Известные люди
»Ахмед Сукарно
Рождение: Индонезия, 6.6.1901
Сукарно было суждено привести свой народ к независимости и возглавить государство. Он вообразил себя мессией, а стал диктатором. Это привело его к краху, а родину, которую он искренне любил, ввергло в пучину анархии и хаоса.
Сукарно-мотор, движущая мощь всего левого движения. Он насаждал дух национализма во всех слоях общества и частях страны. Он порушил стену, которая отделяла различные народы Индонезии дружбан от друга. Простые и знатные люди - все считали его своим лидером. Для них он был Бунг-Карно - брат Карно. Они видели в нем пророка независимости. Он был объединяющей точкой, в которой сходились все чувства и помыслы, биение сердец.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХ СТОЛЕТИЙ индонезийцы безуспешно пытались свалить с себя голландский колониальный ошейник. Стране удалось возвратить независимость только в середине ХХ века, когда во главе национально-освободительного движения стал полукровка Сукарно.
Он родился на восходе солнца в 1901 году в городе Сурабае, в семье мусульманина и индуистки, и был наречен Кусно. По яванскому поверью, появившийся на свет в год Быка да ещё на восходе солнца - избранник судьбы, которого ожидает героическое перспектива. Но "избранник" рос слабым и болезненным ребенком, и папа, свято веря, что все болезни сына проистекают из неудачного имени, дал ему другое - Карно, имя героя-воина древнеиндийского эпоса Махабхараты. И чтобы он как разрешено лучше мог осуществить родное предназначение, прибавил к нему ещё префикс превосходной степени "Су", практически означающий "лучший".
Сукарно стал заложником своего имени. Мальчик бредил подвигами, победой добра над злом, которую может одержать сильная персона, герой-спаситель. О завете быть "вторым Карно" папа напомнил юноше, когда он покинул семью, чтобы продолжить образование в одной из лучших школ Восточной Явы.
Пройдя сквозь "очаг национализма" - так называли здание лидера "Сарекат ислама" ("Союз ислама") Чокроаминото, в котором немного лет прожил Сукарно, - он из мальчика превратился в мужа. В прямом и переносном смысле: женился на Утари, 14-летней дочери учителя, и стал политическим бойцом.
Он первым догадался объединить три основных течения - национализм, исламизм и марксизм, на которые распадалось освободительное движение. "Корабль, тот, что приведет нас к свободной Индонезии, - это судно единства", - провозгласил он в 1926 году. Уже тогда честолюбивый юный политик видел капитаном этого корабля только себя. Сукарно удалось совместить несоединимое и, помимо того, сформировать собственную партию - Национальную партию Индонезии - для завоевания власти. НПИ безотложно же заявила, что представляет интересы мархаэнов - большинства простого народа.
Сукарно без устали ездил по всей стране, используя любую площадку для своих зажигательных речей. Блестящий психолог, он замечательно чувствовал расположение аудитории и говорил то, что от него хотели услыхать. Наделенный актерским талантом, он разыгрывал перед собравшимися театр одного актера. И все чаще и чаще его называют не по иному, как Бунг-Карно; он становится признанным вождем индонезийского народа.
Правитель одного из средневековых яванских государств Джойобойо, Нострадамус местного масштаба, ещё задолго до высадки на островах голландцев предсказал: на Яву придет белый мужчина и будет править длительное время; его прогонит желтый дядя с севера, тот, что останется на Яве только на отрезок времени вызревания кукурузы; потом этого хозяином станет народонаселение.
Японцы вытеснили голландцев с архипелага в 1942 году. Сукарно пошел на сотрудничество с новыми властями. Это был компромисс, но во имя цели, к которой он шел всю свою сознательную существование. Япония обещала дать независимость Индонезии, но тянула с обещанием три года. Сукарно и его ближайшие соратники провозгласили Декларацию независимости республики посредством три дня позже капитуляции Токио во Второй важный войне. Предсказание Джойобойо сбылось на три четверти. Народ добился независимости, но хозяином стал Сукарно. 18 августа 1945 года Комиссия по подготовке независимости избрала его президентом страны. Конституция наделяла первого президента неограниченной законодательной и исполнительной властью. И он не замедлил этим употребить. Один из первых его указов предписывал всем гражданам здороваться дружбан друга словом "мердека" (свобода) и поднятием руки, пять пальцев которой символизировали провозглашенные Сукарно пять принципов - индонезийский национализм, интернационализм или гуманизм, дискуссия или демократия, социальное благосостояние и вера в Бога.
Диктатура всю дорогу начинается с таких вот, казалось бы, незначительных вещей. Не немаловажно, как граждане приветствуют товарищ друга. Кричат ли они "Хайль!" или "Да здравствует!". Главное, что их заставляют это действовать, и они не сопротивляются. И совершенно не немаловажно, кто заставляет их это делать: германский ефрейтор, грузинский горец или яванский националист. Рано или поздненько, при жизни вождя или следом его смерти, диктатура заканчивается одним и тем же, в какие бы одежды она себя ни облекала.
За первые десять лет своего существования республика прошла посредством оккупацию Англией, войну с пришедшими вдогон за англичанами голландцами, парламентаризм, склочную, мелкую борьбу между 30 политическими партиями, народные волнения и недовольство армии. И вернулась к тому, с чего начала, - к Конституции 1945 года. Страна, раздираемая политической борьбой, стояла на пороге гражданской войны. С загадочной улыбкой Будды Сукарно наблюдал за этой политической грызней у государственного пирога. "Отец нации" выжидал, когда "дети" сами придут к нему и попросят навести строй. И они пришли и попросили.
После посещения СССР и других стран соцлагеря Сукарно решил, что пора. И ввел в стране "направляемую демократию". Он успокаивает народ: "Я не стремлюсь сделаться диктатором, братья и сестры. Это мне не по душе. Я - демократ: Но моя демократия - не либеральная демократия". Он объявляет в стране военное положение и отправляет очередной офис в отставку. В начале апреля 1957 года президент Сукарно поручает "гражданину Сукарно" сформировать свежий офис. Затем распускает Учредительное собрание и ликвидирует оппозицию с правой стороны и слева. Не уставая воспроизводить, что действует в соответствии с желанием народа. Дорога к диктатуре неизменно вымощена благими намерениями. И в какой бы стране эта путь ни мостилась, и как бы диктатор себя ни называл - вождем, фюрером, дуче, - все оправдывается волей народа и его желанием.
Сукарно замкнул на себе все органы государственной власти. Законодательной и исполнительной. Весной 1960 года парламент не принял бюджет, президент разгневался и распустил парламент.
Президент заявляет: "Я - Индонезия. Я - революция" - и навязывает стране "индонезийский социализм". Он объясняет народу: "Наш социализм - это мешанина. Идею политического равенства мы заимствовали из Декларации независимости США. Идею духовного равенства - из ислама и христианства, научную идею равенства - из марксизма. К этому мы добавили свою национальную самобытность - мархаэнизм. Затем мы привнесли сюда принципы "готонг-ройонг", что означает существовать сообща, вкалывать вкупе и подсоблять дружбан другу во всем. Смешайте все это, и вы получите "индонезийский социализм".
Это была горючая мешанина. И чтобы она не взорвалась, высший законодательный орган страны - Временный всенародный консультативный конгресс (ВНКК) - под давлением Сукарно назначает его весной 1963 года пожизненным президентом страны. Один из царедворцев подводит черту - избрание вождя индонезийского народа является политической необходимостью, так он не только символ единства нации, но и его гарант.
В это время 62-летний Сукарно женится в седьмой раз. Избранница - 23-летняя яванка Харьяти. Яванцы начинают обожествлять своего президента. Согласно яванским поверьям, только богам и героям присуща необыкновенная сексуальная мощь. Его сравнивают с героем национального эпоса Арджуной, тот, что имел 1000 любовниц. Поведение Сукарно вызывает гордыня у большинства индонезийцев. Сукарно льстит это, но ему уже мало быть национальным героем, он желает сделаться мессией для всего мира.
В "Автобиографии" он заявил: "Вэтот моей жизнью стояла во главе высшая мощь. Я выполняю волю Божью. Это - для чего я рожден".
Сукарно безукоризненно владел тактикой и стратегией политической борьбы, которая завсегда позволяла ему держаться на плаву. Он непрерывно держал всех в состоянии неопределенности, неустойчивости и напряженности, выход из которого знал только он - Сукарно. И двигал фигурами на привычном ему с молодости поле до тех пор, покуда не запутался в многоходовых комбинациях и не поставил мат сам себе.
Все перестройки, проводимые Сукарно, бесславно провалились. В ряде городов не хватало питьевой воды. По вечерам отключали электричество. Страна нищала, в середине 60-х ее захлестнула инфляция. Люди давнехонько перестали узнавать товарищ друга, когда же наступят обещанные президентом благоденствие и стабильная бытие, сколь разрешается внимать его просьбам о терпении. В Индонезии резво нарастали анархия и хаос; Сукарно утопал в роскоши, возводил все новые и новые дворцы и монументы.
В армии схлестнулись две группировки: консервативная "Союз генералов" и левацкая "Движение 30 сентября 1965 года". И та и другая объявили себя защитниками Сукарно. Он решил обозначиться в привычной для себя роли "отца", примиряющего крайности.
И продул.
К власти пришла третья мощь во главе с генералом Сухарто. В 1966 году ВНКК лишил Сукарно звания пожизненного президента. Но сберег ему титул вождя революции. Вождь пытался противиться, выступал с публичными речами, призывал придерживаться за ним, снова претендовал на всю полноту власти в стране. Но его уже никто не слушал.
Его обвинили в коррупции. Его обвинили в проведении политики, которая привела к политическому, экономическому и моральному кризису нации. Но под суд не отдали. Военные рассудили: воротить Сукарно под суд - значит судить весь индонезийский народонаселение. И ограничились его полной изоляцией от внешнего мира.
У него обострились все застарелые болезни, все чаще и чаще случались сердечные приступы. Летом 1970 года состояние Сукарно стало безнадежным. Утром 21 июля он скончался. Эпоха закончилась. Восторжествовал "свежеиспеченный порядок".
Сухарто позволил создать пышную церемонию. В девятую годовщину смерти вождя генерал-президент в торжественной обстановке открыл мемориал памяти усопшего. Здание высотой в 18 метров было выполнено в национальном стиле и имело три ступени, символизирующие три этапа жизни человека - молодость, зрелые годы и преклонный возраст. На могильной плите была выгравирована надпись: "Здесь лежит Бунг-Карно - провозвестник независимости и первостепеннный Президент Республики Индонезия. Родился 6 июня 1901 года. Умер 21 июля 1970 года".
Мертвый лев укусить не может.
Так же читайте биографии известных людей:
Ахмед Цаликов Ahmed Tsalikov
Цаликов (наст. фам. Цалык-каты) Ахмед (Ахмет) Тембулатович (1882, Тверская обл.,- 1928). Из семьи осетина-мусульманина. В 1899 поступил на юрид. ф-т..
читать далее →
Ахмед Эртегун Ahmed Ertegun
Эртегун - сын посла Турции в США - увлекался коллекционированием аудиозаписей с ранней юности, позже его хобби переросло в основное занятие, и в..
читать далее →
Ахмед Куреи Ahmed Kurey
До вступления в 1968 году в движение ФАТХ, возглавляемое Арафатом, работал в банке. В ФАТХ был директором финансового отдела. В 1993--95 годах..
читать далее →
Ахмед Махер Ahmed Macher
Окончил юридический факультет Каирского университета. Карьеру дипломата начал в 1957 году с должности атташе. Работал в посольствах Египта в..
читать далее →