Известные люди
»Анри Ренье
Рождение: Франция, 28.12.1864
Самый французский из всех французских писателей (Б. Эйхенбаум), "поэт поэзии и прозы" - по определению М. Кузьмина, - пленивший читателя отточенностью и изысканностью фраз, знаменитый и загадочный затворник Анри де Ренье, имел самую обыкновенную и скучную для писателя биографию. Может быть, только на первый взгляд скучную...
Анри Франсуа Жозеф де Ренье родился 28.12. 1864 года в нормандском городке Гонфлере, где папа его, уместно сказать, друживший в детстве с Гюставом Флобером, служил таможенным инспектором. Свои первые детские впечатления Ренье с тонкой непосредственностью - не маскируясь вымышленным именем - передал в новелле "Белый клевер" (сборник "Оттенки времени").
В 1871 году семейство инспектора перебралась в Париж, где папа получил место налогового инспектора и там, чуть достигши десяти лет, мальчишка был отдан в коллеж Станислас (1874). Еще на школьной скамье Ренье начал строчить вирши, первые из которых относятся к 14 годам. Помимо стихотворений тогда же Анри начал работу над поэмой "Любовь к добродетели", которая обещала вылиться в нечто шибко похожее на "Намуну" - поэму его любимого А. де Мюссе, если б преподаватель не отнял манускрипт.
Заметим, уместно сказать, что литературные занятия и школьные сочинения Анри не встретили со стороны учителей большого одобрения...
Один из них, прославленный писательский и сценический критик Ларуме, читал в классе вслух сочинения Ренье и смеялся над ними!
Много лет через, встретив своего ученика, ставшего уже знаменитым писателем, и узнав его, Ларуме воскликнул: "Как, это Вы, тот, что писал такие забавные вещи?!"
В годы учебы в коллеже Анри немало и усердно читал, не придерживаясь, и все-таки, какой-то особенной системы выбора. Рядом с Дж. Байроном и В. Гюго, А. де Виньи и Мюссе лежали "Философские письма" Вольтера, его трагедии и тут же - драмы Кребильона (французский писатель-драматург 18-го века).
По окончании коллежа, сдав экзамен на бакалавра в 1883 году, Ренье поступил на Юридический факультет. Следуя желанию родителей, одно время он помышлял о дипломатической карьере, но литература влекла его непреодолимо, фантазерство не знало отдыха...
И мечты о дипломатии были отброшены долой.
Первые появившиеся в свет вирши Ренье подписаны псевдонимом Гюг Виньи (Vignix), свидетельствующем о влиянии на его творчество А. де Виньи и В. Гюго. Стихи эти были напечатаны в 1885 году в журнале "Lutece" - самом раннем из тех маленьких, но шибко популярных изданий, в которых печатались представители "символизма", "утонченного романтизма" и других изысканных литературных "измов"... Анри де Ренье был представлен поэтическим вождям того времени: Сюлли Прюдому и Малларме.
Малларме оказал огромное воздействие на создание поэтической повадки Ренье. Это чувствуется в первой книге стихов "Назавтра", выпущенной также в 1885 году, в Париже, но уже под настоящим именем: Анри де Ренье.
В этой книге, несмотря на неопытность, настолько понятную в пору ученичества, чувствуется и оригинальность, и попытка мыслить независимо.
В начальном стихотворении "Посвящение" он определяет свою поэтическую задачу, как "возрождение прошлого, увековечение его мимолетных минут". Этой задаче де Ренье будет придерживаться всю бытие.
Читатели и критика приняли книгу благосклонно. Их очаровал тот тон мягкой, если разрешено так выразиться, акварельной меланхолии, которая будет позже разлита во всем творчестве де Ренье и свяжет воедино его поэзию и прозу.
За первым сборником стихов последовали и другие: "Успокоение" (1886), "Ландшафты" (1887), "Эпизоды" (1888). Один из критиков, в особенности неплохо лично знавших Ренье, Жан Гурмон, так определяет движение мысли поэта за четыре года в этих четырех книгах: "Назавтра" - первое соприкосновение с жизнью, несоответствие мечты с действительностью, скорбь от этого открытия. "Успокоение" - мудрость, примирение; скорбь утихает, греза все одинаково живет в душе поэта. Он создает для нее дворцы, сады, боскеты, пейзажи - собственные "Ландшафты", в которых разыгрываются "Эпизоды" этой интимной жизни души".
Все десятилетие с середины 80-х до середины 90-х годов протекает для Ренье в деятельности, довольно активной. Он плодотворно сотрудничает в одним духом сменяющих дружбан друга литературных журналах, где печатаются представители символизма: Лафорг, Верлен, Рембо, Кан, Самен, Вьеле-Гриффен.
Ренье участвует ещё в редактировании и издании журнала "Писатели для искусства" (1886-1887) - издатель Рене Гиль с Малларме и Вилье де Лиль-Аданом в качестве ведущих сотрудников, в газете "La Walonie", одним из редакторов которой был он сам и в альманахе "Политическое и литературное обозрение" (1890-1893), где он напечатал большую доля своих рассказов - начальный навык прозы (в такой степени прекрасный, что в дебют тот самый его, как прозаика верили немногие!), вошедших позднее в сборник "Яшмовая трость".
С 1894 года Анри де Ренье начинает сотрудничать с журналом "Mercure de France", тот, что становится издателем всех его сочинений.
Одновременно с этим Ренье выпускает в свет отдельные книги стихов - "Poemes anciens et romanesques" (1890), "Tel qu`en songe" (1892), "Arethuse" (1895). Позднее он объединит их в сборники - однотомники: "Стихотворения 1887 - 1892гг." (1895) и "Лучшие стихотворения" (1899).
Стихи этого периода написаны, понятное дело, под влиянием символизма, но в них не было той туманности и вычурности, пафоса "магических образов" и иного рода крайностей, в которые впадали многие современники писателя, причастные к этому направлению.
Стихи Ренье сильно ясны, пластичны и изящны. Символизм под пером "аристократа поэзии" превращается в тонкую и замысловатую аллегорию, теряя свой загадочный и отвлеченный толк.
С середины 90-х годов, когда стихотворец достигает тридцатилетнего возраста, он все больше склоняется в сторону прозы... Уединение в парижской квартире становится для него обычным времяпрепровождением. Он колдует над листками бумаги день и темное время суток, без малого никуда не выходя и посещая только немногих из друзей.
Среди них - крайний из парнасцев (литературное ориентация во Франции, оказавшее огромное воздействие на всю культуру страны), немалый мастер сонета, переводчик Хосе-Мария Эредиа.
Его салон Анри Ренье посещал с 1888 года. Он встречался тут с Мопассаном и Леконт де Лилем, многими знаменитостями того времени...
Но главным украшением салона знаменитого поэта и переводчика были три его дочери, привлекательные и талантливые, каждая по-своему. Внимание Анри де Ренье привлекла младшая, Мария, даровитая романистка и поэтесса. Уже в ту пору она писала прекрасные вирши, удачно переводила на французский испаноязычных авторов. Молодые люди, имеющие общие интересы, проводившие время в увлекательных беседах обо всем на свете, больше, конечно, о литературе, понравились товарищ другу. Анри - славный, юный джентльмен "с открытым и ясным лицом, высоким лбом, серо-голубыми прозрачными глазами, изяществом движений, солидный и без малого постоянно - застенчивый" (Жан де Гурмон) - покорил сердце Марии. Она умела участливо и заинтересованно внимать. А он - побороть в ее присутствии свою мучительную застенчивость. В 1896 году Анри де Ренье и Мария Эредиа сочетались браком.
"С этого момента, - по остроумному замечанию одного из исследователей творчества Ренье, - для нас на практике заканчивается жизнеописание писателя, потому как дальнейшая бытие его лишена каких-либо ярких событий" (А. Смирнов. А. де Ренье, романист и рассказчик". Предисловие к 30-ти томному изданию собрания сочинений Ренье. 1925 год. Цитируется по изданию: А. де Ренье. Собр. Соч. в 5-ти томах. Т. 5. Яшмовая трость. С-Петербург, Изд-во "Северо-Запад" 1993 г. Серия: "Женская библиотека. Камея").
В течение всех последующих тридцати лет Ренье ведет весьма тихое наличие, занятое литературным трудом и только редко прерываемое поездками, в том числе немного раз в излюбленную им Италию, в особенности в Венецию, а в 1900 году в Соединенные Штаты Америки, где Ренье с блеском прочел немного обширных лекций по истории поэзии, затрагивая и новомодные течения.
"Что касается его душевных переживаний, - добавляет Смирнов, - то, несмотря на то, что Ренье ни в жизнь не чуждался общества и являлся, по свидетельству друзей, приветливым и сильно живым собеседником, прирожденная его сдержанность окружила его внутреннюю существование завесой, пробраться за которую негусто кто решился".
С начала девятисотых годов Ренье все сильнее покоряет вершины прозы. Крупнейшие его романы "Дважды любимая" (1900), "Страх перед любовью" (1907), "Я, Она, и Он" (1907), "Грешница" (1920), "Необыкновенные любовники" (1901), "Встречи г-на де Брео" (1904), "По прихоти короля" "Живое прошлое", "Каникулы скромного молодого человека" (1903) стали настольными книгами для целых поколений, переводились на все европейские языки, зачитывались до того, что переплеты рассыпались... Эти книги наполнены были какой-то неповторимой музыкой слов, образов, сюжетов... При чтении возникало чувство, что это - переложенная в слова живопись, в такой степени ярки и выразительны и слова, и целые эпизоды!..
Анри де Ренье так страстно любил существование, что обрисовывал все, что в ней завораживало его поэтическую душу: краски, звуки, чувства, формы предметов и явлений...
Его романы разнообразны по стилю. В современных он использует прямой и образный манера с быстрым темпом, захватывающим сюжетом ("Каникулы скромного молодого человека"). В исторических романах ("По прихоти короля") Ренье зачастую прибегает к архаичному стилю, с немного тяжелыми, пышными конструкциями фраз. Слова для него некогда всего - носитель некоего камертона, как в музыкальном сочинении, в нем весь его дух и основа. Слова для Ренье - священны.
Позже, Иосиф Бродский сравнит романы Ренье с симфониями и сонатами Моцарта, и это будет самое необычное и точное сопоставление, потому как живопись и музыка - две самых больших привязанности, сопровождавших писателя всю существование!..
Критики писали, что манера Ренье - романтика, он, если разрешается так изречь, классически романтичен. "Романы Ренье, - считал Малларме, - изысканные поэмы, написанные прозой". (А. Смирнов. Указанное издание.)
Многие из произведений писателя стали классическими образцами французского языка, до сих изучаются на курсах филологии и литературы современными студентами.
Не потеряли своего значения его большие литературоведческие работы: "Образы и характеры" (1901) - с интересными статьями о Гюго, Мюссе, Мишле - и "Сюжеты и случаи" (1906) - содержащие интересные записи и этюды о Версале в18-ом веке и писателях того времени (Ш. де Лакло, Н. Буало и других).
Написано было А. де Ренье и немного пьес в традициях Мольера и его масок, а ещё большое численность изящных стихотворений в прозе, посвященных его любимому городу - Парижу, где он и скончался 23 мая 1936 года, будучи членом Французской Академии и кавалером Ордена Почетного Легиона. На столике, у его кровати лежал обнаруженный на середине томик рассказов "Яшмовая Трость".
Подчеркнута была одна мысль "Я не знаю, отчего моя книжка могла бы тебе не прийтись по нраву..."
Не знает этого и автор данной статьи...
Так же читайте биографии известных людей:
Анри Рене Альберт Ги де Мопассан Henri Rene Albert Guy de Maupassant
За десять лет литературной деятельности (18801890) Мопассан создал шесть романов и около 300 новелл.
читать далее →
Анри Эмиль Бенуа Матисс Henri Emil Benua Matisse
Мир Матисса мир музыки, пасторальных сцен, ярких пейзажей, прекрасных ваз, сочных плодов и фруктов, красивых женщин.
читать далее →
Анри Хагуш Anri Hagush
Анри Хагуш - российский футболист родом из Абхазии. Родился 23 сентября 1986 года.Анри Хагуш является финалистом Кубка Белоруссии 2006-2007;..
читать далее →
Анри Барбюс Anri Barbusse
Писатель и общественный деятель.
читать далее →