Известные люди
»Артур Хейли
Рождение: США, 5.4.1920
Буквально с первых шагов в романистике Хейли удалось найти слагаемые своего успеха. Это скрупулезная детализация, многоплановость изображения, закрученная интрига и постановка перед читателем социальных вопросов.
24 ноября в возрасте 84 лет в своем доме на Багамских островах скончался всемирно именитый британо-американский сочинитель Артур Хейли. Он умер во сне в своем доме в городе Лифорд на острове Нью-Провиденс. Мир потерял человека, тот, что не только создал жанр производственного романа, но и поднял его на недосягаемую высоту.
Англичанин по рождению и канадец по гражданству, Хейли считался американским писателем, потому как все его крупные произведения были написаны на американском материале и в первый раз опубликованы в США. Сумев пробиться на америкосский рынок, он стал одним из немногих писателей, чьи книги моментально раскупались, не нуждаясь в дополнительной рекламе.
Артур Хейли родился 5 апреля 1920 года в английском городе Лютоне. Его мамаша, дама амбициозная, желала, чтобы отпрыск добился в жизни значительного положения. Но в 14 лет Хейли пришлось кинуть школу, потому как у его родителей не было денег, чтобы уплатить за дальнейшее образование сына. Денег, истина, хватило на то, чтобы Артур смог окончить курсы машинописи и стенографии. Эти навыки ему пригодились позже.
В 19 лет он записался на службу в Королевские ВВС, желая сделаться летчиком, но руководство отказалось удовлетворить его влечение - у Хейли не было образования. Однако позже он получил офицерский ранг, был направлен в Канаду для подготовки и стал, в конце концов, пилотом самолета. Два последних года Второй важный войны он прослужил в Лондоне, в качестве офицера штаба при английском Министерстве воздушного транспорта.
После окончания войны, Хейли оставил военную службу и перебрался в Канаду - он полюбил эту страну, когда проходил там летную подготовку. Работая в журнале, он познакомился со стенографисткой-англичанкой, кроме того недавно эмигрировавшей в Канаду. Знакомство переросло в влюбленность - с Шейлой Артур Хейли прожил совместно больше 50 лет.
Помимо своего основного занятия - журналистики - Хейли начал строчить сценарии для телевидения и пьесы. Однажды, находясь на борту самолета, совершавшего рейс Ванкувер - Торонто, Хейли задумался - а что было бы, если бы оба пилота вместе с тем почувствовали себя погано? Он начал игрывать с этой мыслью, дополняя и усложняя идею, и к концу полета пьеса была готова - оставалось только вынести ее на бумагу.
Пьеса получила наименование "Взлетная полоска 08". CBS поставила ее на ТВ, и телеспектакль "Полет прямиком в опасность" получил неимоверный фарт. В то время телеспектакли были на пике своей популярности - каждое воскресенье зрители приникали к экранам в ожидании новых захватывающих драм. Успех этой пьесы подстегнул карьеру Хэйли-драматурга, и постановки по его произведениям стали хитами.
Позже по пьесе "Взлетная полоска 08" был снят полнометражный кино "Час ноль", а сам автор переработал пьесу в повесть.
После успеха на ТВ Хейли решил вкусить свои силы на писательском поприще, взявшись за сочинение остросюжетных романов. Его первая книжка "Окончательный диагноз" была издана в 1959 году.
Буквально с первых шагов в романистике Хейли удалось нарыть слагаемые своего успеха. Это скрупулезная детализация, многоплановость изображения, закрученная интрига и постановка перед читателем социальных вопросов.
Разговор о недостатках американской системы здравоохранения, начатый в "Окончательном диагнозе", Хейли продолжил в "Сильнодействующем лекарстве" (1984). Оборотная край технического прогресса была затронута им в "Аэропорте" (1968) и "Перегрузке"(1979) - в последней Хейли описал вероятность энергетического кризиса. "Отель" (1965) и "Колеса" (1971) затрагивали проблемы расовой дискриминации, а в "Менялах" (1975) была показана изнанка финансовой деятельности банков.
Но читателей в книгах Хейли привлекали не столь социальные вопросы, сколь доскональное знание объекта изображения. С середины 1960-х годов в Америке грубо возрос заинтересованность к документально-публицистическому жанру. Одним из его звезд был беллетрист и публицист Робин Мур, прославившийся книгами "Зеленые береты" и "Французский связной". Но Мур был сверх меры противоречивой фигурой, уделявшей большое участливость политической стороне дела, и в его книгах зачастую ставились вопросы, чрезвычайно неприятные для высокопоставленных руководителей страны, и по этим причинам некоторые его произведения порой не могли пробиться в печать.
Хейли же от постановки острых вопросов устранялся, избрав позицию стороннего наблюдателя. Точно рассчитав композицию очередного романа и умело манипулируя сюжетными нитями, Хейли в каждой книге ненужный раз доказывал близкое мастерство, балансируя на тонкой грани между захватывающей историей и техническим руководством.
Критики хвалили его романы, подчеркивая, что минус литературного изящества в них искупается безошибочным и исчерпывающим знанием предмета, о котором он пишет. В ходе работы над "Менялами" Хейли сумел обрести позволение от двух крупных банков на исследование на практике всего механизма работы финансовых институтов - ему более того было позволено наличествовать на совещаниях советов директоров.
Работая над черновиком "Вечерних новостей", Хейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в Англии особый вектор движения противодействия терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживания, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении. После этого он без малого год составлял проект книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. И ещё год ушел у него на ход работы над текстом.
Такая тяга к проработке технических деталей выделяла Хейли из числа других американских писателей того времени. Конкурентом ему служил, пожалуй, только упомянутый Робин Мур. Мур был единственным гражданским лицом, которому указом президента Кеннеди было позволено одолеть путь совершенный вектор движения обучения в центре подготовки сил специального назначения армии США в Форт-Брэгге. После этого он в течении полугода находился сообща с подразделением "зеленых беретов" во Вьетнаме. Результатом явилась книжка "Зеленые береты".
Для "Французского связного", документальной повести о борьбе нью-йоркской полиции с контрабандой наркотиков из Марселя, Мур стажировался в одном из полицейских участков. Книга (позже экранизированная) имела громкий счастливый момент, но вот парадокс - несмотря на схожий подход к работе, Мур был не так популярен, как Хейли. Возможно, причина крылась в том, что Мур избирал для своих произведений чересчур экзотические темы: америкосский спецназ во Вьетнаме, баталия полиции с наркотрафиком, войны на африканском континенте (несмотря на противодействие Госдепартамента, Мур провел три года в качестве посла Доброй воли в Родезии, оказывая содействие американским добровольцам, там воевавшим).
Читателю, конечно, эти темы были интересны, но герои Мура были от него далеки. Мур писал про необычных людей в необычной обстановке, которые жили по принципу "вдоль обрыва по-над пропастью". А темы, о которых писал Хейли, были близки каждому. Средний гражданин сша ездил на машинах, собираемых в Детройте, останавливался в отелях на Юге, принимал лекарства, выпускаемые фармацевтической промышленностью, и летал на самолетах местных авиакомпаний.
Сам Хейли не считал себя "серьезным" писателем - он нередко говорил в беседа, что наиболее точное определение, подходящее к нему как к человеку, занимающемся литературным трудом, - "сочинитель". Он не претендовал на основательный психологический разбор героев своих книг и не старался вскрыть причины изображаемых конфликтов. Отчасти он был обязан этим своему репортерскому прошлому.
И главными персонажами романов Хейли были обычные люди в обычных обстоятельствах, которые, истина, подчас выходили из-под контроля. Он забирал характеры для своих произведений из обыденной жизни и подвергал их экстраординарным испытаниям - и благодаря этому у читателя рождалось ощущение сопричастности к ситуации, он мог нетрудно ассоциировать себя с героями Хейли. Писатель всю дорогу гордился тем, что, по собственным словам, "ни в жизнь не выдумывал" своих героев, а "хватал их из реальной жизни".
Такое доскональное знание "внутренней кухни" изображаемого предмета и увлекательное изложение механизма ее функционирования позволило Хейли занять особую нишу. Не будет преувеличением проговорить, что он по сути дела был отцом "производственного" романа в лучшем смысле этого слова.
Но с начала 1990-х годов Хейли на немного лет замолчал. Только в 1997 году вс его поклонников получила гостинец - роман "Детектив". По привычке досконально изучая материалы, Артур Хейли провел немного недель в рейдах с полицейскими Флориды и получил доступ к архивам. В результате получилось классическое остросюжетное произведение с захватывающим началом и динамично развивающимися событиями.
Однако позже успеха "Детектива" Хейли отверг все просьбы об беседа, заявив: "Я сказал и написал все, что мог", - и добавил, что давнехонько уже считает свою литературную дело чем-то как бы хобби.
Не говоря о том, что Хейли оказал серьезное воздействие на современную ему литературу, вызвав к жизни массу подражателей, его разрешается мнить "крестным отцом" по крайней мере ещё одного шибко популярного современного американского писателя. Это Том Клэнси, тот, что смог переработать "производственный роман" а la Хейли в новоиспеченный жанр - "техно-триллер", заимствовав у другого писателя Уэба Гриффина (также в некотором роде ученика Хейли) тщательное изображение функционирования внутренних механизмов армии и полиции. Клэнси нередко называют "наследником" Хейли, и хотя порой его романы кажутся угрожающе перегруженными подробнейшими описаниями (вплоть до технических спецификаций марки стали, например), уяснять текст их не менее увлекательно, чем романы его предшественника.
В СССР Хейли считали прогрессивным американским литератором и с удовольствием издавали. Если советским людям нужно было познать, что представляют из себя западный аэродром, гостиница или студия вечерних новостей, в особенности если в этих местах происходит что-то неординарное, на подмога приходили книги Артура Хейли. Надо вымолвить, что российские читатели в своей любви к Артуру Хейли были не одиноки - его романы были изданы в 40 странах на 38 языках общим тиражом в 170 миллионов экземпляров.
Естественно, безумно популярные романы Хейли не могли не породить в СССР писателей, пытавшихся освоить "его" жанр. Но несмотря на обилие материала (производственная задача была чуть-чуть ли не обязательной для многих советских писателей), пожалуй, только ленинградскому прозаику Илье Штемлеру удалось сделаться заметным в такой степени, чтобы его начали сравнивать с первоисточником.
Романы Штемлера "Таксопарк", "Универмаг", "Архив", "Утреннее шоссе", "Коммерсанты", прогремевшие в 1960-1990-е годы, аналогично хэйлевским, доставляли советскому читателю истинное блаженство точными деталями, доскональным знанием описываемого материала и увлекательными сюжетами.
Штемлер особенно и не скрывал, что был образец аккурат с Хейли. И тот и прочий, раньше чем накарябать свои "Поезд" или "Отель", устраивались в соответствующие ведомства и работали проводником на маршруте Ленинград - Баку или младшим помощником дежурного по отелю "Хилтон". Штемлер скрупулезно показывал "изнутри" универмаг, таксопарк, железную дорогу, сумев сделаться для советского читателя "нашим Хейли".
Позже "хейлевскую" традицию на российской почве попытались продолжить такие писатели, как Андрей Кивинов, написавший строй повестей о работе милиции, на основе которых был снят сериал "Менты". Сам Кивинов говорил о своих произведениях так: "Детектив в этом месте присутствует только потому как, что как будто как есть милиция. Но это скорее не жанр, а прием. На самом же деле основная моя проблема - представить изнутри бытие милиции, ее атмосферу. Все мною сделанное я отношу к сфере профессионального романа".
Издательство "Вагриус" кроме того обратилось к "производственным романам". Среди удачных книг в этом жанре разрешено подметить "Большую пайку" Юлия Дубова (директора "ЛогоВАЗа"). Но вот план "Сделано в России" (в тот, что вошел, к примеру, "Универмаг") особого успеха уже не имел. Видимо, вследствие того что, что эти "производственные романы" были "как у Штемлера", а учитывая, что книги самого Штемлер были "как у Хейли", то литературная продукция получалась уже более того не вторичной, а третичной. Ну и, конечно, посреди подражателей Штемлеру и Хейли без затей не нашлось до того же крупных талантов.
Можно изречь, что как литератор Хейли умер в 1997 году - потому как с тех пор он не издал ни одной книги. Но аналогично тому, как суть человеческая художника живет в его картинах, беллетрист жив, в то время как кто-то читает его книги. А в том, что Хейли будут впитывать текст как собак нерезаных лет через после этого его смерти, колебаться не приходится. 11 романов знаменитого англо-канадца навечно останутся любимыми произведениями для любителей хорошей прозы, а для писателей - примером того, как не возбраняется увлекательно строчить на "неинтересные" темы.
Так же читайте биографии известных людей:
Артур Ваха Artur Vaha
В 1999 году получил звание "заслуженный артист России".
читать далее →
Артур Смольянинов Artur Smolianinov
Артур Смольянинов - российский актер театра и кино. Родился 27 октября 1983 года.Дебют Артура Смолянинова в качестве актера кино состоялся в 1998..
читать далее →
Артур Пенн Artur Penn
В 1958 году режиссер снимает свой первый фильм "Оружие для левши". Принятый с безразличием в США, фильм получает Гран - при Брюссельского..
читать далее →
Артур Копит Artur Kopit
Копит, как никто из авторов, тонко чувствует значение слова Честь и поразительно тонко реагирует на любое проявление унижения человеческого..
читать далее →