Известные люди
»Антонио Кваренги
Рождение: Италия, 20.9.1744
Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II.
20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй отпрыск, названный в честь отца Джакомо Антонио.
Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". Видя увлеченность сына изобразительным искусством, папа Кваренги как художник решил дать сыну вероятность обучаться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей. Полный сомнений сравнительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся в одно прекрасное время на именитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре". Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.
В конце 1760-х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом. После этого он разработал проекты каминов, а кроме того таких утилитарных зданий, как склады, также для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.
В 1770 Кварнеги получил заказ от монахов-бенедиктинцев, в котором они просили обновить их старую церковь Санта-Сколастика, при условии не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы прочий. Кваренги, которому было тогда возле двадцати девяти лет, должен был принять решение поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело. Первый булыжник был заложен 3 мая 1770 года, а закончилась стройка осенью 1773 года.
Достаточно долгий перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое затем женитьбы было упрочено.
Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился без малого безотлагательно. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередность заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела дать оценку способности архитектора, и в феврале 1782 году поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца.
В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - "одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения...". Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.
Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное сооружение Академии наук на набережной Невы. Его возведение было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.
В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки "при эрмитаже каменного театра... по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия".
В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего только единственный год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.
Александровский дворец - беспрепятственно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли. Как писал сам Кваренги, в его творчество зачастую вмешивалась Екатерина II. Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, и все-таки его непререкаемый авторитет позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сберечь большой авторитет и у преемника царицы Павла I, а следом и у императора Александра I, чему несть числа способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Счуть.
В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его подруга жизни, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и ещё четырех малолетних детей. Он решил вкупе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793-1794 годов зодчий покинул Петербург. Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Официальное признание зодчего санкт-петербургской Академией художеств, как ни необычно, произошло немаловажно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в почетные вольные общипки.
Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное сооружение Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга.
Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам возвратиться в Италию. Кваренги совершенно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая отчизна - Россия - приняла его в цифра своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил план "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве! Но отгрохать ему помешала кончина. В 1817 году он скончался.
Так же читайте биографии известных людей:
Антонио Ринальди Antonio Rinaldi
Ринальди стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине 18-го столетия нашли в России свою..
читать далее →
Антонио Канова Antonio Canova
Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж.Торретти. Одно из наиболее удачных произведений раннего..
читать далее →
Антонио Мачадо-и-Руис Antonio Machado-i-Ruis
Антонио Мачадо-и-Руис - известный испанский поэт. Родился 26 июля 1875 года.С начала национально-революционной войны испанского народа 1936‒39..
читать далее →
Антонио Аллегри да Корреджо Antonio Allegri da Corregio
В работах Корреджо, выполненных в эти годы, чувствуется и влияние Леонардо да Винчи, но неизвестно, где и когда он познакомился с его творчеством.
читать далее →