Известные люди

»

Арсений Ворожейкин

Арсений Ворожейкин Arseny Vorozheikin Карьера: Герой
Рождение: Россия, 28.10.1912
Дважды Герой Советского Союза А.В. Ворожейкин награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, шестью иностранными орденами, многими советскими и иностранными медалями.

Родился 28 октября 1912 года в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии. Отец - Ворожейкин Василий Иванович (1884-1916). Мать - Ворожейкина Агафья Александровна (1884-1972). Супруга - Ворожейкина Валентина Павловна (1915-1988). Дочери: Вера Арсеньевна (1941 г. рожд.), библиотекарь; Ольга Арсеньевна (1946 г. рожд.), инженер. Сын - Сергей Арсеньевич (1952 г. рожд.), военнослужащий. Супруга по второму браку - Ворожейкина Лилия Петровна (1935 г. рожд.), газетчик.

Прославленный пилот, не знавший поражений в самые трудные годы войны, славившийся уникальным мастерством воздушного снайпера, прирожденный стратег и организатор группового воздушного боя, воспитатель целой плеяды выдающихся учеников, Героев Советского Союза - таким вошел в историю Арсений Васильевич Ворожейкин.

Арсений рос в бедной крестьянской семье. Рано лишившись отца, погибшего в первой важный войне, он познал сиротскую долю, нужду и голод. Но уже с детства он стремился вылезти победителем из трудных жизненных обстоятельств. После окончания семилетки работал на лесозаводе, был матросом на брандвахте первой волжской изыскательной экспедиции. Потом прошел рабфак, отслужил срочную службу в кавалерии. Поступил в Горьковский сельскохозяйственный комвуз.

Мечта о летной профессии, овладевшая Арсением Ворожейкиным ещё в детстве, привела его в Харьковскую военную школу летчиков, которую он окончил в 1937 году.

Уже в летной школе в нем проявились редкие способности воздушного снайпера, посылавшего в мишень - "конус" вдесятеро больше снарядов, чем требовалось для отличной оценки. 22 июня 1939 года начались бои на реке Халхин-Гол. В воздушном сражении с японцами он принял боевое крещение: в 30 воздушных боях на И-16 сшиб 6 японских самолетов. Был представлен к званию Героя, а получил орден Красного Знамени.

В бою с японским летчиком Ворожейкин получил тяжелое ранение позвоночника. Приговор врачей был беспощаден: компрессионный перелом трех поясничных позвонков. Однако ни отчаяния, ни безысходности не было. Напротив, охота победы определяла поступки. Досрочно выписавшись из госпиталя, "потеряв" справку о списании с летной работы, он вернулся в свою доля. И вновь - в небосклон!

Во всей полноте гений Ворожейкина раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Но перед ней было участие в советско-финляндской войне. После ее окончания в 1940 году он получил ориентация в Военно-воздушную академию и удачно окончил ее в сентябре 1942 года.

На фронт Великой Отечественной войны Арсений Васильевич прибыл уже опытным бойцом, имеющим больше 100 боевых вылетов и академическое образование. В сентябре 1942 года Ворожейкин был направлен в 728-й истребительный авиационный полк на Калининский фронт. Там, под Торопцем, на И-16 он совершил немного десятков боевых вылетов.

Первая виктория в Курской битве была одержана им на Як-7Б. Тогда Ворожейкин сшиб свежий трехпушечный германский истребитель Ме-109 Г-2. В следующем бою в районе Прохоровки пилот сшиб уже два Ю-87 - первому вспорол "брюхо", второго сразил неожиданным ударом сверху из облаков.

В одном из боев, спасая своего ведомого Дмитрия Анина в подбитом самолете, комэск отвлекает чуткость на себя, вступает в схватку с четырьмя "мессершмиттами". Один супротив четырех! Позднее в своей книге "Над Курской дугой" Ворожейкин напишет: "Самолет как бы растворился во мне. Он стал продолжением моих рук, ног, мыслей. Мгновение решает счастливый момент короткой схватки. Но от такого мгновения, когда в затылок наводят пушки и пулеметы, в жилах стынет кровь, и секунды кажутся вечностью". Эту вечность выиграл ас Ворожейкин, сбив два Ме-109 и подбив третий. Четвертый спасовал, повернул вспять.

Через немного дней четверка наших пилотов, атаковав большую группу Хе-111, сшибла четыре бомбардировщика. Два из них - на счету Ворожейкина. В одном из октябрьских боев 1943 года он ещё сшиб два Ю-87 в одной атаке: бомбардировщик, подбитый атакой снизу, с горки, шарахнулся в сторону и врезался в соседа.

В своей фронтовой жизни Ворожейкин одерживал победы над "мессерами" и "фоккерами", "юнкерсами" и "хейнкелями", неизменно сочетая тверёзый расчет и фантастическую дерзость. При этом ни при каких обстоятельствах пренебрежительно не отзывался о противнике. "Воюя, необходимо ведать сильные и слабые стороны врага. Тогда легче бороться", - говорил комэск летчикам своей эскадрильи.

В начале 1944 года полк перевооружили на Як-9. Ворожейкин первым сшиб на этом истребителе "Фокке-Вульф-190". На войне случается всякое. Ему доводилось не раз являться на содействие товарищам, пламенеть самому, валиться с остановившимся мотором, приземлять подбитый авиалайнер. В марте 1944 года, сбив фашистского разведчика "каракатицу" - Хш-123, он сам оказался подбитым. Каким-то чудом пилоту удалось усадить авиалайнер на просеку посреди болот на территории, занятой врагом. Друзья бросились на содействие, сумели приземлить на поляне По-2 и вывезти своего комэска под прикрытием двух "яков", пилотируемых Сергеем Лазаревым и Алексеем Коваленко.

Во время боевого вылета в район Тернополя на новой машине Як-9Т с мощной 37-миллиметровой пушкой он заметил трехмоторный Ю-52, шедший в сторону советских войск. "Юнкерс" вел себя миролюбиво, турели пулеметов были подняты вверх. Ворожейкин с ведомым сблизились с транспортником, более того разглядели летчиков, поднимающих руки, и уймище лиц в иллюминаторах. Внезапно больше десятка огненных трасс протянулись к нему с борта "юнкерса": стрелки и пассажиры, усыпив его бдительность, открыли пламень. Мгновенно среагировав, Ворожейкин "провалил" машину, выполнил боевой разворот и длинной очередью позади практически растерзал противника. Позднее, в этом же вылете, он сшиб ещё два Ю-52 и Ю-88! Если считывать по количеству моторов, уничтоженных в этом бою, то это был что ни на есть "урожайный" вылет в истории советских ВВС: на четырех сбитых самолетах было 11 моторов.

Свою первую Золотую Звезду Героя Советского Союза А. Ворожейкин получил 4 февраля 1944 года, когда цифра сбитых им самолетов дошло до 46. 19 августа 1944 года ему было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

В июле 1944 года Арсений Васильевич получает направление на место командира 32-го истребительного авиационного полка. Вскоре он был переведен на место старшего инспектора-летчика Главного управления фронтовой авиации.

В апреле 1945 года над Берлином в паре с майором Трещевым он настиг реактивный истребитель-бомбардировщик "Арадо". Последняя новинка гитлеровской военной техники была подбита и скрылась в дыму.

Генералом неба называли Арсения Ворожейкина его боевые товарищи и друзья. Да, аккурат генерал неба: он водил летчиков в махач, обучал всем тонкостям воздушной борьбы, мастерству внезапной атаки, умению побеждать. Вэтого в своей летной карьере Ворожейкин провел рядом 400 боевых вылетов, сшиб 54 самолета противника лично (из них 6 - на Халхин-Голе) и 14 в группе. Трижды был ранен.

После войны Арсений Васильевич командовал авиаполком, дивизией, был заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба. Летал до 1957 года. Освоил многие типы реактивных самолетов, посреди них Ла-15, Як-15, Як-17, МиГ-15, МиГ-17. В отставку вышел в звании генерал-майора.

Ныне Арсений Васильевич занимается литературной деятельностью. Он - член Союза писателей, автор 12 книг, изданных в нашей стране и за рубежом. В их числе - "Истребители", "Над Курской дугой", "Рядовой авиации" и др.

Дважды Герой Советского Союза А.В. Ворожейкин награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, шестью иностранными орденами, многими советскими и иностранными медалями.

На Нижегородской земле в разные годы установлены три памятника землякам, легендарным летчикам ХХ века. Отлитые в бронзе, стоят на приволжских просторах всемирно популярный российский пилот Петр Николаевич Нестеров, автор и основополагающий исполнитель "мертвой петли" - сложнейшей фигуры высшего пилотажа; Валерий Павлович Чкалов - легендарный пилот, внесший выдающийся вклад в разработку различных теоретических исследований, блестяще применивший на практике родное незаурядное летное мастерство и Арсений Васильевич Ворожейкин - единственный из самых результативных и ярчайших асов советской истребительной авиации.

Живет в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Арсений Степанов Arseny Stepanov

Герой Советского Союза (20.11.41). Награжден двумя орденами Ленина.
читать далее

Арсений Бородин Arseny Borodin

17-летний Арсений неоднократно побеждал в краевых и российских конкурсах. Его последняя награда - Мистер шлягер-2005, где он завоевал Гран-при.
читать далее

Арт Блаки Art Blakey

Получив в школе несколько уроков игры на фортепиано, уже в седьмом классе был штатным музыкантом возглавлял коммерческий оркестр, однако вскоре..
читать далее

Арт Блейки Art Blackey

Расставшись с Силвером, Блейки оставался лидером собственного ансамбля до конца своих дней - до 16 октября 1990 года. Он продолжал играть до..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий