увезти оттуда. И вот шофёр приехал за ранеными, а его экстренно вызвали, потому как что необходимо было везти боеприпасы. А я когда возила, когда нет, была как подменная. Так что в настоящее время мне говорят: Тебя спешно вызвали на территорию госпиталя. Там раненые. Я прибежала, более того свой автомат не взяла. Вот как я воевала! Где голову мыла, там он у меня и остался. Прибежала, а там уже старшой лейтенант и капитан медицинской службы Балтер, славный мужик. Он говорит: Анечка, ты мне нужна, иди скорей. Я села за руль, а раненых таскают в кузов. Машин санитарных не было: это только в кино показывают санитарные машины. Все на полуторке, а вслед за тем и полуторок не было, Виллисы, Студебекеры, Форды. Я ездила на нашем ЗИС-5. Я села, таскают раненых: и неожиданно, и в текущий момент передглазами стоит, хотя резво будет 60 лет, вот так пригорочек метров 2530, и спуск к воротам, и взвод немецких автоматчиков Мне тот самый капитан и старшой лейтенант, он у нас парторг полка был, кричат: Давай, оставь машину! В укрытие! Ищи укрытие! А у меня уже дядя 15 раненых, единственный мальчишка сидел пораненый в обе ноги. Я развернула машину, и в обратную сторону, там когда-то были ворота, там шлагбаум, доски, и я по этим кочкам, как газанула! ЗИС-5 крупный, все эти заборы мы пролетели, раз, и выехала! Дорога, никого нет, безопасное местоположение, я проехала метров 50, остановилась, вышла из машины, думаю. У меня сердце бьется. Я более того сама не поняла, как я это все сделала. Батюшки, что же мне больно-то? А у меня бок прострелен! Я не чувствовала. Когда повернулась, полна гимнастерка крови. Я видела, бежал фашист и стрелял. Ведь не стрелял по колесам, а стрелял по кабине, чтобы шофера угробить. Мне за это дали Орден Славы. А парнишка, тот, что сидел в кузове и говорит: Я бы тебе и Героя присвоил!. Я ответила: Так не бывает. Из всего полка ни одного солдата не было, чтобы его наградили Орденом Славы. Одна я, девочка, была награждена. Вручали мне орден уже в Вене (мы уже взяли Вену). Наша дивизия называлась Венская. Командир дивизии объявил построение. Старшина пришел, говорит: Аня, непременно придешь на построение. Чтобы ты метко была, сказали. Я пришла. Читали, читали, и внезапно зачитывают мою фамилию. Солдат из автороты говорит: Тебя вызывают. Я вышла, а генерал, начальник дивизии, смотрит на меня. Прочитал указ, вручил мне орден. У меня пилотка, а из под нее косички. Генерал говорит: Надо же, я с косичками воевал! Косички со мной воевали. Генерал так и сказал!
Немцы отбили тот лазарет вспять, и держали его двое суток, в то время как всех своих не вывезли: но больше они не продвигались. А нашего капитана медицинской службы спрятали медсестры, по иному немцы могли бы его поставить к стенке.
Наших всех вывезли?
- Да. Я как раз вывезла последних. Там ещё два или три человека остались. Их судьбу я не знаю, а этих был нагружен совершенный кузов. Ещё мне запомнилось, как мы повезли раненых в град Баден под Веной там был медсанбат. Легкораненые были в санроте, а это медсанбат, уже оттуда распределяли в госпиталя. Машину нагрузили, мы поехали. Они на носилках были, их разгружают санитары, а я рядом стою. Слышу, меня кто-то окликает: Аня, Аня! Поворачиваюсь, несут моего двоюродного брата, Анатолия Ивановича Полукарова. Он был командиром разведки: оказывается, мы с ним были в одной дивизии, только в разных полках. Вот и вся моя война
Когда вернулись с фронта, водили машину?
- Я устроилась шофером на фабрику Ударницу, но почувствовала, что вкалывать шофером не могу. Гражданская техника была вся изношенная, инструментов не было. Посылают ехать, а более того ключа 12 на 14 нет, чтобы отвернуть карбюратор, прочистить. Я говорю: Да что же? Как же так? Как хочешь, свои ключи носи. Я говорю: Еще что! А тогда же не разрешено было вымолвить, ещё что. Скажут: Ты чего, воевала, воевала, а ныне супротив Советской власти?! Инструментов не было, и, в общем, я ушла в Госзнак и 33 года несложно считала гроши.
Так же читайте биографии известных людей:
Анна Хансен Anna Hansen
В нашем [бывшем] доме была тюрьма. В нижнем этаже дом был поделен на две части были камеры и там жили партизаны, в каждой камере по три-четыре..
читать далее →
Анна Маркова Anna Markova
Вице-губернатор, председатель Административного комитета администрации Санкт-Петербурга.
читать далее →
Анна Австрийская Anna Avstriyskaya
Четвёртая жена короля Испании Филиппа II.
читать далее →
Анна Иоанновна Anna Ioannovna
Царствование Анны Ивановны также вошло в историографию и как время бироновщины, что обычно трактуется как засилье иностранцев и ужесточение..
читать далее →