Известные люди
»Афанасий Щапов
Рождение: Россия, 17.10.1835
Щапов (Афанасий Прокопьевич) - известный русский историк. Родился в 1830 г., в селении Анге, Верхоленского уезда, в 210 верстах от Иркутска, от местного дьячка и бурятки.
Отец отдал его в Иркутск в духовное училище, порядки которого описаны Загоскиным ("Магистр", роман М.В. Загоскина, в "Сборнике газ. Сибирь" 1876 г.) и Шашковым в его "Автобиографии" ("Восточное обозрение" 1884 г., 30). В 1852 г. Щапов окончил вектор движения семинарии и в числе лучших учеников был отправлен на государственный счет в Казанскую духовную академию. Здесь Щапов сильно усердно работал и тогда ещё выдавался из среды товарищей. Большое важность для его последующей ученой деятельности имело знакомство с богатой библиотекой рукописей Соловецкого монастыря, которая во время Крымской войны была перевезена в Казань. Щапов участвовал в составлении описи этих рукописей и сделал для себя море выписок оттуда. На последнем курсе он весь отдался своей студенческой магистерской диссертации, вышедшей в 1858 г. в Казани под заглавием "Русский раскол старообрядства". Всецело отрешиться от общепринятой до тех пор точки зрения Щапов не мог; тем не менее книжка его была совсем новым явлением и обратила на себя всеобщее участливость. Щапов рассматривает раскол не только как религиозное, но и как историческо-бытовое и социальное явление: в нем, по мнению Щапова, сохранился, так произнести, окаменелый осколочек древней России, выразилась русская народность XVII века, в ее отрешенности от иноземных элементов перестройки Петра Великого и XVIII столетия, проявилась преимущественно своеобразная историческая бытие массы народа, бытие религиозная и гражданская, существование умственная и нравственная. Позднее Щапов ещё дальше развил свои мысли в статье "Земство и раскол" ("Отечественные Записки", 1862). Точка зрения Щапова была подхвачена Аристовым, его учеником, в "Устройстве раскольничьих общин" ("Библиотека для чтения", 1863, 7), В. Формаковским - в статье "О противогосударственном элементе в расколе" ("Отечественные Записки" 1866 г.), Андреевым - в его исследовании "Раскол и его значимость в русской жизни" (1870) и др. Важность работы Щапова признает и эдакий осмотрительный историк, как Бестужев-Рюмин. В академии Щапов читал историю русской церкви, останавливаясь главным образом на анализе взаимодействия византийских начал со славяно-русским языческим мировоззрением, давшего свежеиспеченный специфически российский строй религиозных представлений. Дальнейшую разработку этих лекций дали его "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)", в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1863). Под влиянием своего учителя Елисеева, а ещё В.И. Григоровича и С.В. Ешевского и собственной неустанной работы, Щапов вырабатывает свой воззрение на ход русской истории и на методы ее исследования. Связь мировоззрения Щапова со славянофильством за пределами всякого сомнения; он, как и славянофилы, изучал не только то, как поступало и что делало руководство по челобитным, а то, о чем просили в челобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теорию удобнее всего разрешено окрестить земской или общинно-колонизационной. "По старинному народному принципу... - почва составляла основу всего народного бытового строя". Отсюда наименование областей "землями" и людей "земскими". Вольный ход устройства народом земского мира совершался в таковой естественной последовательности: "рядом, на одной земле и воде, в колонизационно-географической и общинно бытовой связи, сами собой, без всяких указов, устроялись... два первичных мира - городской и сельский, городок и село... В лесу посажался починок и разрастался в село". К нему приселялись "починки", "деревни на поле", "приселья" и т. д., которые образовывали уезд или волость; отседова "село с уездом". Каждое поселение составляло особенный мир, одинаково как и уезд, отчего в актах и говорится без различия: со всею волостью или со всем миром. Из первичных сел или починков "на почве вольнонародного, земского строения, путем торга и промысла" выросли посады и образовались посадские миры, зачем и городские общины назывались мирами. Волостные или уездные миры естественно-историческим путем по речным системам и волокам смыкались в областные общины. В жизни областей были две "последовательно-преемственные формы": особно-областная и с
оединенно-областная. Характерная специфика первой: вольное устройство путем колонизации на особой речной системе или отдельном волоке; тяготение местных общин к "особности"; деление населения на историко-этнографические группы по областям; местное "земскосоветие", федеративное взаимодействие и междоусобная схватка областных единиц. Следовательно, истории русской земли нет; есть только история отдельных областей и их отношений между собой. Соединенно-областная форма возникла затем Смутного времени, потом розни областных общин и решения их, на своих областных земских соборах, быть в единении, любви и совете; так появилась земско-областная федерация. Таким же путем смыкания снизу вверх возникло и управление на почве колонизационного устроения и географического соотношения. Сельский мир управлялся сельским мирским сходом, волостной - волостным и т. д. Земский собор всех людей русской земли был выражением соединенно-областной организации русской земли. В построении Щапова крайне видную образ играет колонизация, которая стоит в зависимости от распределения экономических ценностей и, в свою очередность, определяет их ("Историко-географическое распределение русского народа", в "Русском Слове" 1864 и 1865 годов). В 1860 г. Щапов был приглашен профессором русской истории в универ, где имел выдающийся счастливый момент (см. сборник "Первый шаг", Казань, 1876). В 1861 г., после этого обнародования манифеста об освобождении крестьян, Щапов, за наличие на панихиде по крестьянам села Бездна, не желавшим признать манифеста, был арестован. Министр внутренних дел Валуев взял Щапова на поруки и назначил его чиновником министерства по раскольничьим делам, но Щапов, выбитый из колеи, не мог уже с прежним научным спокойствием продолжать своих работ. С одной стороны, он поддался тогдашнему увлечению естественными науками и пытался применить "естественно-научный" алгоритм к своим исследованиям; с иной стороны, он не мог, при своей горячей натуре, отнестись индифферентно к тогдашнему общественному движению. В 1864 г. он был сослан в Иркутск, где продолжал полно действовать, главным образом по местным вопросам. Последние его труды вызывали строгие отзывы критики и не могут, в действительности, ступать в соотнесение с прежними работами. В 1874 г. скончалась его хозяйка Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу, а в 1876 г. последовал за нею и сам Щапов. От своей "земской" теории Щапов стал отказываться с 1863 - 1864 гг. "До 1863 г. земство и земское саморазвитие было моей idee fixe. Я защищал инициативу и самодеятельность сил народа в деле его социального саморазвития... Со времени 1864 г. я стал раздумывать иначе". Дальнейшая - или, вернее, дальнейшие теории Щапова страдают запутанностью и отсутствием юридической определенности (см. XXVII, 444). "Если Щапов, - говорит Н.Н. Козьмин в "Книговедении", - был одним из вождей известной исторической школы, то он же явился в своих сочинениях (о Сибири) если не вождем, то вдохновителем, знаменем целого ряда областных деятелей родного края, видные представители которых группировались примерно "Сибири" и "Восточного Обозрения". Щапов признавал сибиряков "больше корыстными и буржуазными, чем великорусский народ", но его идеи, его сочинения сделали близкое занятие - вся "юная Сибирь" многим обязана Щапову. Он намечал вопросы, которые следом разрабатывались в сибирских газетах. Сибирские деятели могут использовать к нему стих Данте: Tu duca, tu signore, te maestro. Литература. Труды Щапова разбросаны в разных периодических изданиях и только немногие изданы особняком. Главные его работы: 1857 г. - "О причинах происхождения и распространения раскола, известного по именем старообрядства, во второй половине XVII и в первой половине XVIII столетия" ("Православный Собеседник"); 1858 г. - "Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданств. в XVII и первой половине XVIII века"); 1860 г. - "Русская церковь в Северном Поморье в XV - XVII веках" ("Православный Собеседник"); 1861 г. "Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире" ("Православный Собеседник"); "
Великорусские области и Смутное время" ("Отечественные Записки", 10 и 11); "Земство и раскол" ("Отечественные Записки", 12); 1862 г. "Состояние русского духовенства в XVIII столетии" ("Православный Собеседник"); "Земство" ("Век" 7 и 8); "Земские соборы в XVII столетии. Собор 1642 г." ("Век", 11); "Городские мирские сходы" ("Век" 12); "Сельский мир и мирские сходы" ("Век", 13 и 14); "Земский собор 1648 - 49 годов и собрание депутатов 1767 г." ("Отечественные Записки", 11); "Сельская община" ("Век", 1 - 6); "Земство и раскол" ("XVII столетие)" (выпуск. I, СПб., 1862); "Земство и Раскол. Бегуны" ("Время", 10 и 11); 1863 г. - "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия" ("Журнал Министерства Народного Просвещения"); 1864 г. - "Этнограф. орган. русск. население." ("Библиотека для Чтения", 1); "Историко-географическое распределение русского народонаселения" ("Русское Слово", 8 - 10); 1865 г. "Историко-географическое распределение русского народонаселения" ("Русское Слово", 6, 7, 8, 9); "Историко-этнографическая организация русского народонаселения" ("Русское Слово", 1, 2, 3); "Общий воззрение на историю интеллектуального развития в России" ("Дело", 1866, 2 и 3; 1868, 8 и 9); "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа" (СПб., 1869 - 1870); "Естественно-психологические условия умственного и социального развития русского народа" ("Отечественные Записки", 1870, 3, 4 и 12); "Влияние общественного миросозерцания на социальное положение женщин в России" ("Дело", 1871, 7 и 8); "Историко-географические и этнографические заметки о сибирском населении" ("Известия Восточно-Сибирского Отделения Русского Географического Общества", 1872, 3); "Историко-географические заметки о Сибири" (ibid., 1873, 2); "Сибирское среда до Сперанского" (ibid., 1873, тома 4 и 5); "Сельская оседло-инородческая и русско-крестьянская община в Кубинско-Ленском краю" (ibid., 1875, 3, 5 - 6); "Социальные потребности Сибири намедни реформ" ("Сибирь", 1876, 3 и 4) и хоть отбавляй других. Литература о Щапове бедна серьезными исследованиями. См. "Отечественные Записки" (1876, 5); "Вестник Европы" (1876, 5); "Древняя и Новая Россия" (1876, 9); "Дело" (1876, 4); "Неделя" (1876, 3 - 5, 6 - 7); "Новое Время" (1876, биографический очерк Шашкова, 196, 198, 212, 227, 245, 252); "Сибирский Сборник", 1885 г. - "Щапов" (из воспоминаний В. Вагина ); Аристов "Аф. П. Щапов" (СПб., 1883); Н.Н. Козьмин "А.П. Щапов, его бытие и деятельность" (Иркутск, 1902); в настоящем словаре XXVII, 444. Г. Лучинский.
Так же читайте биографии известных людей:
Афанасий Белобородов Afanasy Beloborodov
Награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степени, Кутузова II..
читать далее →
Афанасий Вансович Afanasy Vansovich
русский генерал, участник Кавказских походов, военный инженер.
читать далее →
Афанасий Карманов Afanasy Karmanov
В 1933 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в освободительной войне испанского народа 1936 - 1939 годов.Участник..
читать далее →
Афанасий Соболев Afanasy Sobolev
После войны Афанасий Петрович продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава,..
читать далее →